ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мероприятие № 1. Педагогический совет "Адаптация первоклассника". 2 сентября 2020 года.

Цель: определение степени социальной адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-го класса.

Участники педсовета: администрация школы, классный руководитель 1- го класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, врач педиатр, родители учащихся 1-го класса.

Форма проведения: педагогический совет. Повестка.

1. Организация учебного процесса в 1 классе. Зам. директора по УВР.

2. Характеристика 1 класса. Классный руководитель.

3. Психологическая диагностика первоклассников. Социальный педагог.

4. Здоровье первоклассников. Врач педиатр.

5. Внеурочная деятельность. Выступление зам. директора по ВР.

6. Решение педсовета.

Родителям даны рекомендации, советы по теме педсовета.

Мероприятие № 2. Семинар «Особенности первоклассника в период адаптации. Профилактика дезадаптации».1 октября 2020 года.

Цель: обеспечение благоприятной социальной адаптации первоклассников. Задачи:

1. Актуализировать мотивацию обучения;

2. Научить первоклассника постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения;

3. Помочь ребёнку принять позицию школьника.

Семинар начался с игр «Те, у кого…» (с целью знакомства друг с другом, так как в коллектив пришли новые педагоги, с целью снятия эмоционального напряжения); «Корзина чувств» (педагоги поделились своими чувствами, переживаниями, тревогами, связанными с первой неделей обучения). Далее, в групповой работе, были рассмотрены портреты учащихся с разными видами адаптации, даны рекомендации по работе с разными категориями детей, намечены мероприятия в рамках совместной работы с педагогом-психологом.

Третье направление: работа с первоклассниками.

Цель данного направления: предупреждение и преодоление трудностей периода социальной адаптации у первоклассников; сохранение здоровья и эмоционального благополучия первоклассников.

Мероприятие № 1. игра «Цветик». 10 сентября 2020 года.

Цель: создать доброжелательную атмосферу
, позволяющую успешно выстраивать отношения детей друг с другом.

Задачи:

1. Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников.

2. Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Методика проведения: дети рисуют лепестки и раскрашивают в разные цвета. Затем кладут на стол, как одно целое. Педагог дает задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, что бы ты подарил нам?» или «Если бы у тебя был цветик - семицветик, какое бы ты загадал желание?»

В конце можно провести конкурс на лучшее желание для всех. Затем желание рисуют на большом листе.

Эта игра сначала вызывала у большинства детей некоторые затруднения, а также проходила чрезмерно динамично. Постепенно приходило понимание, того, как правильно играть. Постепенно у детей улучшалось внимание, речь становилась богаче, дети быстрее запоминали необходимую информацию, а также обретались навыки групповой работы.

В начале занятия некоторые дети стеснялись. Особенно хорошо сразу начали ориентироваться Ира, Саша и Тимур, в процессе игры они активно подсказывали своим товарищам различные интересные желания. Можно отметить, что дети обретают уверенность в себе, а также оказывают помощь своим товарищам, следовательно, обретают чувство коллективизма.

Мероприятие № 2. Игра «Волшебный лес» 12 сентября 2020 года.

Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера.

Задачи:

1. Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка.

2. Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников.

Каждый участник игры пытается проникнуть в центр круга, который образуют плотно стоящие дети. «Лес» понимает человеческую речь и чувствует прикосновения. Он пустит того, кто к нему обращается по- доброму. По окончании игры обсуждается, когда и при каких условиях деревья расступились, а при каких нет.

В процессе выполнения данного первого задания, сначала дети вели себя достаточно скованно и немного стеснялись, но потом взаимодействие в группе стало более оживленным. Дети стали чувствовать себя более раскрепощено. К концу занятия, примерно половина детей запомнили имена своих одноклассников. Особенно можно выделить Таню и Юру, которые, отличаясь хорошей памятью. Таким образом, можно отметить к концу занятия положительную динамику в процессе формирования индивидуальной психологической готовности первоклассников к школе. Таким образом, можем отметить положительную динамику в вопросе сплочения коллектива.


Благодаря проведенным нами занятиям, к концу второго занятия у первоклассников наблюдалось повышение уровня индивидуальной психологической готовности к школе, также проведенные игры способствовали сплочению детей и развитию их личностных их качеств.

В рамках реализации программы по социальной адаптации первоклассников учащимся предлагаются следующие игры и упражнения, способствующие благоприятной социальной адаптации первоклассников.

Помимо общих занятий проводились индивидуальные занятия, с детьми, у которых ряд адаптационных показателей, оказался ниже нормы. Игорь П., Данил П., Стас О. занимались дополнительно с логопедом и школьным психологом.

По окончанию курса проводится отдельная консультация с родителями. На консультации родителям даются рекомендации относительно их ребёнка. Приветствуется участие родителей в школьной жизни.

Данная программа может иметь вариативный вид при реализации. Главным является соблюдение комплексности работы и участие в процессе адаптации всех категорий специалистов.

Таким образом, в данной программе запланированы семинары, консультации, родительские собрания по социальной адаптации, педсоветы, педагогические консилиумы, игры, упражнения для первоклассников, что будет способствовать благоприятной социальной адаптации первоклассников к школе.

