Файл: Обычные Bacillus subtilis 0,70,8x23 Escherichia coli 0,31х16 Staphylococcus aureus 0,51,0 Thiobacillus thioparus 0,5х13 Rickettsia prowazeki 0,30,6x0,82 Мелкие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Для предупреждения этих реакций антибиотики необходимо назначать с учетом индивидуальной чувствительности больного при тщательном наблюдении за больным после введения антибиотиков.

 Токсические реакции возникают чаще всего в связи с органотропным фармакодинамическим действием антибиотика и при продолжительном лечении. Проявляются в виде поражения вестибулярного аппарата (неомицин, канамицин, стрептомицин, флоримицин и некоторые другие, печени (тетрациклины), почек (полимиксин, бацитрацин, неомицин, мономицин, канамицин, стрептомицин, амфотерицин В и некоторые другие), сердца (поражение миокарда, эпикарда и эндокарда), восьмой пары мозговых нервов, периферических нервов, различных поражений ЦНС (циклосерин, неомицин, полимиксин, гризеофульвин, пенициллин, стрептомицин, и некоторые другие) и других нарушений. Наиболее тяжёлыми является токсическое воздействие на кровь, поражение органов кроветворения: агранулоцитоз, лейкопения, тромбоцитопения, апластическая анемии (левомицитин, который также оказывает эмбриотоксическое действие). Аминогликозиды могут вызвать необратимое поражение слухового нерва (ототоксическое действие). Цефалоспорины III поколения нарушают синтез витамина К, в результате чего возможны кровотечения.

 Для предупреждения токсического действия антибиотиков необходимо выбирать наиболее безвредные для данного больного препараты (не назначать нефротоксические антибиотики больному с поражением почек и т.п.) и постоянно следить за состоянием органов, для которых антибиотик токсичен.

 Эндотоксические реакции развиваются в тех случаях, когда под влиянием антибиотика происходит массовое разрушение грамотрицательных бактерий, сопровождающееся выделением и поступлением в кровь эндотоксина (липополисахарида клеточной стенки) и развитием эндотоксического шока (феномен Яриш-Герксгеймера).

 Одним из самых частых осложнений, особенно при длительном применении антибиотиков с широким спектром, являются стойкие изменения качественного и/или количественного состава бактериальной микрофлоры организма – дисбактериозы. Дисбиоз – изменения и среди других микроорганизмов (вирусов, грибов). Они развиваются в результате того, что антибиотики  уничтожают не только бактерии – причину болезней, но и те бактерии, которые составляют естественную флору организма и выполняют незаменимые функции. Это ведёт к тому, что резко уменьшается количество или происходит полное исчезновение видов нормальной микрофлоры (бифидо- и лактобактерий, нормальной кишечной палочки), при этом беспрепятственно начинают размножаться те условно-патогенные микроорганизмы, которые в норме встречаются в незначительных количествах и которые к этому антибиотику нечувствительны. Они могут стать причиной вторичных эндогенных инфекций, как бактериальных, так и грибковых. Чаще всего это стафилококки, дрожжеподобные грибы Candida, клостридии, некоторые гнилостные микроорганизмы (псевдомонады, протей и другие). Например, у больного стафилококковой пневмонией в результате антибиотекотерапии может развиться цистит, вызванный E. coli. Наиболее тяжело протекают генерализованный кандидоз (кандидосепсис); стафилококковый энтероколит; псевдомембранозный колит, вызываемый C.difficile; вторичные пневмонии, вызываемые стафилококком и грамотрицательными палочками.


 Подавление нормальной микрофлоры приводит к нарушению антагонизма и с патогенными микробами, что может способствовать развитию различных заболеваний. Например, назначение антибиотиков, подавляющих E. coli, делает организм более восприимчивым к дизентерии, холере, другим кишечным инфекциям.

 Для предупреждения развития дисбиоза применяют: антибиотики узкого спектра действия; назначают противогрибковые препараты; назначают эубиотики для восстановления нормальной микрофлоры.

