ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Альтернативная гипотеза:
Для проверки гипотезы рассчитываем значение t-критерия Стьюдента:
По таблице значений критерия Стьюдента находим табличное (критическое) значение критерия на уровне значимости (доверительная вероятность 99%) и с числом степеней свободы :
Вывод: поскольку , то нулевую гипотезу о равенстве нулю коэффициента корреляции отклоняем с вероятностью допустить ошибку в 1%. С вероятностью 99% связь между признаками является статистически значимой, не случайной.
3. Рассчитаем коэффициенты линейного уравнения регрессии для зависимости потребительских расходов в среднем на душу населения от среднедушевых денежных доходов населения.
Общий вид линейного уравнения парной регрессии:
, где
– расчетные теоретические значения результативного признака для -го наблюдения;
– оценки параметров линейного уравнения парной регрессии;
– значение факторного признака -го наблюдения.
Параметры линейного уравнения найдем с помощью метода наименьших квадратов (МНК).
Для определения параметров необходимо решить систему линейных уравнений (систему нормальных уравнений):
Для расчета параметров можно использовать готовые формулы, которые вытекают из данной системы:
Получили линейное уравнение парной регрессии:
Вывод: коэффициент регрессии показывает, что при увеличении среднедушевых денежных доходов населения на 1 руб., величина потребительских расходов в среднем на душу населения в среднем возрастает на 0,6609 руб. Положительное значение подтверждает вывод о прямой зависимости между потребительскими расходами в среднем на душу населения и среднедушевыми денежными доходами населения в месяц.
Свободный член оценивает влияние прочих факторов, оказывающих воздействие на результативный признак. Т.е. воздействие прочих факторов уменьшает значение потребительских расходов в среднем на душу населения.
Теоретические (расчетные) значения результативного признака (потребительских расходов на душу населения) получаем путем последовательной подстановки значений факторного признака (среднедушевые денежные доходы населения) в уравнение регрессии.
Рассчитываем остатки, как разность фактических и расчетных значений результативного признака: . Расчет представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Вспомогательная таблица для оценки качества модели
№ | | | | | | |
1 | 22797 | 18052 | 18132,13 | -80,13 | 6420,82 | 0,004 |
2 | 20334 | 16133 | 16504,24 | -371,24 | 137819,14 | 0,022 |
3 | 36735 | 31757 | 27344,28 | 4412,72 | 19472097,8 | 0,161 |
4 | 46124 | 32422 | 33549,82 | -1127,82 | 1271977,95 | 0,034 |
5 | 24386 | 18237 | 19182,36 | -945,36 | 893705,53 | 0,049 |
6 | 19503 | 13484 | 15951 | -2471 | 6105841 | 0,155 |
7 | 15603 | 9878 | 13377,34 | -3499,34 | 12245380,4 | 0,261 |
8 | 21571 | 18855 | 17321,18 | 1533,18 | 2350640,91 | 0,088 |
9 | 22829 | 17258 | 18153,28 | -895,28 | 801526,28 | 0,049 |
10 | 30015 | 23115 | 22902,78 | 212,22 | 45037,33 | 0,009 |
11 | 24434 | 17855 | 19214,08 | -1359,08 | 1847098,45 | 0,071 |
12 | 23166 | 17749 | 18376,01 | -627,01 | 393141,54 | 0,034 |
13 | 28852 | 22895 | 22134,106 | 760,89 | 578953,59 | 0,034 |
14 | 25431 | 20844 | 19873,04 | 970,96 | 942763,32 | 0,049 |
15 | 27296 | 20314 | 21105,69 | -791,69 | 626773,06 | 0,037 |
16 | 24081 | 20681 | 18980,77 | 1700,23 | 2890782,05 | 0,089 |
17 | 42669 | 32080 | 31266,28 | 813,72 | 662140,24 | 0,026 |
18 | 23992 | 18352 | 18921,95 | -569,95 | 324843,0 | 0,030 |
19 | 48758 | 33201 | 35290,73 | -2089,73 | 4366971,47 | 0,059 |
20 | 34619 | 27638 | 25945,73 | 1692,26 | 2863743,91 | 0,065 |
21 | 39084 | 32997 | 28896,82 | 4100,18 | 16811476 | 0,142 |
22 | 30937 | 24938 | 23512,16 | 1425,84 | 2033019,71 | 0,061 |
23 | 59774 | 35242 | 42571,62 | -7329,62 | 53723402,6 | 0,172 |
24 | 53783 | 43147 | 38611,95 | 4535,05 | 20566678,5 | 0,117 |
Итого | 746773 | 567124 | 567119,346 | 0,00 | 151962234,6 | 1,818 |
4. Дадим интервальные оценки для параметров модели парной регрессии с доверительной вероятностью .