2.3. Выявление уровня школьной адаптации первоклассников на контрольном этапе исследования

Заключительным этапом нашей работы был контрольный эксперимент, который проводился в конце первого полугодия, целью которого являлось выявление итогового уровня школьной адаптации, а также наличия либо отсутствия положительной динамики у обучающихся после проделанной развивающей работы. Задачи контрольного этапа были следующие:

– провести повторное психодиагностическое исследование обучающихся по выявлению уровня психолого- педагогической адаптированности у наших первоклассников;

– сравнить полученные результаты контрольного этапа с результатами констатирующего этапа исследования;

– установить эффективность психолого-педагогической работы, направленной на улучшение школьной адаптации детей в первый учебный год.

Методы исследования и методики, примененные нами, были аналогичны, выбранным нами при проведении первого констатирующего этапа исследования. Повторное итоговое исследование показало следующие результаты: Диаграмма рисунка 5. отражает полученные результаты обследования обучающихся методикой «Карты адаптации первоклассников» контрольного результата исследования в сравнении с констатирующим этапом.




Рис. 5. Сравнительные результаты особенностей поведения и общения первоклассников на констатирующем и контрольном этапах исследования

Оценка проводилась по следующим критериям первичного тестирования. Из представленной диаграммы рисунка 5 получено следующее процентное соотношение: 58% обследованных учащихся на констатирующем этапе эксперимента были готовы к работе в новом школьном коллективе, у остальных 42% первоклассников имелись затруднения в общении со своими сверстниками а в результате проведенного формирующего этапа эксперимента их стало уже 90%. Также, обследованных первоклассников, которые способны были к самостоятельному ответственному поведению в школе на констатирующем этапе исследования было только 75%, а после проведения формирующего этапа, стало 90%.

На диаграмме рисунка 6 представлено сравнение полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования на предмет выявления уровня мотивационной сферы первоклассников.



Рис. 6. Особенности мотивационной среды участников экспериментальной группы, констатирующего и контрольного этапов исследования

Оценка проводилась по критериям первичного исследования:

Нами ранее было уже отмечено, что наличие учебного мотива среди первоклассников является очень важным компонентом учебной деятельности, среди наших испытуемых таковых было только 58% первоклассников, которые оказались способны осознать всю значимость учения, а также активно стремившихся к познавательному процессу, после проведения формирующего этапа исследования их стало уже 80%.

Первоклассников, которые достаточно адекватно себя оценивали и знали свои как сильные, так и слабые стороны, у которых была выявлена адекватная и устойчивая самооценка до проведения формирующего этапа исследования было – 40%, после проведения необходимых мероприятий, направленных на усиление школьной адаптации стало – 90%.

На рисунке 7 представлена диаграмма, отражающая уровень особенностей учебной деятельности первоклассников до и после проведенного нами формирующего этапа исследования.



Рис 7. Особенности учебной деятельности, констатирующего и контрольного этапа исследования


Оценка проводилась по критериям первичного обследования.

Анализируя результаты диаграммы рисунка 7, отражающие уровень особенностей учебной деятельности первоклассников до и после проведенного нами формирующего этапа исследования, мы можем выявить, что: участники исследования, которые могли поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно ее добиваться, на констатирующем этапе исследования составляли всего – 33%; а после формирующего этапа исследования их число возросло до 75%. Что касается нарушения звукопроизношения, то до проведения формирующего этапа таких детей было - 50% от общей численности испытуемых, а после формирующего эксперимента, на контрольном этапе, таковых было выявлено только 10% первоклассников. Если на констатирующем этапе 25% детей не имело проблем с мелкой моторикой руки, теперь у всех 100 % первоклассников почерк выровнялся.

На диаграмме рисунка 8 представлены результаты контрольного исследования в сравнении с констатирующим по методике «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна- Йирасека.



Рис. 8. Сравнение результатов на констатирующем и контрольных этапах методики «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна- Йирасека

Оценка проводилась по следующим критериям первичного исследования. В результате проведенного нами тестирования детей экспериментальной группы по методике «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна - Йирасека на констатирующем этапе исследования нами были полученные следующие данные: 90% участников эксперимента имеют средний уровень развития, это свидетельствует о том, что у первоклассников достаточно развита тонкая моторика руки и имеется достаточная координация зрения и движений руки, эти умения обязательно необходимы детям в школе для овладения письменностью. Также проведенный тест позволил выявить умение первоклассников воспроизводить образец, что позволяет определить, может ли ученик работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь. 10% обследованных учеников показали на констатирующем этапе уровень ниже среднего. На контрольном этапе исследования все наши испытуемые по методике «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна - Йирасека показали уровень выше среднего.

В завершении контрольного этапа эксперимента нами были проанализированы результаты, полученные при проведении исследования по методике «Домик» Н.И. Гуткиной. Теперь хороший уровень выполнения рисунка показало большинство испытуемых детей – 10 из 12, что составило 83% от общего числа испытуемых: 1 бал – набрали 10 человек детей. 2 бала – набрал 1 ребенок. 3 бала – набрал 1 ребенок. 4 бала – 0. 5 балов – 0. 6 балов –0. Таким образом, наглядно видно, что проведенная с детьми работа по Программе социальной