Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а — отрицательная частица и лат. moralis — нрав
ственный) — отрицание моральных норм, сознательный отказ от за
конов нравственности, провозглашение безнравственности принци
пом обществ поведения. Формы проявления аморализма различны.
Это могут быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отно
шению к преступным действиям других. К аморализм следует отне
сти также признание законным использование любых, в том числе безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей
(Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности изуверства (Фанатизм), де
магогии. Наконец, аморализм может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляю
щей свой протест против ханжества и лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.
Антипатия
(греч. antipatheia, от anti---- приставка со значением враж
дебности и pathos — чувство) — чувство неприязни, нерасположе
ния, враждебности к кому-либо. Является противоположностью чув
ства симпатии. Обычно антипатия (как и симпатия) не обусловлена волевым решением, но может возникать и сознательно в результате нравственной оценки по отношению к аморальным, жестоким, не
порядочным людям.
Аскетизм
(от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо; отшельник, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям само
отречение, самоограничение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или этических целей.
Благо
— общее этическое понятие, употребляемое для обозначения по
ложительной ценности чего-либо, всего, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие, радость. Иногда слова «благо» и
«добро» употребляют как синонимы.
Различают материальные, нематериальные, духовные, личные, общест
венные блага, социально-экономические блага.
Материальные блага — предметы, полезные для жизни человека (пи
ща, одежда, жилище и т.д.).
Нематериальные блага — блага неимущественного характера, лишенные экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выра
жения. Это жизнь и здоровье (в том числе психическое/душевное), имя, репутация, достоинство личности.
Духовные блага — то, что служит для удовлетворения духовных по
требностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство,
честь и т.д.), эстетические ценности (красота).
Общественные блага — это совокупность общих материальных и духов
ных условий общественной жизни, которая предоставляется населению на безвозмездной основе за счет финансовых средств государства, на
236
Вина
— состояние (положение), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нор
мы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины яв
ляется выражением морального отношения, в котором личность на
ходится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответст
венен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пре
небрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнори
рующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совес
ти, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.
Воздаяние
— вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалент
ное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости. Без воздаяния представлялось невозможным требо
вать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой пре
ступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральным воздаянием являются поощре
ние и наказание, осуществляемые посредством духовного воздейст
вия на людей.
Воля
— (1) способность человека преодолевать препятствия и добивать
ся поставленной цели; (2) способность делать выбор и совершать действия.
Воспитание нравственное
— составная часть единого процесса общест
венного воспитания. Необходимость регулирования обществом пове
дения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи: (1) выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.; (2) внедрение этих требований и связанных с ними пред
ставлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участ
вовать в процессе регулирования общественного поведения, то есть предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.
Вторая задача реализуется путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых мораль
ных качеств, установок.
238
Выбор моральный
— акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, ко
гда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Предпочтение одного поступка другим обязывает соотнести моральный выбор с обстоятельствами, сопоста
вить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманно
стью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчет
ливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собствен
ные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к ли
цу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и обязывают предпочесть вари
ант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.
Выдержка
— моральное качество, в котором находят конкретное прояв
ление определенные стороны самообладания. Выдержка включает:
(1) умение и привычку человека осуществлять контроль над своими чувствами, владеть собой, подчинять свои действия достижению по
ставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непред
виденные обстоятельства (настойчивость); (2) способность преодоле
вать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство); (3) верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активно
му противодействию и принуждению со стороны открытых врагов
(стойкость).
Гедонизм
(от греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие, а стремление к наслаждению — основным мотивов человеческого по
ведения. Как этический нормативный принцип гедонизм противопо
ложен аскетизму.
Героизм
—
(1) мужество, самоотверженность, доблесть, способность к совершению подвига; (2) особая форма человеческого поведения, ко
торая в нравственном отношении представляет собой подвиг; (3) свер
шение выдающихся по своему общественному значению действий, требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя боль
шую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к лю
дям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, пре
одолевает в связи с этим особые препятствия.
