Файл: Учебнометодический комплекс кгп на пхвсмк уквмк умк экз Дата Система менеджмента качества кгп на пхвсмк уквмк умк стр из утверждаю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Постреквизиты курса
«На выходе» закладываются основы для изучения студентами следующих клинических дисциплин:
- диагностика и лечение
- геронтология
- паллиативная помощь и онкология
- скорая неотложная помощь на уровне ПМСП
- скорая медицинская помощь
- скорая неотложная помощь на уровне стационара
- скорая неотложная помощь на уровне станции скорой медицинской помощи
5. Межпредметные связи
При работе с данным модулем необходимо использовать знания, полученные при изучении смежных дисциплин
№ | Предметы | Вопросы межпредметной связи |
1 | Анатомия, физиология | Физиологические особенности работы дыхательной системы. АФО дыхательных путей. Механизм обструкции при бронхиальной астме. Патогенез падения АДпри пневмонии. |
2 | Латинский язык в медицине | Латинская терминология |
3 | Фармакология, фармакотерапия | Фармокинетика и фармодинамика, дозы лекарственных препаратов, правила выписки рецептов, понятие о фармакологическом действии |
4 | Основы сестринского дела | Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями дыхательных путей. Измерение ЧДД, АД , пульса при пневмонии. Определение дыхательных обьемов ОФВ1, ЖЕЛ, ТИффно. Измерение температуры тела., измерение АД, пульса Лекарственные средства и способы их применения. Уход за пациентом с аллергической реакцией. Профилактика осложнений пневмоний. |
5 | Пропедевтика внутренних болезней | Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательных путей. Понятие о болезни. |
6 | Биология | Наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания |
7 | Основы психологии и коммуникативные навыки |
|
8 | Укрепление здоровья и безопасность населения | Понятие « Образ жизни», проблемы в формировании здорового образа жизни |
9 | Микробиология и вирусология | Профилактика диагностика и лечение пневмоний. Обструктивных заболеваний легких . Изучение различных клиническиех применений микробов для улучшения здоровья. |
10 | Общая патология | Изучение болезненных процессов и состояний в живом организме |
11 | Безопасность и качество в оказании неотложной помощи | Современные рекомендации как по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, так и по преподаванию навыков первой помощи. |
Студент должен знать:
- Анатомо – физиологические особенности дыхательной системы.
- Определение, этиологию, патогенез, классификацию, клинику, этапы диагностического поиска, лечение заболеваний дегких, бронхов оказание неотложной помощи при крупозной пневмонии, абсцессе легких, легочном кровотечении на догоспитальном этапе.
- Особенности течения заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста.
- Профилактику заболеванийлегких, основные принципы ухода за пациентами.
- Роль профилактических кабинетов и центров выявлении и лечении пациентов с заболеваниями легких состоянии.
- Этико – деонтологические аспекты при общении с пациентами.
Студент должен уметь:
- Провести обследование пациентов и оценить полученные данные, поставить предварительный диагноз, оформить учебную историю болезни.
- Составить план дополнительного обследования, план лечения, наблюдения и ухода за пациентами.
- Оказать неотложную помощь при легочном кровотечении, выписать рецепты по теме.
- Выполнить врачебные назначения по лечению и уходу за пациентами.
- Уметь применить клиническое мышление при поиске путей решения при неотложных ситуациях.
Студент должен использовать:
- Знания анатомии, физиологии, основ сестринского дела, фармакологии, пропедевтики в клинических дисциплинах, валеологии, профессиональной этики и деонтологии.
- Практические навыки владения медицинскими манипуляциями.
- Отечественные и зарубежные научные публикации, систематические обзоры.
- Специализированные сайты в Интернете.
Студент должен владеть:
- Методами субъективного и объективного обследования пациента.
- Методикой подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям.
- Практическими навыками медицинских манипуляций.
- Правилами оформления и ведения медицинской документации.
Студент должен иметь представление:
- О способах самоконтроля за течением заболеваний легких.
- О немедикаментозном лечении заболеваний легких: ( дыхательной гимнастики, методике разгрузочно – диетической терапии, эфферентных методах лечения, физиопрофилактических процедурах, лечебно – оздоровительной физкультуре и гимнастике).
- Об организации и проведении занятий лечебно –физкультурных кабинетах.
Методические рекомендации по изучению тематических разделов модуля
Работа по модулю базируется на знаниях таких дисциплин как, « Нормальная анатомия и физиология», « Фармакология», « Пропедевтика клинических дисциплин», «Валеология», « Профессиональная этика и деонтология», « Основы сестринского дела». Чтобы иметь информацию об этом уровне знаний проводится входной тестовый контроль знаний, который изложен в главе учебного модуля: « Формы и методы контроля знаний».
Приступая к работе с учебным модулем поставьте перед собой задачи, которые Вы должны решить при работе ( с модулем, материалами модуля и по возможности, выберите свой способ обучения).
Для этого в модуле сформулированы цели учебного элемента, определены содержания каждого элемента, даны методические рекомендации студентам по работе с лекционным материалом, тестовым контролем знаний, информационным блоком.
Для получения информации найдите нужный текст и начинайте с ним работать – приступая к работе, поставьте перед собой задачу сначала понять, затем отобрать существенную информацию и запомнить ее.
Большую помощь при осмыслении и запоминании текста окажет его конспектирование.
Выделяйте в тексте все непонятные слова и выражения и выясняйте их значения. Для этого обращайтесь к словарям, справочникам, дополнительной литературе или к преподавателям, которые могут дать нужные разъяснения.
С целью углубления знаний прилагается к учебному модулю блок информационных материалов: « Самоконтроль диеты при абсцессе легких», « Лечение рака легких ».
