Файл: Антикризисное управление Петухов Даниил Валерьевич.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Антикризисное управление

Петухов Даниил Валерьевич

к.э.н., доцент

Сущность понятия «кризис»

При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.

Свойства кризисов

Основная функция кризиса

Разрушение элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого

Типология кризисов

Виды антикризисного регулирования

Виды должников

Подходы к определению несостоятельности

Виды банкротства

В зависимости от причин несостоятельности различают подложное и неосторожное банкротство

Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная – злостным

Злостное банкротство

Развитие законодательства о банкротстве в России

Закон о несостоятельности (банкротстве) — основной нормативный правовой акт, направленный на комплексное нормативное Регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ.

Закон 1992г. имел явную направленность на сохранение должника, тот закон был антикредиторским.

В середине 2001г. правительство инициировало разработку новой редакции закона, который и был принят в 2002г.

Признаки банкротства

Кроме того, банкротство характеризуется невозможностью продолжать производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия из-за отсутствия средств.

Профилактика банкротства в управлении предприятием

Разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.

Примерный перечень профилактических мер

Основные критерии диагностики банкротства

критерии эффективности производства

они измеряются экономией от увеличения объемов производства, снижения накладных расходов, уменьшения транспортных расходов, экономией трудовых и сырьевых ресурсов

критерии маневренности производства

они измеряются с помощью показателей резерва производственных мощностей, сбалансированности запасов (товаров, материалов), оценкой связей между технологическими функциями

критерии гибкости стратегии

Дополнительные критерии диагностики –

это критерии наличия ресурсов:

финансовых

человеческих

материально-технических

информационных

Содержание комплексной диагностики

экономическая диагностика

функциональная

техническая

социальная

финансовая

диагностика менеджмента и организации

диагностика внешней среды

заключительная стратегическая диагностика

Методические подходы диагностики несостоятельности предприятий

дескриптивный

предикативный

нормативный

Виды анализа неплатежеспособности

горизонтальный

вертикальный

трендовый

относительных показателей (коэффициентов)

сравнительный

факторный

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника

Коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности.

Показатель обеспеченности обязательств должника его активами.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам.

Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника

Коэффициент автономии (финансовой независимости).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах).

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах.

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

Международная практика определения банкротств

Подходы, принятые в мире, несколько отличаются от российских.

В частности, используется формула коэффициента вероятности банкротств Э. Альтмана, который исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал 5 из них, построив на их основе линейную функцию.

Кроме того, применяется система показателей диагностики банкротства предприятий У. Бивера и Я. Пратта.

Коэффициент Альтмана

Z = 1,3 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 Х4 +1,0Х5 (1)

Где:

Х1 – оборотный капитал/сумма активов;

Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;

Х3 – операционная прибыль/сумма активов;

Х4 – рыночная стоимость акций/задолженность;

Х5 – выручка/сумма активов.

Степень вероятности банкротства по Э.Альтману

Значение z-счета Вероятность банкротства

1,80 и менее Очень высокая

От 1,81 до 2,7 Высокая

От 2.71 до 2,9 Возможная

3,0 и выше Маловероятная

В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже

Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107 X3 + 0,42 X4 + 0,995X5

Здесь Х4 – балансовая, а не рыночная стоимость акций.

«Пограничное» значение равно 1,23.

Юридические процедуры банкротства

Меры пессимистические (ликвидационные)

Добровольная ликвидация

Конкурсное производство

Меры оптимистические (реорганизационные)

Наблюдение

Досудебная санация

Финансовое оздоровление

Внешнее управление

Мировое соглашение

Наблюдение

На первом собрании кредиторов, которое на основании полученной информации определяет дальнейшую судьбу предприятия. При этом принимается одно из следующих решений:

Финансовое оздоровление

Внешнее управление

Главной функцией внешнего управляющего является разработка (в течение месячного срока) и реализация плана внешнего управления.

Мировое соглашение

В данном случае сохраняется единственное условие для должника, обязательное к исполнению – это погашение задолженности в полной сумме перед кредиторами первой и второй очередей.

Конкурсное производство

Процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации.

Под конкурсной массой понимается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного.

Очередность выплат

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

Очередность выплат

Антикризисный управляющий

Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:

Обязательные требования к арбитражным управляющим

Дополнительные требования к арбитражным управляющим

Ограничения для арбитражных управляющих

Процедуры банкротства физических лиц

реструктуризация долгов

реализация имущества

мировое соглашение

Осуществляет процедуры

финансовый управляющий

Суть антикризисного управления

Основные организационные характеристики

Основные соотношения между организационными характеристиками

Причины структурной стохастичности организаций

ПРОБЛЕМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Соответствие типа организационной структуры характеристике внешней среды

Жизненный цикл организации

Общие признаки упадка и деградации организации:

Специфические признаки упадка организации

Стратегический подход в антикризисном управлении

ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Стратегическая значимость ключевых элементов организации

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ СТРАТЕГИИ

АНАЛИЗ ГРУПП ВЛИЯНИЯ

Таблица с перечислением сильных и слабых сторон компании, потенциальных внешних возможностей и угроз

Виды антикризисных стратегий

Стратегия стабильности – укрепление существующего направления бизнеса.

Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта.

Стратегия сокращения – сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации.

Функциональная стратегия – усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую, производственную и др.

Усиление процессов самоорганизации:

Реагирование

(тактика «поджаться» или «сократиться»):

Защита (бюрократический способ):

Консервация:

Типы антикризисного поведения

креативное – создание нового продукта с уникаль­ными свойствами

приспособленческое – сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и на особой группе покупателей

преимущественное – нацеленность на сохранении достигнутых позиций за счет снижения цен, издержек качества продукции

Укрепление или реориентация организации

Когда организация «укрепляется», она направляет усилия, чтобы стать меньше. Если – «реориентируется», то ее цель – стать другой.

Объем и характер коммуникации.

Когда организация «реориентируется», ей требуется развивать коммуникацию, поскольку она испытывает новые вида деятельности. Когда организация «укрепляется», – такой острой необходимости нет.

Межорганизационные отношения.

Когда организация «укрепляется», это в меньшей степени затрагивает отношения с потребителями, поставщиками, профсоюзами и т. п., чем тогда, когда она «реориентируется».

Эффективность или результативность.

«Укрепляющиеся» организации стремятся к результативности, тогда как организации «реориентирующиеся» – к эффективности в широком смысле.

Упадок и деградация организации являются противоположностью развитию организации, из чего следует, что в ходе этих процессов потенциал развития организации неуклонно снижается.

Сокращение организации и «культура качества»

Две практические тенденции сокращения

Две практические тенденции сокращения организаций

ОЦЕНКА РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ СТРАТЕГИИ

ВЫБОР И ОСУЩЕСТВИМОСТЬ СТРАТЕГИИ

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Риск-менеджмент

Причины неопределенности:

Риск –

это потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков.

Например, неполучение ожидаемой прибыли, дохода или утрата имущества, денежных средств в связи с неопределенностью.

Измерение рисков

Измерение рисков –

Это определение вероятности наступления рискового события и размера ущерба, который может последовать при наступлении данного события.

Три возможных результата риска

Определения риск-менеджмента

Оценка рисков

Качественная оценка — определение возможных виды рисков, и их уровень (размер ущерба).

Количественная оценка определяется:

Методы оценки рисков

Классификация рисков

Виды потерь:

Методы анализа рисков:

Методы снижения рисков:

Матрица оценки и выбора метода снижения рисков

Направления антикризисного управления изменениями

Изменения в антикризисном управлении можно рассматривать по двум основным направлениям:

1) изменения в целях предотвращения возникновения кризисной ситуации;

2) изменения, направленные на ликвидацию возникшего кризиса и его последствий.

Необходимость и целесообразность организационных изменений определяется стадией кризисного процесса.

Виды и причины сопротивления внедрению изменений в организации

Причины сопротивления изменениям (по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру)

Эгоистический интерес:

Неправильное понимание целей стратегии:

Различная оценка последствий осуществления стратегии:

Низкая терпимость к изменениям:

Реакция на изменения

Методы преодоления сопротивления изменениям

Информирование и общение

Участие и вовлеченность

Помощь и поддержка

Переговоры и соглашения

Манипуляции и кооптации


Позитивная практика

Обычная практика

Общее отношение к сокращению организации

1) сокращение – это стиль жизни;

2) сокращение – это ответственность каждого работника;

3) мотивы сокращения – стремление совершенствоваться;

4) сокращение понимается как шанс или возможность;

5) сокращение содержит в себе инновацию вкупе с постоянным совершенствованием;

6) широкий подход к проблеме затрат;

7) человеческие ресурсы рассматриваются как наиболее ценные;

8) эффективное управление человеческими ресурсами считается приоритетом

1) сокращение – это программа или цель;

2) сокращение – это ответственность топ-менеджмента;

3) мотивы сокращения – надвигающийся кризис;

4) сокращение представляется как угроза;

5) в сокращении проявляется консерватизм и ретроградство;

6) главной статьей затрат считается персонал;

7) управление человеческими ресурсами не отличается от управления материальными ресурсами;

8) эффективное управление экономическими показателями считается приоритетом

Две практические тенденции сокращения организаций


Позитивная практика

Обычная практика

Специфическое отношение к сокращению организации

1) предварительная подготовка и всеобъемлющий анализ;

2) свобода выбора;

