Файл: Антикризисное управление Петухов Даниил Валерьевич.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Антикризисное управление

Петухов Даниил Валерьевич

к.э.н., доцент

Сущность понятия «кризис»

При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.

Свойства кризисов

Основная функция кризиса

Разрушение элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого

Типология кризисов

Виды антикризисного регулирования

Виды должников

Подходы к определению несостоятельности

Виды банкротства

В зависимости от причин несостоятельности различают подложное и неосторожное банкротство

Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная – злостным

Злостное банкротство

Развитие законодательства о банкротстве в России

Закон о несостоятельности (банкротстве) — основной нормативный правовой акт, направленный на комплексное нормативное Регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ.

Закон 1992г. имел явную направленность на сохранение должника, тот закон был антикредиторским.

В середине 2001г. правительство инициировало разработку новой редакции закона, который и был принят в 2002г.

Признаки банкротства

Кроме того, банкротство характеризуется невозможностью продолжать производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия из-за отсутствия средств.

Профилактика банкротства в управлении предприятием

Разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.

Примерный перечень профилактических мер

Основные критерии диагностики банкротства

критерии эффективности производства

они измеряются экономией от увеличения объемов производства, снижения накладных расходов, уменьшения транспортных расходов, экономией трудовых и сырьевых ресурсов

критерии маневренности производства

они измеряются с помощью показателей резерва производственных мощностей, сбалансированности запасов (товаров, материалов), оценкой связей между технологическими функциями

критерии гибкости стратегии

Дополнительные критерии диагностики –

это критерии наличия ресурсов:

финансовых

человеческих

материально-технических

информационных

Содержание комплексной диагностики

экономическая диагностика

функциональная

техническая

социальная

финансовая

диагностика менеджмента и организации

диагностика внешней среды

заключительная стратегическая диагностика

Методические подходы диагностики несостоятельности предприятий

дескриптивный

предикативный

нормативный

Виды анализа неплатежеспособности

горизонтальный

вертикальный

трендовый

относительных показателей (коэффициентов)

сравнительный

факторный

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника

Коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности.

Показатель обеспеченности обязательств должника его активами.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам.

Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника

Коэффициент автономии (финансовой независимости).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах).

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах.

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

Международная практика определения банкротств

Подходы, принятые в мире, несколько отличаются от российских.

В частности, используется формула коэффициента вероятности банкротств Э. Альтмана, который исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал 5 из них, построив на их основе линейную функцию.

Кроме того, применяется система показателей диагностики банкротства предприятий У. Бивера и Я. Пратта.

Коэффициент Альтмана

Z = 1,3 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 Х4 +1,0Х5 (1)

Где:

Х1 – оборотный капитал/сумма активов;

Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;

Х3 – операционная прибыль/сумма активов;

Х4 – рыночная стоимость акций/задолженность;

Х5 – выручка/сумма активов.

Степень вероятности банкротства по Э.Альтману

Значение z-счета Вероятность банкротства

1,80 и менее Очень высокая

От 1,81 до 2,7 Высокая

От 2.71 до 2,9 Возможная

3,0 и выше Маловероятная

В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже

Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107 X3 + 0,42 X4 + 0,995X5

Здесь Х4 – балансовая, а не рыночная стоимость акций.

«Пограничное» значение равно 1,23.

Юридические процедуры банкротства

Меры пессимистические (ликвидационные)

Добровольная ликвидация

Конкурсное производство

Меры оптимистические (реорганизационные)

Наблюдение

Досудебная санация

Финансовое оздоровление

Внешнее управление

Мировое соглашение

Наблюдение

На первом собрании кредиторов, которое на основании полученной информации определяет дальнейшую судьбу предприятия. При этом принимается одно из следующих решений:

Финансовое оздоровление

Внешнее управление

Главной функцией внешнего управляющего является разработка (в течение месячного срока) и реализация плана внешнего управления.

Мировое соглашение

В данном случае сохраняется единственное условие для должника, обязательное к исполнению – это погашение задолженности в полной сумме перед кредиторами первой и второй очередей.

Конкурсное производство

Процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации.

