Файл: Правила работы вблизи лэп Правила работы несколькими кранами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стальные канаты
Стальные канаты
в подъемных кранах служат для подъема грузозахватных устройств, обвязки и подъема груза.
Стальные канаты
применяются с органическим сердечником из растительных волокон: пенька, хлопок, сизаль, которые играют роль смазки. Для эксплуатации каната в агрессивных средах, в горячих цехах применяют канаты со стальным сердечником.
По типу
свивки
канаты изготавливают:

крестовой свивки;

односторонней свивки.
При крестовой свивке проволоки в прядях свиты в одну сторону, а пряди в канате в другую.
При односторонней свивке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одну сторону.
В зависимости от
конструкции
канаты разделяют на:

канаты с точечным касанием – ТК, их изготавливают из проволок одного диаметра.

канаты с линейным касанием – ЛК, их изготавливают из проволок разного диаметра.
Достоинства канатов типа ЛК:
более износоустойчивы, обладают большей гибкостью.
Завод изготовитель выдает сертификат к стальным канатам.
Конструкция каната
6*19 + 1
о.с.
6
- кол-во прядей в канате
19
- кол-во проволок в одной пряди
1 о.с.
- органический сердечник
7(6+1)
- стальной сердечник

Браковка стальных канатов
Стальные канаты бракуются по 4 признакам:
I. Браковка по внешним признакам:

оборвана прядь;

канат попал под напряжение или под сварку;

канат залит жидким металлом, шлаком;

оборван сердечник;

канат помят;

канат перебит;

прядь вытянута в виде петли;

выдавливание сердечника;

выдавливание проволок прядей;

корзинообразная деформация каната.
II. Браковка по коррозии или поверхностному износу:

Стальной канат бракуется, если диаметр каната уменьшился на 7% и более от диаметра каната.

Стальной канат бракуется, если износ или коррозия составляет 40% и более от первоначального диаметра проволоки.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру определяется при помощи микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа.
Замер оставшейся толщины проволоки производится у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.
Например
:
При замере изношенного каната, диаметр проволочки составил 2,2мм.
Определить пригодность каната (первоначальный диаметр проволочки 4мм).
Решение:
1)
Выражаем 40% в миллиметрах:
4мм - 100%
2,2мм - х% х=2,2*100/4=55%
2)
Определяем процент износа
100% - 55% =45%
3)
Норма браковки 40%
По замеру износ 45%
Вывод
:
Канат бракуется.


III. Браковка по числу оборванных проволок
Браковка стальных канатов
Таблица №1
Режим работы
Длина участка
Конструкции канатов
6*19+1ос
6*37+1ос
18*19+1ос крес одн крес одн крес одн
М1-М4 6d
30 d
3 6
2 3
10 19 5
10 10 21 5
10
М5-М8 6d
30 d
6 12 3
6 19 38 10 19 21 42 10 21
Режимы работы крана
М1-М2 - легкий режим работы;
М3-М4 - средний режим работы;
М5-М6 - тяжелый режим работы;
М7-М8 - весьма тяжелый режим работы.
Пример
:
Диаметр каната 20мм, если обрыв на небольшом участке, то берется участок, равный 6d каната
20мм * 6 = 120мм. если обрыв на большом участке, то берется участок, равный 30d каната
20мм * 30 = 600мм.
Пример:
Канат 6*37+1о.с. крестовой свивки, на участке длиной 6d каната, режим работы М8.
Оборвано проволок: 3 толстых;
5 тонких
При подсчете общего количества проволок толстую проволоку условно принимаем за 1,7, а тонкую за 1 3*1,7+5*1 = 10,1 проволок (примерно 11 проволочек)
Смотрим по таблице N 1: норма при браковке - 19 проволок, а на участке каната фактически оборвано 11 проволок.
Вывод:
Канат не бракуется.

Пример:
Канат 6*37+1о.с. односторонней свивки на участке длиной 6d каната, режим работы М8.
Оборвано проволок: 2 толстых;
8 тонких.
2*1,7+8*1 = 12 проволок норма браковки - 10 проволок, а на участке каната оборвано - 12 проволок.
Вывод:
Канат бракуется.
Канаты, предназначенные для подъема людей, перевозки особо опасных грузов: горячий металл, жидкий шлак, кислоты, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
IV. Смешанная браковка
Таблица 2
Уменьшение диаметра проволоки в результате поверхностного износа или коррозии (в %)
Число обрывов проволок в% от нормы указанных в Таблице № 1 10 15 20 25 30 и более
85 75 70 60 50
Пример:
Канат конструкции 18 * 19 + 1о.с. крестовой свивки, режим работы М5, участок длиной
30d.
Оборвано проволок: 5 толстых
9 тонких
Износ составил 30% от диаметра проволоки. Определить пригодность каната.
Практически 5 * 1,7 + 9 * 1 = 18 проволок + 30%
По таблице №1 норма для браковки –
42
проволоки, а на участке каната оборвано
18
проволок.
Вывод:
Канат не бракуется.
Тогда учитываем износ 30%.
Составляем пропорцию:
42 проволоки - 100% x проволок - 50%

