Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

административных судов во Франции возглавляет Государственный совет, который осуществляет функцию административного контроля за актами регламентарной (исполнительной) власти.

По форме государственного устройства Франция была унитарным государством, основанным на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Причем государство осуществляло административную опеку над органами местного самоуправления. На местах было два вида административно-территориальных образований: "естественные" (город, село и т.д.) и искусственные, созданные актами центральной власти (регион, кантон). По Конституции 1958 г. "естественными образованиями" республики являются коммуны (их 36 тыс.), департаменты (их 100), заморские территории, которые свободно управляются выборными советами (ст. 71). Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления – муниципальный совет. В департаментах избираются генеральные советы. "Искусственным образованием", не имеющим представительных органов, стал регион (их 26). Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.

В последующее время в развитии режима Пятой республики можно выделить несколько важных тенденций.

  • 1. Дальнейшее усиление президентской власти. Президент стал главой правительства. Этому способствовала конституционная реформа 1962 г., изменившая порядок выборов Президента. Отныне ои стал избираться не выборщиками, а непосредственно избирателями. Это повысило уровень легитимации президентской власти, укрепило его независимость от остальных властных институтов. Кроме того, в 60–70-е гг. XX в. усиление президентской власти происходило за счет доминирования в партийной системе Франции голлистской партии "Объединение французского народа" (1947 г.), на которую опирались президенты, и она составляла парламентское большинство. С 1976 г. голлистская партия стала именоваться Объединением в поддержку республики. Характерной чертой политического развития Франции 60–70-х гг. XX в. стало совпадение президентского и парламентского большинства. Президент неизменно выступал как лидер голлистской партии, имевшей большинство и в парламенте. Это позволяло ему фактически возглавлять правительство и осуществлять полномочия председателя правительства, оттесняя премьер-министра на второй план.

  • 2. В 70–90-е гг. XX в. обострилась проблема сосуществования, связанная с отсутствием реальных разграничений полномочий президента и премьера в случае, если они принадлежат к разным политическим партиям. Дело в том, что период 70–80-х гг. XX в. характеризуется усилением влияния левых партий (Коммунистической и Социалистической) и потерей политической монополии голлистской партии. С 1981 г. пост президента Франции на два срока занимал социалист Ф. Миттеран, а парламентское большинство было правоцентристским, правительство с 1988 г. возглавлял лидер голлистской партии Ж. Ширак. С этого момента во Франции проблема "сосуществования", когда президентская и правительственная власть контролируются различными партиями, существенно влияла на функционирование механизма Пятой республики. В 1997 г. президентом стал голлист Ж. Ширак, а парламент и правительство контролировали социалисты во главе


с А. Жюпеном. Поскольку Конституция не содержит механизма разрешения конфликта между президентом и правительством, го был создан прецедент, согласно которому президент позволяет "правительству править", не упуская возможности активно участвовать в его деятельности.

3. Заметно возросла роль парламента, особенно после конституционной реформы 1995 г. Суть дальнейшей "рационализации" французского парламентаризма: 1) в повышении качества законотворческой и контрольной деятельности путем внесения изменений в регламент: вместо двух сессий, которые суммарно длятся шесть месяцев, была введена одна продолжительностью девять месяцев, что позволило разгрузить парламент от текучки, позволило более тщательно рассматривать законопроекты, обращать больше внимания на деятельность правительства; 2) теперь как минимум одно из еженедельных заседаний парламента специально отводится для ответов правительства на вопросы депутатов; 3) палаты получили право одно заседание в месяц проводить по собственной, а не по правительственной повестке дня; 4) депутаты Нижней палаты получили право подписывать в ходе ординарной сессии не одну, а три резолюции порицания.

Вопрос 104.Развитие права Франции в Новейшее время.

Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного и часто не согласованного права.

Французская революция XVIII в. при всем ее нигилистическом подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции происходит рост авторитета закона и превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права.

Именно в законе прежде всего находили свое отражение постулаты естественного права и “требования природы”. Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочием устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития общества, когда закон действительно был наиболее удобной правовой формой выражения как общей воли, так и интересов отдельных групп и прослоек общества, прежде всего его правящих кругов. Отсюда во французской правовой системе с формально юридической точки зрения любое решение суда должно было основываться (в отличие от Англии) на писаном праве — законе, а не на предшествующей практике — прецеденте.


Новая правовая система создавалась во Франции в соответствии с принципами и целями, выдвинутыми еще в период революции. Именно революция XVIII в. подготовила необходимую почву для того, чтобы с установлением “сильной” правительственной власти (Наполеона Бонапарта) в интересах общества, а прежде всего новых предпринимательских кругов и крестьян-собственников, была проведена широкомасштабная кодификация всего французского права.

