Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с органами внутренних дел. И государство и церковь понимают, что земное благополучие недостижимо без следования нравственным нормам — тем самым, которые необходимы не только для спасения человека в вечности, но и для достойной жизни здесь, на земле.
Такое содружество может восстановить и сохранить в людях вер­
ность богоданным нравственным нормам, подвигнет общество к миру и согласию. Представители церкви оказывают помощь в вос­
питательной и социально-реабилитационной работе с лицами, ос­
вободившимися из мест лишения свободы, в профилактике беспри­
зорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних; осу­
ществляют защиту прав и свобод человека и гражданина в области противодействия проявлениям религиозной ненависти и вражды, профилактики межрелигиозных и межнациональных конфликтов.
Возможно объединение усилий в борьбе с терроризмом, экстремиз­
мом, коррупцией, наркоманией, маргинализацией общества, с дея­
тельностью тоталитарных, деструктивных сект, а также с другими негативными тенденциями.
Формами сотрудничества органов внутренних дел и РПЦ могут быть:
(1) участие в проведении мероприятий общенационального зна­
чения, посвященных памятным событиям истории Россий­
ского государства, РПЦ;
(2) участие в региональных семинарах и симпозиумах по про­
блемам вероисповедания, роли религии в повышении эф ­
фективности деятельности правоохранительных органов;
(3) организация духовно-нравственного просвещения сотрудни­
ков органов внутренних дел;
(4) проведение совместных мероприятий по развитию духовности и повышению нравственных ценностей сотрудников ОВД.
Совместная с государственными органами воспитательная дея­
тельность священнослужителей способна стать значимым фактором изменения отношения людей к нравственным ценностям.
В светском государстве церковь не только не должна быть фор­
мальным образом отгорожена от государственной системы, но и не должна быть формальным образом «вписана» в нее. Необходимо целесообразное, живое и неформальное взаимодействие светской и духовной власти в деле воспитания, оздоровления жизни людей и тех, кто охраняет их интересы.
2.4. Мораль и искусство
Восприятие нравственных норм, усвоение духовных ценностей и моральных принципов может происходить стихийно и целенаправ­
ленно. Как правило, процессы нравственного формирования лич­
ности происходят на трех уровнях:
52

давая художественное произведение, отражает те или иные стороны действительности. При этом он всегда изображает ее тенденциозно, с точки зрения своей нравственной позиции. Таким образом, ху­
дожник, выбирая способ освещения действительности, склоняет зрителя (читателя, слушателя) к той или иной ее нравственной оценке. Морально совершенное выступает в искусстве как эстети­
чески прекрасное. Это, конечно, не означает, что моральная про­
блематика исчерпывает содержание искусства. Соотношение мора­
ли и искусства выступает в более сложной форме.
Связь, существующую между нравственной и эстетической культурой, убедительно выразил великий русский критик
В. Г. Белинский (1811—1848):
Знание искусства, развитое эс­
тетическое чувство есть условие человеческого достоинства: только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до ми­
ровых идей... только с ним граж­
данин может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тя­
жестью. Без него, без этого чувст­
ва нет гения, нет таланта, нет ума
— остается один пошлый «здра­
вый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма... Эстети­
ческое чувство есть основа добра, основа нравственности... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благо-
В.Г. Белинский.
«Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства...»
разумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его, избегают не по ненависти ко злу, а из расчета1.
Искусство является великим учителем жизни, учителем нравст­
венности. Его воздействие на человека превосходит все остальные влияния, так как искусство сочетает в себе идеи, мораль, религию, право и политику, умноженные на огромную силу эстетического сопереживания.
Великую силу искусства ярко и образно описал великий немец­
кий поэт, философ-эстетик, теоретик искусства и драматург Фридрих
Шиллер (1759—1805), который так охарактеризовал театр (что впол­
не можно отнести ко всем видам искусства):
1 Белинский В. Г. Ничто о ничем, или Отчет г. издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы / / Собр. соч.: В 9 т. М., 1976. Т. 1. С. 254—255.
54

Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду. Театр карает тысячи пороков, оставшихся безнаказанными; тысячи доб­
родетелей, о которых умалчивает правосудие, прославляются сце­
ной... Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями переполняет она душу, какие божественные идеалы выставляет пе­
ред нами для подражания1!
В контексте правоохранительной деятельности к этим словам можно добавить, что в силу вышеперечис­
ленных свойств искусство является одним из наиболее эффективных средств против профессионально­
нравственной деформации сотруд­
ников органов внутренних дел.
Характерное явление современ­
ной российской действительности, возникающее как прямое следствие демократизации и обновления об­
щества и государства, — постепен­
ная замена командно-администра­
тивных, авторитарных методов управ­
ления на демократичные, основанные на предприимчивости и инициатив­
ности каждого работника, ориентиро­
ванного прежде всего на интересы дела. В связи с этим резко повыша­
ется значимость такого профессионального качества, как творческое
мышление, или, как принято сегодня говорить, креативность.
Способность к творческому мышлению стала одним из опреде­
ляющих критериев профессиональной компетентности специалиста.
И особенное значение это качество приобретает в тех профессиях, которые по своей сущности связаны с возникновением в процессе деятельности нестандартных, нестереотипных, экстремальных си­
туаций. Именно такой характер носит правоохранительная деятель­
ность, где неповторимость служебной или жизненной ситуации распространяется и на нравственный компонент.
Экстремальные ситуации, зачастую возникающие в правоохра­
нительной деятельности, требуют от сотрудников умений и навыков справляться с нестандартными ситуациями, неуклонно следовать при этом не только правовым, но и нравственным нормам.
1 Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1855. С. 312.
55

ведением можно рассматривать как практические нравственные уроки, которые преподносит нам реальная жизнь.
Искусство — это самый интересный учебник подлинно нравст­
венного применения норм нравственности в практической деятель­
ности людей, особенно когда идет речь о нестереотипных или экс­
тремальных ситуациях. Искусство учит соотносить действия и по­
ступки не с формальными правилами, а с нравственными идеалами общества. И, кроме того, каждое художественное произведение не­
избежно содержит нестандартные ситуации и дает их решение с позиций истинно нравствен­
ных. История искусства изо­
билует примерами, когда нравственные поступки геро­
ев художественных произве­
дений становились общепри­
знанными нравственными нормами.
Кроме развития творческого мышления и умения на его основе выра­
батывать подлинно нравст­
венные решения, искусство развивает у человека и такое важное качество, как эстети­
ческий вкус, то есть способ­
ность человека к различе­
нию, пониманию и оценке прекрасного и безобразного как в художественных произ­
ведениях, так и в явлениях действительности.
Эстетическая оценка является наиболее общеупотребительной, ибо любой человек в каждом своем поступке, в каждом движении, в каждой произнесенной фразе не хочет показаться некрасивым.
Именно поэтому эстетическая оценка и самооценка предшествуют моральной и служат своеобразным регулятором в выборе соответст­
вующих форм поведения и самовыражения. Кроме того, развитый эстетический вкус проявляется в способности человека интуитивно постигать определенные закономерности эстетики, гармонии, «пра­
вильности» или же позволяет распознавать «некрасивость», дисгар­
монию, «неправильность», незаконосообразность любого явления.
И чем более развит у человека эстетический вкус, тем более точной оказывается его нравственная оценка.
Таким образом, искусство развивает творческое мышление, эс­
тетический вкус, культуру воображения, интуицию в постижении сущности явлений, — словом, все то, что способствует нравствен­
Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя
«Ревизор». Городничий и полицейские чины
(худ. П. Боклевский, 1856)
57

Руководствуясь этими глубоко, на наш взгляд, справедливыми словами, приведем несколько примеров из произведений отечест­
венных авторов, известных своим беззаветным служением Музе.
Про
Охранное отделение очень глубоко высказался
М.Ю. Лермонтов:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Объектом сатиры русских писателей всегда оказывались самые теневые стороны деятельности правительственных учреждений. Это, прежде всего, взяточничество, как ржавчина, разъедавшая государст­
венный аппарат. Например, сцены в «Ревизоре» и «Мертвых душах»
Н.В. Гоголя, когда полицмейстер, который «был среди граждан со­
вершенно как в родной семье, в лавки, в гостиный двор наведывался как в свою собственную кладовую». В «Ревизоре» есть высказывания о действиях полиции в городе N. Унтер-офицерша жалуется Хлеста­
кову: «Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела да схвати меня. Да так отрапортовали: два дни сидеть не могла».
Высмеивается русским классиком и беспробудное пьянство чи­
нов полиции. Полицейский Прохоров из «Ревизора» предстает «в положении риз»: «Привезли его поутру мертвецки. Вот уже два ушата воды вылили, до сих пор не протрезвился». И конечно же, рукоприкладство, без которого не обходилась ни одна полицейская акция. Даже городничий, рука которого была весьма и весьма тяже­
ла, предупреждает в «Ревизоре»: «Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал волю кулакам своим, он, для порядка, всем ставит фонари под глазами — и правому и виноватому».
Яркие ассоциации вызывают у нас и персоналии — полицейские в произведениях А.С. Грибоедова, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-
Щедрина. Такие лексические архаизмы, как «шпик», «филер», «жан­
дарм», «городовой», зрительно оживляют знакомые нам со школь­
ных лет сатирические образы.
Образ бедолаги-квартального есть даже в «Войне и мире» Льва
Толстого:
Можете себе представить: они втроем достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пусти­
ли медведя в Мойку; медведь плавает, квартальный на нем.
59


