ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.
Конспект
Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971. – С. 303-313
Песталоцци в романе развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств.
Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства. Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение , устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. При обучении впереди Гертруда рассаживает малышей, которые не знают еще азбуки, за ними тех, которые умели уже читать, и далее тех, кто читали свободно. После обеда вел занятия Глюфи. Вечером он раздавал детям 7 лет бумагу и перья, чтобы дети выводили на них буквы. Глюфи требовал, чтобы в помещении было соблюдалась такая чистота как в церкви. Не любил когда опаздывали. Он стремился соединить свои усилия с усилиями лейтенанта и Маргарет, чтобы подвести детей к трудовой деятельности. Самой прекрасной чертой пастора была откровенность. Глюфи говорил, что любовь в деле воспитания человека приносит пользу лишь тогда, когда идет рядом со страхом. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. В школе дети проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Лейтенант сторонил свое воспитание на основе смелости и прямоты. Он пресекал зло, притворство. Он работал над созданием ясного и открытого нрава. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.
4.А.ДИСТЕРВЕГ
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866)
Родился в небольшом промышленном городке Зиген в семье чиновника-юриста. В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическим идеями Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци и стал горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений и сознательно решил посвятить всю свою жизнь делу образования народа.
В 1812—20 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, затем занимал должность директора учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47).
Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Дистервег издавал педагогический журнал (1827—1866) и ежегодник (1853) –(1867).
После подавления революции 1848 года он был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Дистервег боролся с изданными прусским правительством в 1854 году реакционными школьными законами.
Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вёл до последних дней своей жизни.
Адольф Дистервег много сделал для развития начального образования, был блестящим организатором немецкого педагогического образования и талантливым педагогом. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на развитие европейской школы и педагогической мысли XIX века. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение в России. Однако в самой Германии педагог-демократ не был признан при жизни, а его прогрессивные мысли о всеобщем народном образовании вызывали настороженность и раздражение.
Конспект
Ф.В.А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»
Принцип наглядности требует: исходить из чувственно воспринимаемого и переходить от него к понятиям. Идите от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, а не наоборот! Идите от близкого к далекому, от простого к сложному, от простого к более сложному. От известного к неизвестному!
Учи естественно! Стадия памяти является отправной точкой. Уверенное узнавание предметов и умение различать их по внешним признакам — первый шаг в любом познании и обучении.
Учи визуально! Основной принцип новой школы гласит: «Самостоятельная деятельность через чувственное познание». Образование должно соответствовать природе человека и законам его развития. Возбудите ум ученика посредством одного и того же предмета, как можно разнообразнее. Научите своего ученика труду, сделайте так, чтобы он не только полюбил труд, но настолько сблизился с ним, чтобы он стал его второй натурой. Наука возникла не в том виде, в каком она представлена как готовый самостоятельный предмет. Так называемый научный метод есть дедуктивный, синтетический, прогрессивный, диалектический метод. Элементарный метод бывает индуктивным или индуцирующим, аналитическим, регрессивным, эвристическим. При правильном методе субъективная сторона полностью совпадает с объективной. Развитие человеческого разума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. В естественном развитии ребенок всегда движется от колыбели и яслей к познанию дома. Такое начало от конкретного, особенного, индивидуального и переход к абстрактному есть, следовательно, естественный ход развития. После четырнадцатого года все более и более наступает период разума, переходящий в формирование принципов разума. Кажущееся лишним время, затрачиваемое на неизбежные устои, впоследствии компенсируется вдвое и втрое.
Чаще возвращайтесь к исходным базовым понятиям и выводите первое из последнего! Ни один предмет, как правило, не должен и не может быть исчерпан на любой ступени обучения молодежи. Разные предметы должны изучаться раздельно, а их взаимосвязи должны быть ясно и определенно установлены и указаны. Не все поэтому изучается вперемежку в один и тот же час, и родственные по содержанию предметы должны быть связаны между собой. Распределяйте и оформляйте материал таким образом, чтобы (где это возможно) на следующем шаге снова повторялся предыдущий. Если правило № 5 предвосхищает последующий материал, то правило № 6 предусматривает возврат к ранее пройденному. В арифметике можно распределять числа по определенным рубрикам: сложение, вычитание и т. д. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки. Согласно нашим методическим принципам, учащегося следует познакомить с современной физикой и естествознанием в целом. В этот период следует использовать физкультурно-духовную самодеятельность для приобретения технических навыков. В последующем, по возможности, его поведут или он сам придет к изучению истории науки.
