ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оценка полученных результатов примененных диагностик имела следующие результаты. По результатам проведенного тестирования при помощи методики «Протокол обследования ребенка на определение готовности к обучению в школе», нами было выявлено, что 3 ученика 1 В класса соответствуют требованиям гимназического уровня обучения, то есть находятся на 1 уровне адаптации к школе. Средний, 2 й уровень соответствия составили – 6 первоклассников этого класса, что соответствует традиционной методике обучения. Низкий 3 й уровень соответствия был выявлен у 3 учеников 1 В класса, которым была рекомендована педагогическая поддержка.

Отразим полученный первичный результат обследования в процентах:

1. Высокому уровню соответствуют из 12 человек – 3 человека, что составило 37,5% от общей численности класса. 2. Среднему уровень соответствуют – 6 человек, что также составило 37,5%. 3. Низкому уровню соответствуют – 3 человека, что составило 25% от общей численности класса.

На основе полученных нами результатов по протоколу обследования 1 В класса, с детьми 1 В класса в течение учебного года проводилась специальная работа по улучшению школьной адаптации.

В частности, Игорю П., который показал результаты «ниже нормы», были даны рекомендации по коррекции психологической готовности к школьному обучению: ему особо необходимо развивать память, внимание и. Следует совершенствовать уровень развития речи, а также уровень звукопроизношения и грамматического строя речи. Данилу П. было рекомендовано развивать память, внимание, уровень развития представлений об окружающем мире, а также грамматический строй речи. Стасу О. было рекомендовано развивать внимание, мышление уровень развития представлений об окружающем мире, а также состояние общей и мелкой моторики. Всем троим детям были рекомендованы занятия с школьным психологом и логопедом.

Далее с детьми была заполнена и исследована карта адаптации первоклассников. Полученные результаты особенностей поведения и общения для получения большей наглядности были размещены нами в диаграмме на рисунке 1.



Рис.1. Оценка поведения и общения обучающихся

Оценка проводилась по следующим критериям:

1. Ребенок активен в общении со своими сверстниками, сам выбирает себе товарищей для игр и занятий. 2. Ребенок готов к различным коллективным формам деятельности. 3. Ребенок может обратиться с просьбой к учителю. 4. Ребенок прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять. 5. Ребенок сдерживает непроизвольно возникшие эмоции и желания. 6. Ребенок способен к ответственному поведению. 7. Ребенок способен к регулированию поведению в учебных ситуациях и внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.


Было получено следующее процентное соотношение: 58% учеников готовы к работе в школьном коллективе, 42% учеников имеют затруднения в общении со своими сверстниками. Обучающихся, оказавшихся способными к ответственному поведению в школе среди обследованных детей было обнаружено –75%; 25% участников обследования показали результаты, согласно которым они еще не способны регулировать свое поведение в различных учебных ситуациях. Диаграммы рисунка 2. отражает особенности мотивационной среды участников нашего исследования.



Рис. 2. Особенности мотивационной среды обучающихся, констатирующего этапа исследования

Оценка проводилась по следующим критериям: 1. Желание ребенка учиться. 2. Наличие у ребенка познавательного или социального мотива. Ребенок в меру переживает за критические замечания учителя. У ребенка имеет место позитивная «Я – концепция», а также устойчивая и адекватная самооценка. Нами учитывалось, что наличие учебного мотива среди учеников первого класса является одним из наиболее важных компонентов учебной деятельности. Среди участников нашего исследования только 58% первоклассников показали способность осознания значимости учения и проявили стремление к активному познавательному процессу. Испытуемых, которые адекватно себя оценили и хорошо знают свои сильные и слабые стороны, у которых имеется адекватная и устойчивая самооценка было выявлено – 40%. Диаграмма рисунка 3 отражает особенности учебной деятельности наших участников исследования.



Рис 3. Особенности учебной деятельности обучающихся, констатирующего этапа исследования

Оценка проводилась по следующим критериям:

1. Ребенок обладает способностью поддерживать свое внимание на учебной задаче. 2. Ребенок может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения. 3. Ребенок понимает трудности и старается их преодолеть. 4. Ребенок прилагает усилия для преодоления трудностей в решении задач. 5. Ребенок способен к обобщению имеющихся знаний. 6. Ребенок способен к классификации. 7. Ребенок способен к умозаключениям, а также выводам на основе имеющихся знаний. 8. Ребенок может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме без опоры на наглядный материал. 9. Ребенок связанно выражает свои мысли. 10. Ребенок имеет достаточный словарный запас. 11. У ребенка нарушено звукопроизношение. 12. Ребенок понимает смысл текса или простых понятий. 13. Ребенок может пересказать содержание текста. 14. Ребенок пишет разборчиво, выполняет требования к письму. 15. Ребенок способен рисовать мелкие детали и точно обводить контур. 16. Ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 мин. 17. Ребенок сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение учебного дня. 18. Ребенок способен работать в едином темпе со всем классом.



Анализируя диаграмму рисунка 3, можем отметить, следующее: обследованных первоклассников из экспериментальной группы, которые в состоянии поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно ее достигать выявлено всего - 33%; у 50% обследованных учеников нарушено звукопроизношение, поэтому в дальнейшем им понадобиться помощь логопеда; только у 25% обследованных первоклассников отсутствуют проблемы с мелкой моторикой руки, у всех остальных детей, вероятно, будет нарушена каллиграфия; сосредоточенно работать в учебное время оказались способны только 8% обследованных первоклассников.

