Файл: Правила работы вблизи лэп Правила работы несколькими кранами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стропальщик с правом управления
тельфером и кран-балкой

Курс: «Стропальное дело»

Права и обязанности стропальщика

Повторная и внеочередная проверка знаний стропальщика

Сигнализация, применяемая при перемещении грузов кранами

Грузы, транспортируемые грузоподъёмными механизмами

Определение веса и точек зацепки груза

Складирование груза

Подъём груза

Перемещение груза

Опускание груза

Правила работы вблизи ЛЭП

Правила работы несколькими кранами

Права и обязанности стропальщика
Современная технология промышленного производства требует постоянного насыщения средствами комплексной механизации трудоемких процессов и исключения тяжелых ручных работ. Вот почему в настоящее время подъемно-транспортное машиностроение перестает играть вспомогательную роль в производственном процессе и превращается в один из решающих факторов, определяющих уровень современного производства.
Наибольшее распространение в промышленности получили передвижные грузоподъемные краны: мостовые, козловые, консольные, без которых не может обойтись ни одно промышленное предприятие или цех.
Полный цикл работы крана состоит из ряда последовательных операций: строповка груза, его подъема и перемещения к месту назначения, опускания и от цепки груза.
Стропальщиком могут быть лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, курс обучения, сдавшие экзамен и получившие удостоверение.
Удостоверение должно иметь фотографию. Удостоверение подписывает председатель квалификационной комиссии и инженер технадзора. Во время работы стропальщик должен иметь его при себе и предъявлять по требованию инспектора Гостехнадзора, инженера технадзора, лиц, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, инженера ОТБ, а также по требованию машиниста крана.
По работе, связанной с кранами, стропальщик подчиняется лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
Стропальщик назначается распоряжением по цеху. Распоряжение объявляется под роспись.

Повторная и внеочередная проверка знаний стропальщика
Обучение и аттестация стропальщиков проводится по специальной программе, утвержденной Государственным комитетом по профессионально-техническому образованию.
По окончанию производственного и теоретического обучения проводится аттестация стропальщика квалификационной комиссией. Состав комиссии назначается приказом N7 по комбинату «Квалификационная комиссия по аттестации стропальщиков».
Повторная проверка знаний стропальщика проводится:
 один раз в 12 месяцев в цехе специальной комиссии;
 состав комиссии не менее 3-х человек;
 участие инженера тех. надзора не обязательно.
Внеочередная проверка знаний проводится:
 при переходе с одного предприятия на другое;
 при переводе из цеха в цех с другими условиями труда;
 при перерыве в работе 6 месяцев;
 по требованию инспектора Гостехнадзора, инженера технадзора;
 при нарушении ТБ (при аварии или несчастном случае).
Результаты аттестации стропальщиков оформляются протоколом.
Что должен знать и уметь стропальщик:
Обученный и аттестованный стропальщик должен знать и уметь:
1.
Иметь понятие об устройстве обслуживаемого крана;
2.
Уметь подбирать необходимые для работы стропы и другие грузозахватные приспособления в зависимости от типа, веса и длины груза;
3.
Уметь браковать канаты, цепи и другие съемные грузозахватные приспособления;
4.
Знать браковку и норму заполнения тары;
5.
Знать правила работы с краном (строповку, подъем, перемещение, опускание и отцепку груза);
6.
Знать установленный на комбинате порядок обмена сигналами с машинистом крана;
7.
Знать порядок и габариты складирования грузов;
8.
Знать правила работы несколькими кранами по перемещению одного груза;


9.
Знать порядок безопасной работы стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередач;
10.
Знать инструкцию по технике безопасности для стропальщиков ИОТ-140-02-02.
Чем администрация должна обеспечить стропальщика.
Для обеспечения безопасной работы стропальщика лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами должно:
1.
Обеспечить специальной одеждой.
2.
Обеспечить стропальщиков нарукавными повязками или другими отличительными знаками.
3.
Обеспечить стропальщиков исправными, испытанными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой.
4.
Выделить место для укладки грузов.
5.
Следить, чтобы на местах производства работ были вывешены или выданы на руки схемы правильной строповки грузов и таблицы с указанием веса перемещаемых грузов.
6.
Обеспечить достаточным освещением место производства работ. При недостаточном освещении, сильном тумане или снегопаде работу следует прекратить.

