Файл: 1. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача. Определение общественного здоровья и здравоохранения (Португалов, Эрисман, Семашко, Виноградов, Казначеев, Лисицын).
Здравоохранение - система мер государственного характера, охватывающая все сферы деятельности общества, направленная укрепление здоровья, предотвращение и лечение болезней, обеспечение санитарных условий труда, быта, долголетия и продолжительной трудоспособной жизни.
Общественное здоровье и здравоохранение – медицинская наука, изучающая закономерности общественного здоровья, воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки стратегии и тактики здравоохранения, совершенствования медицинской помощи населению.
Области исследований:
1. Исследование теоретических проблем охраны здоровья населения и здравоохранения, теорий и концепций развития здравоохранения, условий и образа жизни населения, социально-гигиенических проблем.
2. Разработка методов исследования, изучения и оценки состояния здоровья населения и тенденций его изменения, исследование демографических процессов, структур заболеваемости, физического развития, воздействия социальных, демографических факторов и факторов внешней среды на здоровье населения, его отдельных групп.
3. Исследование организации медицинской помощи населению, разработка новых организационных моделей и технологий профилактики, оказания медицинской помощи и реабилитации населения; изучение качества внебольничной и стационарной медицинской помощи.
4. Разработка теоретических, методических и организационных аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
5. Исследование медико-социальных и этических аспектов деятельности медицинских работников.
6. Разработка научных проблем экономики, планирования, нормирования труда медицинских работников и финансирования здравоохранения, менеджмента и маркетинга. Изучение потребности населения в медицинской помощи.
7. Разработка теоретических, методических и организационных аспектов обязательного и добровольного медицинского страхования населения.
8. Исследование проблем управления здравоохранением, разработка АСУ и компьютерных технологий управления лечебно-профилактическими учреждениями, службами и здравоохранением в целом.
9. Изучение здравоохранения за рубежом, деятельности ВОЗ и других международных медицинских и общественных организаций по охране здоровья населения.
В. О. Португалов:
«Степень заболеваемости и смертности человечества совершается в силу существующих условий социального быта».
Ф. Ф. Эрисман:
«Целью социальной гигиены или общественного здравоохранения является воздействие на здоровье, когда личная инициатива человека заменяется общественными о нем заботами".
В 1902 г. Ф.Ф. Эрисман писал: «не подлежит сомнению, что все главные факторы экономической жизни сильно влияют на состояние общественного здоровья и что нередко в этих условиях и кроется ключ к объяснению чрезмерной болезненности и смертности народонаселения»)
А. Семашко говорил, что основная задача нашей науки, нашей дисциплины состоит в том, чтобы глубоко изучать влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния среды.
В.П.Казначеев: «Наука об управлении функциями здоровья народонаселения»
К этим функциям относятся: живой труд, воспроизводство и развитие личности
Общественное здоровье и здравоохранение - единственная дисциплина в подготовке врача в нашей стране, которая обобщает данные о состоянии здоровья и воспроизводства населения в целом и отдельных его групп, сдвиги в здоровье населения в зависимости от обуславливающих их факторов и вытекающие из этого научные обоснования комплекса мероприятий по охране здоровья.
Задачи науки:
1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.
2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.
3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.
4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.
5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.
6. Правовое регулирование здравоохранения.
7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.
Разделы науки:
1. Санитарная статистика (общественное здоровье).
2. Экспертиза нетрудоспособности.
3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).
4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.
2.Основные методы общественного здоровья и здравоохранения.
Санитарно-статистический метод. Суть его заключается в изучении массовых общественных явлений, установлении и объективной оценке закономерностей процессов, происходящих в состоянии здоровья населения (рождаемости, смертности, младенческой смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности и др.), деятельности медицинских учреждений, подтверждение полноты и достоверности научных медицинских исследований. Метод объединяет количественную и качественную оценку явления.
