Файл: 1. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования. В системе социального страхования существует более двадцати различных видов, в том числе медицинское – по болезни, временной нетрудоспособности, несчастному случаю, беременности и родам.
Законодательством утвержден единый порядок страхования, которым охвачено 80% населения. Система страхования, включающая в себя более 90 страховых компаний, контролируется общенациональной организацией. Фонды социального страхования, сформированные на национальном уровне, осуществляют финансирование обязательной программы страхования здоровья. Пополнение финансовых средств осуществляется путем введения страховых налогов, что составляет 90% объема фонда. При этом страховой налог равен 60% фонда оплаты труда.
Кроме обязательного государственного страхования существует сеть дополнительного страхования и местные фонды социальной помощи. За счет последних получают медицинское обслуживание незастрахованные французы, число которых едва превышает 2%.
Достоинства:
-
высокий материально – технический уровень оснащения, -
широкий выбор, высокий уровень оказания услуг, -
высокий уровень оплаты труда, -
материальная заинтересованность персонала, -
отсутствие очередей в ЛПУ, -
возможность выбора страховой компании и ЛПУ, -
внешняя бесплатность для широкого населения, базисный объем помощи, -
большое внимание контролю, -
центральное и регионарное планирование ЗО.
Недостатки:
-
неравный доступ отдельным группам лиц, административным территориям, -
низкий приоритет общественного ЗО и профессиональной медицинской помощи, -
высокие административные расходы (содержание страховых компаний), -
тенденция к неоправданному росту стоимости медицинских услуг.
-
Преимущественно частная система медицинского страхования, наиболее широко представленная в США, характеризуется децентрализованностью, высоким развитием инфраструктуры страховых организаций и отсутствием государственного регулирования.
Для большинства населения США страхование здоровья является частным делом каждого. Добровольной, частной формой медицинского страхования охвачено более 80% населения.
В США примерно 1500 частных страховых компаний. Из них две самые крупные, занимающиеся только страхованием здоровья – «Синий Крест» и «Синий Щит». Это частные страховые компании, занимающиеся добровольным страхованием, получающие при этом сверхприбыли.
Наряду с частной системой медицинского страхования в США существует две правительственные программы, находящиеся на государственном финансировании – это «Медикэр» (для медицинской помощи пожилым – после 65 лет) и «Медикейд» (для безработных, неимущих и некоторых групп инвалидов). Однако только 46% американцев с низким доходом получили возможность зарегистрироваться и получать пособия в рамках программы «Медикейд». Программой обязательного социального страхования престарелых («Медикэр») охватываются все граждане старше 65 лет, поэтому она считается более успешной. Однако престарелые пациенты вынуждены сами платить из своего кармана за первый день госпитализации, за посещение врачей в поликлинике и почти за всю долгосрочную помощь в домах сестринского ухода.
Следует подчеркнуть, что именно в США разрабатываются и внедряются эффективные медицинские технологии, развертываются передовые научные исследования и, в результате, успешно реализуется медицинская помощь высокого качества.
Достоинства:
-
повышения уровня материально – технического оснащения, -
широкий выбор и высокий уровень качества услуг, -
высокая оплата труда медицинского персонала, -
материальная заинтересованность персонала, -
отсутствие очередей в ЛПУ.
Недостатки:
-
высокая стоимость услуг, -
снижение доступности малоимущим, -
недостаточное внимание помощи на дому, -
трудность регулирования качества помощи.
Социально – экономические модели систем ЗО в мире:
-
Монопольная государственная модель ЗО (СССР) (Н. А. Семашко) -
Модель ЗО без государственного регулирования (Азия, Африка) -
Модель ЗО с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан (США, латиноамериканские страны, арабские страны) -
Модель ЗО с государственным регулированием ОМС для большинства граждан (Германия, Франция) (О. Фон Бисмарк) -
Модель ЗО на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Англия, Западная Европа, Канада, Япония) (У. Беверидж)
Монопольно-бюджетная система:
Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; единство профилактики и лечения; ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения.
Для централизованного управления здравоохранением в масштабе всей страны впервые в мире была создана специальная организация — Наркомат здравоохранения, в ведение которого перешли все ведомственные, земские и страховые медицинские учреждения. Частная медицина была в конечном счете ликвидирована, хотя сохранялись государственные платные поликлиники. Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты.
Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.
Но у данной системы имелись и свои недостатки. Например, стройность системы оборачивалась жесткостью: пациенты были прикреплены к определенному врачу, к определенной больнице. Пациенты не могли выбрать врача и медицинское учреждение, что делало невозможной конкуренцию между ними. Это, в свою очередь, порождало застой и невнимание к нуждам пациентов. Кроме того, заданность вызывала раздражение. Но главной проблемой советского здравоохранения, как и современного российского, было его хроническое недофинансирование, которое становилось все более заметным по мере усложнения медицины и ее удорожания. Из-за этого многие современные методы лечения и препараты в Советском Союзе не развивались и были попросту недоступны советским гражданам.
138. Национальная система здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Беверидж).
Модель Бевериджа названа в честь ученого У. Бевериджа, разработавшего в 1942 году доктрину социального страхования, основанную на идеи общенародной социальной солидарности. Основные характеристики модели Бевериджа:
1. Трехуровневый тип социальной защиты. Государство обеспечивает базовые гарантии социальной защиты всего населения. Работодатель отвечает за социальное (профессиональное) страхование наемных работников, а работник участвует в дополнительном личном страховании.
2. Государственные социальные гарантии ориентируются на прожиточный минимум, дополнительное социальное страхование — на замещение (компенсацию) заработка, дополнительное добровольное личное страхование — на личные возможности самих работников.
Основой для трех уровневой социальной защиты является государственное всеобщее здравоохранение, равные возможности для воспитания детей семьям с разными доходами, предотвращение безработицы.
Беверидж основывался на идеях Кейнса, касающихся государственного регулирования безработицы.
Беверидж предложил двойной метод финансирования социальной защиты. За счет государства предлагалось обеспечивать финансирование семейных пособий и национальное здравоохранение, остальные социальные пособия должны финансироваться за счет отчислений самих работников, работодателей и субсидий государства.
В 1944 году правительство Великобритании приступило к реформированию системы социального страхования на основе доклада У. Бевериджа. Была разработана новая система социального обеспечения, включающая в себя закон о государственной службе здравоохранения, программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве и пенсионном страховании. В качестве основы социальных гарантий предлагалось использовать минимально социально приемлемый уровень доходов.
Модель Бевериджа нашла свое применение в Великобритании, США, Нидерландах, Швейцарии, Франции, Японии.
139. Модель здравоохранения с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для большинства граждан (о. Фон Бисмарк)
Модель ЗО с государственным регулированием ОМС для большинства граждан (Германия, Франция) (О. Фон Бисмарк):
- несколько источников финансирования – бюджет, страховые платежи;
- прямое налогообложение юридических лиц, высокая доля национального дохода, выделяемая ЗО;
- централизованная система финансирования, основанная на независимости специальных органов (фонды, страховые компании);
- большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю помощи,
- регуляция ценообразования, многообразие форм оплаты медицинской оплаты медицинской помощи;
- обеспечение высокого, гарантия государством, уровня качества помощи.
Врачи являются свободными субъектами, которые предлагают свои услуги на рынке медицинских услуг. Государство законодательным путем обязывает работодателей принимать участие в оплате медицинской помощи труда через больничные кассы. Работодатели оплачивают только часть стоимости медицинской помощи, предоставленной работникам. Вторую часть стоимости медицинской помощи платят сами работники.
По системе Бисмарка страховые компании и структуры, которые являются субъектами рынка медицинских услуг, обязаны все собранные средства использовать только на оплату медицинской помощи. Характерной чертой системы Бисмарка является существование независимых страховых фондов, управляемых государственные или частные страховые компании, их деятельность строго регламентирует государства.
По системе Бисмарка организована система здравоохранения в Австрии, Бельгии, Люксембурге, Германии, Нидерландах, Франции и Швейцарии. Она финансируется за счет отчислений из заработной платы и других государственных фондов.
140. Модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан (рыночная система).
Эта модель здравоохранения возникла в эпоху раннего капитализма. Ее появление было связано с развитием сложных медицинских технологий (полостная хирургия, наркоз, рентген и тому подобное), потребовавших больших дополнительных материальных и финансовых затрат. Это, в свою очередь, поставило перед населением проблему оплаты дорогостоящего лечения.