За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 г.), в частности благодаря энергии и самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права и вошедших в историю под названием кодификации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

Эта кодификация, которая, по образному выражению юристов того времени, обладала “ясностью геометрической системы”, имела большое значение для утверждения свободного предпринимательства. Хотя законодатель и делал в ряде случаев шаг назад по сравнению с более радикальным законодательством революции, эти кодексы, несомненно, имели революционное содержание, отразив итоги революционных бурь и потрясений.

Успех кодификации Наполеона определялся в значительной мере и тем, что ее составители, используя революционные идеи и подходы, восстановили прерванную в годы революции преемственность в праве и обратились не только к революционной практике, но и к дореволюционному праву, кутюмам, каноническому праву, римскому праву.

Во Франции в конце XVIII — начале XIX в., в отличие от Англии, законодатель, особенно при проведении кодификационных работ, широко использовал наследие римских юристов, воспринял сам дух римского права. Логика построения французского права (его деление на публичное и частное), его основные конструкции и понятия, многие юридические определения восходят к римскому праву, переработанному в соответствии с французскими условиями еще в дореволюционную эпоху такими видными юристами, как Дома, Потье, Буржон и др.

Созданная уже в конце XVIII — начале XIX в. под непосредственным воздействием французской революции правовая система Франции в основных своих чертах, несмотря на усложнение ее структуры, модернизацию основных правовых институтов, развитие ее источников, сохранилась и к началу XX в.

На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская кодификация права. Но после второй мировой войны усложнившийся характер общественной жизни, новые экономические процессы, рост правовой культуры и другие факторы повлекли за собой постепенное обновление традиционных наполеоновских кодексов


Вопрос 105. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии и образование Веймарской республики.

Ноябрьская революция в Германии 1918г. Крупные неудачи на фронтах в 1918 г. способствовали появлению революционных настроений. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.

Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918г,а 9 ноября она была уже в Берлине. Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало.

В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству.

Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, временное социал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом объявило о выборах в Учредительное собрание, которое должно было решить вопрос о будущем государственном устройстве Германии.

Собрание было созвано в городе Веймаре — небольшом тогда культурном центре Германии. Коалиция трех партий — социал-демократической, демократической и партии центра — составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и, самое главное, приняло новую Конституцию Германии, названную Веймарской.

Веймарская конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Вводилось всеобщее прямое тайное избирательное право.

Парламент состоял из двух палат: Рейхстага (нижняя) и Рейхсрата (верхняя). Рейхстаг стал высшим законодательным органом и избирался на 4 года. Рейхсрат состоял из представителей земель Германии. При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту республики. Он либо присоединялся к Рейхстагу, либо поручал решение референдуму.

Президент избирался всеобщим голосованием. Его власть походила на монархическую. Президент мог распустить Рейхстаг, командовал вооруженными силами, мог в любой момент ввести ЧП. Назначал правительство, которое было ответственно перед Рейхстагом.

Канцлеру поручалось «формирование руководящих принципов политики»


Чиновники назначались пожизненно.

Конституция провозглашала свободу слова, печати, ассоциаций. Узаконила создание рабочих советов на предприятиях, которые защищали бы социальные и хозяйственные интересы рабочих.

Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган — ландтаг и собственное правительство.

По своему характеру Ноябрьская революция была буржуазно-демократической. Несомненным завоеванием рабочего класса Германии являлось узаконение 8-го рабочего дня, введение пособий по безработице, признание женского избирательного права.

Судьба Веймарской республики. Веймарская республика просуществовала 14 лет. Вся ее история - это борьба промышленно-финансовой монополии и рабочего класса.

В 1923 г. Германия снова пережила революционную ситуацию: рабочие поднялись на вооруженное восстание, но, оказавшись в изоляции, вынуждены были прекратить борьбу. Восстанием руководили коммунисты, но к ним примкнула и часть социал-демократов.

Положение стабилизировалось, но разразился мировой экономический кризис 1929 г. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а число безработных достигло 9 млн. Народные массы переходили на сторону компартии.

Опасаясь новой рабочей революции, немецкая буржуазия, особенно крупная, стала связывать свои интересы и надежды с фашистской партией Гитлера. Эта партия, демагогически именовавшая себя национал-социалистской рабочей партией Германии, возникла в 1919 г.; программа ее, лживая в своей рекламируемой части, была рассчитана на привлечение недовольных — рабочих, крестьян, мелких лавочников. Программа партии возвещала создание великой империи, искоренение марксизма и коммунизма, физическое истребление евреев и пр. Решение экономических проблем фашисты видели в милитаризации экономики.

Предвидя опасность фашизма, компартия Германии предложила социал-демократам, объединиться в едином антинацистском фронте. Это предложение было отвергнуто социал-демократическими лидерами, заявившими, что их партия не окажет сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти легальным, т. е. конституционным, путем.

Фельдмаршал Гинденбург, не выдержав давления со стороны своего окружения призвал Адольфа Гитлера на пост имперского канцлера (рейхсканцлера). Это случилось 30 ноября 1933 г.— черный день не только для Германии, но и для всей Европы.