Файл: Протокол 1 от 31. 08. 2022 Приказ 75ш от 31. 08. 2022 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Изобразительная деятельность


Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многооб­разием различных дефектов, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности ребенка, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

Задачи и направления:

-формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

-развитие собственной активности ребенка;

-формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

-формирование и развитие целенаправленных действий;

-развитие планирования и контроля деятельности;

-развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

-развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

-развитие зрительного восприятия;

-развитие зрительного и слухового внимания;

-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

-развитие пространственных представлений;

-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные:

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметные:

  • Освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.

-Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
Динамика освоения учебного предмета


Содержание

I полугодие

II полугодие

8.1. Аппликация







8.1.1. Намазывание всей (части) поверхности клеем







8.1.2. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги







8.1.3. Вырезание по контуру







8.1.4. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации







8.1.5. Соблюдение последовательности действий при изготовлении обрывной аппликации







8.1.6. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации крупами и семенами







8.1.7. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации с использованием ниток







8.1.8. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации с тканью







8.1.9. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации с использованием соли







8.1.10. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации с использованием ваты







8.1.11. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации в технике «сминания комочков»







8.1.12. Соблюдение последовательности действий при работе с бумагой - оригами (выполнение поэтапных действий по образцу)







8.1.13. Использование материалов для изготовления аппликаций по назначению







8.2. Лепка







8.2.1. Разминание пластилина







8.2.2. Отщипывание пластилина







8.2.3. Лепка предмета из одной (нескольких) частей







8.2.4. Лепка из пластилина способом размазывания







8.2.5. Лепка из пластилина способом раскатывания







8.2.6. Лепка с использованием кинетического песка и форм







8.2.7. Нанесение декоративного материала на изделие







8.2.8. Соблюдение техники безопасности при работе с пластилином и стекой







8.3. Рисование







8.3.1. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов







8.3.2. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)







8.3.3. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению)







8.3.4. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка







8.3.5. Рисование предметного рисунка по образцу







8.3.6. Рисование сюжетного рисунка по образцу







8.3.7. Рисование в технике «монотипии»







8.3.8. Рисование с использованием воздушных шариков







8.3.9. Рисование ватными палочками способом «примакивания»







8.3.10. Рисование с использованием листьев







8.3.11. Дорисовывание симметричной половины предметного изображения







8.3.12. Рисование с использованием целлофана







8.3.13. Использование материалов для рисования по назначению







9. Адаптивная физкультура

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

Возможные предметные результаты:

Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

-освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

-освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей

Личностные результаты:

-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-формирование уважительного отношения к окружающим;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Динамика освоения учебного предмета





Содержание

I полугодие

II полугодие




9.1. Физическая подготовка










9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения










9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)










9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос)










9.1.2.3. Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев










9.1.2.4. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно)










9.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке










9.1.2.6. Круговые движения кистью










9.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев










9.1.2.8. Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз)










9.1.2.9. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения










9.1.2.10. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад)










9.1.2.11. Повороты туловища вправо (влево)










9.1.2.12. Ходьба с высоким подниманием колен










9.1.2.13. Ходьба с подниманием прямых ног










9.1.2.14. Приседание










9.1.3. Прыжки










9.1.3.1. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево)










9.1.3.2. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)










9.1.3.3. Прыжки в высоту










9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза










9.1.5.1. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену)










9.1.5.2. Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками











10. Коррекционно – развивающие занятия
Целью предмета «коррекционно-развивающие занятия» является формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее оптимизации психического развития ребенка для эффективной социализации в обществе.

Задачи:

-обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

-формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

-коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

-формирование пространственно-временных ориентировок;

-совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;

-уменьшение недостатков моторики;

-совершенствование зрительно-двигательной координации;

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы.

Освоение рабочей программы по предмету коррекционной области обеспечивает достижение обучающимся с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных

-развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;

-развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

-формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);

-формирование и развитие навыков социального поведения.

Приемы и методы, используемые на занятиях: игра; наглядный, практический, словесный методы; наблюдение; эмоционально-положительной настрой, что позволяет не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.

Данный предмет является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.


Ожидаемые результаты освоения предмета:

Личностные результаты: 

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные результаты:

У ребенка совершенствуются умения:

-тонкой пальцевой моторики;

-ориентироваться на сенсорные эталоны;

-узнавать предметы по заданным признакам;

-сравнивать предметы по внешним признакам;

-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

-видеть временные рамки своей деятельности;

-ориентироваться в пространстве;

-целенаправленно выполнять действия по инструкции;

-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

Кроме того, совершенствуются:

-зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой;

-крупные движения и умения владеть своим телом;

-навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Динамика освоения учебного предмета


Содержание

I полугодие

II полугодие

10.1. Зрительное восприятие







10.1.1. Фиксация взгляда на лице человека







10.1.2. Формирование умения дифференцировать предметы по цвету







10.1.3. Формирование умения узнавать цвет объектов







10.2. Слуховое восприятие







10.2.1. Соотнесение звука с его источником







10.2.2. Нахождение одинаковых по звучанию объектов







10.3. Кинестетическое восприятие







10.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека







10.3.2. Адекватная реакция на изменение положения тела







10.3.3. Адекватная реакция на положение частей тела







10.3.4. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей







10.3.5. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой)







10.4. Восприятие запаха







10.4.1. Адекватная реакция на запахи







10.4.2. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)







10.5. Восприятие вкуса







10.5.1. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)







10.5.2. Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)







10.5.3. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)







10.6 Предметно-практические действия







10.6.1. Действия с материалами







10.6.1.1. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)







10.6.1.2. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.))