Сигнализация, применяемая при перемещении грузов кранами
Сигнализация
бывает:

Радиосвязь;

Сигнализация голосом;

Знаковая сигнализация;

Звуковая;

Световая.
Сигнализация голосом разрешается при работе со стреловыми самоходными кранами с длиной стрелы до 10м и при отсутствии производственного шума.
Знаковая сигнализация
(руками) применяется при работе с мостовым, козловым и стреловыми самоходными кранами.
Существует 12 основных сигналов:
1.
ВНИМАНИЕ
– левая рука опущена вниз, правая вытянута вверх и остается неподвижной.
2.
ПОДНЯТЬ ГРУЗ или крюк – прерывистое движение вверх руки перед грудью, ладонью вверх – рука согнута в локте.
3.
ОПУСТИТЬ ГРУЗ или крюк – прерывистое движение вниз, руки перед грудью, ладонью вниз – рука согнута в локте.
4.
ПЕРЕДВИНУТЬ
тележку – движение рукой, согнутой в локте, ладонью по направлению требуемого движения тележки.
5.
ПЕРЕДВИНУТЬ МОСТ (КРАН)
– движение вытянутой рукой, ладонью по направлению требуемого движения крана.
6.
СТОП
– резкое движение вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз.
7.
МГНОВЕННАЯ ОСТАНОВКА
– резкие горизонтальные движения обеими руками на уровне пояса вправо и влево и при этом резкие и частые повороты головой из стороны в сторону.
8.
ОСТОРОЖНО
– кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты на уровень лица.
9.
РАБОТА ОКОНЧЕНА
– руки перекрещены над головой.
10.
ПОДНЯТЬ СТРЕЛУ
– подъем вытянутой руки, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта.
11.
ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ
– опускание вытянутой руки, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта.


12.
ПОВЕРНУТЬ СТРЕЛУ
– движение рукой, согнутой в локте, ладонью по направлению требуемого движения стрелы.
Сигнал
«СТОП» имеет право подавать любой человек, увидевший опасность. Остальные сигналы – только стропальщик.
Во всех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, обозревается из кабины не полностью, т.е. крановщик не может лично наблюдать весь процесс перемещения груза, включая его строповку (растроповку) и отсутствует телефонная (радио) связь между крановщиком и стропальщиком в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно назначить дополнительного сигнальщика из числа аттестованных стропальщиков
Сигнальщик внимательно следит за работой стропальщика и точно передает сигналы крановщику.
Фамилию дополнительного сигнальщика следует записать в вахтенный журнал крана.

Грузы, транспортируемые грузоподъёмными механизмами
Деление грузов на группы:
1.
Штучные штабелируемые: плиты, трубы, листы железа, бревна и т.д.
2.
Штучные нештабелируемые: двигатели, станки, крупногабаритные грузы.
3.
Сыпучие: песок, уголь, руда. Норма заполнения тары сыпучим грузом – 100мм, не досыпая до краев.

4.
Полужидкие: смола, бетон, жидкое стекло.
5.
Жидкие: вода, кислота, бензин, жидкий металл. Норма заполнения тары жидким грузом – 200-300мм, не доливая до краев.

В зависимости от веса грузы делятся на 4 группы:
1.
Легковесные – до 250кг.
2.
Тяжеловесные – от 250кг до 50тн.
3.
Весьма тяжелые – от 50 тн до 650тн (максимальная грузоподъемность крана на АО
«АрселорМиттал Темиртау» 420тн в конверторном и мартеновском цехах).

4.
Мертвые – грузы с неизвестным весом, кроме того, к мертвым грузам относятся грузы: примороженные, приболченные, заваленные, примерзшие и т.д. Поднимать мертвый груз краном категорически запрещается.

В зависимости от длины грузы делятся на две группы:
1.
Грузы обыкновенной длины до 6м.
2.
Длинномерные - 6м и более.

Определение веса и точек зацепки груза
Правильные методы определения веса и способов подъема и перемещения груза должны обеспечить выполнение двух основных задач: высокую производительность и безопасную работу крана.
Вес груза можно узнать:
1.
По чертежу обработки детали.
2.
По маркировке.
3.
По паспорту.
4.
По упаковке. На упаковке указывается вес
нетто
и вес
брутто
Грузоподъемность стропа выбирается по брутто.
5.
У лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. В случае, когда и ответственному лицу будет неизвестен вес груза, то груз считается мертвым. Поднимать такой груз категорически запрещается.
6.
По списку грузов с указанием веса груза.
7.
По формуле (визуально).
В практических условиях грузы часто состоят из многих материалов, имеющих различную плотность, причем сами грузы могут иметь сложную форму. В этих случаях для ориентировочного определения веса груза можно упростить форму.
Для определения веса груза необходимо знать его объем и плотность материала, из которого состоит груз.
№ п/п
Материал
Плотность
1
Алюминий
2,7 2
Бетон
2,2 3
Древесина:
Берёза
0,7
Дуб
0,8
Сосна
0,5


4
Глина
1,3
– 2,5 5
Песок
1,4 6
Латунь
8,5 7
Медь
8,9 8
Олово
7,3 9
Свинец
11,3 10
Сталь:
Твёрдая
7,3
Расплавленная
7,5 11
Чугун:
Белый
7,65
Ковкий
7,3
Серый
7,55 12
Кокс
0,45
Для определения веса груза используются следующая формула:
для простых грузов
:
P = d * V, где:
Р – вес груза;
d
– удельный вес;
V
– объем;
а, b, c – стороны груза.
Определить вес чугунной плиты, размеры которой: а=2м; в=2м; с=0,5м.
V=авс=2*2*0,5=2м
3
Р=dV=7,3*2=14,6т

