Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а — отрицательная частица и лат. moralis — нрав­
ственный) — отрицание моральных норм, сознательный отказ от за­
конов нравственности, провозглашение безнравственности принци­
пом обществ поведения. Формы проявления аморализма различны.
Это могут быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отно­
шению к преступным действиям других. К аморализм следует отне­
сти также признание законным использование любых, в том числе безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей
(Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности изуверства (Фанатизм), де­
магогии. Наконец, аморализм может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляю­
щей свой протест против ханжества и лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.
Антипатия
(греч. antipatheia, от anti---- приставка со значением враж­
дебности и pathos — чувство) — чувство неприязни, нерасположе­
ния, враждебности к кому-либо. Является противоположностью чув­
ства симпатии. Обычно антипатия (как и симпатия) не обусловлена волевым решением, но может возникать и сознательно в результате нравственной оценки по отношению к аморальным, жестоким, не­
порядочным людям.
Аскетизм
(от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо; отшельник, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям само­
отречение, самоограничение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или этических целей.
Благо
— общее этическое понятие, употребляемое для обозначения по­
ложительной ценности чего-либо, всего, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие, радость. Иногда слова «благо» и
«добро» употребляют как синонимы.
Различают материальные, нематериальные, духовные, личные, общест­
венные блага, социально-экономические блага.
Материальные блага — предметы, полезные для жизни человека (пи­
ща, одежда, жилище и т.д.).
Нематериальные блага — блага неимущественного характера, лишенные экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выра­
жения. Это жизнь и здоровье (в том числе психическое/душевное), имя, репутация, достоинство личности.

Духовные блага — то, что служит для удовлетворения духовных по­
требностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство,
честь и т.д.), эстетические ценности (красота).
Общественные блага — это совокупность общих материальных и духов­
ных условий общественной жизни, которая предоставляется населению на безвозмездной основе за счет финансовых средств государства, на­
236
пример дороги, мосты, здравоохранение, образование, услуги, пре­
доставляемые государственными и муниципальными органами вла­
сти, деятельность органов полиции, армия, судебное исполнительное производство и т.д.
Личные блага — это совокупность частных условий жизни человека и лич­
ного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разно­
видностей духовного блага — моральная ценность, добро (иногда слова
«благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).
Социально-экономические блага — это блага (материальные и немате­
риальные), имеющие рыночную стоимость, вследствие чего ставшие товаром.
Благодарность
(от «благо дарить») — чувство признательности за сде­
ланное добро. Отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в со­
ответствующих практических действиях.
Благородство
— моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.
Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (ду­
шевная чистота, высокая нравственность, честность, самоотвержен­
ность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).
Вежливость
— моральное качество, характеризующее поведение челове­
ка, для которого уважение к людям стало повседневной нормой по­
ведения и привычным способом обращения с окружающими. Под вежливостью понимается элементарное требование культуры поведе­
ния, включающее умение тактично и уважительно общаться с людь­
ми, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность выслушать противоположные точки зрения и найти компромисс, внимательность, деликатность.
Вежливость выражается в хороших манерах и знании этикета. Проти­
воположностью вежливости являются грубость, хамство, высокоме­
рие и пренебрежительное отношение к людям.
В целом позитивное этическое качество, подчеркнутая вежливость может иметь негативный оттенок, демонстрируя нежелание общать­
ся, презрение, должностную или социальную дистанцию. Чрезмер­
ная вежливость также может вызвать раздражение, поскольку может быть воспринята как угодничество, навязчивость или намерение из­
влечь из общения выгоду.
Верность
— свойство сохранять преданность кому-то — другу, господи­
ну, супругу, самому себе; или чему-то — дружбе, любви, слову, Ро­
дине, Конституции, присяге, служебному долгу, избранной профес­
сии. В определенных ситуациях может приобретать отрицательный, ироничный оттенок (верность начальству, привычкам).
Взаимопомощь
— (1) поддержка, оказываемая друг другу; (2) отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности ин­
тересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.
237


