Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рисунок 4 - Сравнение средних результатов оценки учащихся по методике «Диагностическая карта личностного развития учащегося» на начало и конец учебного года в контрольной группе
Из рисунка 4 видно, что личностный рост учащихся экспериментальной группы показал более внушительные результаты, нежели личностный рост учащихся контрольной группы.

Суммарный балл по диагностической карте личностного развития учащегося представим на рисунке 5.



Рисунок 5 - Средний результат личностного развития учащихся контрольной и экспериментальной групп
Таким образом, в экспериментальной группе к концу учебного года личностное развитие школьников выше, чем в контрольной группе.

Следовательно, мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что такие педагогические условия как оптимизации учебной и учебно- исследовательской деятельности учащихся за счет коллективной работы, внедрения интерактивных информационных технологий, вовлечения школьников в массовые мероприятия способствуют личностному развитию школьников в процессе трудового воспитания на уроках технологии.

Заключение


Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Ребенок учится понимать пользу и необходимость трудовой деятельности для себя и для коллектива. Знакомство ребенка с трудом с детства и желание трудиться позволит воспитать такие качества личности как порядочность, честность, справедливость, отзывчивость, организованность, целеустремлённость и др.

Труд - главный фактор для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, способствующий его всестороннему развитию. Систематичность выполнения трудовых обязанностей дисциплинирует, закаляет волю, развивает такие человеческие качества как ответственность, инициативность, терпеливость, самостоятельность, выносливость и умение доводить дело до конца. Присутствует гибкость и быстрая адаптация к внешним условиям, при этом сохраняется четкая нацеленность на результат. При отсутствии данных качеств любому человеку сложно выполнять какую-либо деятельность вообще.


В настоящее время уменьшение роли трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе проявляется как в сокращении учебного и внеучебного времени, отведенного на общественно полезный труд, так и в диспропорции соотношения трудовой деятельности и учебно-воспитательного процесса; коммерциализации отношений любого уровня; отсутствии прогностической основы трудовой подготовки школьников.

В то же время, очевидно, что трудовое воспитание должно стать основным компонентом системы воспитания школьников, включающим комплекс средств, охватывающих различные аспекты учебно-воспитательной работы, внеурочной деятельности, семью и социальное окружение.

Основной задачей трудового воспитания является формирование готовности личности к продуктивному общественно-полезному труду за счет освоения комплекса политехнических знаний, основ производственной деятельности, формирования умений и навыков трудовой деятельности, подготовки к осознанному выбору профессии.

На всех этапах трудового воспитания учащихся необходимо формировать у них потребность в труде, творческое отношение к нему, развивать интеллектуальные, психофизиологические, физические, художественные и технические способности, формировать экономическое мышление, навыки самоменеджмента.

Практическая часть исследования посвящена опытно-экспериментальной работе по формированию личностного развития школьников посредством трудового воспитания на уроках технологии.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Лицея №1535 города Москвы, для участия было выбрано 30 учащихся 7 классов. Участники были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе учащиеся обучались по традиционной программе, в экспериментальной были усилены меры трудового воспитания за счет коллективной работы, внедрения интерактивных информационных технологий, вовлечения школьников в массовые мероприятия способствуют личностному развитию школьников в процессе трудового воспитания на уроках технологии.

По результатам исследования в экспериментальной группе к концу учебного года личностное развитие школьников гораздо выше, чем в контрольной. Следовательно, мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что применение выбранных педагогических методик трудовому воспитанию оказались эффективными.



Список используемых источников




  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3.

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.

  3. История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / сост. С.Ф. Егоров и др.; под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Асайеппа, 2018.

  4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина: сборник / А.С. Макаренко; сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. 3-е изд-е. - М., 2017. – 512 с.

  5. Сердюкова Е.Я., Носов А.А. Сущность и задачи трудового воспитания школьников // В книге: Инновационные направления интеграции науки, образования и производства. Сборник тезисов докладов участников II Международной научно-практической конференции. Керчь, 2021. С. 692-695.

  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – 5-е изд-е, М., 2016. – 387 с.

  7. Фадюшина Л.П. Трудовое воспитание младших школьников: опыт, традиции и перспективы // В сборнике: Профессионал года 2020. Сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса. 2020. С. 57-62.

  8. Юрченко Е.В. Образовательная среда школы как средство трудового воспитания младших школьников // В сборнике: Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. материалы Международной студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 76-81.

  9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 10.12.2021).

  10. Педагогический словарь под редакцией Г.М. Коджаспировой. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical/index.htm (дата обращения: 10.12.2021).

  11. Рабочая встреча с Уполномоченным по правам ребёнка Павлом Астаховым. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/10863 (дата обращения 11.12.2021).

  12. Статистика ключевых слов на Яндексе. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 12.11.2021).

  13. Учеба.ру. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ucheba.ru/ (дата обращения 11.12.2021).

  14. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собрание сочинений: в 11-ти томах. - Т. 2. – 4-е изд-е. М., 2017. С. 121.

  15. Философский энциклопедический словарь Л.Ф. Ильичева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book6207/140184/ (дата обращения: 10.12.2021).





Приложение А


Тестирование учащихся по методике: «Место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов»

Таблица 1 – Результаты тестирования учащихся в контрольной группе в начале учебного года

№ ученика

Балл

1

6

2

6

3

5

4

6

5

5

6

3

7

5

8

4

9

6

10

6

11

4

12

5

13

4

14

3

15

3

Среднее значение

4,7

Таблица 2 – Результаты тестирования учащихся в экспериментальной группе в начале учебного года

№ ученика

Балл

1

6

2

4

3

4

4

5

5

4

6

3

7

3

8

3

9

4

10

6

11

6

12

3

13

3

14

4

15

6

Среднее значение

4,3