Далее нами буду рассмотрены результаты тестирования по методике «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна - Йирасека. Диаграмма рисунка 4 отражает полученные нами результаты тестирования детей по данной методике на констатирующем этапе исследования.



Рис. 4. Результаты тестирования по методике «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна - Йирасека, констатирующего этапа исследования

Оценка проводилась по следующим критериям: 1. Показатель уровня развития выше среднего. 2. Средний уровень развития. 3. Уровень развития ниже среднего. В результате проведенного нами тестирования обучающихся по методике «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна - Йирасека на констатирующем этапе исследования нами были полученные следующие данные: 90% участников исследования имеют средний уровень развития, это свидетельствует о том, что у первоклассников достаточно развита тонкая моторика руки и имеется достаточная координация зрения и движений руки, эти умения обязательно необходимы детям в школе для овладения письменностью. Также проведенный тест позволил выявить умение первоклассников экспериментальной группы воспроизводить образец, что позволяет определить, может ли ученик работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь. 10% обследованных учеников показали на констатирующем этапе уровень ниже среднего.

В завершении констатирующего этапа исследования нами были проанализированы результаты, полученные при проведении исследования по методике «Домик» Н.И. Гуткиной. Хороший уровень выполнения рисунка не был выявлен ни у одного из испытуемых детей: 1 бал– 0 человек – ни набрал ни кто из детей; 2 бала – набрали 3 ребенка; 3 бала – также набрали 3 ребенка; 4 бала – набрали 4 ребенка; 5 балов – 1 ребенок; 6 балов – 1 ребенок.


Полученные нами результаты, свидетельствуют о разной степени адаптации функций у обучающихся к началу обучения в школе, возможно, связаны с неодинаковой исходной степенью развития и устойчивостью функционального состояния у обследуемых детей.

Таким образом, полученные результаты указывают нам на необходимость проведения с детьми, участниками исследования, специальной работы, которая позволит улучшить их уровень адаптации к школе. Для того чтобы улучшить уровень адаптации к школе детей из экспериментальной группы, был проведен формирующий эксперимент.
2.2 Программа по социальной адаптации первоклассников к школе

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует, что для благоприятной социальной адаптации ребенка к условиям школьного обучения требуется организация специальной программы. Программа по социальной адаптации первоклассников Время реализации: сентябрь – ноябрь 2020 – 2021 учебный год.

Цель программы: совершенствование процесса социальной адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи программы:

  1. Выявить группу первоклассников, чей уровень социальной адаптации находится на низком уровне.

  2. Развивать коммуникативные способности детей, посредством которых они будут учиться понимать других детей и взрослых, оценивать свое поведение.

  3. Разработать рекомендации для родителей по вопросам социальной адаптации первоклассников к школе.

Показатели благоприятной социальной адаптации:

- сохранность физического, психического и социального здоровья;

- установление конструктивных контактов с учащимися класса с учителями;

- использование ребенком адекватных форм поведения;

- успешное усвоение программы и овладение навыками учебной деятельности.

Предполагаемый результат: благоприятная и быстрая соцально-психологическая адаптация первоклассников к обучению в школе.

Программа включает три направления: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми. Тематическое планирование программы представлено в Приложении 16.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Первое направление: работа с родителями.

Цель данного направления: создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному
обучению.

В качестве примера приведем одно из занятий.

Мероприятие № 1. Тематическое родительское собрание-практикум 6 сентября 2020 года.

«Портрет будущего первоклассника».

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовленности будущих первоклассников школьному обучению.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с составляющими готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

  2. Расширить представления родителей о возрастных психофизических особенностях детей 6-7 лет.

  3. Обогатить педагогический опыт родителей разнообразными методами и приёмами формирования готовности детей к школьному обучению, дать родителям полезные советы и рекомендации.

Форма проведения: консультация.

Методика проведения включает в себя выступление педагога на тему:

«Какими умениями, знаниями, навыками должен обладать будущий первоклассник?», анкетирование родителей по теме данного собрания, выступление психолога «Возрастные психологические особенности будущих первоклассников». Родителям даны полезные советы и рекомендации по подготовке детей к обучению в школе. Представлена педагогическая литература по теме собрания с аннотацией книг. Родители активно участвовали в обсуждении задавали педагогу интересующие их вопросы.

Мероприятие № 2. Семинар для родителей первоклассников: "Школа - новый этап в жизни ребенка". 10 сентября 2020 года.

Цель: построение взаимодействия между семьей и школой. Задачи:

  1. Знакомство с родителями первоклассников.

  2. Укрепление связи с родителями, привлечение их к совместной деятельности.

  3. Информирование: требования школы, образовательная программа, дополнительные услуги, организация второй половины дня в школе.

  4. Решение организационных проблем: новое предметное окружение и здоровье школьника.

  5. Минимизация адаптационных проблем на старте: родители и дети - переход в новый статус.

Форма проведения: семинар.

Методика проведения включает в себя разыгрывание практических ситуаций и способов их решения, информирование родителей по подготовке ребенка к школе, решение актуальных вопросов с родителями в диалоговой форме. Родители ознакомлены с УМК, по которому будут учиться их дети.

Родители отметили, что они почерпнули много для себя полезного.

Второе направление: работа с педагогами.

Цель данного направления: обеспечение благоприятной психологической адаптации первоклассников; знакомство первоклассников с основными школьными правилами.