Файл: Протокол 1 от 31. 08. 2022 Приказ 75ш от 31. 08. 2022 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Окружающий природный мир

Важным аспектом обучения ребенка является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).

Ожидаемые личностные результаты

Наличие:

-понимания эмоционального состояния других людей;

- понимания языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.)

Возможные предметные результаты

Наличие:

-интереса к живой и неживой природе;

-элементарных представлений о течении времени: умение различать части суток, смена событий дня.

Динамика освоения учебного предмета




Содержание

I полугодие

II полугодие

3.1. Временные представления







3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)







3.1.2. Представление о вращении Земли вокруг своей оси, о смене дня и ночи







3.1.3. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)







3.1.4. Представление о вращении Земли вокруг Солнца, о смене времен года







3.1.5. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам







3.1.6. Узнавание (различение) дней недели







3.1.7. Представление о неделе как о последовательности 7 дней







3.1.8. Узнавание (различение) месяцев







3.1.9. Соотнесение месяцев с временами года







3.1.10. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)







3.1.11. Соотнесение явлений природы с временем года







3.1.12. Рассказ о погоде текущего дня







3.2. Животный мир







3.2.1. Узнавание (различение) понятий: звери, птицы, рыбы, насекомые, рептилии







3.2.2. Знание строения зверей (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)







3.2.3. Знание основного отличительного признака всех зверей от других представителей животного мира







3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца/баран, кот, собака) и их детенышей







3.2.5. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) и их детенышей







3.2.6. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж)







3.2.7. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил)







3.2.8. Различение (узнавание) обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) по внешнему виду







3.2.9. Представление о Красной книге и заповедниках, о защите животных







3.2.10. Знание строения птицы (голова, шея, туловище, клюв, глаза, крылья, хвост)







3.2.11. Знание основного отличительного признака всех птиц от других представителей животного мира







3.2.12. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) и их детенышей







3.2.13. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)







3.2.14. Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)







3.2.15. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)







3.2.16. Узнавание (различение) птиц, обитающих в природных зонах жаркого пояса (павлин, розовый фламинго, попугаи Ара и Какаду, тукан, колибри)







3.2.17. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни







3.2.18. Знание основного отличительного признака всех рыб от других представителей животного мира







3.2.19. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука)







3.2.20. Узнавание (различение) морских рыб (акула, камбала, треска, сельдь)







3.2.21. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка)







3.2.22. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки)







3.2.23. Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.)







3.2.24. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан)







3.2.25. Знание основного отличительного признака всех насекомых от других представителей животного мира







3.2.26. Узнавание (различение) паукообразных (пауки, скорпионы, клещи)







3.2.27. Узнавание (различение) рептилий (черепаха, змея, крокодил, ящерица, жаба, хамелеон, лягушка)







3.2.28. Знание основного отличительного признака всех рептилий от других представителей животного мира







3.3. Объекты природы







3.3.1. Узнавание (различение) небесных тел (планеты, звезды)







3.3.2. Узнавание (различение) планеты Земля и Луны







3.3.3. Знание знаменитых космонавтов







3.3.4. Узнавание (различение) форм земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги)







3.3.5. Узнавание (различение) водоемов на земле (океан, море, озеро, река, пруд, болото)







3.3.6. Различение трех состояний воды в природе (лед, вода и пар)







3.3.7. Представление о круговороте воды в природе







3.3.8. Представление о воздухе и его значении







3.3.9. Представление о почве и ее значении







3.3.10. Узнавание (различение) полезных ископаемых (нефть, газ, золото, каменный уголь) и их значении для жизни человека







3.3.11. Различение (узнавание) природных зон Земли - Арктическая пустыня и тундра







3.3.12. Различение (узнавание) природных зон Земли - Тайга и зона степей







3.3.13. Различение (узнавание) природных зон Земли -Экваториальные и тропические леса







3.3.14. Различение (узнавание) природных зон Земли - Саванны и пустыни







3.3.15. Различение (узнавание) природных зон Земли - Смешанные леса







3.3.16. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снег, туман, гроза, град, радуга, роса, листопад)







3.3.17. Представление о России. Место России на земном шаре







3.3.18. Крупнейшие горы России







3.3.19. Крупнейшие озера России







3.3.20. Крупнейшие реки России







3.3.21. Узнавание огня







3.3.22. Соблюдение правил обращения с огнем







3.4. Растительный мир







3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)







3.4.2. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)







3.4.3. Знание значения частей растения







3.4.4. Узнавание (различение) лиственных деревьев (берёза, дуб, клён, осина, ива, каштан, липа, тополь)







3.4.5. Узнавание (различение) хвойных деревьев (ель, сосна, лиственница, кипарис, туя, кедр, пихта, можжевельник)







3.4.6. Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива)







3.4.7. Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев







3.4.8. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник, малина, сирень)







3.4.9. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)







3.4.10. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)







3.4.11. Узнавание (различение) съедобных ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква, облепиха) по внешнему виду (вкусу, запаху)







3.4.12. Узнавание (различение) несъедобных ягод (волчье лыко, вороний глаз, черная бузина, красная бузина)







3.4.13. Узнавание (различение) съедобных грибов (белый гриб, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, вешенка, шампиньон) по внешнему виду







3.4.14. Узнавание (различение) несъедобных грибов (мухомор, бледная поганка, трутовик) по внешнему виду







3.4.15. Узнавание (различение) среды обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, водоема)







3.4.16. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика)







3.4.17. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш)







3.4.18. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива)







3.4.19. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.)







3.4.20. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду знание







3.4.21. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза)







3.4.22. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук)







3.4.23. Представление о «Красной книге» и бережном отношении к растениям










4.Человек

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».

Цель обучения предмету: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи и направления:

-формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

-представления о собственном теле;

-распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

-соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

-отнесение себя к определенному полу;

-формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

-формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

-формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

-формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

-формировать умения обслуживать себя;

-формировать умения следить за своим внешним видом.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

-формирование положительной мотивации к предмету;

-бесконфликтное общение в классе, семье, потребность безбоязненно обращаться за помощью к взрослым;

-воспитание уважительного уважения к старшим и сверстникам.

Предметные:

-представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

-умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

-умение поддерживать образ жизни соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Динамика освоения учебного предмета


Содержание

I полугодие

II полугодие

4.1. Представления о себе







4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду







4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки)







4.1.3. Узнавание (различение) мужчины и женщины по внешнему виду







4.1.4. Узнавание (различение) частей тела (голова, волосы, уши, шея, лицо, туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)







4.1.5. Знание назначения частей тела







4.1.6. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)







4.1.7. Знание назначения частей лица







4.1.8. Узнавание (различение) основных костей скелета человека (на схеме тела) (череп, позвоночник, таз, кости рук и кости ног)







4.1.9. Узнавание (различение) основных мыщц человека (на схеме тела) (мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей)







4.1.10. Представление о коже человека и ее здоровье (гигиена, питание, воздух, сон, гимнастика)







4.1.11. Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок, кишечник)







4.1.12. Знание назначения внутренних органов







4.1.13. Узнавание (различение) органов дыхания человека (нос, гортань, трахея, бронхи, легкие)







4.1.14. Узнавание (различение) органов пищеварения человека (рот, пищевод, желудок, печень, кишечник и др.)







4.1.15. Узнавание (различение) органов кровеносной системы человека (сердце, артерии, вены)







4.1.16. Узнавание (различение) органов чувств человека (глаза, уши, кожа, язык, нос)







4.1.17. Узнавание (различение) органов выделительной системы человека (почки, мочеточники, мочевой пузырь)







4.2. Семья







4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи, рассказ о семье







4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых







4.2.3. Рассказ о любимом времени года, о любимых играх и увлечениях







4.2.4. Рассказ о своем домашнем питомце







4.3. Гигиена тела







4.3.1. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)







4.3.2. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица)







4.3.3. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов (взять пасту, открыть крышку, нанести пасту на щетку, почистить зубы, ополоснуть рот, ополоснуть щетку, поставить щетку на место, закрыть крышку пасты, поставить пасту на место)







4.3.4. Узнавание (различение) личных средств гигиены (зубная паста, зубная щетка, расческа, мыло, шампунь, дезодорант, полотенце)







4.3.5. Соблюдение последовательности действий при мытье тела и волос со слов родителей







4.4. Обращение с одеждой и обувью







4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто, куртка, шуба, плащ, шапка, шарф, варежки/перчатки, свитер/джемпер, кофта, рубашка/блузка, футболка, майка, трусы, юбка, платье, брюки/джинсы, шорты, носки, колготки)







4.4.2. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы, молнии, карманы, рукава, воротник, манжеты, пояс, капюшон)







4.4.3. Узнавание (различение) аксессуаров (галстук, сумка, зонтик, очки, часы, платок, бабочка, украшения)







4.4.4. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)







4.4.5. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая)







4.4.6. Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная)







4.4.7. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)







4.4.8. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий







4.4.9. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка)







4.4.10. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание рубашки, штанов, жилетки)







4.5. Прием пищи







4.5.1. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку)







4.5.2. Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол)







4.5.3. Культура поведения в школьной столовой и во время приема пищи (вежливые слова, уборка грязной посуды и др.)







4.5.4. Узнавание (различение) предметов для сервировки стола (тарелки, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, салфетки, скатерть)







4.5.5. Узнавание (различение) полезных и вредных продуктов питания







4.6. Туалет







4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет







4.6.2. Соблюдение последовательности действий в туалете







4.6.3. Мытье рук после посещения туалета







4.7. Здоровье







4.7.1. Узнавание (различение) основных видов спорта







4.7.2. Выполнение физ.минуток и гимнастики для глаз на уроках







4.7.3. Поддержание правильной позы за партой на уроках







4.7.4. Соблюдение режима дня и питания, соблюдение школьного расписания







4.7.5. Соблюдение мер по профилактике простудных заболеваний (мытье рук, использование носового платка, влажных салфеток)







4.7.6. Узнавание (различение) предметов аптечки (бинт, градусник, бактерицидный лейкопластырь, перекись водорода и др.)







4.7.7. Соблюдение правил безопасного поведения в школе, на прогулке