3) вовлеченность и участие работников;

4) общедоступность информации о расходах; 5) совершенствование измерений и баз данных;

6) сложные стратегии сокращения;

7) согласованность с изменениями в организационной культуре и сознании людей, 8) активное, агрессивно и гибкое лидерство;

9) формирование перспективной культуры качества;

10) сосредоточенность на совершенствовании процессов;

11) сосредоточенность на том, чтобы «все было как надо», т. Е. на положительных моментах;

12) понимание того, что смиренность приводит к слепому копированию;

13) перспективный тренинг всех работников;

14) упрощение (структуры, процессов, производства, технологии)

1) немедленные действия и реакции;

2) выбор под давлением;

3) определение целей и средств исключительно в руках у высшего менеджмента;

4) информация о расходах скрывается;

5) базы данных остаются неизменными;

6) стратегия поголовного сокращения;

7) изменения рассматриваются как разовые акции;

8) психопатическое, самозащитное поведение лидеров;

9) погруженность в менее перспективную культур качества;

10) сосредоточенность только на совершенствовании продукции;

11) внимание только к отрицательным моментам;

12) синдром «не нами изобретено – не нам и переделывать»;

13) избирательный тренинг на любителя;

14) продолжающееся усложнение

ОЦЕНКА РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ СТРАТЕГИИ

ВЫБОР И ОСУЩЕСТВИМОСТЬ СТРАТЕГИИ

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Риск-менеджмент

Причины неопределенности:

                  • неполное знание всех параметров, обстоятельств, ситуации для выбора оптимального решения, а также невозможностью адекватного и точного учета всей информации
                  • наличие фактора случайности, то есть обстоятельств, которые невозможно предусмотреть и спрогнозировать
                  • наличие субъективных факторов противодействия, когда принятие решений идет в ситуации игры партнеров с противоположными интересами

Риск –

это потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков.

Например, неполучение ожидаемой прибыли, дохода или утрата имущества, денежных средств в связи с неопределенностью.

Измерение рисков

Измерение рисков

Это определение вероятности наступления рискового события и размера ущерба, который может последовать при наступлении данного события.

Три возможных результата риска

  • отрицательный
  • (ущерб, убыток, проигрыш)

  • положительный
  • (выгода, прибыль, выигрыш)

  • нулевой
  • (ни ущерба, ни выгоды)


Неопределенность

Риск

Потери

это совокупность методов анализа и нейтрализации факторов рисков, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий.

Включает в себя:
  • выявление и идентификацию предполагаемых рисков
  • анализ и оценку рисков
  • выбор методов управления рисков
  • применение выбранных методов и принятие решений в условиях риска
  • реагирование на наступление рискового события
  • разработку и реализацию мер снижения рисков
  • контроль, анализ и оценку действий по снижению рисков и выработка решений

Управление рисками –

Определения риск-менеджмента

  • Выявление и идентификация предполагаемых рисков – систематическое определение и классификация событий.
  • Классификация рисков – качественное описание рисков по различным признакам.
  • Анализ рисков – процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости
  • Оценка рисков – это определение количественным или качественным способом величины рисков.
  • Следует различать качественную и количественную оценку риска.


Оценка рисков

Качественная оценка — определение возможных виды рисков, и их уровень (размер ущерба).

Количественная оценка определяется:

  • через вероятность наступления рискового события;
  • через произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет.

Методы оценки рисков

  • количественная оценка рисков с помощью методов математической статистики;
  • методы экспертной оценки рисков;
  • методы имитационного моделирование рисков;
  • комбинированные методы, представляющие собой объединение нескольких отдельных методов или их отдельных элементов

Классификация рисков


Класс. признак

Вид

По возможности предвидения

Априорные, прочие

По отношению к организации

Внешние, внутренние

По степени ущерба

Частичные, допустимые, критические, катастрофические

По источникам возникновения

Систематический, несистематический

По сферам проявления

Экономические, политические, коммерческие, правовые, социальные, экологические

По потерям

Статические, динамические

По предсказуемости

Предсказуемые, непредсказуемые

Виды потерь:

  • трудовые
  • финансовые
  • временные
  • социальные
  • особые

Методы анализа рисков:

  • Вероятностный анализ
  • Экспертный анализ рисков
  • Метод аналогов
  • Анализ показателей предельного уровня
  • Анализ чувствительности проекта
  • Анализ сценариев развития проекта
  • Метод построения деревьев решений
  • Имитационные методы

Методы снижения рисков:

  • Диверсификация – распределение риска между видами деятельности, между участниками предприятия, перекладывание риска на партнеров.
  • Резервирование – создание определенных фондов, с тем, чтобы обладать необходимыми средствами в случае наступления рискового события.
  • Страхование – передача рисков страховой компании.