Грубость
—
(1) отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости;
(2) внешнее проявление неуважительного отношения к людям. Гру
бость выражается в откровенной недоброжелательности к окружаю
щим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом
239
ственный) — отрицание моральных норм, сознательный отказ от за
конов нравственности, провозглашение безнравственности принци
пом обществ поведения. Формы проявления аморализма различны.
Это могут быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отно
шению к преступным действиям других. К аморализм следует отне
сти также признание законным использование любых, в том числе безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей
(Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности изуверства (Фанатизм), де
магогии. Наконец, аморализм может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляю
щей свой протест против ханжества и лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.
Антипатия
(греч. antipatheia, от anti---- приставка со значением враж
дебности и pathos — чувство) — чувство неприязни, нерасположе
ния, враждебности к кому-либо. Является противоположностью чув
ства симпатии. Обычно антипатия (как и симпатия) не обусловлена волевым решением, но может возникать и сознательно в результате нравственной оценки по отношению к аморальным, жестоким, не
порядочным людям.
Аскетизм
(от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо; отшельник, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям само
отречение, самоограничение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или этических целей.
Благо
— общее этическое понятие, употребляемое для обозначения по
ложительной ценности чего-либо, всего, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие, радость. Иногда слова «благо» и
«добро» употребляют как синонимы.
Различают материальные, нематериальные, духовные, личные, общест
венные блага, социально-экономические блага.
Материальные блага — предметы, полезные для жизни человека (пи
ща, одежда, жилище и т.д.).
Нематериальные блага — блага неимущественного характера, лишенные экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выра
жения. Это жизнь и здоровье (в том числе психическое/душевное), имя, репутация, достоинство личности.
Духовные блага — то, что служит для удовлетворения духовных по
требностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство,
честь и т.д.), эстетические ценности (красота).
Общественные блага — это совокупность общих материальных и духов
ных условий общественной жизни, которая предоставляется населению на безвозмездной основе за счет финансовых средств государства, на
236
пример дороги, мосты, здравоохранение, образование, услуги, пре
доставляемые государственными и муниципальными органами вла
сти, деятельность органов полиции, армия, судебное исполнительное производство и т.д.
Личные блага — это совокупность частных условий жизни человека и лич
ного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разно
видностей духовного блага — моральная ценность, добро (иногда слова
«благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).
Социально-экономические блага — это блага (материальные и немате
риальные), имеющие рыночную стоимость, вследствие чего ставшие товаром.
Благодарность
(от «благо дарить») — чувство признательности за сде
ланное добро. Отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в со
ответствующих практических действиях.
Благородство
— моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.
Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (ду
шевная чистота, высокая нравственность, честность, самоотвержен
ность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).
Вежливость
— моральное качество, характеризующее поведение челове
ка, для которого уважение к людям стало повседневной нормой по
ведения и привычным способом обращения с окружающими. Под вежливостью понимается элементарное требование культуры поведе
ния, включающее умение тактично и уважительно общаться с людь
ми, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность выслушать противоположные точки зрения и найти компромисс, внимательность, деликатность.
Вежливость выражается в хороших манерах и знании этикета. Проти
воположностью вежливости являются грубость, хамство, высокоме
рие и пренебрежительное отношение к людям.
В целом позитивное этическое качество, подчеркнутая вежливость может иметь негативный оттенок, демонстрируя нежелание общать
ся, презрение, должностную или социальную дистанцию. Чрезмер
ная вежливость также может вызвать раздражение, поскольку может быть воспринята как угодничество, навязчивость или намерение из
влечь из общения выгоду.
Верность
— свойство сохранять преданность кому-то — другу, господи
ну, супругу, самому себе; или чему-то — дружбе, любви, слову, Ро
дине, Конституции, присяге, служебному долгу, избранной профес
сии. В определенных ситуациях может приобретать отрицательный, ироничный оттенок (верность начальству, привычкам).
