Файл: Протокол 1 от 31. 08. 2022 Приказ 75ш от 31. 08. 2022 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности ребенка, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. Задачи и направления: -формирование положительного отношения ребенка к занятиям; -развитие собственной активности ребенка; -формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; -формирование и развитие целенаправленных действий; -развитие планирования и контроля деятельности; -развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Кроме основных, можно выделить и методические задачи: -развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; -развитие зрительного восприятия; -развитие зрительного и слухового внимания; -развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; -развитие пространственных представлений; -развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Личностные:
Предметные:
-Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Динамика освоения учебного предмета | |||||
Содержание | I полугодие | II полугодие | |||
8.1. Аппликация | | | |||
8.1.1. Намазывание всей (части) поверхности клеем | | | |||
8.1.2. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги | | | |||
8.1.3. Вырезание по контуру | | | |||
8.1.4. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации | | | |||
8.1.5. Соблюдение последовательности действий при изготовлении обрывной аппликации | | | |||
8.1.6. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации крупами и семенами | | | |||
8.1.7. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации с использованием ниток | | | |||
8.1.8. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации с тканью | | | |||
8.1.9. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации с использованием соли | | | |||
8.1.10. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации с использованием ваты | | | |||
8.1.11. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации в технике «сминания комочков» | | | |||
8.1.12. Соблюдение последовательности действий при работе с бумагой - оригами (выполнение поэтапных действий по образцу) | | | |||
8.1.13. Использование материалов для изготовления аппликаций по назначению | | | |||
8.2. Лепка | | | |||
8.2.1. Разминание пластилина | | | |||
8.2.2. Отщипывание пластилина | | | |||
8.2.3. Лепка предмета из одной (нескольких) частей | | | |||
8.2.4. Лепка из пластилина способом размазывания | | | |||
8.2.5. Лепка из пластилина способом раскатывания | | | |||
8.2.6. Лепка с использованием кинетического песка и форм | | | |||
8.2.7. Нанесение декоративного материала на изделие | | | |||
8.2.8. Соблюдение техники безопасности при работе с пластилином и стекой | | | |||
8.3. Рисование | | | |||
8.3.1. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов | | | |||
8.3.2. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) | | | |||
8.3.3. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) | | | |||
8.3.4. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка | | | |||
8.3.5. Рисование предметного рисунка по образцу | | | |||
8.3.6. Рисование сюжетного рисунка по образцу | | | |||
8.3.7. Рисование в технике «монотипии» | | | |||
8.3.8. Рисование с использованием воздушных шариков | | | |||
8.3.9. Рисование ватными палочками способом «примакивания» | | | |||
8.3.10. Рисование с использованием листьев | | | |||
8.3.11. Дорисовывание симметричной половины предметного изображения | | | |||
8.3.12. Рисование с использованием целлофана | | | |||
8.3.13. Использование материалов для рисования по назначению | | | |||
9. Адаптивная физкультура Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. Возможные предметные результаты: Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений: -освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств); -освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей Личностные результаты: -основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; -социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; -формирование уважительного отношения к окружающим; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Динамика освоения учебного предмета | | ||||
Содержание | I полугодие | II полугодие | | ||
9.1. Физическая подготовка | | | | ||
9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения | | | | ||
9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) | | | | ||
9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) | | | | ||
9.1.2.3. Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев | | | | ||
9.1.2.4. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно) | | | | ||
9.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке | | | | ||
9.1.2.6. Круговые движения кистью | | | | ||
9.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев | | | | ||
9.1.2.8. Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз) | | | | ||
9.1.2.9. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения | | | | ||
9.1.2.10. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад) | | | | ||
9.1.2.11. Повороты туловища вправо (влево) | | | | ||
9.1.2.12. Ходьба с высоким подниманием колен | | | | ||
9.1.2.13. Ходьба с подниманием прямых ног | | | | ||
9.1.2.14. Приседание | | | | ||
9.1.3. Прыжки | | | | ||
9.1.3.1. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево) | | | | ||
9.1.3.2. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево) | | | | ||
9.1.3.3. Прыжки в высоту | | | | ||
9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза | | | | ||
9.1.5.1. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену) | | | | ||
9.1.5.2. Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками | | | |
10. Коррекционно – развивающие занятия
Целью предмета «коррекционно-развивающие занятия» является формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее оптимизации психического развития ребенка для эффективной социализации в обществе.
Задачи:
-обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
-формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;
-уменьшение недостатков моторики;
-совершенствование зрительно-двигательной координации;
Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы.
Освоение рабочей программы по предмету коррекционной области обеспечивает достижение обучающимся с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных
-развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
-развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
-формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);
-формирование и развитие навыков социального поведения.
Приемы и методы, используемые на занятиях: игра; наглядный, практический, словесный методы; наблюдение; эмоционально-положительной настрой, что позволяет не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.
