Файл: Антикризисное управление Петухов Даниил Валерьевич.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Виды антикризисного регулирования
Подходы к определению несостоятельности
В зависимости от причин несостоятельности различают подложное и неосторожное банкротство
Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная – злостным
Развитие законодательства о банкротстве в России
Закон 1992г. имел явную направленность на сохранение должника, тот закон был антикредиторским.
Профилактика банкротства в управлении предприятием
Разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.
Примерный перечень профилактических мер
Основные критерии диагностики банкротства
критерии эффективности производства
критерии маневренности производства
Дополнительные критерии диагностики –
это критерии наличия ресурсов:
Содержание комплексной диагностики
диагностика менеджмента и организации
заключительная стратегическая диагностика
Методические подходы диагностики несостоятельности предприятий
Виды анализа неплатежеспособности
относительных показателей (коэффициентов)
Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника
Коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности.
Показатель обеспеченности обязательств должника его активами.
Степень платежеспособности по текущим обязательствам.
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника
Коэффициент автономии (финансовой независимости).
Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах.
Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.
Международная практика определения банкротств
Подходы, принятые в мире, несколько отличаются от российских.
Z = 1,3 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 Х4 +1,0Х5 (1)
Х1 – оборотный капитал/сумма активов;
Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;
Х3 – операционная прибыль/сумма активов;
Х4 – рыночная стоимость акций/задолженность;
Степень вероятности банкротства по Э.Альтману
Значение z-счета Вероятность банкротства
Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107 X3 + 0,42 X4 + 0,995X5
Здесь Х4 – балансовая, а не рыночная стоимость акций.
«Пограничное» значение равно 1,23.
Юридические процедуры банкротства
Меры пессимистические (ликвидационные)
Меры оптимистические (реорганизационные)
Под конкурсной массой понимается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:
Обязательные требования к арбитражным управляющим
Дополнительные требования к арбитражным управляющим
Ограничения для арбитражных управляющих
Процедуры банкротства физических лиц
Суть антикризисного управления
Основные организационные характеристики
Основные соотношения между организационными характеристиками
Причины структурной стохастичности организаций
ПРОБЛЕМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Соответствие типа организационной структуры характеристике внешней среды
Общие признаки упадка и деградации организации:
Специфические признаки упадка организации
Стратегический подход в антикризисном управлении
ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Стратегическая значимость ключевых элементов организации
Таблица с перечислением сильных и слабых сторон компании, потенциальных внешних возможностей и угроз
Стратегия стабильности – укрепление существующего направления бизнеса.
Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта.
Усиление процессов самоорганизации:
(тактика «поджаться» или «сократиться»):
Защита (бюрократический способ):
креативное – создание нового продукта с уникальными свойствами
Укрепление или реориентация организации
Объем и характер коммуникации.
Эффективность или результативность.
Сокращение организации и «культура качества»
Две практические тенденции сокращения
Две практические тенденции сокращения организаций
ОЦЕНКА РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ СТРАТЕГИИ
ВЫБОР И ОСУЩЕСТВИМОСТЬ СТРАТЕГИИ
Три возможных результата риска
Качественная оценка — определение возможных виды рисков, и их уровень (размер ущерба).
Количественная оценка определяется:
Матрица оценки и выбора метода снижения рисков
Направления антикризисного управления изменениями
Изменения в антикризисном управлении можно рассматривать по двум основным направлениям:
1) изменения в целях предотвращения возникновения кризисной ситуации;
2) изменения, направленные на ликвидацию возникшего кризиса и его последствий.
Необходимость и целесообразность организационных изменений определяется стадией кризисного процесса.
Виды и причины сопротивления внедрению изменений в организации
Причины сопротивления изменениям (по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру)
Неправильное понимание целей стратегии:
Различная оценка последствий осуществления стратегии:
Низкая терпимость к изменениям:
Антикризисное управление
Петухов Даниил Валерьевич
к.э.н., доцент
РАНХиГС
Сущность понятия «кризис»
В экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, которая определяется как внезапная и резкая, как правило, смена тенденции – от повышения к понижению, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота не бывает.При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.
Греческое слово «кризис» означает «решение». Впоследствии понятие кризиса было расширено, оно применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности существующей тенденции.Свойства кризисов
- кризисы неизбежны
- кризисы конечны
- кризисы цикличны
- кризисы прогрессивны
- кризисы неповторимы
Основная функция кризиса
Разрушение элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого
Типология кризисов
Причины | | | Характер | | | Последствия | |||
| | | |||||||
Объективные | Легкий | Разрушение | |||||||
Субъективные | | | Глубокий | | | Обновление | |||
| | | |||||||
Внешние | Кратковременный | Оздоровление | |||||||
Внутренние | | | Затяжной | | | Новый кризис | |||
| | | |||||||
Случайные | Локальный | Обострение | |||||||
Закономерные | | | Общий | | | Ослабление | |||
| | | |||||||
Искусственные | Скрытый | Резкое падение | |||||||
Естественные | | | Явный | | | Мягкий выход | |||
| | | | | | ||||
Частичный | Управляемый | ||||||||
Системный | Неуправляемый |
Антикризисное управление – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Виды антикризисного регулирования
- правовое
- методическое
- информационное
- административное
- организационное
- социальное
- кадровое
- экологическое
- Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета.
- Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.
- Структурная политика реализуется в процессе приватизации / национализации имущества предприятий.
- Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники
- Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности регионов.
- Амортизационная политика – это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.
- Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, изменение отраслевой структуры экономики и т.п.
- Прогнозирование и планирование, в том числе индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами.
- Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.
- Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма и т.п.
- Социальная политика направлена на поддержание должного уровня социального развития и благосостояния населения в период кризиса.
sr1mudcg
Виды должников
- обычные
- несостоятельные
временно неплатежеспособные предприятия
абсолютная (хроническая) неплатежеспособность
Подходы к определению несостоятельности
- принцип неплатежеспособности
- принцип неоплатности
исходя из анализа встречных денежных потоков
исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника
Виды банкротства
В зависимости от причин несостоятельности различают подложное и неосторожное банкротство
Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная – злостным
Злостное банкротство
- фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся им платежей или скидки с долгов, а равно и неуплаты долгов.
- преднамеренное банкротство – умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное его руководителем или собственником, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб путем заключения заведомо невыгодных сделок, некомпетентного ведения дел, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и иных действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов.
Развитие законодательства о банкротстве в России
Закон о несостоятельности (банкротстве) — основной нормативный правовой акт, направленный на комплексное нормативное Регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ.
Закон 1992г. имел явную направленность на сохранение должника, тот закон был антикредиторским.
В 1995г. началась разработка принципиально нового закона, который вступил в силу с 1 марта 1998г. Этот закон предоставил для должника возможность оздоровления бизнеса, а для кредиторов — возмещение их требований. Его можно было бы назватьпрокредиторским, направленным против интересов акционерного общества, не обязательно должника.