 Иммунодепрессивное действие – это подавление форм иммунного ответа. Например, левомицетин подавляет антителообразование, тетрациклин – фагоцитоз, циклоспорин оказывает иммуносупрессивное действие на Т-систему иммунитета. Кроме непосредственного действия на иммунную систему, антибиотики при формировании иммунитета могут явиться причиной недостаточного антигенного воздействия микроорганизмов: микроорганизмы погибают прежде, чем успевают выполнить свою антигенную функцию. Вследствие этого не вырабатывается полноценный иммунитет, что приводит к переходу заболевания в хроническую форму, возникновению реинфекций и рецидивов. Подобный эффект наблюдается при скарлатине, брюшном тифе и других заболеваниях.

Для профилактики данного осложнения используют сочетанное применение антибиотика и соответствующей вакцины. В результате действия антибиотика погибают возбудители заболевания, а действие вакцины приводит к формированию иммунитета.

 Кроме того, сложность лечения бактериальных инфекций состоит в том, что бактерии «учатся защищаться» от антибиотиков, изменяя ДНК, и эти изменения передают друг другу «по наследству», формируя резистентность.

 

Под резистентностью (устойчивостью) понимают способность микроорганизма переносить значительно большие концентрации препарата, чем остальные микроорганизмы данного штамма (вида), или развиваться при таких концентрациях, которые превышают достигаемые в макроорганизме при введении антибиотиков, сульфаниламидов и нитрофуранов в терапевтических дозах.

Устойчивость бактерий к антибиотикам может быть врожденной и приобретенной.  Врожденная (природная) устойчивость обусловлена особенностями строения структур клетки, на которые направлено действие антибиотика. Такая устойчивость может быть связана, например, с отсутствием у микроорганизмов мишени действия антибиотика или недоступностью мишени вследствие низкой проницаемости оболочки клетки или ферментативной инактивации. Например, бактерии рода микоплазма (лат. Mycoplasma) нечувствительны к пенициллину, так как не имеют клеточной стенки; большинство грам-отрицательных бактерий невосприимчивы к пенициллину G, поскольку клеточная стенка защищена дополнительной мембраной.


 Приобретенная (вторичная) устойчивость возникает в результате контакта микроорганизма с антимикробным средством либо за счет возникновения мутаций хромосомной ДНК, модифицирующих имеющиеся белки бактерий, либо за счет трансформации, благодаря которой образуются мозаичные гены, либо путем горизонтального переноса генов (ГПГ) устойчивости.

Спонтанные мутации не связаны с направленным действием на ДНК бактерии антибактериальных препаратов, которые играют роль лишь селективных. В процессе селекции в результате воздействия химиотерапевтических соединений чувствительные микроорганизмы погибают, а резистентные сохраняются, размножаются и распространяются в окружающей среде агентов (отбор мутантов). Приобретенная резистентность закрепляется и передается по наследству последующим генерациям бактерий. Наиболее быстро и часто резистентность к антибактериальным препаратам возникает у стафилококков, эшерихий, микоплазм, протея, синегнойной палочки.

 В настоящее время главной причиной быстрого возникновения множественной лекарственной устойчивости у бактерий является именно горизонтальный перенос генов резистентности. ГПГ — процесс, в котором организм передает генетический материал другому организму, не являющемуся его потомком. Такая переданная ДНК встраивается в геном и затем стабильно наследуется. Центральную роль в этом процессе играют различные мобильные внехромосомные генетические элементы — плазмиды, транспозоны, IS-элементы, интегроны. Бактериальные плазмиды, связанные с переносом маркеров лекарственной устойчивости в процессе конъюгации клеток, получили название R-факторов – плазмиды резистентности (от англ. resistance — устойчивость) или R-плазмиды. Конъюгирующие R-плазмиды состоят из r-фактора (r-оперона), детерминирующего устойчивость к определенному антибиотику (их может быть от 1 до 10) и фактора переноса RTF, обеспечивающего межбактериальный перенос таких r-факторов. Неконъюгирующая плазмида состоит только из r-оперона(-ов), существующих в клетке самостоятельно. Их передача между клетками осуществляется посредством их коинтеграции с конъюгирующими плазмидами. У грамположительных бактерий (стафило- и стрептококки и т. д.) R-плазмиды не передаются при конъюгации (посредством половых пилей), а чаще всего передаются посредством трансдукции (с помощью бактериофага). R-плазмиды могут передаваться даже между бактериями разных родов и видов: от Salmonella typhimurium[en] к Vibrio cholerae, S. marcesens и Yersinia pestis, а от Pseudomonas aeruginosa к Escherichia coli.