5.ДЖ.ДЬЮИ
Джон Дьюи (1859-1952)
Родился в городе Берлингтоне, штат Вермонт, в семье табачного фабриканта. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и другим дисциплинам.
Дьюи выступал за практическое направление воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить материалом воспитания». Д. Дьюи полагал, что повлиять на жизнь человека можно заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Дьюи предлагал сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов: экономических, научных, эстетических, культурных и др. Он считал воспитание непрерывной реконструкцией личного опыта детей с опорой на врожденные интересы и потребности. Был разработан метод учения посредством делания. По мнению Дьюи, занятия трудом должны стать «центром», вокруг которого группируются научные занятия.
Трудовое обучение и воспитание в школе выступает как необходимое условие для общего развития. Ручной труд – средство, которое используется для того, чтобы «показать детям основные нужды общества и способы их удовлетворения». Для Дьюи важно понимание труда как мотива и метода обучения.
В конце XIX века он выступил против формализма и догматизма и вы – двинул идею создания новой школы. Эта школа будет строить свою работу на основе спонтанных интересов и личного опыта учащихся, которые все необходимые знания должны приобретать в процессе игровой и трудовой деятельности. Согласно теории Дьюи воспитанием является «Школа и общество». В этой работе Д.Дьюи критикует старое образование: «Оно приспособлено для служения, которое значит пассивность, впитывание, иначе говоря, есть готовый материал, приготовленный учителем, и который должен быть усвоен учеником в кротчайшие сроки. В традиционной школе очень мало места для самостоятельной работы учеников».
Он использовал теорию врожденных способностей. Опыт, практика выступают инструментами действия. Цель воспитания: воспитание беспринципного делового, ловкого, умелого человека, готового любой ценой стремления к наживе. Предлагал использовать метод проб и ошибок, метод проектов.
Конспект
Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971. – С. 303-313
Песталоцци в романе развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств.
Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства. Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение , устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. При обучении впереди Гертруда рассаживает малышей, которые не знают еще азбуки, за ними тех, которые умели уже читать, и далее тех, кто читали свободно. После обеда вел занятия Глюфи. Вечером он раздавал детям 7 лет бумагу и перья, чтобы дети выводили на них буквы. Глюфи требовал, чтобы в помещении было соблюдалась такая чистота как в церкви. Не любил когда опаздывали. Он стремился соединить свои усилия с усилиями лейтенанта и Маргарет, чтобы подвести детей к трудовой деятельности. Самой прекрасной чертой пастора была откровенность. Глюфи говорил, что любовь в деле воспитания человека приносит пользу лишь тогда, когда идет рядом со страхом. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. В школе дети проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Лейтенант сторонил свое воспитание на основе смелости и прямоты. Он пресекал зло, притворство. Он работал над созданием ясного и открытого нрава. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.
4.А.ДИСТЕРВЕГ
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866)
Родился в небольшом промышленном городке Зиген в семье чиновника-юриста. В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическим идеями Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци и стал горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений и сознательно решил посвятить всю свою жизнь делу образования народа.
В 1812—20 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, затем занимал должность директора учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47).
Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Дистервег издавал педагогический журнал (1827—1866) и ежегодник (1853) –(1867).
После подавления революции 1848 года он был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Дистервег боролся с изданными прусским правительством в 1854 году реакционными школьными законами.
Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вёл до последних дней своей жизни.
Адольф Дистервег много сделал для развития начального образования, был блестящим организатором немецкого педагогического образования и талантливым педагогом. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на развитие европейской школы и педагогической мысли XIX века. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение в России. Однако в самой Германии педагог-демократ не был признан при жизни, а его прогрессивные мысли о всеобщем народном образовании вызывали настороженность и раздражение.
Конспект
Ф.В.А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»
Принцип наглядности требует: исходить из чувственно воспринимаемого и переходить от него к понятиям. Идите от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, а не наоборот! Идите от близкого к далекому, от простого к сложному, от простого к более сложному. От известного к неизвестному!
