Файл: Антикризисное управление Петухов Даниил Валерьевич.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Виды антикризисного регулирования
Подходы к определению несостоятельности
В зависимости от причин несостоятельности различают подложное и неосторожное банкротство
Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная – злостным
Развитие законодательства о банкротстве в России
Закон 1992г. имел явную направленность на сохранение должника, тот закон был антикредиторским.
Профилактика банкротства в управлении предприятием
Разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.
Примерный перечень профилактических мер
Основные критерии диагностики банкротства
критерии эффективности производства
критерии маневренности производства
Дополнительные критерии диагностики –
это критерии наличия ресурсов:
Содержание комплексной диагностики
диагностика менеджмента и организации
заключительная стратегическая диагностика
Методические подходы диагностики несостоятельности предприятий
Виды анализа неплатежеспособности
относительных показателей (коэффициентов)
Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника
Коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности.
Показатель обеспеченности обязательств должника его активами.
Степень платежеспособности по текущим обязательствам.
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника
Коэффициент автономии (финансовой независимости).
Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах.
Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.
Международная практика определения банкротств
Подходы, принятые в мире, несколько отличаются от российских.
Z = 1,3 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 Х4 +1,0Х5 (1)
Х1 – оборотный капитал/сумма активов;
Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;
Х3 – операционная прибыль/сумма активов;
Х4 – рыночная стоимость акций/задолженность;
Степень вероятности банкротства по Э.Альтману
Значение z-счета Вероятность банкротства
Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107 X3 + 0,42 X4 + 0,995X5
Здесь Х4 – балансовая, а не рыночная стоимость акций.
«Пограничное» значение равно 1,23.
Юридические процедуры банкротства
Меры пессимистические (ликвидационные)
Меры оптимистические (реорганизационные)
Под конкурсной массой понимается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:
Обязательные требования к арбитражным управляющим
Дополнительные требования к арбитражным управляющим
Ограничения для арбитражных управляющих
Процедуры банкротства физических лиц
Суть антикризисного управления
Основные организационные характеристики
Основные соотношения между организационными характеристиками
Причины структурной стохастичности организаций
ПРОБЛЕМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Соответствие типа организационной структуры характеристике внешней среды
Общие признаки упадка и деградации организации:
Специфические признаки упадка организации
Стратегический подход в антикризисном управлении
ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Стратегическая значимость ключевых элементов организации
Таблица с перечислением сильных и слабых сторон компании, потенциальных внешних возможностей и угроз
Стратегия стабильности – укрепление существующего направления бизнеса.
Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта.
Усиление процессов самоорганизации:
(тактика «поджаться» или «сократиться»):
Защита (бюрократический способ):
креативное – создание нового продукта с уникальными свойствами
Укрепление или реориентация организации
Объем и характер коммуникации.
Эффективность или результативность.
Сокращение организации и «культура качества»
Две практические тенденции сокращения
Две практические тенденции сокращения организаций
ОЦЕНКА РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ СТРАТЕГИИ
ВЫБОР И ОСУЩЕСТВИМОСТЬ СТРАТЕГИИ
Три возможных результата риска
Качественная оценка — определение возможных виды рисков, и их уровень (размер ущерба).
Количественная оценка определяется:
Матрица оценки и выбора метода снижения рисков
Направления антикризисного управления изменениями
Изменения в антикризисном управлении можно рассматривать по двум основным направлениям:
1) изменения в целях предотвращения возникновения кризисной ситуации;
2) изменения, направленные на ликвидацию возникшего кризиса и его последствий.
Необходимость и целесообразность организационных изменений определяется стадией кризисного процесса.
Виды и причины сопротивления внедрению изменений в организации
Причины сопротивления изменениям (по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру)
Неправильное понимание целей стратегии:
Различная оценка последствий осуществления стратегии:
Низкая терпимость к изменениям:
Общие признаки упадка и деградации организации:
- сокращение доли на рынке и рост давления со стороны конкурентов;
- потеря доходов и урезание бюджетов;
- сокращение числа партнеров и клиентов;
- потеря общественного доверия;
- стагнация (застой, т. е. отсутствие как роста, так и развития);
- снижение уровня исполнения планов организации.
При этом, упадок необязательно связан с сокращением штатов и другими признаками, присущими сокращению организации.
Специфические признаки упадка организации
- Повышение степени централизации. Власть сосредоточивается в руках высшего эшелона управления.
- Ориентация на краткосрочные операции. Долгосрочное планирование исключается.
- Потеря инновативности. Исключается метод проб и ошибок. Нетерпимость к риску, тенденция связывать все провалы с проявлением творчества.
- Сопротивление изменениям. Консерватизм и угроза «закручивания гаек» приводит к ретроградству и принятию протекционистской позиции.
- Падение морали. Склоки и нездоровая атмосфера.