Для обеспечения безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ стропальщик должен знать
способы строповки груза
:
1
способ:
Если есть специальное устройство (рем-болты, цапфы, петли), то стропить необходимо за все точки зацепки (один рем-болт – одноветвевой строп, если четыре петли – четырехветвевой строп и т.д.)
2
способ:
Схемы строповки разрабатываются в следующих случаях:
 груз, предназначенный к подъему и перемещению, не имеет специальных устройств для строповки;
 груз снабжен специальными устройствами для строповки, но может быть поднят с помощью этих устройств в различных положениях;
 груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во время монтажа, демонтажа и ремонта.
3
способ:
Грузы, не имеющие специальных устройств и на которые не разработаны схемы строповки, стропят под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами методом подбора (застропили, подняли на высоту 200-300 мм, проверили правильность строповки).

Складирование груза
Складирование груза должно производиться с соблюдением следующих габаритов.
При укладке металла в штабеля между ними должны оставаться проходы:
1. для холодного металла – не менее 1м;
2. для горячего металла – не менее 1,5м;
3. ширина главных проходов и расстояние от штабеля до здания должна быть не менее 2м;
4. расстояние от оборудования до штабеля груза должно быть не менее 0,7м
(700мм);
5. расстояние от головки рельса железнодорожного пути до груза или штабеля высотой до 1,2м должно быть не менее 2м, а при большей высоте штабеля – не менее 2,5м;
6. расстояние от наружных частей передаточных тележек до штабеля или груза должно быть не менее 1м;
7. расстояние от выступающих элементов поворотной части стреловых самоходных кранов (автомобильного, железнодорожного, пневмоколесного, гусеничного) до груза не менее 1м, от выступающих элементов башенного, козлового, портального крана – не менее 0,7м (700мм).
Габариты и порядок складирования грузов устанавливаются схемами и нормами
складирования
1. слитки укладывать в штабель высотой не более 3 м;
2. блюмы и квадратную заготовку в штабель крест-накрест:

при длине 5м укладывают высотой до 2,5м;

при длине свыше 5м укладывают высотой до 4м;
3. слябы стопами укладывают в одном направлении – высотой не более 3 м;

при укладке крест-накрест – высотой не более 4м;
4. листы и пачки листов металла укладывают в стопы в одном направлении или крест-накрест:

для тонких листов металла – высота до 2м;

для толстых листов металла – высота до 3м;
5. горячекатаный лист в рулонах укладывать в штабель в вертикальном положении в несколько рядов пирамидами – высотой до 4,5м;


6. рельсы, круглую заготовку, крупносортный, среднесортный и мелкосортный металл, связанный пачками, укладывать крест-накрест или в одном направлении - высотой до 4м;
7. круглый лес – в штабель высотой не более 1,5м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания;
8. пиломатериал – при рядовой укладке, в штабель, высотой не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля;
9. крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части укладывают в один ряд на подкладках;
10. при укладке грузов, которые могут раскатиться, закрепляют с обеих сторон стойками, башмаками, подкладками;
11. кирпич в пакетах и на поддонах укладывать не более чем в 2 яруса, высота штабеля не более 1,7м; кирпич в контейнерах в 1 ярус.
Укладка груза в полувагоны, на платформы, в автомашины должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке.
Находиться в полувагоне, на платформе, в кузове или кабине автомашины
строго
запрещается
Загрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.

Обвязка и зацепка груза
Стропальщик может приступать к работе только после получения задания, а в случае неясности его и инструктажа от лица ответственного за безопасное производство работ кранами.
При обвязке и зацепке груза стропальщик должен
руководствоваться
следующими указаниями:
1.
Проверить вес груза, предназначенного к перемещению краном;
2.
Проверить, не является ли груз мертвым;
3.
Подобрать грузозахватные приспособления в зависимости от типа, веса и размеров грузов. Угол между ветвями строп не должен превышать 90°;
4.
Стропить по схемам строповки или методом подбора (под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами);
5.
Длиномерные грузы стропить не менее чем в 2-х местах;
6.
Расстояние между точками зацепки должно быть примерно равно длине ветвей стропа.
7.
Высокие грузы стропить при помощи специальных площадок или специальных лестниц.
При обвязке и зацепке груза стропальщику
запрещается
:
1.
Стропить груз, вес которого больше грузоподъемности крана или стропа;
2.
Пользоваться поврежденным или немаркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой;
3.
Стропить груз за один рог двурогого крюка;
4.
Стропы должны накладываться так, чтобы нагрузка распределялась на оба рога равномерно;
5.
Поправлять ветви стропов в зеве крюка ударами молотка, ломика или кувалды;
6.
Производить строповку бетонных и железобетонных изделий, не имеющих маркировки, вес которых более 500 кг.