ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.

Конспект

Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971. – С. 303-313

Песталоцци в романе развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств.

Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства. Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение , устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. При обучении впереди Гертруда рассаживает малышей, которые не знают еще азбуки, за ними тех, которые умели уже читать, и далее тех, кто читали свободно. После обеда вел занятия Глюфи. Вечером он раздавал детям 7 лет бумагу и перья, чтобы дети выводили на них буквы. Глюфи требовал, чтобы в помещении было соблюдалась такая чистота как в церкви. Не любил когда опаздывали. Он стремился соединить свои усилия с усилиями лейтенанта и Маргарет, чтобы подвести детей к трудовой деятельности. Самой прекрасной чертой пастора была откровенность. Глюфи говорил, что любовь в деле воспитания человека приносит пользу лишь тогда, когда идет рядом со страхом. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. В школе дети проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Лейтенант сторонил свое воспитание на основе смелости и прямоты. Он пресекал зло, притворство. Он работал над созданием ясного и открытого нрава. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.



4.А.ДИСТЕРВЕГ



Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866)

Родился в небольшом промышленном городке Зиген в семье чиновника-юриста. В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическим идеями Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци и стал горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений и сознательно решил посвятить всю свою жизнь делу образования народа.

В 1812—20 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, затем занимал должность директора учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47).

Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Дистервег издавал педагогический журнал (1827—1866) и ежегодник (1853) –(1867).

После подавления революции 1848 года он был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Дистервег боролся с изданными прусским правительством в 1854 году реакционными школьными законами.

Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вёл до последних дней своей жизни.

Адольф Дистервег много сделал для развития начального образования, был блестящим организатором немецкого педагогического образования и талантливым педагогом. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на развитие европейской школы и педагогической мысли XIX века. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение в России. Однако в самой Германии педагог-демократ не был признан при жизни, а его прогрессивные мысли о всеобщем народном образовании вызывали настороженность и раздражение.

Конспект

Ф.В.А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»

Принцип наглядности требует: исходить из чувственно воспринимаемого и переходить от него к понятиям. Идите от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, а не наоборот! Идите от близкого к далекому, от простого к сложному, от простого к более сложному. От известного к неизвестному!



Учи естественно! Стадия памяти является отправной точкой. Уверенное узнавание предметов и умение различать их по внешним признакам — первый шаг в любом познании и обучении.

Учи визуально! Основной принцип новой школы гласит: «Самостоятельная деятельность через чувственное познание». Образование должно соответствовать природе человека и законам его развития. Возбудите ум ученика посредством одного и того же предмета, как можно разнообразнее. Научите своего ученика труду, сделайте так, чтобы он не только полюбил труд, но настолько сблизился с ним, чтобы он стал его второй натурой. Наука возникла не в том виде, в каком она представлена ​​как готовый самостоятельный предмет. Так называемый научный метод есть дедуктивный, синтетический, прогрессивный, диалектический метод. Элементарный метод бывает индуктивным или индуцирующим, аналитическим, регрессивным, эвристическим. При правильном методе субъективная сторона полностью совпадает с объективной. Развитие человеческого разума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. В естественном развитии ребенок всегда движется от колыбели и яслей к познанию дома. Такое начало от конкретного, особенного, индивидуального и переход к абстрактному есть, следовательно, естественный ход развития. После четырнадцатого года все более и более наступает период разума, переходящий в формирование принципов разума. Кажущееся лишним время, затрачиваемое на неизбежные устои, впоследствии компенсируется вдвое и втрое.

Чаще возвращайтесь к исходным базовым понятиям и выводите первое из последнего! Ни один предмет, как правило, не должен и не может быть исчерпан на любой ступени обучения молодежи. Разные предметы должны изучаться раздельно, а их взаимосвязи должны быть ясно и определенно установлены и указаны. Не все поэтому изучается вперемежку в один и тот же час, и родственные по содержанию предметы должны быть связаны между собой. Распределяйте и оформляйте материал таким образом, чтобы (где это возможно) на следующем шаге снова повторялся предыдущий. Если правило № 5 предвосхищает последующий материал, то правило № 6 предусматривает возврат к ранее пройденному. В арифметике можно распределять числа по определенным рубрикам: сложение, вычитание и т. д. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки. Согласно нашим методическим принципам, учащегося следует познакомить с современной физикой и естествознанием в целом. В этот период следует использовать физкультурно-духовную самодеятельность для приобретения технических навыков. В последующем, по возможности, его поведут или он сам придет к изучению истории науки.



5.ДЖ.ДЬЮИ



Джон Дьюи (1859-1952)

Родился в городе Берлингтоне, штат Вермонт, в семье табачного фабриканта. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и другим дисциплинам.

Дьюи выступал за практическое направление воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить материалом воспитания». Д. Дьюи полагал, что повлиять на жизнь человека можно заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Дьюи предлагал сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов: экономических, научных, эстетических, культурных и др. Он считал воспитание непрерывной реконструкцией личного опыта детей с опорой на врожденные интересы и потребности. Был разработан метод учения посредством делания. По мнению Дьюи, занятия трудом должны стать «центром», вокруг которого группируются научные занятия.

Трудовое обучение и воспитание в школе выступает как необходимое условие для общего развития. Ручной труд – средство, которое используется для того, чтобы «показать детям основные нужды общества и способы их удовлетворения». Для Дьюи важно понимание труда как мотива и метода обучения.

В конце XIX века он выступил против формализма и догматизма и вы – двинул идею создания новой школы. Эта школа будет строить свою работу на основе спонтанных интересов и личного опыта учащихся, которые все необходимые знания должны приобретать в процессе игровой и трудовой деятельности. Согласно теории Дьюи воспитанием является «Школа и общество». В этой работе Д.Дьюи критикует старое образование: «Оно приспособлено для служения, которое значит пассивность, впитывание, иначе говоря, есть готовый материал, приготовленный учителем, и который должен быть усвоен учеником в кротчайшие сроки. В традиционной школе очень мало места для самостоятельной работы учеников».

Он использовал теорию врожденных способностей. Опыт, практика выступают инструментами действия. Цель воспитания: воспитание беспринципного делового, ловкого, умелого человека, готового любой ценой стремления к наживе. Предлагал использовать метод проб и ошибок, метод проектов.