Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.1 Нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

1.1.1Анализ нормативно-правовых документов по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2.2 Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2.2 Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3 Методика работы воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности

1.3.2 Виды педагогических кругов

Введение

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)

1.1 Нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

1.2.2 Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2. Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста1.2.1. Сущность понятия «социально-коммуникативное развитие» и его особенности

1.2.2. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3. Методика работы воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности

1.3.2. Виды педагогических кругов

1.3.3. Требования к проведению «Педагогического круга»

1.3.4. Словарь понятий

Выводы по 1 главе

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

2.1 Диагностика уровня социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

2.2. Сборник педагогических кругов направленный на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

1.3. Методика работы воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности


Современное содержание образования обеспечивает целостность процесса обучения и воспитания, учитывающего личностные характеристики каждого ребёнка: особенности его поведения, восприятия окружающего мира, темп индивидуального развития.

Практика реализации ФГОС ДО (5) показывает активное использование педагогическим сообществом практико-ориентированных технологий, развивающих методик, проектно-исследовательской деятельности для развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольника, формирования у него предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Но есть давно известные образовательные технологии, использование которых актуально сегодня как никогда.

Педагогическую технологию «Ежедневный педагогический круг» описала Гришаева Наталья Петровна в учебно-методическом пособии «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Она отмечает, что «Ежедневный педагогический круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Это время планирования событий дня, воспитатель рассказывает детям о том, что их ждет. Вместе они анализируют эмоции, настроение, поведение, планы и события предстоящего дня.

Каждый день необходимо создавать благоприятные условия для социализации дошкольников в детском саду. Учить их взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские

отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты. Реализовать все это позволяет технология Н.П. Гришаевой «Педагогический круг». Также эту технологию называют - "Утренний круг". Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности. Цель данной технологии представлена в схеме 1.




Схема 1. Цель технологии "Педагогический круг" по Н.П. Гришаевой

Рассмотрим задачи педагогической технологии «Утренний круг» по Н.П. Гришаевой в схеме 2.


Схема 2. Задачи педагогической технологии «Утренний круг» по Н.П.

Задачи утреннего круга для старшей возрастной группы

  • Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…).

  • Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).

  • Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…).

  • Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).

  • Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).

  • Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).

Именно круг, по наблюдению психологов, является его гарантией защищенности, потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в круг происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка, формируется навык общения детей. «Утренний круг» задает тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия на весь день.

Описание «Круга» как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах выдающегося итальянского ученого, врача-антрополога, философа, педагога и психолога Марии Монтессори. Знакомство с педагогикой Марии Монтессори, позволило увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в Монтессори – занятии, которое состоит из обязательных трёх частей: «круг» (вводная часть), свободная работа (основная), работа на линии (заключительная). Как форма организации детского коллектива в начале дня использование «Круга», в соответствии с педагогикой Марии Монтессори, включает в себя обязательные компоненты (схема 3).


Схема 3 Компоненты педагогического круга по М. Монтесори



«Круг» это – групповая беседа с детьми, точнее – самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Там обсуждают все – смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивают короткие песенки. Здесь ребенок осваивает основы социализации и учится описывать свои чувства словами. «Круг», согласно учению Марии Монтессори, помогает ребенку в проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого общения, создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию взаимоотношениям, облегчает взаимопонимание (25, с. 83).


При проведении технологии «Утренний круг» существует ряд задач, которые педагог должен осуществить в ходе деятельности. Рассмотрим задачи педагога при организации Утреннего круга в схеме 3.
Круг» способствует более комфортному вхождению в детский коллектив группы, установлению положительных контактов со сверстниками. «Круг» помогает развитию эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы дошкольников, развивает их коммуникативные навыки, у детей происходит осознание себя как значимой личности в жизни группы. «Круг» позволяет решить многообразные образовательные задачи, стоящие перед педагогами, поэтому эту форму организации совместной деятельности взрослого и детей можно назвать универсальной практико-ориентированной образовательной технологией. Перейдем к рассмотрению видов технологии «Педагогический круг».


