ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вернувшись в Петербург, Белинский устраивается на работу в новый журнал «Современник», однако тяжелая болезнь помешала ему работать в полную силу. В этот период из-под пера критика вышла единственная большая статья. В начале 1847 г. Белинский вынужден был снова вплотную заняться здоровьем: врачи отправили его на воды за границу. Друзья помогли организовать оздоровительную поездку, но возлагаемые на нее надежды не оправдались. Осенью 1848 г. Виссарион Григорьевич возвратился в Петербург, где его настигла смерть.
Конспект
В.Г.Белинский «Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей»
Этой просвещенности, этой воспитанности, этой благородности в поступках, этой утонченности в обращении, этой нежности, этой доброты человек обязан нравственному воспитанию. Из воспитания он может стать либо добродетельным Сократом, либо развратным Нероном. Воспитание молодежи имеет большое влияние на судьбы целых политических обществ. Человек не рождается разумным, а только способен быть разумным, и для того, чтобы быть таковым, ему нужен большой опыт. По природе своей бессмертной души он наделен способностями, по составу тела у него есть страсти.
Человеческие страсти делятся на благородные и низкие. Выше мы сказали, что у человека есть только способность и средства быть разумным. Младенец, этот новый обитатель мира, ничего не представляет. Он выходит из рук природы совершенно невежественным, не имеющим идей и почти не чувствующим своего бытия. Поэтому от хода обстоятельств человек может либо уподобиться своим разумом ангелам и вознестись в мыслях, как быстро парящий орел, либо уподобиться бессловесному животному и ползать в пыли. Способности человека могут либо развиваться и совершенствоваться, или стать задушенным и тупым. Счастливы те молодые люди, которые имеют возможность под руководством опытных, ученых, добродетельных и образованных учителей совершенствовать себя. Хорошее воспитание, как моральное, так и физическое, воспитывает человек в общежитии!
19.Н.А.ДОБРОЛЮБОВ
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
Сын небогатого священника, занимался усиленно самообразованием. Только за 1849 года 13-летний мальчик прочитал 411 книг. Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1847 году был принят сразу на последний курс четвертого класса духовного училища. Затем учился в Нижегородской духовной семинарии. В 1857 году окончил Главный педагогический институт в Петербурге. В 1856 году познакомился с Н.Г.Чернышевским. Педагогическими трудами Добролюбова являются: «О значении авторитета в воспитании»(1853), «Основные законы воспитания»(1859) и т.д.
Вместе они разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы, о сущности педагогической сознательной дисциплины, воспитании самостоятельной мысли учащихся. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. Добролюбов заявлял, что современная система воспитания и обучения убивает в детях и подростках «внутреннего человека», лишает их сил и не готовит к жизни. Эта система подавляет личность, игнорирует возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Не одобрял те произведения детской литературы, которые поддерживали крепостничество и религиозно-монархические идеи.
1858 год – время активной работы в журнале «Современник». В этот год он опубликовал более 70 критических статей, рецензий, а также прозаических произведений и стихов. В его литературно-критических статьях отражалось состояние русской литературы с точки зрения социального положения общества. Занимался репетиторством.
В 1859 г. в журнале «Современник» Добролюбов основал сатирический отдел «Свисток» (он же редактор). Проявляется его новый талант сатирика, публициста и фельетониста.
Напряжённая работа сказалась на его здоровье – в 1860 г. начался туберкулез.
В 1860 г. по инициативе редакции журнала «Современник» Добролюбов уехал на лечение за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, но болезнь не отступала.
В 1861 г. вернулся в Россию в безнадёжном состоянии. Посетив родных в Нижнем Новгороде, возвратился в Петербург. Последняя опубликованная им статья «Забитые люди» была посвящена творчеству Ф. Достоевского.
В 1861 г. в России началась политическая реакция, которая угнетала Добролюбова и ухудшала его здоровье.
Его друзья (Чернышевский, Некрасов и др.) не оставляли его, дежурили у его постели до последнего момента. Добролюбов умер в 1861 г. в Петербурге.
Конспект
Н.А.Добролюбов «О значении авторитета в воспитании»
«Жертвовать святыми, высшими убеждениями ради мирских расчетов слишком безнравственно и отвратительно», — говорит он. самостоятельное развитие ребенка, убивающее его уверенность в себе и заставляющее делать только то, что я хочу, и только так, как я хочу. Такое воспитание, несомненно, является врагом всякого совершенствования и успеха и ведет к мертвой неподвижности и застою.
«Подчиненный не может спасти тонущего начальника, потому что не может требовать от него безоговорочного подчинения, — говорит Содерхольм. Он добавляет, что трех- четырехлетний ребенок не слышал и половины слов, которые использует. Это кажется совершенно излишним, и мы бы с удовольствием обошли этот пункт молчанием, если бы не имели перед глазами странные позиции мистера Содера Стокгольма. Россия звучала как божественное учение христианства, но поверья о домовых, воде и леших до сих пор живы среди людей.
