Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 438
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
Девизом Эпикура было: «Проживи незаметно!»
Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах.
Основные труды. Эпикур написал около 300 книг, но сохранилось лишь несколько писем и фрагментов. В основном учение Эпикура известно по поэме Лукреция «О природе вещей».
Философские воззрения. Главная цель философии — достижение счастья.
Классификация наук. Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура — канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», — говорил Эпикур, отсюда необходимость изучения природы.
Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются не только по форме, размерам и положению (как это было у Демокрита), но еще и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз.
Эпикура не устраивает фатализм Демокрита, следующий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений (детерминизм). Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).
Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но атомы вечны и неизменны.
Количество миров бесконечно, одни из них сходны с нашим, другие — нет.
Гносеология (каноника). От всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения.
115
Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другими. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее — именно так образуются понятия.
Атеизм. Эпикур не отрицал существование богов, но утверждал, что они существуют в межмировом пространстве, где наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, так как любое вмешательство нарушило бы их безмятежное состояние. Вера в богов возникла из-за страха человека перед непонятными ему силами природы и неумения объяснить их, кроме того — из-за страха перед наказанием в загробном мире. Знание подлинного устройства мира, природы богов и того, что душа смертна, позволяет обойтись без религии.
Этика. Высшее благо в жизни — наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия!). Лучшее средство для этого — самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от не необходимых желаний. Желания делятся на несколько категорий (табл. 28).
Таблица 28. Виды желаний и должное отношение к ним
Виды желаний | Примеры | Должное отношение |
Естественные и необходимые | Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятия науками | Необходимо удовлетворять |
Естественные, но не необходимые | Половая жизнь | Удовлетворять умеренно |
Не естественные и не необходимые | Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет, слава | Полный отказ |
Судьба эпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуреизма серьезно упало: он оказался вытесненным его главным соперником — стоицизмом. Интерес к этическому учению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения (Лоренцо Валло, Монтень), а в XVII—XVIII вв. он получает широкое распространение среди француз-
116
ских просветителей (Гассенди, Дидро, Ламетри, Гольбах и др.). Это было связано не только с тем, что атомизм стал основой физики Ньютона, но и с проявлением интереса к гносеологии, этике и атеизму Эпикура.
5.4. Кинизм (Cynicism)
Название школы произошло от названия холма в Афинах и расположенном на нем гимнасии1 «Киносарг» («Зоркий пес» или «Белая собака»), где занимались первые киники («кюникос» — «собачий»), отсюда названия кинизма — «собачья философия», «собачья школа»; на латыни название последователей этой школы — cynici — циники2.
Основоположник кинизма — Антисфен (444—368 гг. до н.э.), который учился сначала у софиста Горгия, а затем — у Сократа.
Самый знаменитый киник — Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.) — ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истинным основоположником кинизма.
Основные труды. Ни одна работа киников до нас не дошла. Известны только отдельные фрагменты из них.
Схема 33. Школа киников
Философские воззрения. Киники не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их фи-
1 Гимнасий — комплекс сооружений, где проходили занятия спортом в Древней Греции. В портиках гимнасий всегда собиралось много людей, наблюдавших за спортивными упражнениями.
2 Отсюда происходит слово «цинизм».
3 Гиппархия — женщина-философ, добровольно ставшая женой Кратета и разделявшая его кинический образ жизни.
117
лософия — философия отщепенцев1, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей.
Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным, и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и начали пропаганду космополитизма2, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без отечества» Диоген применяет к себе с гордостью.
Когда македонцы захватили и разрушили Фивы — родной город Кратета, Александр Македонский спросил у него, не хочет ли Кратет, чтобы Фивы были отстроены заново. На что Кратет ответил: «А зачем? Придет новый Александр и снова все разрушит».
Отношение к богам. Киники не отрицали существование богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою независимость.
Кинический образ жизни. Киники вели очень простой образ жизни, ходили босиком, носили «кинический плащ» из грубой ткани, надеваемый на голое тело. Диоген одно время жил в бочке (или глиняном сосуде); приучая себя к отказам, просил подаяние у статуй. Сохранился рассказ о встрече Диогена с Александром Македонским, который, приехав в Афины, пожелал встретиться с Диогеном. Увидев Диогена, который лежал и отдыхал на площади, не обращая внимания на окружающих, Александр сказал ему: «Проси у меня чего хочешь». Диоген же ответил: «Отойди и не загораживай мне солнце». На что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».