Данный предмет является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Ожидаемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты:
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты:
У ребенка совершенствуются умения:
-тонкой пальцевой моторики;
-ориентироваться на сенсорные эталоны;
-узнавать предметы по заданным признакам;
-сравнивать предметы по внешним признакам;
-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
-видеть временные рамки своей деятельности;
-ориентироваться в пространстве;
-целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
Кроме того, совершенствуются:
-зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
-крупные движения и умения владеть своим телом;
-навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Динамика освоения учебного предмета
Содержание | I полугодие | II полугодие |
10.1. Зрительное восприятие | | |
10.1.1. Фиксация взгляда на лице человека | | |
10.1.2. Формирование умения дифференцировать предметы по цвету | | |
10.1.3. Формирование умения узнавать цвет объектов | | |
10.2. Слуховое восприятие | | |
10.2.1. Соотнесение звука с его источником | | |
10.2.2. Нахождение одинаковых по звучанию объектов | | |
10.3. Кинестетическое восприятие | | |
10.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека | | |
10.3.2. Адекватная реакция на изменение положения тела | | |
10.3.3. Адекватная реакция на положение частей тела | | |
10.3.4. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | | |
10.3.5. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой) | | |
10.4. Восприятие запаха | | |
10.4.1. Адекватная реакция на запахи | | |
10.4.2. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) | | |
10.5. Восприятие вкуса | | |
10.5.1. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | | |
10.5.2. Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.) | | |
10.5.3. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый) | | |
10.6 Предметно-практические действия | | |
10.6.1. Действия с материалами | | |
10.6.1.1. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) | | |
10.6.1.2. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)) | | |
10.6.1.3. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) | | |
10.6.2. Действия с предметами | | |
10.6.2.1. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) | | |
10.6.2.2. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) | | |
10.6.2.3. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) | | |
10.6.2.4. Формирование умения открывать предмет | | |
10.6.2.5. Формирование умения закрывать предмет | | |
-
Сенсорное развитие
Цель предмета «сенсорное развитие» это обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи программы:
-формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
-коррекция недостатков познавательной деятельности учащегося путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предмета, их положения в пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-развитие слухо-голосовых координаций;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-обогащение словарного запаса учащегося на основе использования соответствующей терминологии;
-исправление недостатков в развитии моторики;
-совершенствование зрительно-двигательной координации.
Ожидаемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты:
-возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-пользоваться учебной мебелью;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.
Предметные результаты:
Зрительное восприятие:
-фиксация взгляда на лице человека; фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка
, справа и слева от него; прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад); прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.
Слуховое восприятие:
-локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии; прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником; локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником; нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие:
-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека; на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий); на вибрацию, исходящую от объектов; на давление на поверхность тела; на положение тела (горизонтальное, вертикальное); на положение частей тела; на соприкосновение тела с разными видами поверхностей; различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
Динамика освоения учебного предмета
Содержание | I полугодие | II полугодие |
11.1. Зрительное восприятие | | |
11.1.1. Фиксация взгляда на лице человека | | |
11.1.2.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете | | |
11.1.3.Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него | | |
11.1.4.Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) | | |
11.1.5. Выполнение заданий «найди одинаковые картинки» | | |
11.1.6. Выполнение заданий «найди отличия» на картинках | | |
11.1.7. Поиск предмета на «зашумленном изображении» | | |
11.1.8. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом | | |
11.1.9. Дорисовывание недостающей половины предметного изображения | | |
11.1.10. Узнавание (различение) основных цветов объектов (красный, синий, желтый, зеленый) | | |
11.1.11. Узнавание (различение) оттенков цветов объектов (розовый, сиреневый, фиолетовый, голубой, серый и др.) | | |
11.2. Слуховое восприятие | | |
11.2.1.Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии | | |
11.2.2.Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука | | |
11.2.3.Локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником | | |
11.2.4. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию | | |
11.2.5. Различение понятий «громкий» и «тихий» | | |
11.2.6. Узнавание (различение) гласных и согласных звуков | | |
11.2.7. Узнавание (различение) бытовых звуков | | |
11.2.8.Узнавание (различение) звуков на улице (сигнал автомобиля, сигналы светофора, шум различного транспорта и др.) | | |
11.2.9. Узнавание (различение) звуков животных | | |
11.2.10. Узнавание (различение) звуков природы (шум моря, шум дождя, звук костра и др.) | | |
11.2.11. Узнавание (различение) звуков музыкальных инструментов | | |
11.3. Кинестетическое восприятие | | |
11.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека | | |
11.3.2. Узнавание (различение) материалов на ощупь (дерево, металл, стекло, пластмасса, бумага, ткань) | | |
11.3.3. Реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное) | | |
11.3.4. Различение материалов (мягкий, твердый) | | |
11.3.5. Различение материалов по влажности (мокрый, сухой) | | |
11.3.6. Различение материалов по температуре (холодный, теплый, горячий) | | |
11.3.7. Различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый) | | |
11.3.8. Различение материалов по вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | | |
11.3.9. Различение предметов по структуре поверхности (шелк, вельвет, бархат) | | |
11.4. Восприятие пространства | | |
11.4.1. Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе, далеко, дальше | | |
11.4.2. Движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения | | |
11.4.3. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов) | | |
11.4.4. Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа | | |
11.4.5. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами | | |
11.4.6. Пространственная ориентировка на игровой площадке | | |
11.4.7. Пространственная ориентировка на поверхности парты | | |
11.4.8. Ориентация в пространстве (правая сторона, левая сторона) | | |
11.5. Восприятие вкуса и запаха | | |
11.5.1. Адекватная реакция на запахи (приятные и неприятные запахи) | | |
11.5.2. Умение нюхать, реагировать на запах | | |
11.5.3. Узнавание (различение) по запаху (овощи, фрукты) | | |
11.5.4. Узнавание (различение) по запаху (чай, кофе, какао) | | |
11.5.6. Выбор аромата «какой больше нравится» | | |
11.5.7. Различение (узнавание) продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий) | | |
11.5.8. Различение (узнавание) продуктов по вкусовым качествам (кислый, соленый) | | |
11.5.9. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) | | |