10.6.1.3. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)







10.6.2. Действия с предметами







10.6.2.1. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)







10.6.2.2. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)







10.6.2.3. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить)







10.6.2.4. Формирование умения открывать предмет







10.6.2.5. Формирование умения закрывать предмет










  1. Сенсорное развитие


Цель предмета «сенсорное развитие» это обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи программы:

-формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

-коррекция недостатков познавательной деятельности учащегося путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предмета, их положения в пространстве;

-формирование пространственно-временных ориентировок;

-развитие слухо-голосовых координаций;

-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

-обогащение словарного запаса учащегося на основе использования соответствующей терминологии;

-исправление недостатков в развитии моторики;

-совершенствование зрительно-двигательной координации.

Ожидаемые результаты освоения предмета:

Личностные результаты: 

-возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-пользоваться учебной мебелью;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.

Предметные результаты:

Зрительное восприятие:

-фиксация взгляда на лице человека; фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка
, справа и слева от него; прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад); прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие:

-локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии; прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником; локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником; нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие:

-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека; на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий); на вибрацию, исходящую от объектов; на давление на поверхность тела; на положение тела (горизонтальное, вертикальное); на положение частей тела; на соприкосновение тела с разными видами поверхностей; различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
Динамика освоения учебного предмета


Содержание

I полугодие

II полугодие

11.1. Зрительное восприятие







11.1.1. Фиксация взгляда на лице человека







11.1.2.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете







11.1.3.Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него







11.1.4.Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад)







11.1.5. Выполнение заданий «найди одинаковые картинки»







11.1.6. Выполнение заданий «найди отличия» на картинках







11.1.7. Поиск предмета на «зашумленном изображении»







11.1.8. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом







11.1.9. Дорисовывание недостающей половины предметного изображения







11.1.10. Узнавание (различение) основных цветов объектов (красный, синий, желтый, зеленый)







11.1.11. Узнавание (различение) оттенков цветов объектов (розовый, сиреневый, фиолетовый, голубой, серый и др.)







11.2. Слуховое восприятие







11.2.1.Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии







11.2.2.Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука







11.2.3.Локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником







11.2.4. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию







11.2.5. Различение понятий «громкий» и «тихий»







11.2.6. Узнавание (различение) гласных и согласных звуков







11.2.7. Узнавание (различение) бытовых звуков







11.2.8.Узнавание (различение) звуков на улице (сигнал автомобиля, сигналы светофора, шум различного транспорта и др.)







11.2.9. Узнавание (различение) звуков животных







11.2.10. Узнавание (различение) звуков природы (шум моря, шум дождя, звук костра и др.)







11.2.11. Узнавание (различение) звуков музыкальных инструментов







11.3. Кинестетическое восприятие







11.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека







11.3.2. Узнавание (различение) материалов на ощупь (дерево, металл, стекло, пластмасса, бумага, ткань)







11.3.3. Реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное)







11.3.4. Различение материалов (мягкий, твердый)







11.3.5. Различение материалов по влажности (мокрый, сухой)







11.3.6. Различение материалов по температуре (холодный, теплый, горячий)







11.3.7. Различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый)







11.3.8. Различение материалов по вязкости (жидкий, густой, сыпучий)







11.3.9. Различение предметов по структуре поверхности (шелк, вельвет, бархат)







11.4. Восприятие пространства







11.4.1. Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе, далеко, дальше







11.4.2. Движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения







11.4.3. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов)







11.4.4. Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа







11.4.5. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами







11.4.6. Пространственная ориентировка на игровой площадке







11.4.7. Пространственная ориентировка на поверхности парты







11.4.8. Ориентация в пространстве (правая сторона, левая сторона)







11.5. Восприятие вкуса и запаха







11.5.1. Адекватная реакция на запахи (приятные и неприятные запахи)







11.5.2. Умение нюхать, реагировать на запах







11.5.3. Узнавание (различение) по запаху (овощи, фрукты)







11.5.4. Узнавание (различение) по запаху (чай, кофе, какао)







11.5.6. Выбор аромата «какой больше нравится»







11.5.7. Различение (узнавание) продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий)







11.5.8. Различение (узнавание) продуктов по вкусовым качествам (кислый, соленый)







11.5.9. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)