Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 539

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырех стадий (табл. 23).

Таблица 23. Стадии познания

Стадии познания

Предмет познания

1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств

Конкретные единичные вещи

2.   Опыт — несколько воспомина­ний об одном и том же предмете

Множество конкретных единичных вещей

3. Искусство1 (технэ) — знание сущности множества вещей

То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы

4. Философия (наука)— высшей из которых является первая фи­лософия, т.е. метафизика

Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего

Знать, по Аристотелю, — значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только ра­зумом, а не чувствами.

Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».

1 Речь здесь идет не об изобразительном искусстве, а об особой ступени познания.

100

Космология. Космос является сферичным и конечным, но вне его ничего нет — кроме перводвигателя; космос существует вечно. В цент­ре мира находится шарообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части — подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого — Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Подлунный мир — место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей, а над­лунный — мир вечных сущностей.

Различаются несколько видов движения, т.е. перемещения в про­странстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непре­рывное, равномерное и круговое движение — наиболее близкое к веч­ности и неизменности. Надлунный мир состоит из ряда сфер, к кото­рым прикреплены соответственно все небесные тела; движутся не сами Солнце, Луна и т.д., а эти сферы. Крайнюю сферу — сферу звезд — двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам — вплоть до Земли, где из-за несовершенства элемен­тов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных (схема 26).


Схема 26. Перводвигатель и передача движения



101

Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и в ка­честве таковой просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.
Биология.

Аристотелю принадлежит ряд конкретных открытий в биологии. Он первым провозгласил, что живые организмы и растения также достойны изучения, как и звезды, описав более 500 видов жи­вотных и предложив классификацию для них. Аристотель также до­пускал самопроизвольное зарождение низших видов живого из не­живого.
Психология.

Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с мате­рией, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная — осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движе­ния; разумная — осуществляющая интеллектуальные функции рас­суждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тре­мя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души не отделимы от тела — как у растений и животных, так и у чело­века. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделив­шись от тела.

Аристотель отвергал учение о переселении душ.

Практическая философия. Этика. Этика имеет дело с «пра­вильной нормой» человеческого поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями со­циальной жизни. Высшее благо человеческой жизни — счастье, оно достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее возможное для человека счастье достигается при занятиях фило­софией.

Политика. Государство является естественным образованием (по­добным живому организму), человек — это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государ­ства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления он считал «политию», где нет рез­кой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.

Физический труд — удел рабов, рабство существует «от природы», и рабами должны быть в основном варвары (не греки).

Дело свободного

102

человека — интеллектуальная, политическая и эстетическая деятель­ность.
Экономика.

Аристотель первым систематически исследовал та­кие явления хозяйственной жизни, как товарное хозяйство, сравни­вая его с натуральным, социальное разделение труда и обмен, и вы­делил две функции денег (как средства обмена и как формы стоимо­сти).
Творческая философия. Эстетика.

Под искусством Аристо­тель понимал как особый вид творческой человеческой деятельнос­ти, так и продукты этой деятельности. По словам Аристотеля: «ис­кусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей», имея в виду подражание формам бытия. Но при этом художник свободен в выборе предметов, способов и средств подражания.
Судьба учения.

Аристотель, как и Платон, оказал величайшее воз­действие на всю последующую философию. Правда, в различные эпохи отношение к разным частям его наследия было неоднозначным.

Так, начиная с эпохи эллинизма и до наших дней логика Аристоте­ля во всех философских направлениях признавалась как необходимое орудие рационального познания. Аристотелевская логика признава­лась как единственно возможная вплоть до появления в XX в. неклас­сической (неаристотелевской) логики.

Космология Аристотеля, на базе которой Птолемей (II в. н.э.) раз­работал свою гелиоцентрическую модель космоса (аристотелевско-птолемеевскую) доминировала в христианском и мусульманском мире вплоть до революционного переворота в астрономии, совершенного Коперником в XVI в.

Физика Аристотеля просуществовала до конца эпохи Возрождения, когда на смену ей пришла наука, основанная на экспериментальном методе.

Метафизика Аристотеля в эпоху эллинизма была одним из многих философских учений и далеко не самым популярным. В эпоху раннего Средневековья она была почти неизвестна в Европе, но в IX—XII вв. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии, а с XIII в. (в виде томизма) стала доминирующей в Европе. В эпоху Возрожде­ния ее начал опять «теснить» платонизм. В философии Нового време­ни метафизика оказалась практически полностью отброшенной: пос­ледний крупный философ, который еще говорил о «материи и формах», был Фрэнсис Бэкон, считающийся родоначальником философии Ново-

103

го времени. В современной философии (XIX—XX вв.) она использует­ся только в неотомизме (схема 27).


Схема 27. Аристотель: истоки и влияние



104

4.5. Выводы


Подводя некоторые итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направ­лений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии (схема 28).

Схема 28. Формирование материализма, идеализма и дуализма



105

Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму или плюрализму была не строгой, что хорошо видно из следующей схе­мы (схема 29). Тем не менее в силу традиции многие философы безо­говорочно причисляются к определенному направлению. (Подробнее об этом см. на с. 15—16.)

Схема 29. Виды первоначал в древнегреческой философии



Глава 5. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ


Эллинистический период античной философии охватывает огром­ный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникнове­ния «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Алек­сандром Македонским) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Но к этому време­ни Римская империя уже раскололась на две части — Западную и Во­сточную (Византию), но и после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллини­стического ее периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие фило­софских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неопла­тонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (ки­низм, стоицизм, скептицизм и т.д.).

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При этом завоеван­ные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, ока­зав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, лите­ратуру, архитектуру, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Но поскольку римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внес­ли большой вклад в развитие ряда греческих учений, в период с I в. до н.э. по VI в. н.э. можно говорить о существовании греко-римской философии.

107

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эл­линизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще все­го понималась как обретение счастья, что возможно только при долж­ном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этичес­ких проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

Таблица 24. Классификация школ эллинистического периода

Источники

Философское направление

Виднейшие представители

Софистика Элеаты Демокрит Платон

Скептицизм

Пиррон Секст Эмпирик (рим.)

Гераклит

Кинизм

Стоицизм

Зенон из Китиона Сенека (рим.) Марк Аврелий (рим.)

Демокрит

Эпикуреизм

Эпикур Секст Эмпирик (рим.)

Сократ

Кинизм

Антисфен, Диоген Синопский, Кратет

Пифагор

Пифагореизм, неопифагореизм

Филолай, Ликон

Аристотель

Аристотелизм (перипатетизм)

Теофраст

Платон

Платонизм

Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский

Платонизм

Пифагореизм

Неоплатонизм

Плотин, Порфирий, Ямвлих Прокл