ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.П. Чехов «Попрыгунья»
(последствия равнодушия, поверхностность, эгоизм,
непонимание)
Ольга Ивановна, героиня рассказа А.П. Чехова
«Попрыгунья» – капризная, избалованная молодая девушка. Лучше всего её можно описать эпитетом
«равнодушная». Она поверхностно относится к своим увлечениям, даже не пытается понять, чем живёт её муж.
Ольгу Ивановну заботят только сиюминутные радости, новые платья и праздники. Её муж Дымов вынужден много работать, чтобы она могла позволить себе жить так, как ей хочется. Ольга Ивановна пользуется тем, что муж её очень любит и не понимает, какую жертву приносит
Дымов, чтобы сделать её счастливой
Вот как проявляется её безразличие к мужу: однажды
Осип Степанович приезжает поздно с работы на дачу, мечтая о покое и ужине, а она отправляет его за цветами в город. Показательна и другая ситуация из их семейной жизни: во время отпуска Ольга завела роман с художником Рябовским. Дымов со временем узнал об этом, но его любовь к жене и незлобивость не позволили ему устроить скандал. Однажды он пришёл домой весёлый и довольный, поскольку защитил диссертацию, и поспешил поделиться радостью с Ольгой, но наткнулся на стену безразличия. По его лицу было видно, что «если бы
Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей всё», но она даже не хотела понимать, насколько это достижение важно для Дымова, к тому же она спешила в театр.
Дымов умер от дифтерита, спасая заражённого мальчика, но по-настоящему его погубила болезнь под названием «равнодушие».
Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»
(жестокость и равнодушие общества)
Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Почувствовать боль Мцыри, как свою, понять мотивы его поступков способен, наверное, лишь человек, который по воле судьбы был «вырван» из родных мест. Лишенный
Родины, полноценной памяти о ней, герой не смог бы найти покой: в любой точке мира он ощущал бы эту пустоту и стремился бы ее заполнить, искал бы «бури», ведь для
«покоя» необходима опора
– Родина и семья.
Н.С. Лесков «Левша»
(любовь к Родине)
Любовь к родине
– одна из центральных тем в сказе Н. С.
Лескова «Левша». Показывая трагическую судьбу талантливого мастера из народа, писатель пытается понять, что значит «русская душа», что важно для русского человека, что он хранит в отдалённых уголках своей памяти. Самым важным качеством Левши является чувство безграничной любви к Родине. Для героя Россия является райским уголком, единственной обителью: «Мы к своей родине привержены, верно преданные». Он не готов забыть о родине, несмотря на её несправедливость и жестокость. Оказавшись на чужой земле, он тоскует, его душа стремится в «родное место». Левша даже жертвует своей жизнью ради блага и имени России.
А.Н. Толстой «Петр Первый»
(любовь к Родине, личные и общественные интересы)
Первые главы романа «Петр Первый» рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами – Милославскими и Нарышкиными,
представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь.
Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни народная судьба.
Однако не все герои произведения безразличны к будущему народа и страны. Оказавшиеся на разных полюсах, Василий Голицын и Петр Первый, преследуют одинаковые цели, имеют схожее представление о путях развития России.
Василий Голицын, в отличие от окружавших его бояр, понимает, как нужны России преобразования. В столкновении с боярами государственные интересы
Голицын ставит выше личных. «Не менее вашего о государстве болею»,
– говорит он, повышая голос и ударяя перстнями по кольчуге. Бояре же только ищут способ выкачать деньги из народа и предлагают наложить подать на лапти. Предложение бояр обескураживает Голицына.
С болью и гневом говорит он боярам: «Во всех христианских странах, – а есть такие, что и уезда нашего не стоят,
– жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей... Лишь мы одни дремлем непробудно...
Скоро пустыней назовут русскую землю!»
Этот умный, европейски образованный человек проповедует передовые для своего времени идеи. Ему больно видеть Россию нищей, темной, отсталой. Он считает необходимым облегчить положение народа, отобрать у помещиков земли и отдать их крестьянам
– в этом он идет даже дальше Петра. Он хочет видеть свою страну богатой, просвещенной, ведущей торговлю с другими государствами, развивающей свою промышленность. Эти планы преобразования отсталой, патриархальной Руси роднят его с Петром.
Семь лет он фактически правит страной, однако ни один из его проектов не воплощается в жизнь. Рисуя Голицына,
Толстой показывает, что не ему вести Россию вперед, по пути преобразований. Для этого нужно обладать другими качествами. Голицын изящен, красив, но безволен и слаб, непоследователен, ему во всем не хватает решительности, твердости, принципиальности: князь то издает указ, по которому должны наказать виновного, то
«по доброте» своей отменяет его. Порицая бояр за равнодушие к государственным делам, к тяжелому положению в стране, он в силу своей бесхарактерности, душевной слабости становится слугой этих
«монстров». Василий Голицын оторван от реальной жизни, далек от народа, ему не хватает энергии, воли, настойчивости в достижении целей, знания жизни, т. е. всего того, что нужно настоящему преобразователю и что присуще именно Петру.
