Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 438

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!»

Философия Эпикура представляет собой развитие античного ато­мизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое фи­лософское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах.

Основные труды. Эпикур написал около 300 книг, но сохрани­лось лишь несколько писем и фрагментов. В основном учение Эпикура известно по поэме Лукреция «О природе вещей».

Философские воззрения. Главная цель философии — достиже­ние счастья.

Классификация наук. Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура — канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», — говорил Эпикур, отсюда необходимость изучения природы.

Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество ато­мов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозри­мо. Атомы различаются не только по форме, размерам и положению (как это было у Демокрита), но еще и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз.

Эпикура не устраивает фатализм Демокрита, следующий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений (детерминизм). Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).

Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но ато­мы вечны и неизменны.

Количество миров бесконечно, одни из них сходны с нашим, дру­гие — нет.

Гносеология (каноника). От всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения.

115

Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощуще­ния вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Па­мять есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мыс­ленном сравнении одного образа с другими. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее — именно так образуются понятия.

Атеизм. Эпикур не отрицал существование богов, но утверждал, что они существуют в межмировом пространстве, где наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, так как любое вмеша­тельство нарушило бы их безмятежное состояние. Вера в богов воз­никла из-за страха человека перед непонятными ему силами природы и неумения объяснить их, кроме того — из-за страха перед наказанием в загробном мире. Знание подлинного устройства мира, природы богов и того, что душа смертна, позволяет обойтись без религии.


Этика. Высшее благо в жизни — наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия!). Лучшее средство для этого — самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, мак­симальная независимость от внешних условий, отказ от не необходи­мых желаний. Желания делятся на несколько категорий (табл. 28).

Таблица 28. Виды желаний и должное отношение к ним

Виды желаний

Примеры

Должное отношение

Естественные и необходимые

Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятия науками

Необходимо удовлетворять

Естественные, но не необходимые

Половая жизнь

Удовлетворять умеренно

Не естественные и не необходимые

Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет, слава

Полный отказ

Судьба эпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуре­изма серьезно упало: он оказался вытесненным его главным соперни­ком — стоицизмом. Интерес к этическому учению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения (Лоренцо Валло, Монтень), а в XVII—XVIII вв. он получает широкое распространение среди француз-

116

ских просветителей (Гассенди, Дидро, Ламетри, Гольбах и др.). Это было связано не только с тем, что атомизм стал основой физики Нью­тона, но и с проявлением интереса к гносеологии, этике и атеизму Эпи­кура.

5.4. Кинизм (Cynicism)


Название школы произошло от названия холма в Афинах и рас­положенном на нем гимнасии1 «Киносарг» («Зоркий пес» или «Бе­лая собака»), где занимались первые киники («кюникос» — «соба­чий»), отсюда названия кинизма — «собачья философия», «собачья школа»; на латыни название последователей этой школы — cynici — циники2.

Основоположник кинизма — Антисфен (444—368 гг. до н.э.), кото­рый учился сначала у софиста Горгия, а затем — у Сократа.

Самый знаменитый киник — Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.) — ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истин­ным основоположником кинизма.

Основные труды. Ни одна работа киников до нас не дошла. Изве­стны только отдельные фрагменты из них.


Схема 33. Школа киников



Философские воззрения. Киники не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их фи-

1  Гимнасий — комплекс сооружений, где проходили занятия спортом в Древней Греции. В портиках гимнасий всегда собиралось много людей, наблюдавших за спортив­ными упражнениями.

2 Отсюда происходит слово «цинизм».

3 Гиппархия — женщина-философ, добровольно ставшая женой Кратета и разделяв­шая его кинический образ жизни.

117

лософия — философия отщепенцев1, которые сознательно ставили се­бя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы пове­дения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей.

Они презирали знатность и богатство, считая последнее амораль­ным, и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и на­чали пропаганду космополитизма2, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без оте­чества» Диоген применяет к себе с гордостью.

Когда македонцы захватили и разрушили Фивы — родной город Кратета, Александр Македонский спросил у него, не хочет ли Кратет, чтобы Фивы были отстроены заново. На что Кратет ответил: «А зачем? Придет новый Александр и снова все разрушит».

Отношение к богам. Киники не отрицали существование богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою не­зависимость.