Взаимопомощь
— (1) поддержка, оказываемая друг другу; (2) отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности ин
тересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.
237
доставляемые государственными и муниципальными органами вла
сти, деятельность органов полиции, армия, судебное исполнительное производство и т.д.
Личные блага — это совокупность частных условий жизни человека и лич
ного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разно
видностей духовного блага — моральная ценность, добро (иногда слова
«благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).
Социально-экономические блага — это блага (материальные и немате
риальные), имеющие рыночную стоимость, вследствие чего ставшие товаром.
Благодарность
(от «благо дарить») — чувство признательности за сде
ланное добро. Отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в со
ответствующих практических действиях.
Благородство
— моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.
Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (ду
шевная чистота, высокая нравственность, честность, самоотвержен
ность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).
Вежливость
— моральное качество, характеризующее поведение челове
ка, для которого уважение к людям стало повседневной нормой по
ведения и привычным способом обращения с окружающими. Под вежливостью понимается элементарное требование культуры поведе
ния, включающее умение тактично и уважительно общаться с людь
ми, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность выслушать противоположные точки зрения и найти компромисс, внимательность, деликатность.
Вежливость выражается в хороших манерах и знании этикета. Проти
воположностью вежливости являются грубость, хамство, высокоме
рие и пренебрежительное отношение к людям.
В целом позитивное этическое качество, подчеркнутая вежливость может иметь негативный оттенок, демонстрируя нежелание общать
ся, презрение, должностную или социальную дистанцию. Чрезмер
ная вежливость также может вызвать раздражение, поскольку может быть воспринята как угодничество, навязчивость или намерение из
влечь из общения выгоду.
Верность
— свойство сохранять преданность кому-то — другу, господи
ну, супругу, самому себе; или чему-то — дружбе, любви, слову, Ро
дине, Конституции, присяге, служебному долгу, избранной профес
сии. В определенных ситуациях может приобретать отрицательный, ироничный оттенок (верность начальству, привычкам).
Взаимопомощь
— (1) поддержка, оказываемая друг другу; (2) отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности ин
тересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.
237
Вина
— состояние (положение), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нор
мы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины яв
ляется выражением морального отношения, в котором личность на
ходится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответст
венен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пре
небрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнори
рующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совес
ти, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.
Воздаяние
— вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалент
ное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости. Без воздаяния представлялось невозможным требо
вать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой пре
ступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральным воздаянием являются поощре
ние и наказание, осуществляемые посредством духовного воздейст
вия на людей.
Воля
— (1) способность человека преодолевать препятствия и добивать
ся поставленной цели; (2) способность делать выбор и совершать действия.
Воспитание нравственное
— составная часть единого процесса общест
венного воспитания. Необходимость регулирования обществом пове
дения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи: (1) выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.; (2) внедрение этих требований и связанных с ними пред
ставлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участ
вовать в процессе регулирования общественного поведения, то есть предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.
Вторая задача реализуется путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых мораль
ных качеств, установок.
238
Выбор моральный
— акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, ко
гда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Предпочтение одного поступка другим обязывает соотнести моральный выбор с обстоятельствами, сопоста
вить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманно
стью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчет
ливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собствен
ные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к ли
цу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и обязывают предпочесть вари
ант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.
Выдержка
— моральное качество, в котором находят конкретное прояв
ление определенные стороны самообладания. Выдержка включает:
(1) умение и привычку человека осуществлять контроль над своими чувствами, владеть собой, подчинять свои действия достижению по
ставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непред
виденные обстоятельства (настойчивость); (2) способность преодоле
вать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство); (3) верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активно
му противодействию и принуждению со стороны открытых врагов
(стойкость).
Гедонизм
(от греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие, а стремление к наслаждению — основным мотивов человеческого по
ведения. Как этический нормативный принцип гедонизм противопо
ложен аскетизму.