Находим остаточную сумму квадратов отклонений:
Рассчитываем среднюю квадратическую ошибку модели:
Находим стандартную ошибку свободного члена :
Находим стандартную ошибку коэффициента регрессии :
По таблице значений критерия Стьюдента находим табличное (критическое) значение критерия на уровне значимости и с числом степеней свободы .
Доверительный интервал для свободного члена :
Вывод: c вероятностью 99% значение свободного члена будет находится в пределах от . Т.к. в доверительный интервал попадает 0, то свободный член не является статистически значимым.
Доверительный интервал для коэффициента регрессии :
Вывод: с вероятностью 99% значение коэффициента регрессии будет находится в пределах от . Т.е. с вероятностью 99% при увеличении среднедушевых денежных доходов населения в месяц
на 1 руб. значение потребительских расходов в среднем на душу населения возрастет не менее, чем на 0,529 руб., но не более чем на 0,793 руб. Т.к. в доверительный интервал не попадет 0, то коэффициент регрессии является статистически значимым.
5. Проверим статистическую значимость параметров уравнения парной регрессии с надежностью
Выдвигаем нулевые гипотезы о том, что найденные параметры не являются статистически значимыми:
и
Для проверки гипотез рассчитываем t-критерий Стьюдента:
Вывод: поскольку , то нулевую гипотезу о равенстве нулю свободного члена принимаем. На уровне значимости свободный член не является статистически значимым, значение показателя случайно. Свободный член признается равным нулю.
Т.к. , то нулевую гипотезу отклоняем с вероятностью допустить ошибку в 1%. Коэффициент регрессии является статистически значимым, следовательно, и фактор (среднедушевые денежные доходы населения в месяц) при этом коэффициент не значим.
6. Проверим качество построенного уравнения регрессии
Коэффициент детерминации характеризует долю вариации результативного признака под влиянием фактора, включенного в модель.
Вывод: 90,03 вариации потребительских расходов в среднем на душу населения происходит под влиянием величины среднедушевых денежных доходов населения в месяц . Остальные 9,97% вариации потребительских расходов в среднем на душу населения
объясняется влиянием прочих случайных факторов.
Выдвигаем нулевую гипотезу о том, что найденные показатели тесноты связи случайны, т.е. коэффициент детерминации равен нулю:
Альтернативная гипотеза:
Для проверки нулевой гипотезы рассчитываем значение F-критерия Фишера:
По таблице значений критерия Фишера находим табличное (критическое) значение критерия на уровне значимости и с числом степеней свободы :
Вывод: поскольку , то нулевую гипотезу о равенстве нулю коэффициента детерминации отклоняем с вероятностью допустить ошибку в 1%. Модель зависимости потребительских расходов в среднем на душу населения от среднедушевых денежных доходов населения является статистически значимой, показатели силы связи не случайны.
Для оценки точности модели рассчитываем среднюю относительную ошибку аппроксимации:
Вывод: средняя относительная ошибка аппроксимации показывает, что в среднем фактические значения потребительских расходов в среднем на душу населения отличаются от полученных по модели на 7,57%. Поскольку ошибка больше 7%, то данное уравнение не желательно использовать в качестве регрессии.
7. Дадим прогноз потребительских расходов в среднем на душу населения с надежностью для гипотетического региона, в котором среднедушевые денежные доходы населения в месяц на 3% больше среднего по выборке.
Прогнозное значение факторного признака:
Прогнозное значение результативного признака (точный прогноз):
Рассчитываем среднюю квадратическую ошибку прогноза:
Табличное (критическое) значение критерия на уровне значимости