Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 535

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

120

5.6. Неоплатонизм (Neoplatonism)


Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний.

Таблица 30. Основные представители неоплатонизма

Основные

представители

Биографические сведения

Основные труды

Аммоний

Преподавал в Александрии.

Ничего не писал

Саккас

Крещен родителями, но сам

 

ок. 175—242 гг.

был язычником

 

Плотин

Родился в г. Ликополе (Египет).

Эннеады (Девятки)

205—270 гг.

В 28 лет начал изучать философию и 11 лет учился у Аммония в Александрии; в возрасте около 40 лет переехал в Рим, где основал школу и 25 лет вел в ней занятия

 

Порфирий

Родился в г. Тире, ученик Плотина

«Жизнь Плотина»,

232 — после

 

«Против христиан»,

301 гг.

 

Комментарии на работы Платона и Аристотеля

Ямвлих

Жил и работал в Сирии

«Жизнь Пифагора»,

ок. 280 —

 

«0 богах»,

ок. 330 гг.

 

«Платонова теология»,

 

 

«0 символах»

Прокл

Родился в Константинополе,

«Первоосновы

410—485 гг.

учился в Александрии и Афинах;

теологии»,

 

схоларх платоновской Академии.

«О теологии Платона»,

 

 

Комментарии


Философские воззрения. В неоплатонизме до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало — это Единое = = Благо. Оно не постижимо для разума, а постижимо только в состоя-

121

нии сверхразумного экстаза1. О нем нельзя сказать, чем оно являет­ся, можно только утверждать, чем оно не является, т.е. к нему приме­нимы только отрицательные определения2.

Единое = Благо, как говорит Плотин, «не ведает ни в чем недостатка, довлеет самому себе, ни в чем не нуждается». Единое вневременно, ни к чему не стремится, находится в состоянии вечного покоя. Оно знает само себя, но без процесса познания, так как для него нет перехода от незнания к знанию.

Единое = Благо Плотин сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исхо­дит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, из­лучение), порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи (понятия). Таким образом, Ум, с одной стороны, множественен, так как содержит мно­жество всех идей, а с другой стороны, един. Ум существует вне времени. Он познает сам себя и, мысля свое содержание — идеи, он тем самым тво­рит их. Начинается этот процесс с наиболее общих идей (бытие, движе­ние и покой, тождество и различие), от них происходят все другие.

Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время, и сама существует во време­ни. Мировая душа — связующее звено между сверхчувственным и чувственным миром, хотя сама она бестелесна. Душа является источ­ником движения для всех телесных объектов. Мировая душа дробится на составляющие, т.е. существует душа неба, души звезд и планет, душа Земли, души животных, растений, человека и т.п.

Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во вре­менном существовании (т.е. существует всегда, когда есть время).

Схема 34. Плотин: космогония

Единое = Благо



Бытие = Ум (Нус)



Мировая душа



Телесный космос

 

1  В переводе с древнегреческого «экстаз» — это «смещение», «перемещение», «ис­ступление», «восторг». Философы заимствовали этот термин из религиозных мистерий, и в дальнейшем в философских работах термин приобрел также значения: «выход за пределы житейской реальности», «выход за пределы себя».



2   Тем самым  в неоплатонизме закладываются основы апофатического (отри­цательного) богословия.

122

У Ямвлиха и Прокла эта схема значительно усложняется, например у Прокла промежуточное положение между Единым и Умом занимают числа.

Судьба учения. Неоплатонизм более, нежели какое-то иное тече­ние античной философии, оказал влияние на христианство и средневе­ковую христианскую философию как восточную (Афанасий Александ­рийский, Псевдо-Дионисий, великие капподокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и т.д.), так и западную (Аврелий Августин, Боэций, Эриугена и т.д.). Оказал он влияние и на мусульман­ских средневековых философов мистического толка, в первую очередь такого течения, как суфизм, и на еврейских философов той же эпохи.

Новая волна интереса к неоплатонизму возникла в эпоху Возрож­дения (Плифон, Фичино, Бруно и др.). В Новое время можно отметить влияние неоплатонизма на Беркли, а в XIX в. — на романтиков, таких как Шеллинг и Гегель, в XX в. — на Бергсона. Многие идеи неоплато­низма повлияли на русских философов: Вл. Соловьева, Флоренского, Франка, Булгакова, Лосева.