Героизм
—
(1) мужество, самоотверженность, доблесть, способность к совершению подвига; (2) особая форма человеческого поведения, ко
торая в нравственном отношении представляет собой подвиг; (3) свер
шение выдающихся по своему общественному значению действий, требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя боль
шую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к лю
дям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, пре
одолевает в связи с этим особые препятствия.
Грубость
—
(1) отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости;
(2) внешнее проявление неуважительного отношения к людям. Гру
бость выражается в откровенной недоброжелательности к окружаю
щим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом
239
навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в нападках на личность человека, в развязности, сквернословии, в хулиганских действиях.
Гуманизм
(от лат. homo — человек, humanus — человечный, humanitas — человечность) — принцип мировоззрения (в том числе и нравствен
ности), в основе которого лежит убеждение в безграничности воз
можностей человека и его способности к совершенствованию, требо
вание свободы и защиты достоинства личности, идея о человеке как высшей ценности, о праве человека на счастье и о том, что удовле
творение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.
Деликатность
— положительное нравственное качество личности, про
являющееся в тактичности, вежливости, мягкости, обходительности, умении избегать при общении с другими людьми неприятных для них ситуаций. Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека, свойство действительно воспитанных, интелли
гентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупре
дительности и приветливости.
Деловое общение
— особый вид общения, которое подчинено решению определенной задачи (служебной, профессиональной, производст
венной, научной, коммерческой и т.д.) исходя из общих интересов и целей сторон.
Деонтология
(от греч. deon — долг и logos — учение, слово) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики, в котором рас
сматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное соз
нание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности человека, об
щества, исторического развития — в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что и как «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению факти
чески существующая реальность. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрешы насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о долж
ном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать, а какие нет. Применитель
но к человеку эти требования выступают как его обязанности, кото
рые в обобщенной форме правил формулируются в моральных нор
мах, заповедях, этических правилах. Все эти категории этики и яв
ляются предметом изучения деонтологии.
Деятельность моральная
— категория этики, при помощи которой во всем многообразии человеческой деятельности выделяется нравст
венная сторона, а из всех видов побуждений — специфически нрав
ственные мотивы: желание совершать добро, стремление следовать определенным идеалам, верность долгу. Иными словами, моральная деятельность есть сознательная практическая реализация ценностей
240
Гуманизм
(от лат. homo — человек, humanus — человечный, humanitas — человечность) — принцип мировоззрения (в том числе и нравствен
ности), в основе которого лежит убеждение в безграничности воз
можностей человека и его способности к совершенствованию, требо
вание свободы и защиты достоинства личности, идея о человеке как высшей ценности, о праве человека на счастье и о том, что удовле
творение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.
Деликатность
— положительное нравственное качество личности, про
являющееся в тактичности, вежливости, мягкости, обходительности, умении избегать при общении с другими людьми неприятных для них ситуаций. Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека, свойство действительно воспитанных, интелли
гентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупре
дительности и приветливости.
Деловое общение
— особый вид общения, которое подчинено решению определенной задачи (служебной, профессиональной, производст
венной, научной, коммерческой и т.д.) исходя из общих интересов и целей сторон.
Деонтология
(от греч. deon — долг и logos — учение, слово) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики, в котором рас
сматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное соз
нание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности человека, об
щества, исторического развития — в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что и как «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению факти
чески существующая реальность. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрешы насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о долж
ном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать, а какие нет. Применитель
но к человеку эти требования выступают как его обязанности, кото
рые в обобщенной форме правил формулируются в моральных нор
мах, заповедях, этических правилах. Все эти категории этики и яв
ляются предметом изучения деонтологии.
Деятельность моральная
— категория этики, при помощи которой во всем многообразии человеческой деятельности выделяется нравст
венная сторона, а из всех видов побуждений — специфически нрав
ственные мотивы: желание совершать добро, стремление следовать определенным идеалам, верность долгу. Иными словами, моральная деятельность есть сознательная практическая реализация ценностей
240