Под конкурсной массой понимается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного.

Очередность выплат

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

Очередность выплат

Антикризисный управляющий

Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:

Обязательные требования к арбитражным управляющим

Дополнительные требования к арбитражным управляющим

Ограничения для арбитражных управляющих

Процедуры банкротства физических лиц

реструктуризация долгов

реализация имущества

мировое соглашение

Осуществляет процедуры

финансовый управляющий

Суть антикризисного управления

Основные организационные характеристики

Основные соотношения между организационными характеристиками

Причины структурной стохастичности организаций

ПРОБЛЕМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Соответствие типа организационной структуры характеристике внешней среды

Жизненный цикл организации

Общие признаки упадка и деградации организации:

Специфические признаки упадка организации

Стратегический подход в антикризисном управлении

ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Стратегическая значимость ключевых элементов организации

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ СТРАТЕГИИ

АНАЛИЗ ГРУПП ВЛИЯНИЯ

Таблица с перечислением сильных и слабых сторон компании, потенциальных внешних возможностей и угроз

Виды антикризисных стратегий

Стратегия стабильности – укрепление существующего направления бизнеса.

Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта.

Стратегия сокращения – сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации.

Функциональная стратегия – усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую, производственную и др.

Усиление процессов самоорганизации:

Реагирование

(тактика «поджаться» или «сократиться»):

Защита (бюрократический способ):

Консервация:

Типы антикризисного поведения

креативное – создание нового продукта с уникаль­ными свойствами

приспособленческое – сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и на особой группе покупателей

преимущественное – нацеленность на сохранении достигнутых позиций за счет снижения цен, издержек качества продукции

Укрепление или реориентация организации

Когда организация «укрепляется», она направляет усилия, чтобы стать меньше. Если – «реориентируется», то ее цель – стать другой.

Объем и характер коммуникации.

Когда организация «реориентируется», ей требуется развивать коммуникацию, поскольку она испытывает новые вида деятельности. Когда организация «укрепляется», – такой острой необходимости нет.

Межорганизационные отношения.

Когда организация «укрепляется», это в меньшей степени затрагивает отношения с потребителями, поставщиками, профсоюзами и т. п., чем тогда, когда она «реориентируется».

Эффективность или результативность.

«Укрепляющиеся» организации стремятся к результативности, тогда как организации «реориентирующиеся» – к эффективности в широком смысле.

Упадок и деградация организации являются противоположностью развитию организации, из чего следует, что в ходе этих процессов потенциал развития организации неуклонно снижается.

Сокращение организации и «культура качества»

Две практические тенденции сокращения

Две практические тенденции сокращения организаций

ОЦЕНКА РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ СТРАТЕГИИ

ВЫБОР И ОСУЩЕСТВИМОСТЬ СТРАТЕГИИ

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Риск-менеджмент

Причины неопределенности:

Риск –

это потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков.

Например, неполучение ожидаемой прибыли, дохода или утрата имущества, денежных средств в связи с неопределенностью.

Измерение рисков

Измерение рисков –

Это определение вероятности наступления рискового события и размера ущерба, который может последовать при наступлении данного события.

Три возможных результата риска

Определения риск-менеджмента

Оценка рисков

Качественная оценка — определение возможных виды рисков, и их уровень (размер ущерба).

Количественная оценка определяется:

Методы оценки рисков

Классификация рисков

Виды потерь:

Методы анализа рисков:

Методы снижения рисков:

Матрица оценки и выбора метода снижения рисков

Направления антикризисного управления изменениями

Изменения в антикризисном управлении можно рассматривать по двум основным направлениям:

1) изменения в целях предотвращения возникновения кризисной ситуации;

2) изменения, направленные на ликвидацию возникшего кризиса и его последствий.

Необходимость и целесообразность организационных изменений определяется стадией кризисного процесса.