Схема 35. Влияние античной философии на христианскую



Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ

Глава 6. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

6.1. Формирование христианской философии


Христианство возникло в I в. н.э.1 в восточной провинции Римской империи — Палестине, и во II—III вв. широко распространилось по всей империи и даже за ее пределами. Поскольку христианство про­возгласило, что существует только один истинный Бог, то все «офици­альные» римские боги (Юпитер, Mapс, Ромул и т.д.) понимались в хри­стианстве как лже-боги или даже демоны. А так как признаком лояль­ности римских граждан было принесение клятв перед статуями римских богов и «божественных» императоров, то христиане, отказыва­ющиеся выполнять подобные обряды, выглядели в глазах римских вла­стей крайне подозрительно. Поэтому не удивительно, что в I—III вв. со стороны властей имели место гонения на христиан. (Первое из них было в конце I в., когда после опустошающего пожара Рима император Нерон обвинил христиан в поджоге города.)

К началу IV в. христианские общины на территории империи стали уже серьезной силой, с которой приходилось считаться императорам.

В 313 г. императоры Константин и Лициний издали Миланский эдикт, по которому христианство уравнивалось в правах с другими ре­лигиями империи.

В 325 г. император Константин издал указ, по которому христиан­ство стало государственной религией Римской империи. И уже в конце IV в. (ок. 395 г.) император Феодосий Великий своим указом запретил языческие религии и закрыл все языческие храмы. После этого христианство осталось единственной официальной религией в империи.

1 Началом н.э. в европейском летоисчислении принято считать время рождения Христа.

124

С этого времени начинается преследование христианами язычников, ве­дется активная борьба (в том числе и на государственном уровне) с язы­ческой культурой и в том числе с языческой философией.

В 529 г. император Юстиниан своим указом закрыл последнюю язы­ческую философскую школу — платоновскую Академию в Афинах.

Развитие христианской философии в I—III вв. шло крайне медлен­но и было связано с рядом трудностей. Так, ряд видных идеологов хри­стианства (Тертуллиан, Иустин, Татиан и др.) утверждали, что христиа­не вообще не нуждаются ни в какой философии, поэтому вся предше­ствующая философия должна быть просто отброшена. Другие же полагали, что философия может помочь обосновать и разъяснить хри­стианскую веру. И для этого можно использовать даже идеи язычни­ков, разумеется, предварительно очистив их от собственно языческого содержания.


На формирование христианской философии значительное влияние оказало учение иудейско-эллинистического философа Филона Алек­сандрийского.

Первые философские идеи христианского вероучения можно обна­ружить в библейских (новозаветных) текстах: в Евангелии от Иоан­на ив Посланиях апостола Павла.

Первыми попытками собственно философского осмысления идей христианства можно считать гностицизм, учение Оригена, апологе­тику и патристику.

Таблица 31. Направления в ранней христианской философии

 

Направление

Отношение церкви

Гностицизм I—III вв.

Осуждается как источник ересей

Ориген 185—254 гг.

Оказал большое влияние на патристику, но по ряду вопросов был официально осужден церковью

Апологетика II—V вв.

Признается и одобряется

Патристика V—VIII вв.

Признается как теоретический фундамент христианского богословия (теологии)










Поскольку в соответствии с христианским вероучением главной целью человеческой жизни, является обретение райского блаженства, то важнейшее место в христианской теологии и философии заняла сотериология — учение о спасении, т.е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу.

125

Схема 36. Становление христианской философии



126

6.2. Филон Александрийский (Philo of Alexandria)


Биографические сведения. Филон (кон. I в. до н.э.- сер. I в. н.э.) — древнееврейский теолог и философ. Жил в Александрии; хотя он и придерживался иудейского вероисповедания, но изучал эллинис­тическую философию.

Филон первым попытался философски осмыслить религиозные идеи иудаизма, соединить Откровение и философию.

Основные труды. «О жизни созерцательной», комментарии на книги Ветхого Завета (главным образом на «Бытие»).

Философские воззрения. Аллегорическое истолкование Библии.