Идеалы киников хорошо выражены в следующих словах, которые Лукиан (II в.) вложил в уста Диогена в своем произведении «Продажа жизней»: «Прежде всего я сниму с тебя изнеженность.., заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве... Оставив дом отца своего, ты будешь жить или в склепе, или в покинутой башне, или в глиняном сосуде. Котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь...
1 Антисфен не был полноправным гражданином Афин (его мать не афинянка), а Диоген был сыном менялы, который сидел в тюрьме за порчу монет.
2 Термин придуман киниками.
118
Надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и царей, и частных людей... Стыд, чувство приличия и умеренности должны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне».
Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику стоиков; презрение к материальным благам и образ жизни киников способствовал становлению христианских идеалов аскетизма.
5.5. Академия (Academy), или платонизм (platonism)
Академия была основана Платоном ок. 387 г. до н.э. и просуществовала почти тысячу лет.
В 86 г. до н.э. при осаде Афин римлянами (во главе с Суллой) были разрушены помещения Академии, уничтожена библиотека и вырублены сады. В последующий период судьба Академии не вполне ясна вплоть до 176 г., когда по указу императора Марка Аврелия (известного философа-стоика) в Афинах были учреждены четыре философские кафедры. После этого систематические занятия в Академии возобновились.
В 529 г. Академия была закрыта по указу императора Юстиниана как последняя «языческая» философская школа на территории к тому времени уже христианской Римской империи. Тогда ряд академиков переехал ко двору персидского царя Хосрова.
В эпоху Возрождения Козимо Медичи учредил во Флоренции новую платоновскую Академию (1459—1521).
Платон основал Академию как союз единомышленников (напоминавший пифагорейский союз). Во главе Академии стоял схоларх1, избираемый из членов Академии. Первым схолархом был сам Платон, пробывший на этой должности до конца жизни.
Образ жизни. Вступая в Академию, ее члены давали клятву о воздержании от плотской любви2
, от мясоедения, об ограничении сна. Своим главным делом академики считали занятия наукой.
Научные исследования. В Академии шла активная работа над целым рядом наук: философией, математикой, астрономией, физикой,
1 Схоларх — руководитель школы (схолы).
2 Отсюда происходит выражение «платоническая любовь», т.е. чисто духовная.
119
этикой и т.п. Особо важную роль играли занятия математикой, о чем свидетельствует и надпись над входом в Академию: «Негеометр да не войдет!». При этом для Древней Академии характерна была мистическая трактовка чисел (в духе пифагореизма).
Таблица 29. Основные периоды в истории Академии
Период | Схолархи | Основные направления и характеристика исследования |
Древняя | Платон, Спевсипп | Систематизация и комментирование работ Платона; разработка техники диалектических споров |
Академия | 409—339 гг. до н.э. | |
386—264 гг. | Ксенократ | |
до н.э. | Полемон | |
| Кратет | |
Средняя | Аркесилай | Относительный скептицизм (пробабизм); борьба со стоиками |
Академия | 315—240 гг. до н.э. | |
264—214 гг. | Лакид | |
до н.э. | Телеклет | |
| Гегесин | |
Новая | Карнеад | Обоснование принципа невозможности знания и тем самым всякого догматизма; |
Академия | 214—129 гг. до н.э. | |
| Кратет | |
| Клитомах | отказ от тотального скептицизма; |
| Филон из Ларисы | поиски общей основы платонизма и стоицизма |
| 110—88(?) гг. до н.э. | |
86 г. до | Перерыв в академи- | |
н.э. — | ческой традиции | |
176 г. н.э. | | Риторико-литературные занятия; |
| не известны | преподавание общеобразовательных дисциплин |
176 г. — | | |
кон. IV в. | | |
Неоплато- | Плутарх | Появление неоплатонизма плотино-ямвлиховского типа |
новская | Афинский | |
Академия | ум. ок. 432 г. | |
кон. IV в.— | Сириан | Развитие неоплатонизма |
529 г. | Прокл | |
| Марин | |
| Исидор | |
| Гегий | |
| Дамаский | |