Для выявления степени овладения содержанием модуля используйте задания выходного контроля блока. « Контроль знаний – этот блок информации содержит тестовые задания различной сложности, ситуационные задачи. К каждому заданию прилагаются эталоны ответов.
Если результаты усвоения окажутся не на должном уровне, необходимо еще раз просмотреть нужный раздел информации.
Методические рекомендации по работе с лекционным материалом
-
Приступая к изучению лекционного материала, сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте. -
Вспомните все, что вы уже знаете по этой теме. -
Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы. -
Попытайтесь насколько это возможно дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста. -
После этого приступайте к чтению, читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста. -
Обращайте внимание на непонятные слова и выражения в тексте. Если есть, найдите к ним объяснения в словарях или справочниках, или с вопросом обратитесь к тем, кто это знает. -
По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании. -
Проверяйте свои предположительные ответы на вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ в тексте, попытайтесь получить не достающие сведения в других источниках. -
Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного, обдумайте, в какой части текста выделена главная мысль, и что эту главную мысль поясняет или дополняет. -
По ходу чтения составляйте план ( устный или письменный) или конспект текста. -
Составляйте схемы, таблицы, отражающие существенные моменты текста. -
В случае необходимости делайте выписки. -
На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы думайте. -
Перескажите текст по плану. -
Изучив лекцию, воспользуйтесь материалами расширяющего информационного блока по теме. -
Провести уровень знаний по тестовым заданиям и ситуационным задачам. Сравните свои ответы с эталонами.
6. Блок теоретического материала
Информационная часть.
Что такое абсцесс легкого?
З ащитные системы нашего организма при проникновении чужеродных микробов запускают реакцию воспаления. В результате этого процесса происходит уничтожение или отграничение патогена от окружающих тканей.
Что такое абсцесс легкого? Болезнь представляет собой результат описанного события, когда внутри легочной ткани формируется ограниченная полость, заполненная гноем. Это заболевание редко является самостоятельным и почти всегда формируется в исходе других болезней.
Существует несколько форм заболевания. Их рекомендуется отличать друг от друга, поскольку методы диагностики и лечение при них несколько различны.
По морфологическому субстрату выделяются:
-
Гнойный абсцесс — представляет собой полость внутри легочной ткани, полностью заполненную гноем, снаружи которой имеется довольно тонкая мембрана. -
Гангренозный абсцесс — тяжелая форма омертвения легочной ткани. Внутри полости имеется не только гной, но и участки омертвения альвеол и бронхов. -
Гангрена легкого — наиболее тяжелая форма. Массивное омертвение ткани органа с очень слабым ограничением воспалительной мембраной.
По механизму развития выделяют абсцессы:
-
Бронхогенные — патоген в этом случае попал в легочную ткань из полости бронха в результате вдыхания, распространения пневмонии или закупорки просвета с активацией условно-патогенных микробов. -
Гематогенные — микробы заносятся из отдаленного органа через сосудистое русло нашего тела. -
Травматические — при ранениях грудной клетки микробы попадают непосредственно в легочную ткань. -
Контактные — распространение из соседних органов, например, плевральной полости.
По клиническому течению выделяют острый абсцесс легкого и хронический. Последние формируются спустя 3 месяца.
По количеству разделяются на одиночные и множественные, а также односторонние и двусторонние гнойники.
Небольшие формы можно подразделять на центральные (в основании легкого) и периферические — у края органа на границе с плеврой.
Абсцессы и гангрена легких
-
Определение, этиология и патогенез
Абсцессы и гангрена легких- тяжелый нагноительный процесс, протекающий с выраженной интоксикацией, сопровождающийся некрозом и расплавлением легочной ткани с образованием полостей. Острый абсцесс отличается от гангрены легкого тенденцией к ограничению очага нагноения.
Этиология. Наиболее часто абсцедирование наступает при пневмониях, вызываемых стафилококком, клебсиеллой (палочка Фридлендера), вирусно-бактериальной ассоциацией, часто отмечаемой в период эпидемии гриппа.
Факторы риска: производственные вредности (переохлаждение, запыленность), злоупотребление табаком и алкоголем.
Абсцесс легких всегда является результатом взаимодействия иммунной системы и патогенного микроба. Среди последних наиболее часто вызывают болезнь:
-
Анаэробные грамотрицательные микроорганизмы, способные быстро вызывать гангренозный процесс. -
Золотистый стафилококк — наиболее частый возбудитель абсцессов в организме любой локализации. -
Кишечная палочка, клебсиеллы, легионеллы, актиномицеты — довольно частые возбудители болезни. -
В современных условиях регулярно наблюдается ассоциация различных микроорганизмов при развитии болезни. -
Реже гнойный процесс вызывается простейшими и туберкулезными микобактериями.
Каждый человек в течение жизни встречается с этими патогенными, но не у каждого возникает болезнь. Предрасполагающие причины абсцесса легкого:
-
Курение. -
Алкоголизм и наркомания. -
Предшествующие хирургические вмешательства. -
Длительная рвота. -
Нарушения кровообращения. -
Неврологические заболевания. -
Сахарный диабет. -
ВИЧ и СПИД. -
Врожденные иммунодефициты. -
Онкология легких. -
Инородные тела в просвете бронхов.
Инфекционные заболевания всегда являются результатом не только проникновения микробов, но и дефекта иммунной системы.
Патогенез. Развитие нагноительного процесса в легком связано с нарушением дренажной функции бронха, нарушением кровоснабжения и некрозом легочной ткани, присоединением инфекции, снижением реактивности макроорганизма. Переходу острого абсцесса в хронической способствует повышение давления внутри полости при кашле, особенно при формировании секвестра, периодически закрывающего просвет дренирующего бронха.