- Появление политизированных групп с ограниченными интересами.
- Необоснованные сокращения. В актах сокращения нельзя усмотреть какие-либо предпочтения.
- Потеря доверия. Лидеры теряют уверенность в подчиненных. Возрастает недоверие среди всех участников организации.
- Усиление конфликтности. Сокращение ресурсов усиливает внутреннюю борьбу за оставшиеся «куски пирога».
- Ограничение коммуникации. Наверх отправляются только хорошие новости. Широкому распространению информации препятствует недоверие и страх.
- Прекращение работы в командах. Работе в командах препятствует разобщенность и индивидуализм. Индивиды не склонны к командной работе.
- Потеря лидерства. Бессилие лидеров как следствие того, что их сделали «козлами отпущения», неясные приоритеты, преобладание сознания нахождения в осадном положении.
Стратегический подход в антикризисном управлении
ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Стратегическая значимость ключевых элементов организации
АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ СТРАТЕГИИ
- рост объема продаж организации по сравнению с ростом объема продаж в среднем по отрасли, увеличение (уменьшение) доли рынка по сравнению с конкурентами;
- изменение прибыли и других экономических показателей организации и их сравнение с аналогичными показателями конкурентов;
- изменение финансового состояния организации и ее кредитного рейтинга;
- динамика курса акций организации и соотношение рыночной и номинальной стоимости акций в оценке акционеров;
- репутация и имидж организации у потребителей;
- лидерство организации в технологиях, инновациях, электронной коммерции, качестве продукции, скорости исполнения заказов, уровне цен, быстроте выведения на рынок новых товаров и других параметрах, на основе которых потребители выбирают торговую марку.
АНАЛИЗ ГРУПП ВЛИЯНИЯ
Таблица с перечислением сильных и слабых сторон компании, потенциальных внешних возможностей и угроз
Виды антикризисных стратегий
Стратегия стабильности – укрепление существующего направления бизнеса.
Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта.
Стратегия сокращения – сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации.
Функциональная стратегия – усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую, производственную и др.
Стратегия выживания – отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений. Та или иная из перечисленных стратегий реализуется предприятием в выборе соответствующего конкурентного поведенияСТРАТЕГИИ В ОТРАСЛЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ СОСТОЯНИИ СПАДА
Усиление процессов самоорганизации:
- экспериментирование;
- создание неформальных коммуникационных каналов;
- создание фондов свободных средств;
- ослабление формальных критериев оценки исполнения;
- уравновешенная позиция по отношению к случайным промахам;
- практика «горячих» заданий;
- частое продвижение персонала;
- частые инновационные действия по контролю и управлению развившейся упадочной тенденцией.
Реагирование
(тактика «поджаться» или «сократиться»):
- уменьшение общих расходов;
- сокращения в области производственных заданий;
- увольнения с учетом стажа работы в данной фирме;
- создание специальных групп, разрабатывающих
- меры борьбы с упадком организации;
- определение степени кризиса;
- представление возможных вариантов действий;
- подготовка организации к переживанию плохих времен.
Защита (бюрократический способ):
- ужесточение контроля;
- больше внимания к соблюдению правил, несмотря на то, что обстоятельства требуют более оперативного, целевого вмешательства;
- делать то же, что и до упадка, только еще более настойчиво.
Консервация:
- предотвращение всяких изменений в ответ на каждый шаг вниз;
- все остается, как было, новое не допускается.
Типы антикризисного поведения
креативное – создание нового продукта с уникальными свойствами
приспособленческое – сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и на особой группе покупателей
преимущественное – нацеленность на сохранении достигнутых позиций за счет снижения цен, издержек качества продукции
Укрепление или реориентация организации
Когда организация «укрепляется», она направляет усилия, чтобы стать меньше. Если – «реориентируется», то ее цель – стать другой.
Объем и характер коммуникации.
Когда организация «реориентируется», ей требуется развивать коммуникацию, поскольку она испытывает новые вида деятельности. Когда организация «укрепляется», – такой острой необходимости нет.
Межорганизационные отношения.
Когда организация «укрепляется», это в меньшей степени затрагивает отношения с потребителями, поставщиками, профсоюзами и т. п., чем тогда, когда она «реориентируется».
Эффективность или результативность.
«Укрепляющиеся» организации стремятся к результативности, тогда как организации «реориентирующиеся» – к эффективности в широком смысле.
Упадок и деградация организации являются противоположностью развитию организации, из чего следует, что в ходе этих процессов потенциал развития организации неуклонно снижается.
Сокращение организации и «культура качества»
В отношении производства | В отношении потребителей | ||
I подход: «Исправляем ошибки» | |||
|
| ||
II подход «Предотвращаем ошибки» | |||
|
| ||
III подход: «Созидательное качество и постоянное совершенствование» | |||
|
|