Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 537

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.1. Скептицизм (Scepticisme)


Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скеп­сис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колеба­ние». Скептицизм — это философское направление, где сомнение ока­зывается универсальным философским принципом, т.е. последователь-

108

но проводится идея о недостоверности всякого знания. Основополож­ником античного скептицизма считается Пиррон; виднейший пред­ставитель скептицизма в римской философии — Секст Эмпирик.
Пиррон (Pyrrho)

Биографические сведения. Время жизни — 360— 270 гг. до н.э.; родился в г. Элида. Учился у софиста Брисона; наибольшее влияние на Пиррона оказал муд­рец Анаксарх (друг Александра Македонского). Они оба участвовали в походе Александра и дошли до Индии, где Пиррон общался с индийскими философами.

Пиррон настолько последовательно придерживался характерного для скептицизма универсального принципа сомнения, что даже на воп­рос: «Пиррон, ты умер?» — отвечал: «Не знаю».

Основные труды. Пиррон из принципа ничего не писал. Философские   воззрения.   Центральная  проблема  философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса.

1.  Что есть то, что нас окружает?

2.  Как мы должны к этому окружающему относиться?

3.  Что следует из должного отношения?

Ответ на первый вопрос. Рассматривая всю предшествующую ему философию, Пиррон вполне справедливо указывает, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и не­возможно предпочесть одну точку зрения другой1. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».

Отсюда следует ответ на второй вопрос. Мы должны воздержи­ваться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.

Отсюда следует ответ на третий вопрос. Полнейшая невозму­тимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.
Секст Эмпи­рик (Sextus Empiricus)

Биографические сведения. Примерное время жиз­ни — вторая пол. II — нач. III вв. Известные нам досто­верные факты его биографии исчерпываются тем, что Секст был врачом, а его прозвище было Эмпирик. Основные труды. «Пирроновы основоположения», «Против уче­ных», «Против математиков».

Эти работы являются практически единственным сохранившимся источником сведений об античном скептицизме.

Философские воззрения.
История философии. Обосновывая не­достоверность различных философских учений, Секст в своих работах

1 Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения Пиррона, достаточно по­смотреть на схему 29 на с. 105.

109

подробно их анализирует. Поэтому его книги являются ценным источ­ником сведений по античной философии.

Скептический метод. В основе скептического метода лежит допу­щение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Но в та­ком случае у нас нет никаких оснований предпочесть одно суждение другому, противоречащему первому. Следовательно, лучший выход из положения состоит в том, чтобы вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяет обрести невозмутимость, что и явля­ется целью философии. Последовательная реализация принципа со­мнения доходит у него до сомнения и в собственных суждениях.

Как утверждал Секст Эмпирик, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Но только скептик при этом не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире. Так, скептики говорят о богах как о существующих и даже поклоняются им, но при этом не выражают никакой веры и тем самым «избегают опрометчивости догматизма».

Логика рассуждения Секста Эмпирика выглядит примерно следую­щим образом. Он, например, утверждает, что всякий, кто определенно утверждает, что Бог есть, по сути дела принужден к нечестию. Так, предположим, что Бог есть, но в то же время мы на собственном опыте знаем, что в мире существует зло. Тогда, во-первых, если Бог есть при­чина всего существующего, то он является и причиной зла, существую­щего в мире. Во-вторых, рассмотрим тезис о всемогуществе и благости Бога, т.е. что он заботится о мире, несет в мир добро. Логически здесь возможны четыре варианта (табл. 25).

Таблица 25. Способ рассуждения скептика

 

Бог всемогущ

Бог не всемогущ (слаб)

Бог добр

1. Может и хочет устра­нить все зло в мире.

3. Хочет, но не может устранить все зло в мире.

Бог зол (завистлив)

2. Может, но не хочет устранить все зло в мире.

4. Не хочет и не может устранить все зло в мире.

Только в случае 1-м Бог выступает как доброе (благое) и всемогу­щее существо, достойное человеческого поклонения. Но этот вариант принять нельзя, поскольку в мире существует зло.



В 3-м и 4-м случаях Бог выступает как слабое существо, во 2-м и в 4-м — как злое (завистливое). Но утверждения 2-го, 3-го и 4-го случаев о Боге как раз и ведут нас к нечестию.

Судьба скептицизма. Скептицизм оказался прочно забыт в эпо­ху Средневековья, и только в XVI—XVII вв. он возрождается в евро­пейской философии в виде «нового пирронизма». Особое значение он

110

имел в связи с критикой схоластических методов и общего догматизма (Эразм Роттердамский, Монтень), позднее скептицизм стал основой философии Юма, повлиял он и на агностицизм Канта и позитивистов.

