ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

Советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Конспект

В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Сухомлинский: «Преподавание — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка».

«Настоящая школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива».

«Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу проектировать». «Пусть дети ждут с нетерпением завтра».

Обучение — это не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Задача начальной школы – научить учащихся преодолевать трудности.


«Ребенка трудно увлечь таблицей умножения или правилами вычисления площади прямоугольника». Самое главное — это «воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к самым сокровенным уголкам «души ребенка». Ребенка надо учить концентрировать умственные усилия, напрягать внимание. Важной задачей школы является воспитание человека с пытливым, творческим, ищущим мышлением.

Для отличного владения родной речью необходимо научиться 5 вещам: наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысли словами. Чтение – это окно, через которое дети видят и узнают о мире и о себе. Процесс обучения письму и чтению должен быть «ярким, захватывающим отрезком жизни, наполненным яркими образами, звуками, мелодиями».

Я убедился, что научить говорить, читать и писать детей можно до 7-летнего возраста, то есть по существу до обуче­ния в 1 классе. Если эта цель достигнута, духовные силы ребенка освобождаются для мысли и творчества».
17.В.Н.ТАТИЩЕВ



Василий Никитич (1686-1750)

Семья мальчика происходила от семьи Рюриковичей, точнее, от младшей ветви князей смоленских. Впоследствии род утратил княжеский титул.

Приехав в свою подмосковную деревню Болдино, Татищев уже не оставлял ее до смерти. Здесь заканчивал свою знаменитую «Историю Российскую». Работа по написанию труда по родной истории начата давно и фактически стала главным делом жизни. Взявшись за написание труда, автор ставил перед собой несколько задач. Во-первых, выявить, собрать и систематизировать материал и изложить в соответствии с летописным текстом. Во-вторых, объяснить смысл собранного материала и установить причинную связь событий, сопоставить русскую историю с западной, византийской и восточной.

Работа Татищева по написанию «Истории Российской» шла довольно медленно. Историк многим показывал свои записи, однако работа не встретила одобрения. Сопротивление оказали духовенство и иностранные ученые. Его обвиняли в вольнодумстве. Тогда Татищев отправил свою «Историю Российскую» новгородскому архиепископу Амвросию, прося его «о прочитании и поправлении». Архиепископ не нашел в работе Татищева «ничего истине противнаго», однако просил его сократить спорные моменты.



Далее Василий Никитич обратился за помощью к Петру Рычкову, видному историку, географу, экономисту того времени. Рычков отнесся с большим интересом к работе Татищева. Уединившись в своем имении Болдино после многочисленных скитаний и ссылок, Татищев продолжает целеустремленно работать над написанием «Истории Российской». К концу 1740-х годов относится решение Татищева начать переговоры с Академией Наук об издании своего произведения. Большинство членов Петербургской Академии Наук оказались настроены благожелательно. Это объясняется изменением общей ситуации в стране. К власти пришла Елизавета Петровна. Национальная наука в ее лице обрела государственную поддержку. Его труд впервые издан уже во время правления Екатерины II.

Накануне смерти Татищев поехал в церковь и велел туда явиться мастеровым с лопатами. После литургии пошел со священником на кладбище и велел рыть себе могилу возле предков. Уезжая, просил священника на другой день приехать причастить его.

Василий Никитович Татищев скончался  в Болдино.


Конспект

В.Н.Татищев «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»

В «Разговоре...» он отмечал, что государство в интересах общего блага должно поддерживать развитие, умножение нужных и полезных наук. Он был приверженцем философии рационализма и считал науку и разум главными средствами преобразования общества. Он был апологетом дворянства и считал его главной опорой престола. Для королей и государственных деятелей высших рангов важно знать историю, генеалогию и географию. Молодые офицеры также должны проходить обучение в иностранных армиях. Образованным солдатам из крестьян давать унтер-офицерские звания.