Канат бракуется по норме 21 проволока + 30%
Практически 18 проволок + 30%
Вывод:
Канат не бракуется.
Коэффициент запаса прочности
Стальные канаты и цепи испытывают на растяжение.
Коэффициент запаса прочности показывает, во сколько раз разрывное усилие каната в целом месте больше рабочего усилия в ветви стропа (грузоподъемности)
К – коэффициент запаса прочности
Р - разрывное усилие каната в целом месте
S - рабочее усилие в ветви стропа.
При работе запрещено нагружать канат усилием, близким к разрывному, это может привести к его разрушению и авариям.
Нагрузку, при которой наступает разрыв каната, называют разрывным усилием каната.
Оно зависит от прочности проволок, составляющих его: чем выше прочность отдельных проволок, тем прочнее канат в целом.
Коэффициент запаса прочности для строп, изготовленных из:

стального каната
К=6,

цепей
К=5,

пеньковых канатов
К=8,

для грузолюдских канатов
К=9.
1   2   3   4

Пример:
Одноветьевой строп изготовили из стального каната с разрывным усилием 36т.
Определить грузоподъемность стропа.
Дано:
Решение:
Р = 36т
К = 6
S
– ?

Грузовые крюки
Крюк
– универсальное захватное средство, которое широко применяется как рабочий грузоподъемного механизма в качестве самостоятельных грузозахватных устройств
(грузовых кранов), концевых элементов строп и других грузозахватных приспособлений.
По форме
грузовые крюки разделяются на:

однорогие;

двурогие.
По способу
изготовления на:

кованые,

штампованные,

пластинчатые.
Крюки изготовляют ковкой или штамповкой из низкоуглеродистой стали 20 или 20Г. После ковки крюки обязательно отжигают для снятия внутренних напряжений в металле.
Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение строп из зева крюка, его снабжают предохранительным устройством.
Пластинчатые крюки
изготовляют из отдельных стальных пластин (Ст 3 или Сталь 20) толщиной не менее 20 мм, вырезанных по шаблону и соединенных между собой заклепками. Пластинчатые крюки менее сложны в изготовлении и более надежны в работе, чем кованные, т.к. разрушение пластин происходит не одновременно. В зев пластинчатых крюков вставляют стальные вкладыши, защищающие его от истирания и сохранения цапфы ковша.
Пластинчатые крюки изготовляют одно или двурогие грузоподъемностью 40т–350т и больше.
Все крюки имеют зев, достаточный по размеру для помещения в нем канатов и цепей, с помощью которых подвешивается груз.
Предохранительными устройствами не снабжают крюки портальных кранов работающих в морских портах; кранов, транспортирующих металл или жидкий шлак, а также крюки, на которые навешивают груз с помощью гибких грузозахватных устройств.
Крюк
состоит из следующих частей:
1. хвостовик (резьбовая часть);
2. рабочая часть (тело крюка);
3. рог;
4. зев.

Браковка крюков
Крюки бракуются
, если:
1. крюк не вращается в крюковой подвеске;
2. отогнут рог;
3. имеется трещина;
4. если износ составил 10% и более от первоначальной высоты рабочей части;
5. сорвана резьба на хвостовике;
6. нет замка.
Пластинчатые крюки бракуют, если:
1. обнаружена трещина хотя бы в одной из пластин,
2. сорвана заклепка
Крюковая подвеска/обойма
Крюковая подвеска
состоит из двух пластин (щековин), изготовленных из стали 3, соединенных между собой болтами. В верхней части находится ось с блоками.
В нижней части подвески имеется траверса с отверстием, в которое вставляется резьбовая часть крюка. Накручивается гайка, которая стопорится планкой и двумя болтами. Для свободного вращения крюка между траверсой и гайкой имеется упорный подшипник.
Цепи
Цепь
– гибкое изделие, состоящие из соединенных шарнирно отдельных жестких звеньев.
Для тяжелых работ в металлургическом производстве, термических, литейных и других горячих цехах наряду со стальными стропами часто применяют стальные цепи (стропа).
По конструкции
различают цепи:
1. сварные и штампованные, выполненные из звеньев овальной формы, что обеспечивает высокую гибкость. Сварные цепи с распорками называются якорными. На стропальных работах наибольшее распространение получили сварные цепи;
2. пластинчатые цепи, выполненные из стальных пластин, соединенных валиками.
Пластинчатые цепи более надежны, чем сварные, т.к. нет сварного шва, их изготовляют из целого металла без применения сварки. Эта цепь движется более плавно, что снижает динамические нагрузки.


Недостатком
этой цепи является ограниченная гибкость в ее плоскости, поэтому цепь применяют только с ведущими звездочками.
Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для строп, должны снабжаться сертификатом завода-изготовителя об испытании и изготовлении цепи в соответствии с
ГОСТом.
Недостатком
цепи является: большой вес, трудно обнаруживаются дефекты, не выдерживают резких динамических нагрузок.
Браковка цепи
Цепи бракуются
, если:
1. удлинение звена цепи более 3% от первоначального размера;
2. цепь залита жидким металлом, шлаком;
3. имеется трещина;
4. износ составил 10% от первоначального диаметра цепи;
5. замена звеньев составила более 30% от длины цепи.

Съемные грузозахватные приспособления
Стропы
Стропами
называют отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные навесными концевыми грузозахватными элементами, которые служат для обвязки, крепления и навешивания груза к грузоподъемному механизму.
Применение строп
Стропы из пеньковых и синтетических канатов применяют при строповке деталей с гладко обработанной поверхностью, массой не более 1.5т (шлифованных, полированных, деревянных изделий). Использовать такие стропы рекомендуется только с коушами. В горячих цехах такие стропы не применяют.
Стропы из стального каната высокопрочны и долговечны, разрушаются постепенно, но плохо работают на изгибах и на острых углах. В горячих цехах завода, литейных цехах стропы из стальных канатов с органическим сердечником имеют ограниченное применение, т.к. сердечник выгорает, поэтому стальной канат применяется со стальным сердечником.
Цепные стропы, как и стальные канаты, могут использоваться для подъема любых грузов на производстве. Строп из цепей более гибок, пригоден для подъема деталей и узлов с острыми кромками без прокладок, могут работать при высоких температурах.
Согласно требований Правил изготовление съемных грузозахватных приспособлений на предприятиях должно быть централизованно и производиться по нормалям, технологическим картам.
Типы гибких строп
1.
Универсальный строп.
2.
Облегченный.
3.
Одно, двух, трех, четырехветьевой строп.
4.
Цепной универсальный.
5.
Комбинированный.
6.
Строп со струбцинами.
Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях заносятся в журнал их учета и осмотра.
Все вновь изготовленные или подвергнутые ремонту съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, клещи) должны быть испытаны и промаркированы.


Испытание производится нагрузкой на 25% или в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.
Бирка стропа
1.
Регистрационный номер.
2.
Грузоподъемность.
3.
Дата испытания.
В процессе эксплуатации съемных приспособлений стропальщик должен производить их осмотр перед работой.
Лицо ответственное за безопасное производство работ кранами осматривает съемные грузозахватные приспособления с записью в журнале учета периодически:
Стропы
– не реже одного раза в 10 дней.
Тара, клещи, траверса, захваты
и др. – один раз в месяц
Редко используемые
съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться перед выдачей их в работу.
Браковка стальных стропов
Стропы
3d
6d
30d
4 6
16
Браковка текстильных ленточных стропов
Не допускаются
к работе текстильные ленточные стропа, у которых:

отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;

узлы на несущих лентах стропов;

поперечные порезы или разрывы ленты
более 10%
ширины ленты;

продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает
10% от всей длины
ленты стропа или единичные разрывы длиной
более 50мм
;

местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент на длине в сумме
более 0,5м
на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех или более строчек шва);

местные расслоения лент стропа в местах заделки краев лент на длине
более 0,2м
на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех или более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину
более 10% от длины
заделки (сшивки) концов ленты;

поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной
10% от ширины
ленты, вызванные механическим воздействием (трением) об острые кромки груза;


повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т.д.) общей длиной
более 10%
от ширины и длины стропа или единичные
более 10%
от ширины и длиной
более 50мм
;

выпучивание нитей из ленты стропа
более 10%
от ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром
более 10%
от ширины ленты от воздействия острых предметов;

прожженные сквозные дыры на ленте стропа от воздействия брызг расплавленного металла диаметром
более 10%
от ширины ленты или более трех дыр при расстоянии между ними
менее 10%
от ширины ленты независимо от диаметра дыр;

расслоение нитей лент.
По истечении
1 месяца
после первого применения стропа в агрессивной среде, не зависимо от его состояния, строп должен быть выведен с эксплуатации и уничтожен с отметкой в журнале осмотра.
Ремонт стропа собственными силами
запрещен
Максимальная безопасная рабочая нагрузка на текстильные ленточные стропа должна производиться с учетом способов строповки, угла наклона между ветвями и схем обвязки груза согласно рекомендациям завода-изготовителя.
№ п/п
Грузоподъемность
Параллельные ветви
М=2 кг
Угол между ветвями 45°
М=1,8 кг
Угол между ветвями 90°
М=1,8 кг
Прямой подъем
М=1 кг
Подъем петлей
М=0,7 кг
1.
500 350 1000 900 700 2.
1000 700 2000 1800 1400 3.
1500 1050 3000 2700 2100 4.
2000 1400 4000 3600 2800 5.
2500 1750 5000 4500 3500 6.
3000 2100 6000 5400 4200 7.
4000 2800 8000 7200 5600 8.
6000 4200 12000 10800 8400 9.
8000 5600 16000 14400 11200 10.
10000 7000 20000 18000 14000 11.
15000 10500 30000 27000 21000 12.
18000 12600 36000 32400 25200