5.2. Стоицизм (Stoicism)


Название школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые сто­ики. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона.

Таблица 26. Три периода в истории стоицизма

Название периода

Время

Крупнейшие представители

Древняя Стоя

III—II вв. до н.э.

Зенон, Клеанф, Хрисипп

Средняя Стоя

II—I вв. до н.э.

Панетий, Посидоний

Поздняя Стоя

I—II вв. н.э.

Сенека, Марк Аврелий

Основные труды. До нас дошли только отдельные фрагменты со­чинений стоиков двух начальных периодов. Зато сохранилось большое количество работ Сенеки, важнейшая из которых — «Нравственные письма к Луцилию», и сочинение императора Марка Аврелия «Наеди­не с собой».

Философские воззрения. Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с са­дом или яйцом (схема 30). Так, логика — это ограда сада, деревья — фи­зика, а плоды на деревьях — этика; или скорлупа яйца — логика, бе­лок — физика, желток — этика. Логика, устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логи­ку; жить надо сообразно природе — отсюда необходимо знать физику. Этика — это высшая наука, так как учит нас достойному поведению.

Схема 30. Стоицизм: классификация наук




111

Логика и гносеология. Стоики опирались на аристотелевскую ло­гику, обогатив ее своими исследованиями в области языка.

Источник любого знания — ощущения. Накапливаясь в нашей па­мяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сход­ства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым образовывать понятия. Отсюда понятия (общее) не имеют са­мостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи.

Физика. Космос — живое, разумное и материальное целое сфери­ческой формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное — все­проникающий сперматический логос (Бог).

Космология и космогония. Саморазвитие мира происходит цик­лично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все суще­ствующее воспламеняется и становится огнем. В начале нового цикла творческий огонь-логос, содержащий в себе семена всех вещей, порож­дает из себя четыре стихии, а из них — все тела в мире. Космология принимается аристотелевская.

Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с возду­хом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая пронизывает весь мир и связывает его в единое целое.

Логос устраивает мир целесообразно, где все части имеют свое предназначение (телеологизм). Логос же является и природным зако­ном, управляющим мировым развитием и тем самым судьбой, рассмат­риваемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерми­низм). В позднем стоицизме судьба и необходимость отождествляют­ся (фатализм).

Антропология. Человек, как и весь космос, состоит из четырех сти­хий: тело — из Земли и Воды, а душа — из Воздуха и Огня (пневмы). Огненная часть души — разум — есть часть мирового разума, а душа — часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут существовать после смерти тела до очередного мирового пожара.

Этика. Конечная цель человеческой жизни — счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, Достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе, Жизнь которого и душевное состояние не зависят от внешних обстоя­тельств (примером такого мудреца считался Сократ). Стоики разрабо­тали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зла и тем самым играющих роль теодицеи1 — оправдания Бога.

1 Сам термин «теодицея» был введен в философию Лейбницем в XVIII в.


112

Таблица 27. Аргументы, оправдывающие существование в мире зла

Этический

Зло нужно для того, чтобы мудрецы могли упражняться в терпении и добродетели.

Физический

Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкива­ется на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога.

Космологический

То, что для части является злом, может быть добром для целого.

Логический

Если бы не существовало зла, то не было бы и добра.

Схема 31. Стоицизм: космогония



113

Судьба учения. Стоицизм сыграл существенную роль в развитии философии эллинистического периода. Ряд его идей вошел в неопла­тонизм, значительное влияние оказал стоицизм (учение о Логосе и этика) на становление христианской философии (схема 32), а затем на средневековую мусульманскую философию. Прослеживается и неко­торое влияние стоицизма на философию Нового времени: на Декарта, Спинозу и др. В XX в. к стоицизму обратился Делез.

Схема 32. Стоицизм: истоки и влияние


5.3. Эпикуреизм


Эпикуреизм — философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии — Тит Лукреций Кар (99—55 гг. до н.э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.

114
Эпикур (Epicurus)

Биографические сведения. Время жизни — 342/ 341—270/271 гг. до н.э. Родился на о. Самос в семье афинского переселенца, учителя. С 14 лет начал актив­но заниматься наукой и философией. В 18 лет приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию.

В 307 г. до н.э. вернулся в Афины и основал школу «Сад Эпикура».

На воротах школы была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение».