Файл: Стимулирование труда работников обслуживающих подразделений (на примере ооо Тремля).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для разработки действенной системы, стимулирования труда в отраслях материального производства и реализации представляется важным использование позитивного зарубежного и отечественного опыта и сфере мотивации высокопроизводительного труда.

В новых экономических условиях работник должен самостоятельно, и постепенно в полной мере, оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, которые надо создать, причем эффективно.

Поэтому проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает все более актуальное значение.

Все вышесказанное обусловило актуальность темы дипломного проекта.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования труда персонала ООО «Тремля».

Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

определение понятия, сущности, стимулирования в сфере труда;

рассмотрение форм и видов стимулирования труда;

анализ технико-экономических показателей ООО «Тремля», основные из которых товарооборот, прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, производительность труда;

осуществление анализа стимулирования труда персонала в ООО «Тремля»;

разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования труда персонала ООО «Тремля».

изучение кадрового обеспечения в системе управления охраной труда на предприятии, в том числе:

нормативные требования к подбору и расстановке кадров для служб охраны труда;

основные требования к обеспечению высокой компетентности кадров в вопросах охраны труда;

анализ кадрового обеспечения охраны труды на предприятии, предложение по их оптимизации;

пути совершенствования подготовки кадров;

изучение характеристик платы источника вторичного электропитания.

Предметом исследования является стимулирование труда персонала ООО «Тремля».

Объектом исследования выступает ООО «Тремля».

Место нахождения организации (юридический адрес): 220190, Россия, г. Северодвинск, ул. Некрасова, д. 14.


Основной целью деятельности Предприятия является осуществление преимущественно торговой деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Предметом деятельности организации является розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.

При выполнении работы использованы методы вычислительной математики, сравнительного анализа, цепной подстановки и прием абсолютных разниц.

Теоретической и методологической основой работы послужили положения экономической теории, экономические законы, работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления труда.


Глава I. Пути совершенствования стимулирования труда работников обслуживающих подразделений
1.1 Основные направления совершенствования стимулирования труда работников обслуживающих подразделений
Стимулирование труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления [3, с.58].

Для эффективного стимулирования, рассматриваются три функции: экономическая, социальная и психологическая. Которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления. Оно предполагает создание такой внешней ситуации, которая побуждает личность или коллектив к действиям, соответствующим стоящим целям. При этом личности сами выбирают именно эти действия, поскольку создают все необходимые и достаточные условия. Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей объекта, а ухудшение показателей грозит снижением полноты их удовлетворения.

Объект управления может осуществлять самостоятельно выбор линии поведения. Любой выбор предполагает наличие альтернатив и их оценку на основе собственных предпочтений. Четко разработанный процесс стимулирования позволяет трудовым коллективам длительный период времени эффективно функционировать без вмешательства субъекта управления.

Стимулирование как способ управления предполагает необходимость учета интересов личности, трудового коллектива, степени их удовлетворения, так как именно потребности являются важнейшим фактором поведения социальных систем. Необходимо отметить, что набор потребностей различных индивидуумов, входящих в состав любой социальной системы, не одинаков. Такой индивидуальный спектр потребностей обусловлен процессом формирования личности и от влияния окружающей среды [2, c.187].

Сама по себе потребность не может побудить работника к каким-то определенным действиям. Только тогда, когда потребность встречается с предметом, способным ее удовлетворить, она может направлять и регулировать деятельность социальной системы, управлять ее поведением. Осознание потребностей вызывает интересы, желания, стремления, влечения.

Выполнение объектом управления в стимулирующих ситуациях определенных расчетов свидетельствует о том, что механизм стимулирования основан на прямом обмене (симметричном, эквивалентном и гарантированном). Симметричность проявляется тогда, когда при наличии договора на оплату не безвозмездного труда усилия одной из сторон предполагают компенсирующие действия другой. Эквивалентность означает наличие устраивающего обе стороны договорного соотношения между действием и вознаграждением (взыскание). Гарантированность требует от обеих сторон неукоснительного соблюдения обязанностей в отношении друг друга.


Понятие стимулирования связано с понятием производственного коллектива. Производственный коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении производственным коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и стимулированию работников. Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов наемных работников и интересов имущества предприятия, организация стимулирования работников по результатам выполненной работы.

Стимулирование направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить работников.

Говоря о стимулировании наемных работников, мы подразумеваем всех работников предприятия, а не только производственных рабочих. В связи с этим необходимо разделять понятия «эффективность труда» и «производительность труда» работников. Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит от других причин: ввода новой техники и технологии, применения новых видов сырья и материалов, внедрения более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях [2, c. 191].

На сегодняшний день важно восстановить роль материального стимулирования на предприятии.

Таким образом, стимулирование наемных работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.


1.2 Методы оценки эффективности системы стимулирования труда работников обслуживающих подразделений

Методы исследования стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Одним из распространенных методов исследования является эмпирическое. Эмпирическое исследование осуществляется на основе:

- анкетного опроса персонала предприятия;

- экспертной оценки;

- беседы (интервью);

- наблюдение

1. Опрос или анкетирование является одним из наиболее широко используемых методов оценки мотивации работников. Он позволяет за короткое время получить важную информацию о мотивации значительного числа работников.

Анкетный опрос осуществляется на основе разработанной автором анкеты персонала. Анкета персонала представляет собой вопросник, включающий в себя вопросы открытого и закрытого типа.

Результаты, полученные в ходе регулярно проводимых опросов, позволяют сопоставить удовлетворенность разными сторонами работы с теми изменениями, которые происходят в организации. Часто такие опросы позволяют выявить принципиальные различия в степени удовлетворенности отдельными сторонами работы для разных категорий работников организации, которые говорят о тех или иных неблагоприятных тенденциях, нуждающихся в корректирующих воздействиях со стороны организации. В Приложении 1 приведен блок анкеты, использовавшейся при оценке степени удовлетворенности работой персонала организаций разного типа [10, c. 63].

При анализе полученных результатов можно рассматривать как показатели удовлетворенности работников отдельными сторонами работы, так и суммарный индекс удовлетворенности, получаемый путем сложения всех оценок (его значения, как правило, колеблются от 26 до 70 баллов). Небольшой опрос можно устроить на предприятии, раздав работникам нижеприведенные бланки для заполнения (Приложение 2).

К опросу может прилагаться следующий текст:

«Прочитайте список возможных поощрений и отметьте те, которые обычно используются на Вашем предприятии при поощрении персонала. Затем отметьте такие поощрения, которыми, по Вашему мнению, в будущем следовало бы использовать чаще».

В Приложении 3 представлены разные виды поощрений, имеющихся в распоряжении организации. При этом важно отметить, что материальные поощрения составляют лишь малую долю того, что руководитель может использовать в своей практике мотивирования подчиненных [11, с. 95].