ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.К.Д.УШИНСКИЙ



Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский, - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших ситемах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.


Конспект

К.Д.Ушинский « Труд в его психическом и воспитательном значении»

К.Д. Ушинский дал определение труда, содержащее признаки, отличающие разумный труд человека от деятельности животных, от труда рабов, а также от забав малых и взрослых детей. «Труд… есть такая свободная и согласующаяся с христианской нравственностью деятельность человека, которая решается им о безусловной необходимости ее для достижения той или иной истинно человеческой цели в жизни»

Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский и предлагает средства, способные развить привычку к труду.

По мнению К.Д. Ушинского, счастье человека в труде. Сильное развитие нервной системы умственным трудом придает необычайную жизненную силу человеческому организму. Внутренняя, духовная, живительная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем нравственности и счастья.

Ушинский выделил основные виды «фальшивых» жизненных путей, которые делают человека несчастным. Психология труда представляет интерес своеобразной «анатомией» лени (стремление человека к самой легкой деятельности) и ее форм (стремление к привычке, подражанию, развлечению и новизне).

Ушинский выделяет физические, психофизические и психические причины лени. Физические причины связаны с реальными энергетическими ресурсами организма, которые могут быть направлены на деятельность, требующую физических или умственных усилий. К психофизическим причинам относятся разнообразные следы (память) приятных телесных ощущений всех видов.

К.Д. Ушинский был русским философом. Он считал, что труд играет особую роль в развитии человека. Его работы показывают, какой должна быть трудовая деятельность человека по содержанию, формам ее организации и методам выполнения, чтобы современный человек мог найти в ней цели, задачи своей жизни, полюбить ее, быть удовлетворенным.

14.Л.Н.ТОЛСТОЙ



Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.



Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать.

Конспект

Л.Н.Толстой «Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы. »

В школе обучалось до 40 учащихся от 7 до 13 лет, преобладали мальчики. Старшие и наиболее успешные ученики постоянно привлекались в качестве помощников учителей, занимаясь вместе с младшими. Организация обучения такова: в восемь часов учитель посылает одного из мальчиков (кто-то всегда спит с ним) позвать.

Яснополянская школа была своеобразным, не имеющим себе равных учебным заведением. Школа располагалась в двухэтажном каменном доме, где было 5 комнат: для занятий с детьми, кабинет для учителей.

Все ученики были разделены на 3 класса: младший, средний и старший. Учащимся предлагалось 12 предметов: 1) механическое и постоянное чтение, 2) письмо, 3) чистописание, 4) грамматика. Алгебре, геометрии, рисованию и черчению обучал немецкий «славный юноша» Гуспий Федорович Келлер. Учащиеся учились узнавать и рисовать буквы, складывать и писать слова на доске, на стене. Петр Васильевич Морозов преподавал арифметику, русскую и священную историю, вел общие беседы с детьми. Четыре раза в неделю - пение, сам Толстой хорошо пел на басу. Любят слушать рассказы учителя о Священной и русской истории, читать, петь. Сами учащиеся берут две-три книги из общей стопки и читают их вдвоем- втроем. Некоторым нравится меньше читать в компании. Читают группами, рассказывают друг другу все, младшие садятся по двое. Одна пара читает, другая пишет буквы или слова, третья пишет цифры, четвертая рисует и так далее. Толстой описал школу в своем дневнике и письмах. Один диктовал то, что приходило ему в голову, остальные писали каждый на своей полоске доски, потом меняли. Усвоение языка и грамотность происходили за счет развития живой речи, написания сочинений и т. д.В. Морозов вспоминал, что студентам была выделена десятина земли, она была поделена поровну и засеяна льном, овсом, горохом, гречкой, часть посажена морковью и репой. Дети пришли к выводу, что не все полезно, но есть красота, а искусство есть красота. Расписание уроков есть, но не всегда выполняется. Студенты иногда так увлекаются, что вместо одного получается три часа. Раз в неделю на уроке ботаники мы ходили в лес за травами и цветами. Грамматика - синтаксический и грамматический разборы в любой школе идут вяло, рождают скуку. В одних проходах были приспособления для гимнастики, в других - верстак. В одной из комнат был организован музей, в котором по полочкам были разложены камни, скелеты, травы, приборы физики и т.д. Для гимнастики в свободной комнате расставили перекладины, вкрутили кольца. Класс опытов приближается к настроению, возникшему от чтения сказок, здесь сказочное как бы воплощается в реальность. Умственное развитие более эффективно осуществлялось в других видах работы, интересных для детей и требующих самостоятельной деятельности. По вечерам пишутся рефераты, ставятся физические опыты. Любимые занятия – чтение и эксперименты.
Отношение родителей к школе в целом положительное. Родители посылают туда своих детей по разным причинам: некоторые - из тщеславия, чтобы сын хоть деление выучил. Большинство отдает без всякой мысли о выгоде, повинуясь духу времени. Именно эти дети, брошенные таким образом, оставляют самое радостное впечатление.

15.А.С.МАКАРЕНКО



Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

Всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.

В те годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многие педагоги не освободились еще от идеалистического отношения к детям в духе «свободного воспитания».

Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.

Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.

Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого и боролся за подлинную педагогическую науку.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.


Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.

Конспект

А.С.Макаренко «Некоторые выводы из моего педагогического опыта»

«Я не представлял и не представляю, можно ли воспитать коллектив, хотя бы детский коллектив, если нет коллектива педагогов» «Я бы начал с хорошего общего собрания, где от всей души сказал бы ребятам: чего я хочу? во-вторых, что я от них требую, в-третьих, я бы им предсказал, что у них будет через год».

В соответствии с законами КНР любой ребенок школьного возраста должен: любить Родину, народ, признавать и поддерживать правящую партию, учиться усердно, строго соблюдать школьную дисциплину, государственные законы, общественный порядок, уважать коллектив, поддерживать дух коллективизма, беречь общественное имущество. Главным моим принципом было: как можно больше требовать от человека, но в то же время, как можно больше уважать насколько это возможно для него.

Коллектив есть социальный живой организм, который, следовательно, есть организм. Мы находимся в положении, когда каждый вправе назвать это мастерство кустарным (с. 267) «Вот цель воспитания в нашей стране и может быть сформулирована так — воспитать борца-коллективиста» /З/ в 1938 г. Макаренко писал: «В педагогических вузах этим ПЕДАГОГИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ и не пахнет. Они не знают, что такое педагогика».

Систематическое нравственное воспитание в образовательных учреждениях КНР осуществляется путем проведения этических бесед с детьми. Учителя и воспитатели знакомят учащихся с нравственными нормами поведения в образовательном учреждении, детском доме, школе-интернате.

Школы и особенно детские дома и интернаты ведут своеобразные "Наблюдения нравственного развития ученика", базирующиеся на анкетировании классных руководителей или воспитателей, а также существуют специальные формуляры, которые должны заполняться раз в месяц.

16.В.А.СУХОМЛИНСКИЙ