Горький жизненный опыт убеждает целое поколение в неверности сказанного в детстве. В целом можно сказать, что в глупости детей по большей части виноваты сами взрослые. Идеальный наставник также требует ясности, твердости и непогрешимости убеждений. Логика ребенка очень ярко выражена в самое первое время его жизни. Ребенок, не имеющий представления о грамматике, абсолютно правильно расскажет вам все падежи, времена, наклонения и т. д. Дети усваивают понятия очень рано. Идеальный воспитатель не хочет, чтобы ребенок рассуждал и убеждал, а только требует, чтобы он слушался. «Ребенок не должен иметь своей воли, — говорят мудрые учителя, — он должен слепо подчиняться требованиям родителей, учителей и вообще старших». «Сама его природа должна стоять намного выше природы ребенка во всех отношениях». Он хочет бороться со злом и ложью, но в этом и проявляется вся несостоятельность его прежнего воспитания», — говорит Пирогов. «Зачем же тогда ругать его? Подождите, он все равно вас побьет, если вы продолжите с ним фамильярность! Он сам по себе? Здесь он останавливается. Напрасно г-н Седерхольм указывает на борьбу. «Русское образование должно выполнить задачу развития внутреннего человека, — пишет Владимир Набоков.
«Образование, как и все теоретические науки, имеющие внутренний мир человека, имеет своим предметом только возбуждение и прояснение в уме того, что давно уже живет в душе», — пишет он. будущих Молчалиных к обществу. Первый говорит об этом, второй о том и т. д. ... Сначала о первом, а потом о втором. Это не тупик. Совсем нет, совсем нет.
20.С.Т.ШАЦКИЙ
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934)
С. Т. Шацкий внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы воспитательной работы. В 1905 году он вместе с архитектором А. Ю. Зеленко и другими педагогами создает первые в России детские кружки. Появление первых внешкольных детских учреждений в России связано с именами С.Т. ШАЦКИЙ и А.Ю. Зеленко. Поселенческое общество было создано С. Т. Шацким, А. Ю. Зеленко и другими педагогами. Название общества подсказал опыт создания поселений в Америке. Общество вело культурно-просветительскую работу среди взрослого населения. В 1911 году общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Веселая жизнь». Детское общество труда и отдыха было основано в 1906 году. К весне 1906 года приют посещало около 150 детей. Помимо детского сада и детских кружков, при обществе были ремесленные курсы и начальная школа.
Практическая работа с детьми основывалась на педагогической концепции, разработанной членами общества. В 1906 г. он организовал Сетевое общество («Слободка» — от англ.), которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского руководил работой первой опытной станции народного просвещения. По образцу Первой опытной станции были созданы другие опытные станции Наркомпроса. Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Свободное время посвящалось играм, чтению, беседам, представлениям, импровизациям, урокам музыки, пению. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке учителей. В 1885 году он был принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся в то время одной из лучших в Москве. В 1899-1901 годах учился в Московской консерватории в классе У. Мацетти. В консерватории он познакомился со своей будущей женой В. Н. Демьяновой.
Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.
С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
В 1932-1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории.
Конспект
С.Т. Шацкий «Школа для детей или дети для школы»
Г.К. Шацкий развивал идеи педагогики среды. «Мы должны участвовать как в радостях, так и в горестях жизни, участвовать в ее оценке», — писал он. «Школа открыта для общества, является центром воспитания детей в социальной среде» Основная работа школы заключается в работе над тем материалом, который дает жизнь детей, а ее цель — помочь детям жить лучше. Понятно, что школа, изучающая окружающую среду во всем ее многообразии, организующая жизнь детей, не может делать этого в стенах собственной школы. Школа должна научиться работать с общественными организациями. Д. Дьюи писал: «Школа есть часть среды воспитания детей, а не единственное место, где дети могут быть по-настоящему воспитаны». Шацкий: «Ребенок, работая в школе, должен чувствовать, что в целом он живет целесообразнее, интереснее, более плодотворно.
В 1922 г. С.Т. написал книгу о своем опыте. Подобно Д. Дьюи, С.т. был человеком из народа. С. т. был также известен как «ST», что в переводе с английского означает «спаситель» или «герой».
Характеризуя созданную С.Т. Шацким технологию "Школа - центр воспитания в социальной среде", Г.К. Селевко называет следующие присущие концептуальные позиции:
-
-воспитание - это организация жизни детей, создание развивающей среды; -
-развитие ребенка происходит в процессе активной и осмысленной деятельности; -
-школа для детей, а не дети для школы; -
-школа - не подготовка к жизни, а сама жизнь; -
-школа органически связана с обществом и окружающей средой; -
-изучение ребенка как целостной личности; -
-дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них; -
-все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества; -
-организация воспитательного процесса внутри школы с учетом влияний на коллектив окружающей среды; -
-школа открыта социуму, является центром воспитания детей в социальной среде; -
-педагогизация окружающей среды; -
-активное участие школьного коллектива в совершенствовании окружающей среды; изучение и всемерное использование воспитательных возможностей среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
https://www.pedagogic.ru -
https://www.studbooks.net -
https://www.megalektsii.ru -
https://www.sinref.ru -
https://www.rosimperija.in -
https://www.wisdoms.one -
https://www.dic.academic.ru -
https://www.publ.lib.ru -
https://www.iprbookshop.ru/ -
Электронная библиотека АГПУ