Виды и причины сопротивления внедрению изменений в организации

Причины сопротивления изменениям (по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру)

Эгоистический интерес:

Неправильное понимание целей стратегии:

Различная оценка последствий осуществления стратегии:

Низкая терпимость к изменениям:

Реакция на изменения

Методы преодоления сопротивления изменениям

Информирование и общение

Участие и вовлеченность

Помощь и поддержка

Переговоры и соглашения

Манипуляции и кооптации

Матрица оценки и выбора метода снижения рисков


Маловероятные

Высоковероятные

Большой размер ущерба

Страхование

Диверсификация

Малый размер ущерба

Резервирование

Направления антикризисного управления изменениями

Изменения в антикризисном управлении можно рассматривать по двум основным направлениям:

1) изменения в целях предотвращения возникновения кризисной ситуации;

2) изменения, направленные на ликвидацию возникшего кризиса и его последствий.

Необходимость и целесообразность организационных изменений определяется стадией кризисного процесса.

Если ситуация кризиса сопровождается неплатежеспособностью, изменения могут касаться продажи предприятия, части его активов, увольнения персонала и прекращения финансово-хозяйственной деятельности либо сопровождаться обновлением органов управления организацией, включая исполнительного директора и ключевых менеджеров, а также поиском инвестиций для реализации конкретного проекта по выходу из кризиса или его предотвращению.

Виды и причины сопротивления внедрению изменений в организации

  • Выделяют 2 вида сопротивления в зависимости от его силы и интенсивности:
  • Явные формы сопротивления (форма открытого выступления против перестройки), которые проявляются в виде отказа от использования новых систем и процедур, уклонения от дополнительного обучения, непосещения собраний, посвященных обсуждению проекта изменений, путем затягивания выполнения поручений;
  • Скрытые формы сопротивления, которые проявляются в отвлечении ресурсов, в установке ограничений на исходящую информацию и намеренном их распылении.

Причины сопротивления изменениям (по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру)


Причина

Результат

Реакция

Эгоистический интерес

Ожидание личных потерь

«Политическое» поведение

Неправильное понимание целей стратегии

Низкая степень доверия

Слухи

Различная оценка последствий

Неадекватное восприятие планов; другие источники информации

Открытое несогласие

Нетерпимость к изменениям

Опасение отсутствия навыков или умений

Поддержание собственного престижа

Эгоистический интерес:

  • является основной причиной того, что люди сопротивляются изменению на уровне организации;
  • это связано с той или иной мерой эгоизма, присущей каждому человеку: люди, в силу своей человеческой природы, ставят свои собственные интересы выше интересов организации;
  • Такое поведение, вследствие его универсальности и естественности, не очень опасно, однако его развитие может привести к возникновению неформальных групп, политика которых будет направлена на то, чтобы предложенное изменение не могло быть осуществлено.

Неправильное понимание целей стратегии:

  • обычно возникает из-за того, что люди не в состоянии оценить последствия осуществления стратегии.
  • причиной часто является отсутствие достаточной информированности относительно целей и путей реализации стратегии.
  • такая ситуация характерна для организаций, где степень доверия к действиям менеджеров низка.

Различная оценка последствий осуществления стратегии:

  • связана с неоднозначным восприятием стратегических целей и планов.
  • менеджеры и служащие могут по-разному воспринимать значение стратегии как для организации, так и для внутриорганизационных групп.
  • при этом «стратеги» часто считают, что служащие видят преимущества реализации стратегии также, как и они, и что каждый обладает соответствующей информацией, чтобы убедиться в преимуществах как для организации, так и для каждого служащего от реализации стратегии.

Низкая терпимость к изменениям:

  • присуща некоторым людям из-за опасения, что они не смогут обучиться требуемым новым навыкам или новой работе.
  • такое сопротивление наиболее характерно для случаев внедрения новых технологий, новых методов продажи, новых форм отчетности и т.п.

Реакция на изменения

  • «Политическое» поведение
  • Слухи
  • Открытое несогласие
  • Поведение, направленное на поддержание собственного престижа
  • Для этого полезно выявить формы сопротивления на организационном уровне, уровне группы, уровне индивида.

    Выявление лишь того, на каком уровне возникает сопротивление, не всегда приносит должный результат. Здесь необходимо учитывать и то, как реагировать на сопротивление. То, что представляется как сопротивление конкретному изменению – на любом уровне, – может не всегда быть центральной проблемой. Движение в направлении к более динамичным и органичным формам организации, к сетевым организациям, к организациям в форме подвижных альянсов и уход от статичных и иерархизированных линейно-функциональных структур часто является составной частью стратегии корпорации.