— Хороша, т а сЬиге, фигура квартального, — закричал граф, помирая со смеху.
— Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
— Насилу спасли этого несчастного, — продолжала гостья.
Это цитата из романа Льва Толстого о пьяных приключениях
Пьера Безухова и Анатоля Курагина. Как видно, даже у аристокра­
тии нет уважения к пострадавшему стражу порядка.
Но более всех служителей порядка высмеивал, конечно,
А.П. Чехов. Например, рассказ из школьной программы «Хамелеон».
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, до­
верху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина...
Образ унтер-офицера Пришибеева уже не комичен, а сатиричен.
«Погорячился, ваше высокородие, ну да ведь без того нельзя, чтоб не побить. Ежели глупого человека не побьешь, то па твоей же душе грех.
Особливо, ежели за дело... ежели беспорядок...».
В XX в. с упрочением Со­
ветского государства и с рож­
дением советской (российской) милиции положительный образ стража порядка стал появлять­
ся во всех жанрах искусства нашей страны. Плакаты, живо­
пись, песни, литература, филь­
мы — все говорило о том, что советскому гражданину нечего бояться. Чуть что — раздастся знаменитый свисток, и четкий голос скажет нарушителю:
«Пройдемте!» Каждому из нас знакомы слова Владимира Вла­
димирович
Маяковского из поэмы
«Хорошо»
(1927)

«Моя милиция меня бережет».
Наконец, в 1935 г. под пером поэта Сергея Михалкова «ро­
дился» главный милиционер Советской России —
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

дядя Стёпа. Этот блестящий во всех смыслах образ милиционера жив и по сей день.
В 1966 г. на экраны страны вышел ставший затем легендарным фильм Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Зрителям всех поколе­
ний симпатичны два замечательных образа — мудрого следователя
Иллюстрация к рассказу
А.П.Чехова «Хамелеон»
(худ. А. Дудин)
60
ным и добрым, нельзя назвать интеллектуалом, но он в прекрас­
ной физической форме, хорошо дерется, никогда не бьет хороших людей и не берет взяток.
Другой литературный и киногерой, как правило, — мститель, в прошлом милиционер, безнаказанно «мочит» всех подряд, «со­
рит деньгами», колесит по миру, громит мафию, да еще и живым остается...
Литературно-исторический экскурс показывает, что на читателя
(зрителя) не меньше, чем герои кино и литературные, оказывала масштабность самой творческой личности, неповторимость гени­
ального жизненного пути автора.
Тот, кто искренне, не жалея себя, творил искусство и передавал современникам эстафету вечного бытия, всегда становился соав­
тором главного создателя — Бога.
Классик отечественной литературы
К.Г. Паустовский
(1892—1968) говорил:
Всегда удивительна, но порой неожиданна власть гения над человеческими сердцами.
Она выражается не только в непос­
редственном и неотразимом воздействии на нас со стороны всего им созданного, но и во всем, что так или иначе связано с ним самим, с его жизнью. Мы хотим знать о нем все. Мы хотим видеть все, что он видел, все, на чем останавливался его взгляд. Мы хотим по самой обстановке его жизни восстановить ход его сокровенных мыслей и порывы его воображения1.
Тому пример — жизненный путь А.Н. Радищева, А.С. Гри­
боедова,
Н.В. Гоголя,
А.Н. Островского,
Ф.М. Достоевского,
Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, М. Горького,
А.Р. Беляева, В.В. Маяковского и многих других. Они воспитали многие поколения и воспитают новые. Не случайно многих из них читатели называли «прокурорами российской действительности».
Подводя итог, можно сказать, что взаимосвязь искусства и нрав­
ственности — одна из бесспорных закономерностей развития духов­
ной культуры общества. Искусство способствует нравственному фор­
мированию личности и оказывает мощное влияние на все сферы
1 Паустовский К.Г. Рассказы. Очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства. М., 1972. С. 434.
62