Учи естественно! Стадия памяти является отправной точкой. Уверенное узнавание предметов и умение различать их по внешним признакам — первый шаг в любом познании и обучении.
Учи визуально! Основной принцип новой школы гласит: «Самостоятельная деятельность через чувственное познание». Образование должно соответствовать природе человека и законам его развития. Возбудите ум ученика посредством одного и того же предмета, как можно разнообразнее. Научите своего ученика труду, сделайте так, чтобы он не только полюбил труд, но настолько сблизился с ним, чтобы он стал его второй натурой. Наука возникла не в том виде, в каком она представлена как готовый самостоятельный предмет. Так называемый научный метод есть дедуктивный, синтетический, прогрессивный, диалектический метод. Элементарный метод бывает индуктивным или индуцирующим, аналитическим, регрессивным, эвристическим. При правильном методе субъективная сторона полностью совпадает с объективной. Развитие человеческого разума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. В естественном развитии ребенок всегда движется от колыбели и яслей к познанию дома. Такое начало от конкретного, особенного, индивидуального и переход к абстрактному есть, следовательно, естественный ход развития. После четырнадцатого года все более и более наступает период разума, переходящий в формирование принципов разума. Кажущееся лишним время, затрачиваемое на неизбежные устои, впоследствии компенсируется вдвое и втрое.
Чаще возвращайтесь к исходным базовым понятиям и выводите первое из последнего! Ни один предмет, как правило, не должен и не может быть исчерпан на любой ступени обучения молодежи. Разные предметы должны изучаться раздельно, а их взаимосвязи должны быть ясно и определенно установлены и указаны. Не все поэтому изучается вперемежку в один и тот же час, и родственные по содержанию предметы должны быть связаны между собой. Распределяйте и оформляйте материал таким образом, чтобы (где это возможно) на следующем шаге снова повторялся предыдущий. Если правило № 5 предвосхищает последующий материал, то правило № 6 предусматривает возврат к ранее пройденному. В арифметике можно распределять числа по определенным рубрикам: сложение, вычитание и т. д. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки. Согласно нашим методическим принципам, учащегося следует познакомить с современной физикой и естествознанием в целом. В этот период следует использовать физкультурно-духовную самодеятельность для приобретения технических навыков. В последующем, по возможности, его поведут или он сам придет к изучению истории науки.
5.ДЖ.ДЬЮИ
Джон Дьюи (1859-1952)
Родился в городе Берлингтоне, штат Вермонт, в семье табачного фабриканта. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и другим дисциплинам.
Дьюи выступал за практическое направление воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить материалом воспитания». Д. Дьюи полагал, что повлиять на жизнь человека можно заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Дьюи предлагал сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов: экономических, научных, эстетических, культурных и др. Он считал воспитание непрерывной реконструкцией личного опыта детей с опорой на врожденные интересы и потребности. Был разработан метод учения посредством делания. По мнению Дьюи, занятия трудом должны стать «центром», вокруг которого группируются научные занятия.
Трудовое обучение и воспитание в школе выступает как необходимое условие для общего развития. Ручной труд – средство, которое используется для того, чтобы «показать детям основные нужды общества и способы их удовлетворения». Для Дьюи важно понимание труда как мотива и метода обучения.
В конце XIX века он выступил против формализма и догматизма и вы – двинул идею создания новой школы. Эта школа будет строить свою работу на основе спонтанных интересов и личного опыта учащихся, которые все необходимые знания должны приобретать в процессе игровой и трудовой деятельности. Согласно теории Дьюи воспитанием является «Школа и общество». В этой работе Д.Дьюи критикует старое образование: «Оно приспособлено для служения, которое значит пассивность, впитывание, иначе говоря, есть готовый материал, приготовленный учителем, и который должен быть усвоен учеником в кротчайшие сроки. В традиционной школе очень мало места для самостоятельной работы учеников».
Он использовал теорию врожденных способностей. Опыт, практика выступают инструментами действия. Цель воспитания: воспитание беспринципного делового, ловкого, умелого человека, готового любой ценой стремления к наживе. Предлагал использовать метод проб и ошибок, метод проектов.