Методы преодоления сопротивления изменениям


Сопротивление изменениям

Информирование и общение

Участие и вовлеченность

Помощь и поддержка

Явное и неявное принуждение

Манипуляции и кооптации

Переговоры и соглашения

Информирование и общение

  • Получение представления о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать необходимость этих изменений и их логику.
  • Процесс информирования может включать в себя дискуссии один на один, групповые семинары или отчеты. На практике это осуществляется, например, путем проведения семинаров менеджером для менеджеров низших уровней.
  • Программа общения или информирования может восприниматься как наиболее подходящая, если сопротивление стратегии основывается на неверной или недостаточной информации, особенно если стратегии нуждаются в помощи противников стратегических изменений при осуществлении этих изменений.
  • Эта программа требует времени и усилий, если осуществление ее связано с участием большого количества людей.

Участие и вовлеченность

  • Если вовлекать потенциальных противников стратегии на этапе планирования, то они зачастую могут избежать сопротивления.
  • Стремясь добиться участия в осуществлении стратегических изменений, их инициаторы выслушивают мнение сотрудников, вовлеченных в эту стратегию, и впоследствии используют их советы.
  • Многие менеджеры очень серьезно относятся к вопросу участия персонала в осуществлении стратегии. Иногда это носит положительный характер, иногда – отрицательный.
  • Некоторые менеджеры считают, что всегда должны принимать участие в процессе осуществления изменений, в то время как другие считают это безусловной ошибкой. Оба отношения могут создавать ряд проблем для менеджера, так как ни одно из них не является идеальным.

Помощь и поддержка

  • Могут осуществляться как предоставление возможности обучения новым навыкам, свободного времени служащим для обучения, просто возможности быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку.
  • Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления лежат страх и беспокойство.
  • «Бывалые суровые» менеджеры обычно игнорируют подобные виды сопротивления, так же как и эффективность такого способа борьбы с сопротивлением.
  • Основной недостаток этого подхода заключается в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и, тем не менее, зачастую терпит неудачу. Если же времени, денег и терпения просто нет, то использовать метод помощи и поддержки не имеет смысла.

Переговоры и соглашения

  • Предоставление стимулов активным или потенциальным противникам изменения. Например, менеджер может предложить сотруднику более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания, он может повысить пенсию отдельному служащему взамен на более ранний срок ухода на пенсию.
  • Переговоры особенно подходят в том случае, когда ясно, что кто-то теряет в результате изменения, но, тем не менее, обладает существенной силой сопротивления.
  • Достижение соглашения является сравнительно легким способом избежать сильного сопротивления, хотя оно, как и многие другие способы, может быть довольно дорогостоящим. Особенно в тот момент, когда менеджер дает понять, что он готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного сопротивления. В этом случае он может стать объектом шантажа.

Манипуляции и кооптации

  • Манипуляции в данном случае подразумевают избирательное использование информации и сознательное изложение событий в определенном, выгодном для инициатора изменений порядке.
  • Одна из наиболее распространенных форм манипуляции – кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений.
  • Кооптация коллектива подразумевает предоставление одному из его лидеров или кому-то, кого группа уважает, ключевой роли при планировании и осуществлении изменений. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменения стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку.
  • При определенных обстоятельствах кооптация может быть относительно дешевым и легким способом достижения поддержки отдельного индивидуума или группы служащих (более дешевый способ, чем переговоры, и более быстрый, чем участие).
  • Принуждение, это когда, в основном, заставляют сотрудников смиряться со стратегическими изменениями путем скрытой или явной угрозы (угрожая потерей работы, возможности продвижения и т.д.), или путем реального увольнения, или путем перевода на более низкооплачиваемую работу.
  • Так же как и манипуляция, использование принуждения – это рискованный процесс, потому что люди всегда сопротивляются навязанному изменению.
  • Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуется популярностью, независимо от того, как она осуществляется, принуждение может быть единственным вариантом для менеджера.