Файл: 1. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рассматривая специфику медицинских услуг, необходимо назвать ряд их отличительных характеристик: отсутствие владения; неосязаемость; неразрывность производства и потребления услуги; неспособность услуг к хранению; изменчивость качества:
Отсутствие владения. Если человек приобрел товар, имеющий физическое воплощение, то он становится его владельцем, чего нельзя сказать об услуге.
Неосязаемость, неуловимость или нематериальный характер медицинских услуг. Обследование, например, вообще невозможно транспортировать, хранить и упаковывать. А продемонстрировать, увидеть, попробовать, или изучать их нельзя до получения этих услуг.
Повысить материальность услуги, сделать ее более осязаемой может присутствие элемента товара в услуге в самой разной форме. Это может быть моделирование будущей внешности пациента на компьютере перед косметической операцией, а также предоставление клиентам информации о сотрудниках, их опыте и квалификации.
Неразрывность производства и потребления. Производство и потребление медицинских услуг тесно взаимосвязано и не может быть разорвано во времени. При этой неразрывной взаимосвязи степень контакта между продавцом и клиентом может быть различной.
Неспособность услуг к хранению. Специфика производства медицинских услуг заключается в том, что в отличие от товаров, услуги нельзя произвести впрок и хранить. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.
Важная отличительная черта медицинских услуг - их «сиюминутность».
Изменчивость качества или неоднородность. Неизбежным последствием одновременности производства и потребления медицинской услуги является изменчивость ее исполнения.
Поскольку одним из важнейших показателей медицинских услуг является их качество, то принято выделять три составляющих качества медицинской помощи: качество структуры, качество технологии и качество результата.
Качество структуры подразумевает возможность ЛПУ оказывать медицинские услуги на должном уровне. Сюда включают квалификацию кадров, наличие нужного оборудования
, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение, финансирование и т.п.
Качество технологии характеризует оптимальность комплекса лечебно-диагностических мероприятий, оказанных больному.
Качество результата - это отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми результатами.
Все составляющие качества тесно связаны между собой и оказывают друг на друга большое влияние. Так низкий уровень качества структуры едва ли обеспечит приемлемый уровень качества технологии, а нарушение технологии диагностики и лечения может привести к неблагоприятным результатам для пациента.
Специфика медицинских услуг, описанная выше, определяет особенности рынка медицинских услуг, а также специфику деятельности предпринимателя на этом рынке.
Итак, предпринимательство в здравоохранении - это деятельность организаций и частных лиц, направленная на получение прибыли, путем оказания медицинских или иных услуг.
134. Здравоохранение: понятие, роль в обществе. Основные базовые ценности здравоохранения в странах с различными типами систем здравоохранения.
Здравоохранение:
I. Система мер государственного характера, охватывающая все сферы деятельности общества, направленная на укрепление здоровья, предотвращение и лечение болезней, обеспечение санитарных условий труда, быта, долголетия и продолжения трудоспособной жизни.
II. Совокупность организаций, учреждений, предприятий, научных сообществ, специалистов вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы деятельности, призванных сохранять и укреплять здоровье граждан, оказывать медицинскую и лекарственную помощь, осуществлять санитарно-эпидемический надзор и санитарно-гигиенические мероприятия.
Частнопредпринимательская система:
-
Объём и характер медицинской помощи определяется кредитоспособностью потребителя; -
Либеральный гуманизм в здравоохранении – полная независимость пациента и врача; -
Поощрение частной практики и конкуренции; -
Отсутствие государственного регулирования; -
Независимость врачей (медицинских ассоциаций).
Государственная система:
-
Безусловная ответственность государства за все стороны жизни (в том числе обеспечение и охрана здоровья); -
Государственное регулирование всей деятельности, бюджетное финансирование; -
Жесткое вертикальное управление (единый объём и качество); -
Государство определяло потребности (заказчик) и обеспечивало удовлетворение (исполнитель); -
Жесткое нормативное планирование и финансирование.
Муниципальная система:
•несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории
• осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
Принципы здравоохранения:
1) государственный характер;
2) общедоступность (шаговая, временная);
3) профилактическое направление;
4) бесплатная медицинская помощь;
5) единство системы.
136. Факторы, определяющие характер системы здравоохранения. Факторы, определяющие медицинские потребности населения.