Историко-аналитический метод. Суть его заключается в исследовании и оценке процессов общественного здоровья и здравоохранения, когда изучаемый объект рассматривается в процессе закономерностей его развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с разными сторонами жизнедеятельности общества
Экономический метод. Дает возможность наиболее эффективного использования ресурсов здравоохранения (материальных, финансовых, трудовых);
усовершенствования финансирования и управления;
обоснования развития оптимальных типов медицинских учреждений;
укрепления материально-технической базы здравоохранения;
Социологический метод. Углубленные и многогранные социально-гигиенические исследования по изучению связи здоровья и патологии с различными сторонами жизни людей (труда, быта, обучения, санитарной культуры);
по изучению экономики здравоохранения, научной организации труда и бюджета времени различных групп медицинских работников
Эпидемиологический метод.
Изучает взаимоотношения различных факторов и условий, определяющих частоту и распространение инфекционного процесса и неинфекционных заболеваний, физиологических состояний человека с целью разработки профилактических мероприятий по ликвидации и уменьшению вредных факторов путем направленного действия на них.
Метод организационного эксперимента. Изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм и методов работы. Изучение, распространение и внедрение обобщенного опыта лучших учреждений или работников.
специальная экспериментальная проверка гипотез, предположений путем создания опытных показательных учреждений, центров.
Метод экспертных оценок. Суть метода заключается в оценке экспертами-специалистами в конкретной области явлений, которые по ряду причин не представляется возможным измерить (описательный, качественный характер явления).
Метод может служить дополнением к любому другому.
3. Основные этапы становления общественного здоровья и здравоохранения. История, зарубежные и отечественные ученые. Разделы дисциплины общественное здоровье и здравоохранение. Экономика здравоохранения.
Основные этапы становления:
-
1918-1941 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА -
1941-1966 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ -
1966-1994 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ -
1994-1999 СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА -
1999 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Разделы изучения дисциплины в системе подготовки врачей:
-
История здравоохранения -
Теоретические проблемы здравоохранения и медицины. Условия и образ жизни населения. Социально – гигиенические проблемы. Теории и концепции в медицине. -
Состояние здоровья населения и методы его изучения. Медицинская статистика. -
Проблемы социальной помощи. Социальное обеспечение и страхование населения. -
Организация медицинской помощи населению. -
Экономика, планирование, финансирование здравоохранения. -
Страховая медицина. -
Управление здравоохранением. -
Здравоохранение за рубежом. Международные организации, ВОЗ.
Социально-гигиенические элементы и предписания встречаются еще в медицине древних общественно-экономических формаций, но обособление социальной гигиены как науки тесно связано с развитием промышленного производства.
Период от эпохи Возрождения до 1850 г. стал первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена»). В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости
состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда.
Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка «SystemeinervollstandingenmedizinischenPolizei», написанный в период с 1779 по 1819 гг.
Врачи социалисты-утописты, которые занимали руководящие посты во время революций 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.
Буржуазная революция 1848 г. имела важное значение для развития социальной медицины в Германии. Одним из социал-гигиенистов того времени был Рудольф Вирхов. Он подчеркивал тесную связь между медициной и политикой. Его труд «MitteilungenuberOberschlesienherrschendeTyphus-Epidemie» считается одним из классических в немецкой социальной гигиене. Вирхов пользовался известностью как демократически настроенный врач и исследователь.
Предполагают, что термин «социальная медицина» был впервые предложен французским врачом Жюлем Гереном. Герен считал, что социальная медицина включает «медицинскую полицию, гигиену среды и судебную медицину».
Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе «DieoffentlicheGesundshitspflegeunddasEigentum» он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.
В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной. Основателем этого направления в Германии был М. фон Петтенкофер. Он включил в изданное им руководство по гигиене раздел «Социальная гигиена», считая ее предметом той сферы жизни, где врач встречается с большими группами людей. Это направление приобрело постепенно реформистский характер, так как не смогло предложить радикальные социально-терапевтические мероприятия.
Основателем социальной гигиены как науки в Германии был А. Гротьян. В 1904 г. Гротьян писал: «Гигиена должна… изучать подробно влияния общественных отношений, и социальной среды, в которой люди рождаются, живут, работают, наслаждаются, продолжают свой род и умирают. Так она становится социальной гигиеной, которая выступает рядом с физико-биологической гигиеной как ее дополнение».
По Гротьяну, предметом социально-гигиенической науки является анализ условий, в которых осуществляются отношения между человеком и окружающей средой.