Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

местного управления, равно как и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления. Существенным недостатком парламентского режима Четвертой республики были частые правительственные кризисы. Множество партийных фракций, существовавших в Национальном собрании, обусловило коалиционный характер формирующихся правительств, которые менялись достаточно часто. Так, с 1946 по 1958 г. во Франции сменилось 20 правительств, таким образом, Кабинет действовал в среднем чуть более полугода.

Экономическая модернизация и структурная перестройка экономики – повышение роли обрабатывающей промышленности и сектора услуг, распад колониальной системы и колониальные войны, обострение социальных противоречий в период существования Четвертой республики – требовали оперативного вмешательства сильного государства, способного эффективно решать возникающие проблемы. Однако режим классической парламентской республики, основанный на многопартийном соперничестве, был не в состоянии адекватно реагировать на возникающие проблемы. Нарастало недовольство режимом Четвертой республики, и, как следствие, выдвигалось требование проведения конституционных реформ. Первым шагом в этом направлении стало сокращение представительства в парламенте мелких партий путем изменения избирательной системы. В 1948–1951 гг. вводится мажоритарная система выборов для Совета республики и Национального собрания, которая отменяла пропорциональную систему 1946 г. В соответствии с Законом от 8 мая 1951 г. партия или блок партий, собравший в каком-либо округе более 50% всех голосов, получал все депутатские мандаты от этого округа. В соответствии с этим положением партии приобрели возможность блокирования. Только в случае, если ни одна партия или блок партий, выступающих на выборах единым списком, не получали абсолютного большинства, предусматривалось пропорциональное представительство. По конституционной реформе 7 декабря 1954 г. изменялись статусы правительства и Совета республики. Премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), усложнялась процедура его отставки, отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Совет республики превращался в полноправного участника законодательного процесса. Ему постепенно были предоставлены почти все права и полномочия довоенного Сената. Кроме того, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента. Несмотря на эти реформы, режим 
Четвертой республики не смог ответить на новые вызовы и угрозы и в мае 1958 г. был заменен режимом Пятой республики.

Вопрос 103. Пятая республика во Франции. Государственный строй Франции во Конституции 1958 г.

Объективно переход к Пятой республике был вызван необходимостью оперативного реагирования политической системы на возникающие внутренние и внешние проблемы. В стране происходила структурная модернизация, связанная с созданием основ информационной экономики. Она приводила к сокращению занятости в нервом и втором секторах экономики, т.е. в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленностях, и росту сферы услуг. Все эти преобразования требовали средств, которые поступали от грабежа колоний. По французская колониальная империя распадалась. Большинство французов болезненно переживали крушение былого могущества. Непосредственной причиной падения режима Четвертой республики стал алжирский кризис.

В апреле 1958 г. в Алжире вспыхнул мятеж расквартированных там французских военных, недовольных нерешительными действиями правительства в подавлении национально-освободительного движения. Военный мятеж грозился перерасти в гражданскую войну в самой Франции, где было много сочувствующих мятежникам. Правые и центристские партии в парламенте добились передачи всей полноты государственной власти генералу де Голлю, поручив ему возглавить Совет министров. Парламент самоустранился от разработки конституции и принял закон от 1 июня 1958 г., согласно которому наделял правительство чрезвычайными полномочиями по выработке конституции. В законе были указаны несколько обязательных требований, которые должны быть соблюдены при составлении нового основного закона: всеобщее избирательное право, на основе которого формируются законодательная и исполнительная ветви власти; независимая судебная власть; принцип разделения властей; ответственность правительства перед парламентом; формирование новых, цивилизованных отношений с колониями.

Проект Конституции 1958 г. был одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. и вступил в законную силу. Принятие Конституции положило начало периоду Пятой республики, ставшей 22-м по счету политическим режимом во Франции после Великой революции.


Конституция 1958 г. не является консолидированной, т.е. не представляет собой единого акта, а состоит из трех актов: а) преамбулы Конституции 1946 г.; б) Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г:, в) собственно текста Конституции Пятой республики.