Вина
— состояние (положение), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нор­
мы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины яв­
ляется выражением морального отношения, в котором личность на­
ходится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответст­
венен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пре­
небрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнори­
рующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совес­
ти, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.
Воздаяние
— вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалент­
ное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости. Без воздаяния представлялось невозможным требо­
вать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой пре­
ступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральным воздаянием являются поощре­
ние и наказание, осуществляемые посредством духовного воздейст­
вия на людей.
Воля
— (1) способность человека преодолевать препятствия и добивать­
ся поставленной цели; (2) способность делать выбор и совершать действия.
Воспитание нравственное
— составная часть единого процесса общест­
венного воспитания. Необходимость регулирования обществом пове­
дения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи: (1) выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.; (2) внедрение этих требований и связанных с ними пред­
ставлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участ­
вовать в процессе регулирования общественного поведения, то есть предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.
Вторая задача реализуется путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых мораль­
ных качеств, установок.
238


Выбор моральный
— акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, ко­
гда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Предпочтение одного поступка другим обязывает соотнести моральный выбор с обстоятельствами, сопоста­
вить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманно­
стью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчет­
ливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собствен­
ные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к ли­
цу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и обязывают предпочесть вари­
ант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.
Выдержка
— моральное качество, в котором находят конкретное прояв­
ление определенные стороны самообладания. Выдержка включает:
(1) умение и привычку человека осуществлять контроль над своими чувствами, владеть собой, подчинять свои действия достижению по­
ставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непред­
виденные обстоятельства (настойчивость); (2) способность преодоле­
вать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство); (3) верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активно­
му противодействию и принуждению со стороны открытых врагов
(стойкость).
Гедонизм
(от греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие, а стремление к наслаждению — основным мотивов человеческого по­
ведения. Как этический нормативный принцип гедонизм противопо­
ложен аскетизму.
Героизм

(1) мужество, самоотверженность, доблесть, способность к совершению подвига; (2) особая форма человеческого поведения, ко­
торая в нравственном отношении представляет собой подвиг; (3) свер­
шение выдающихся по своему общественному значению действий, требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя боль­
шую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к лю­
дям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, пре­
одолевает в связи с этим особые препятствия.
Грубость

(1) отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости;
(2) внешнее проявление неуважительного отношения к людям. Гру­
бость выражается в откровенной недоброжелательности к окружаю­
щим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом
239

навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в нападках на личность человека, в развязности, сквернословии, в хулиганских действиях.
Гуманизм
(от лат. homo — человек, humanus — человечный, humanitas — человечность) — принцип мировоззрения (в том числе и нравствен­
ности), в основе которого лежит убеждение в безграничности воз­
можностей человека и его способности к совершенствованию, требо­
вание свободы и защиты достоинства личности, идея о человеке как высшей ценности, о праве человека на счастье и о том, что удовле­
творение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.
Деликатность
— положительное нравственное качество личности, про­
являющееся в тактичности, вежливости, мягкости, обходительности, умении избегать при общении с другими людьми неприятных для них ситуаций. Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека, свойство действительно воспитанных, интелли­
гентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупре­
дительности и приветливости.
Деловое общение
— особый вид общения, которое подчинено решению определенной задачи (служебной, профессиональной, производст­
венной, научной, коммерческой и т.д.) исходя из общих интересов и целей сторон.
Деонтология
(от греч. deon — долг и logos — учение, слово) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики, в котором рас­
сматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное соз­
нание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности человека, об­
щества, исторического развития — в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что и как «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению факти­
чески существующая реальность. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрешы насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о долж­
ном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать, а какие нет. Применитель­
но к человеку эти требования выступают как его обязанности, кото­
рые в обобщенной форме правил формулируются в моральных нор­
мах, заповедях, этических правилах. Все эти категории этики и яв­
ляются предметом изучения деонтологии.
Деятельность моральная
— категория этики, при помощи которой во всем многообразии человеческой деятельности выделяется нравст­
венная сторона, а из всех видов побуждений — специфически нрав­
ственные мотивы: желание совершать добро, стремление следовать определенным идеалам, верность долгу. Иными словами, моральная деятельность есть сознательная практическая реализация ценностей
240