Кинический образ жизни. Киники вели очень простой образ жизни, ходили босиком, носили «кинический плащ» из грубой ткани, надевае­мый на голое тело. Диоген одно время жил в бочке (или глиняном со­суде); приучая себя к отказам, просил подаяние у статуй. Сохранился рассказ о встрече Диогена с Александром Македонским, который, при­ехав в Афины, пожелал встретиться с Диогеном. Увидев Диогена, кото­рый лежал и отдыхал на площади, не обращая внимания на окружаю­щих, Александр сказал ему: «Проси у меня чего хочешь». Диоген же ответил: «Отойди и не загораживай мне солнце». На что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».


Идеалы киников хорошо выражены в следующих словах, которые Лукиан (II в.) вложил в уста Диогена в своем произведении «Продажа жизней»: «Прежде всего я сниму с тебя изнеженность.., заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве... Оставив дом отца своего, ты будешь жить или в склепе, или в покинутой башне, или в глиняном сосуде. Котомка твоя пусть бу­дет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой об­раз жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь...

1  Антисфен не был полноправным гражданином Афин (его мать не афинянка), а Диоген был сыном менялы, который сидел в тюрьме за порчу монет.

2 Термин придуман киниками.

118

Надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и ца­рей, и частных людей... Стыд, чувство приличия и умеренности долж­ны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне».

Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику сто­иков; презрение к материальным благам и образ жизни киников спо­собствовал становлению христианских идеалов аскетизма.

5.5. Академия (Academy), или платонизм (platonism)


Академия была основана Платоном ок. 387 г. до н.э. и просу­ществовала почти тысячу лет.

В 86 г. до н.э. при осаде Афин римлянами (во главе с Суллой) были разрушены помещения Академии, уничтожена библиотека и вырубле­ны сады. В последующий период судьба Академии не вполне ясна вплоть до 176 г., когда по указу императора Марка Аврелия (известно­го философа-стоика) в Афинах были учреждены четыре философские кафедры. После этого систематические занятия в Академии возоб­новились.

В 529 г. Академия была закрыта по указу императора Юстиниана как последняя «языческая» философская школа на территории к тому времени уже христианской Римской империи. Тогда ряд академиков переехал ко двору персидского царя Хосрова.

В эпоху Возрождения Козимо Медичи учредил во Флоренции но­вую платоновскую Академию (1459—1521).

Платон основал Академию как союз единомышленников (напоми­навший пифагорейский союз). Во главе Академии стоял схоларх1, из­бираемый из членов Академии. Первым схолархом был сам Платон, пробывший на этой должности до конца жизни.

Образ жизни. Вступая в Академию, ее члены давали клятву о воз­держании от плотской любви2
, от мясоедения, об ограничении сна. Сво­им главным делом академики считали занятия наукой.

Научные исследования. В Академии шла активная работа над целым рядом наук: философией, математикой, астрономией, физикой,

1  Схоларх — руководитель школы (схолы).

2 Отсюда происходит выражение «платоническая любовь», т.е. чисто духовная.

119

этикой и т.п. Особо важную роль играли занятия математикой, о чем свидетельствует и надпись над входом в Академию: «Негеометр да не войдет!». При этом для Древней Академии характерна была мистиче­ская трактовка чисел (в духе пифагореизма).

Таблица 29. Основные периоды в истории Академии

Период

Схолархи

Основные направления и характеристика исследования

Древняя

Платон, Спевсипп

Систематизация и комментирование работ Платона; разработка техники диалектических споров

Академия

409—339 гг. до н.э. 


386—264 гг.

Ксенократ 


до н.э.

Полемон

 

 

Кратет

 

Средняя

Аркесилай

Относительный скептицизм (пробабизм); борьба со стоиками

Академия

315—240 гг. до н.э. 


264—214 гг.

Лакид

 

до н.э.

Телеклет

 

 

Гегесин

 

Новая

Карнеад

Обоснование принципа невозмож­ности знания и тем самым всякого догматизма;

Академия

214—129 гг. до н.э. 


 

Кратет 


 

Клитомах

отказ от тотального скептицизма;

 

Филон из Ларисы

поиски общей основы платонизма

и стоицизма

 

110—88(?) гг. до н.э. 


86 г. до

Перерыв в академи-

 

н.э. —

ческой традиции

 

176 г. н.э.

 

Риторико-литературные занятия;

 

не известны

преподавание общеобразовательных дисциплин

176 г. —

  


кон. IV в.

 

 

Неоплато-

Плутарх

Появление неоплатонизма плотино-ямвлиховского типа

новская

Афинский 


Академия

ум. ок. 432 г.

 

кон. IV в.—

Сириан

Развитие неоплатонизма

529 г.

Прокл

 

 

Марин

 

 

Исидор

 

 

Гегий

 

 

Дамаский