ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУТАЦИЯ
Мутационный период протекает у всех детей по-разному.
Мутация зачастую наступает при внезапном росте ребёнка, когда наблюдается диспропорция в развитии тела (чрезмерное изменение конечностей). Поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.
Мутация - (от латинского cлова mutation – перемена, изменение) – переход детского голоса в период созревания в голов взрослый. Возрастные границы мутации от 10 (12) -16(17) лет. В средне - европейских условиях чаще всего от 14 до 17 лет. У мальчиков мутация происходит резко, вследствие роста гортани и голосовых связок в 1,5 – 2 раза.
Длительность мутации различна: от нескольких недель до нескольких лет. Раньше пение, в период мутации запрещалось. Но, опыт ряда педагогов показывает, что осторожные занятия вокалом, в это время, благоприятны для голоса.
Педагогическая практика показывает, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.
Для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы. Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.
В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную или скрытую, собственно мутационную (острую) и стадию завершения мутации (постмутационный период).
Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой стадии происходит становление и формирование взрослого голоса на новой физиологической основе.
Роль педагога в этот период особенно значительна. Главное – не торопиться формировать взрослый голос: нужно поставить голос в такие условия, чтобы он спокойно и естественно развивался, без особого напряжения. Необходимо закреплять и развивать положительные певческие навыки, полученные в детстве, и исправлять недостатки, которые сохранились в голосе (носовой или горловой оттенок в звуке, глубокое формирование гласных, поверхностное дыхание, напряжённая или вялая дикция и т. д.).
Голос у девочек понижается на М.3 , а у некоторых на Б.3. А у мальчиков на октаву ниже. Соответственно песни нужно брать на эти интервалы ниже тех тональностей, в которых они звучали раньше у ученика. Нагрузку нужно снимать до минимума.
Если изначально работа над голосом велась правильно, то мутация проходит у ребенка мягко и безболезненно. Его голос не только не теряется, а становится еще более сильным и насыщенным. Появляются новые краски.
РАЗВИТИЕ СЛУХА
Не надо отчаиваться, если ученик не в состоянии сразу спеть или сказать, какую ноту или интервал вы взяли на фортепиано. Музыкальный слух, по счастью, развивается. Это требует, конечно, определенных усилий. Вообще не обладающих музыкальным слухом – считанные единицы.
На сегодняшний день «музыкальный слух» включает в себя не только способность к восприятию высоты звука. Оно учитывает и способности его проявления в различных областях музыкального искусства. Так, в зависимости от профессиональной деятельности музыканта различают «вокальный слух», «хоровой», «скрипичный»…
По отношению к различным формам музыкальной деятельности – слух исполнителя, слушателя, композитора. По степени активности – пассивный (умение правильно слышать) и активный (умение точно воспроизвести услышанное). Наконец, мелодический, гармонический и динамический слух.
Однако слух, в любом случае, развивается в тесной взаимосвязи с голосом, как естественным инструментом выражения музыкальных впечатлений.
В данной работе я, естественно, хочу поговорить о вокальном слухе.
Вокальный слух певца – это сложнейший комплекс самых разных ощущений, позволяющих улавливать особенности правильного певческого звучания, отличать их от неправильного
, ясно представлять работу голосового аппарата.
Как раз в процессе работы над аппаратом вокальный слух развивается постепенно, по мере приобретения певцом вокальных навыков. При этом субъективные ощущения осознаются поющим большей частью на уровне эстетическом: приятно - неприятно, благозвучно – неблаговзучно и т.д..
Чаще всего и педагоги при выработке у учеников правильного звукоизвлечения, правильного формирования звука пользуются именно этими характерами.
У музыкально одаренных людей связь между слухом и голосовым аппаратом обычно настолько прочна, что внутреннее слышание мелодии обязательно вызывает двигательную реакцию голосового аппарата. Именно поэтому дети часто жалуются на утомленность собственных голосовых связок после слушания неправильного пения: они не только слышат звучание, но и ощущают его чисто физически.
Ощущения певцов, в основном, очень индивидуальны. У одних певцов на первом плане могут оказаться мышечные ощущения, а у других – резонаторные. В любом случае ни оба чрезвычайно важны для контроля за голосообразованием.
Во время пения каждый певец ощущает вибрацию в области грудной клетки и лицевой части головы – это и называется грудным и головным резонированием.
На занятиях необходимо очень внимательно прислушиваться к ощущениям, возникающим при различных характерах звучания.
Значительную роль в формировании голосообразования имеет и зрительный контроль над теми участками голосового аппарата, которые доступны для наблюдения, поэтому на занятиях необходимо иметь зеркало.
Важнейшее значение для певцов имеет так называемый интонационный слух, направляющий, оценивающий, контролирующий точное выполнение голосом всех звуковысотных соотношений исполняемого произведения.
Интонационно чисто голос звучит только в том случае, если звук, верно построен позиционно. При низкой певческой позиции интонационная неточность неизбежна. Точность же интонации очень зависит от вокальной техники – слух самого певца помочь ей бессилен.
Интонационный слух опирается также и на деятельность тембрового слуха, т.к. восприятие высоты звука, оценка позиционной чистоты связаны с восприятием тембра голоса. Однако трудность тут в том, что певец слышит свой тембр не так, как его слышат окружающие.
Этот факт достаточно известен. Если записать свой голос на магнитофон – слыша его со стороны впервые, вы, скорее всего, просто себя не узнаете. Происходит это потому, что себя человек слышит не только через воздушную среду, но и через внутренние части тела. Однако опытному певцу это позволяет контролировать себя не только слуховым ощущениям, но и вибрационным, резонаторным, мышечным и другим.
Слуховые ощущения, вообще, очень нестабильны, обманчивы. Они очень зависят от акустической обстановки, в которой приходится петь. Трудно, скажем, петь в комнате, где много мягких предметов, в слишком маленьком или слишком большом, гулком помещении, мешающем расслышать свое звучание. Помещения же с хорошей акустикой встречаются сейчас не часто.
Безусловно, в контроле за голосообразованием, на первом месте стоит слух. Но не менее важен и двигательный контроль – мышечное чувство. Обратите внимание на то, что при записи музыканты обычно работают в наушниках – это часто показывают по телевидению?
Это как раз и связано с тем, чтобы слуховые ощущения не мешали двигательному контролю. Певцы хорошо им владеющие, могут петь в любой акустической обстановке.
Такое разделение - условное. Но, на практике и то, и другое тесно связано между собой. И хорошему певцу в равной мере необходимо развивать слух, мышечное чувство – без этого невозможно выработать точное звуковысотное интонирование.
Заканчивая этот раздел, хочу сказать еще о таком моменте. Ни в коем случае нельзя детям давать слушать голоса с плохой техникой, особенно когда идет постановка голоса на начальной стадии. Дети «как губки» - все впитывают. Лучше стремиться слушать тех певцов, голоса которых соответствуют их голосу т технике.
ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией (articulo(лат.) – расчленяю).
Певческая артикуляция отличается от речевой и имеет свои особенности. В пении гласные должны быть округлыми, протяжными, имеющими тембр и звуковысотность. Согласные же произносятся чётко и быстро.
Согласованность и интенсивность работы артикуляционного аппарата определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.
Артикуляция должна быть свободной, нижняя челюсть в полуопущенном состоянии без напряжения.
Правильное произношение в пении опирается на нормы произношения литературного языка — орфоэпию (в переводе с греческого языка — правильная речь).
Певческая орфоэпия отличается от разговорной — согласные в пении переносятся к последующему слогу для того, чтобы слог был открытым.
Дикция – это произношение речи, т.е. ясность, разборчивость произношения текста. В народном пении спеть – значит произнести слова, поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетлива. Хорошая, правильная речь несущая определенную мысль, выражающая те или иные чувства, всегда интонационно выразительна. Интонация связывает музыкальную речь со словесной.
Передача верной, выразительной, интонации во многом зависит от дикции певца. Вот почему начинающих народных певцов, прежде всего надо учить разговорной речи. Так же в народном пении большое внимание при работе с певцом уделяется артикуляции. Это, прежде всего, работа органов речи, необходимая для пропевания слов в пении.
Для того, чтобы ясно произносить разные звуки, певец должен совершенно свободно владеть артикуляционным аппаратом. Для его развития предлагаю несколько упражнений.
Упражнение для нижней челюсти:
Двигаем нижнюю челюстью сверху вниз, из стороны в сторону, вперед, назад. Кругами в одну и другую стороны.
Упражнения для языка:
Высовываем, выбрасываем его вперед в форме лопаты, жала, желобка. Затем водим концом языка из стороны в сторону, облизывая десны.
Упражнения для губ:
Сомкнув губы, выпячиваем их вперед трубочкой, а потом поворачиваем из стороны в сторону.
Сжав губы и несколько растянув углы рта, поднимаем и спускаем верхнюю губу, потом нижнюю.
Сжав челюсти, выдвигаем губы вперед, а потом растягиваем их в стороны.
Систематические занятия по 7 – 10 мин. помогут певцу освободиться от своих дефектов.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАСНЫХ
На каком бы языке не звучал голос, специфика пения заключается в том, что звук прежде всего строится на гласных. Именно они несут основную нагрузку.
В певческом звукообразовании гласные выполняют двойную функцию: собственно звукообразующую, ибо на них строится вся мелодическая линия, и смыслообразующую, т.к. являются простейшей единицей речи - фонемой.
В нашем родном языке (русском) 41 фонема, из них 6 гласных и 35 согласных.
В пении гласные, как звенья цепочки, «нанизываются» одна на другую, а согласные способствуют выпуклому формированию гласных.