В «Разговоре...» Татищев утверждает, что вся сила в разуме, знании, науке и в форме диалога ясно раскрывает его взгляды. Он четко заявляет о необходимости расширения образования детей и молодежи. Когда ребенок с малых лет не учится, он останется в естественном гневе и невежестве. Татищев относил к числу необходимых наук медицину, экономику, правоведение, богословие. Для Татищева стихосложение, музыка, рисование, танцы, верховая езда были развлечением или щегольскими науками. Он предложил создать школы для изучения татарского языка в Казани, Тобольске, Астрахани и Оренбурге. Младенческий возраст характеризуется отсутствием жизненного опыта, неспособностью логически рассуждать и постигать сложные науки. По мнению Татищева, наука необходима для создания современной промышленности, транспорта, армии. Достойное материальное вознаграждение учителей должно уберечь их от взяточничества и необходимости попрошайничать. Татищев разработал методику обучения детей и подростков в зависимости от возраста. Младенчество очень важно, потому что молодой мозг подобен мягкому воску и хорошо впитывает знания.

Татищев обращает внимание на необходимость заимствования иностранных знаний и предлагает отправлять молодежь на обучение за границу под хорошим присмотром. Татищев выделял четыре стадии возраста человека: от рождения до 12 лет — младенчество, от 12 до 25 лет — юность, от 25 до 50 лет. - мужество, или зрелость, с 50 лет - старость. Подростковый возраст имеет как свои преимущества, так и свои проблемы.

В «Разговоре...» Татищев предлагает свою классификацию наук. К числу необходимых наук он относил медицину, экономику, преподавание права и богословие. Это предложение опередило свое время и было реализовано в России только в начале XIX века. Другое предложение касалось создания специальных школ, в которых изучались бы языки народов, населявших Российскую империю. По мнению Татищева, наука необходима для создания современной промышленности, транспорта, армии. Выступает за ускоренное развитие книгопечатания. Благоразумный государь должен понимать ценность 43 наук и поддерживать их. Он был апологетом дворянства и считал его главной опорой престола. Важность наук заключается в том, что разумный человек, имеющий образование, отвергает бунты. Юноши обладают более острой памятью и более серьезным отношением к жизни. В математической школе вряд ли можно найти трех человек, которые бы разбирались в математике. Молодые офицеры также должны проходить обучение в иностранных армиях. Татищев делил науки на пять разрядов: полезные, занимательные, любопытные, вредные. В число полезных наук он включил красноречие, иностранные языки, математику, астрономию, ботанику, анатомию, физику и химию. Для Татищева стихосложение, музыка, рисование, танцы, верховая езда были развлечением или щегольскими науками.


18.В.Г.БЕЛИНСКИЙ



Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

Появился на свет в 1811 г. в семействе флотского врача, проживавшем в Свеаборге (Финляндия).

Родное слово с малых лет представляло для Белинского огромный интерес, он пробовал себя на литературном поприще. Написанная в 1830 г. драма «Дмитрий Калинин», затрагивающая тему крепостного права, была представлена Цензурному комитету университета, которая отреагировала резко отрицательно, назвав детище Белинского безнравственным и пригрозив ему самым суровым наказанием. Из-за нервного потрясения студент попал в больницу. В сентябре 1832 г. вольнолюбивый Белинский был отчислен, т.к. его здоровье сочли слишком слабым, а способности – ограниченными. Чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, Виссарион давал уроки и понемногу переводил.

Сближение с основателем журнала «Телескоп» стало поворотным пунктом в его биографии: именно на его страницах в сентябре 1834 г. появилась дебютная статья, положившая начало блестящей деятельности критика. Уже через два года журнал был закрыт из-за опубликования ставших знаменитыми «Философических писем» Чаадаева, что навлекло на Белинского неприятности и ввергло его в нужду. Сложное финансовое положение и неудачи в личной жизни привели его к разгульному образу жизни и затем - к болезни, поэтому весной 1837 г. он благодаря помощи друзей лечился на Кавказе. Через год он снова трудился в журнале - «Московский наблюдатель», созданном его хорошими знакомыми, где был и литературным критиком, и редактором.

В 1739 г. Белинскому поступило предложение переехать в Москву, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Принять его заставило тяжелое финансовое положение, и из Москвы в Петербург Белинский переехал с тяжелым сердцем. Между тем именно работа в «Отечественных записках» стала периодом настоящего расцвета его деятельности как литературного критика. С 1840 по 1846 гг. на страницах издания появлялись не только обозрения выходящих произведений, статьи о театре, заметки библиографического и политического характера, но и серьезные статьи, посвященные творчеству Пушкина, Лермонтова, Державина, Майкова и других авторов, и эти очерки, по сути своей, являлись историей русской литературы, охватывающей период от Ломоносова до Пушкина.