Передача генетической информации между микроорганизмами с помощью трансформации имеет значение только для лабораторных исследований.

Бактерии стали чрезвычайно быстро приспосабливаться, постепенно формируя устойчивость ко всем новым препаратам. Приобретение резистентности — это биологическая закономерность, связанная с адаптацией микроорганизмов к условиям внешней среды. В разной степени резистентность характерна для всех бактерий и всех антибиотиков. К химиопрепаратам адаптируются не только бактерии, но и остальные микробы — от эукариотических форм (простейшие, грибы) до вирусов. Проблема формирования и распространения лекарственной резистентности микробов особенно значима для внутрибольничных инфекций, вызываемых «госпитальными штаммами», у которых, как правило, наблюдается множественная устойчивость к антибиотикам (полирезистентность).

Наиболее хорошо изучены и распространены следующие основные биохимические механизмы устойчивости бактерий к антибиотикам:

·         энзиматическая инактивация антибиотика;

·         модификация молекулы-мишени действия антибиотика;  

·         активное выведение антибиотика из микробной клетки (эффлюкс или откачивание);

·         изменение проницаемости внешней мембраны микробной клетки;

·         формирование метаболического «шунта» (приобретение генов метаболического пути альтернативного тому, который ингибируется антибиотиком);

·         имитация молекулы-мишени;

·         сверхэкспрессия молекулы-мишени.

 Энзиматическая инактивации молекул антибиотика осуществляется с помощью синтезируемых бактериями ферментов, разрушающих активную часть антибиотиков. Например, бета-лактамаза, обеспечивает устойчивость микроорганизмов к бета-лактамным антибиотикам (пенициллинам, цефалоспоринам и др.) за счет прямого расщепления их бета-лактамного кольца. Другие ферменты способны не расщеплять, а модифицировать активную часть молекулы антибиотиков, добавляя к ней ацетильную или фосфатную группу, что позволит снизить его способность связываться с рибосомами бактерии и прерывать синтез белка (инактивация аминогликозидов и левомицетина).

Модификация мишени воздействия (чувствительного к антибиотику участка) состоит, например, в изменении PBP— связывающей мишени воздействия пенициллинов—в MRSA и других пенициллин-резистентных бактериях. Другими примерами являются мутации в генах, кодирующих рибосомальный белок RpsL, β-субъединицу ДНК-зависимой РНК-полимеразы и
фермент ДНК-гиразу, что придаёт клетке устойчивость к стрептомицину, рифамицину и хинолонам. Изменение белка S12, входящего в состав 30S-субчастицы рибосомы, или белков L4 и L12, входящих в состав 50S-субчастицы, уменьшает связывание соответственно аминогликозидов или макролидов с рибосомами, что предотвращает ингибирующее действие антибиотиков на синтез белка. Наличие генов, кодирующих метилирование рибосомной РНК эффективно защищает бактериальную клетку от летального действия эритромицина. Подобные механизмы описаны в отношении антибиотиков, нарушающих функционирование рибосом. Еще одним способом является приобретение генов менее чувствительной молекулы-мишени от других видов. Подобный механизм устойчивости к пенициллину распространен среди устойчивых штаммов Streptococcus pneumoniae и Neisseria meningitidis, содержащих мозаичные гены DD-транспептидазы, являющейся мишенью для пенициллина.