Факторы, определяющие характер:
1. Медицинские:
1) уровень и структура показателей здоровья (заболеваемость, смертность, физическое развитие, инвалидность);
2) доступность в сельской местности;
3) развитость медицинской помощи;
4) уровень развития санитарной и духовной культуры;
5) уровень развития амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной помощи, материально-техническая и кадровая обеспеченность;
6) особенности организационных форм медицинского обслуживания, уровень развития специализированной медицинской помощи;
7) уровень развития медицинской науки и образования.
2. Немедицинские:
1) политические;
2) социальные;
3) экономические;
4) религиозные;
5) культурные;
6) общественные ценностные ориентиры.
Факторы влияющие на потребность:
1. Уровень заболеваемости населения.
2. Структура заболеваемости.
3. Структура населения, демографические особенности.
4. Социально-психические особенности населения.
5. Степень развития медицинской науки.
137. Модели систем здравоохранения в мире. Характеристика. Преимущества и недостатки. Монопольно-бюджетная государственная система (Семашко).
В настоящее время можно выделить три основные принципиально отличающиеся системы здравоохранения:
1. Преимущественно государственная (Великобритания);
2. Преимущественно страховая система (Германия, Франция, Голландия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Япония);
3. Преимущественно частная (платная) система (США).
Практически ни в одной из достаточно развитых стран указанные системы не представлены в чистом виде. Более того, в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система.
-
Преимущественно государственная система здравоохранения развивалась как направление социальной политики государства. В результате государство усиливало свое влияние и контроль над деятельностью медицинских и страховых организаций.
Заслуживает внимания тот факт, что система здравоохранения, например, Великобритании создавалась с учетом опыта СССР. Опыт организации государственной системы здравоохранения Великобритании свидетельствует о её высокой эффективности и доступности при относительно низких затратах на медицинскую помощи. Основная часть средств поступает из государственного бюджета и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали. Централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения.
Существенным недостатком бюджетного финансирования здравоохранения является склонность к монополизму, игнорирование прав пациентов, как правило, отсутствие возможности выбора врача, лечебного учреждения.
В монополистической структуре неизбежно снижение качества медицинских услуг из-за диктата их представителя (производителя, продавца) и отсутствие возможности осуществления контроля за деятельностью медицинских учреждений со стороны пользователей, потребителей медицинских услуг.
Достоинства:
-
бесплатность помощи для населения; -
равная доступность для населения высококвалифицированной помощи; -
центральное и регионарное планирование ЗО; -
экономное использование ресурсов; -
приоритет у профилактических программ.
Недостатки:
-
снижение уровня материально – технического оснащения; -
ограниченный выбор, снижение уровня медицинских услуг; -
снижение оплаты труда медицинского персонала; -
неравенство доступности медицинской помощи для отдельных социальных групп и административных территорий; -
очереди в ЛПУ – регулятор обеспечения населения медицинской помощью; -
высокие административные расходы.
-
Преимущественно страховая система основана на принципах солидарности. Она тесно связана со всей системой социального страхования и регулируется одним законодательством. Страхователям и застрахованным предоставлена возможность осуществления контроля над использованием страховых средств, застрахованным – возможность выбора врача, лечебно-профилактического учреждения. В страховой медицине наиболее важными являются проблемы обеспечения равного доступа и оплаты медицинской помощи, оказываемой лицам из групп повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), оптимального распределения финансовых ресурсов среди групп застрахованных.
Финансирование подобных систем осуществляется из трех источников:
-
страховые взносы предпринимателей – отчисления от доходов (налогов); -
заработки трудящихся – отчисления из заработной платы; -
средства государственного бюджета.
Так в Германии действует одна из наиболее развитых систем социального медицинского страхования. Она была введена в Европе в 1883 г. Бисмарком, и в настоящее время ею охвачено более 90% населения (8% – охвачено частным медицинским страхованием и за 2% неимущих платит государство). Эта система обеспечивает необходимую медицинскую помощь в случае заболевания для всех застрахованных.
Система обязательного страхования осуществляет свою деятельность через некоммерческие страховые организации – больничные кассы. Это независимые самоуправляемые организации, структура которых определена законодательно. Существует несколько видов касс: местные (преимущественно для неработающих, членов семей застрахованных), расположенные по месту жительства, производственные (по месту работы), морские, горняцкие, сельскохозяйственные и эрзац кассы (главным образом для служащих). Контроль и управление за их деятельностью осуществляет правительственное агентство.