Конституция 1958 г. закрепляет государственный строй в форме президентско-парламентской республики. Это форма смешанной республики, основанная на сочетании достоинств парламентской и президентской республик. В режиме Пятой республики найден баланс между эффективностью и представительностью, авторитарной и демократической тенденциями в организации и деятельности системы государственной власти. Конституционная система власти президентско-парламентской республики основана на принципе одиночества.

В иерархии государственных органов президент находится на вершине и выведен за три ветви власти. Он образует самостоятельную ветвь власти, доминирующую над всеми остальными. Президент как глава государства избирается выборщиками на 7 лет. Он наделен прерогативами, осуществляемыми им лично, и полномочиями, требующими контрассигнации премьер- министра или ответственного министра. В политической системе Пятой республики ему отведена роль "высшего арбитра" (ст. 5), призванного обеспечить нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Это достигается благодаря тому, что президент наделен широкими полномочиями в различных сферах законодательной, исполнительной и судебной власти. В области исполнительной власти он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов Кабинета, а также принимает их отставку. Он председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предоставлены полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности. В сфере законодательной власти президент наделен правом законодательной инициативы', он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей; созывает парламент на чрезвычайные сессии; может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции; наделен правом принимать ордонансы, имеющие силу закона, правом роспуска нижней палаты парламента (ст. 12). В 
судебной области президент как глава государства обладает правом помилования и, находясь на вершине судебной власти, является гарантом ее независимости (ст. 64). В сфере внешней политики президент представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует международные договоры.

Особое значение в определении статуса президента имеет ст. 16. В соответствии с ней он получает диктаторские полномочия: право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда "установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено". Известными гарантиями против установления единоличной диктатуры являются автоматический созыв парламента, консультации с премьер-министром, запрос мнения Конституционного совета. Кроме того, в период чрезвычайного положения парламент не может быть распущен и все институты государственной власти функционируют в обычном режиме.

Второе место в иерархии органов государственной власти занимает правительство – коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с Конституцией различаются: Совет министров – собрание министров под председательством президента Республики, и Кабинет министров – собрание министров под председательством премьер- министра. Согласно ст. 20, правительство должно определять и осуществлять "политику нации", распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Руководит деятельностью правительства премьер-министр, который должен нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

Следует заметить, что в механизме Пятой республики недостаточно четко разграничены полномочия президента и премьер-министра в сфере исполнительной власти. Конкретные формы взаимодействия – сотрудничество или сосуществование президента и премьера зависят от их партийной принадлежности. Если премьер принадлежит к партии
, лидером которой является президент, то последний превращается в исключительно влиятельную политическую фигуру, совмещая функции главы государства и фактического главы исполнительной власти. Если президент не является лидером парламентского большинства, то его полномочия резко сокращаются. Премьер, принадлежащий к другой партии и контролирующий парламент, может пресечь попытки президента активно участвовать в правительственных делах через правило контрассигнации.

На последнем месте в иерархии властей находится парламент, состоящий из двух палат: нижней – Национального собрания, избираемого на пять лет прямым голосованием граждан, и верхней – Сената, избираемого на 9 лет косвенным голосованием выборщиков, в качестве которых выступают руководители муниципалитетов, департаментов и депутаты. Сенат наделся теми же полномочиями, что и Национальное собрание. Это создавало систему внутрипарламентских противовесов. Специфика статуса парламента в режиме Пятой республики состояла в том, что была осуществлена рационализация его деятельности с целью повышения эффективности законотворческой деятельности, придания большей устойчивости правительству и ограничения возможности политических манипуляций, связанных с партийными интересами. По этой причине специальный раздел посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, где приоритет отдан правительству. В режиме Пятой республики принцип парламентаризма был усовершенствован и получил название системы рационализированного парламентаризма, что означало: а) подробную регламентацию деятельности; б) структуры; в) процедуры заседания парламента.

Судебная власть провозглашалась "хранительницей личной свободы". Среди новых органов, учреждаемых на основе Конституции 1958 г., особое место принадлежало Конституционному совету – органу конституционного контроля. Он включает две категории членов: по праву и по назначению. По праву в состав Совета пожизненно входят бывшие президенты Франции. Назначаемых членов – девять, полномочия их длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Систему