1.3.2. Виды педагогических кругов


Каждый ребёнок в своей жизни впервые приходит в детский сад. Его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, определенные требования к поведению, постоянный контакт с новыми детьми и старшими людьми, незнакомое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Как важно правильно начать его день! От этого будет зависеть настроение ребенка и желание посещать детский сад.


Существует несколько педагогических кругов, представленные на схеме 3.
Схема 3. Виды педагогических кругов
Рассмотрим каждый круг более подробно.

«Утренний круг» проводится в утреннее время. Он проходит при зажженной свечке (обязательно в закрытом подсвечнике) с внесением сезонных атрибутов (ветка ели, корзина с овощами и т.д.). Все дети садятся на индивидуальные круглые коврики и приветствуют друг друга, говорят приятные слова, поют общую любимую песню. Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности (29, с. 47).

Занимая место в круге, ребенок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно. Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей свободного ведения беседы, они не боятся задавать вопросы или высказывать свою точку зрения, они учатся активному слушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что педагог хочет им сказать. «Утренний круг» детского сада иногда бывает и групповым (14, с. 65).

«Общий круг» важно проводить регулярно, желательно в начале недели. Задачи «Общего круга» - сформировать у детей представления об общности и разнообразии детского коллектива (как много нас и все мы вместе).
Во время проведения «Общего круга» дети информируются об окружающих событиях как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами. Форма подачи информации детям разнообразна: могут быть письма, телеграммы, рисунки, фотографии от участников событий, в которых они сообщается, что будет происходить, уточняется время и место проведения того или иного мероприятия (например, утренник, праздник и т.д.).


К работе «Круга» можно привлекать специалистов детского сада: музыканта, психолога и т. д. Во время «общего круга» дети информируются о том, что будет проходить в детском саду в течение недели (например, утренник, праздник и т.д.).

Для всех образовательных учреждений значимой датой является 1 сентября - начало учебного года. «Общий круг» 1 сентября – это первая встреча в начале учебного года, когда вместе собираются не только воспитанники всех групп, но и их родители, родственники, работники детского сада. Для новых семей и их детей «Общий круг» дает возможность увидеть весь детский коллектив, познакомиться со всеми, кто работает с их детьми.

«Общий круг» имеет определенную структуру, в которой предусмотрены обязательные части:

  • Приветствие, во время которого зажигается свеча, являющаяся началом общения;

  • Основная часть, которая содержит информацию по теме и может проходить в форме беседы или рассказа;

  • Завершающая часть, в которой предусматривается два этапа: информация о значимых событиях в личной жизни воспитанников (например, о днях рождениях, путешествиях, рождении младших братьев и сестер) и завершение общего круга, в котором все воспитанники произносят девиз детского сада, сопровождая речь движениями. В конце ведущий гасит свечку (21, с. 5).

«Групповой круг» проходит в каждой группе до гимнастики, продолжительностью около 10 минут. Он также проходит при зажженной свечке (обязательно в закрытом подсвечнике). Дети и взрослые садятся в кружок, участники приветствуют друг друга, называя каждого по имени, и взглядом, жестом, улыбкой передают приветствие. Затем все участники берутся за руки и произносят общее приветствие. Если ребенок, по какой-то причине не хочет сесть вместе со всеми в круг, ему можно предложить спокойную игру или дежурного по сервировке стола к завтраку. Один из эффективных приемов для непоседы - посадить его к себе на колени. Около ребенка, требующего особого внимания, садится взрослый или ассистент.

В начале «Круга» педагог напоминает детям о правилах поведения, которые устанавливают очередность высказываний детей: «говорим по очереди», «говорит тот, кто получает игрушку» и т.д. Также в начале «Круга» педагог назначает старшего помощника, затем предлагает детям вспомнить, какое время года