Петр тверд и решителен, уверенно идет он к достижению цели, его не отличает мягкость характера, доброта, как
Голицына. Он не щадит ни себя, ни окружающих, ни народ во имя благосостояния государства.
Любовь к родине проявляется у Петра сначала в глубокой боли за свою страну: «Черт привел родиться царем в такой стране!»
– с горечью восклицает он, видя нищету, убожество, темноту своей огромной страны. Не раз задумывается Петр над причинами обнищания России, невежественности. Вот одно из высказываний Петра, свидетельствующее об этих раздумьях: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и
– нищие...».
Выход из этого положения Петр, как и Василий Голицын, видит в развитии промышленности, торговли, в завоевании берегов Балтийского моря. В отличие от безвольного мечтателя Голицына, Петр
– практический государственный деятель, решительно проводящий свои идеи в жизнь.
Не только экономическая отсталость страны беспокоит
Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, заниматься развитием культуры, науки, искусства. При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей из низших сословий учились литью, математике, фортификации и истории. России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. Это хорошо осознавал Петр.
Оба героя заботятся о судьбе свое страны, оба стремятся к преобразованиям, но именно Петр Великий становится человеком, изменившим Россию к лучшему.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(смелость, героизм, подвиг во имя Родины)
Тушин
– персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», артиллерийский офицер, штабс- капитан. Он встретился князю Андрею накануне Шенграбенского сражения: маленький, грязный, худой артиллерийский офицер, «который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках» встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно». Сопровождающий князя офицер упрекает Тушина за его вид:
«… вам бы, кажется, как артиллеристу, надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете».
Князь Андрей, в свою очередь, отмечает, что во внешности Тушина не было ничего военного. Однако, когда раздались взрывы, «в то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною набок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно». «Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом». Невзрачный, совсем «не военный»
Тушин своей храбростью и сметливостью решает исход
Шенграбенского сражения.
Толстой считает войну «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Однако, рисуя Шенграбенское сражение,
он показывает, как война в защиту родины может содействовать проявлению самых лучших качеств человека.
«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять», но этот обыкновенный человек совершил настоящий подвиг, которого никто от него не ждал. Образ Тушина можно назвать собирательным. Л. Н. Толстой показывает, что великие победы были возможны благодаря таким отважным людям, как Тушин. И таких людей в нашей истории было много.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА, УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
(разобщенность людей в большом городе, влияние
места жительства на характер человека, причины
ненависти, причины одиночества)
Главные впечатления от Петербурга Достоевского в
«Преступлении и наказании»
– невыносимая духота, становящаяся «атмосферой преступления»; темнота, грязь и слякоть, от которых развивается отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим. Приехавшие в
Петербург из провинции быстро перерождаются, поддаваясь его
«цивилизующему», разлагающему и опошляющему влиянию, как Раскольников, Миколка, Мармеладов,
Катерина Ивановна.
Для Достоевского существует прежде всего не Петербург барокко и классицизма, дворцов и садов, а Петербург
Сенной площади с ее шумом и торговцами, грязных переулков и доходных домов, кабаков и «домов увеселения», темных каморок и лестничных клеток. Это пространство наполняется неисчислимым количеством людей, сливающихся в безликую и бесчувственную толпу, сквернословящую, хохочущую и безжалостно топчущую всех ослабевших в жестокой «борьбе за жизнь».
Петербург создает контраст крайней скученности людей при крайней их разобщенности и чуждости друг другу, что порождает в душах людей по отношению друг к другу враждебность и насмешливое любопытство. Весь роман наполнен бесконечными уличными сценами и скандалами: удар кнута, драка, самоубийство
(Раскольников видит однажды, как бросается в канал женщина с желтым, «испитым» лицом), задавленный лошадями пьяница
– все становится пищей для насмешек или пересудов. Толпа преследует героев не только на улицах: Мармеладовы живут в проходных комнатах, и при всякой скандальной семейной сцене из разных дверей
«протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками, в ермолках» и «потешно смеялись». Та же толпа появляется как кошмар во сне Раскольникова, невидимая и оттого особенно страшная, наблюдающая и злобно смеющаяся над лихорадочными стараниями обезумевшего героя довершить свое злополучное преступление.
Именно здесь должно было сложиться у главного героя представление о людях как о надоедливых и злобных насекомых, поедающих друг друга, подобно запертым в тесной банке паукам. Раскольников начинает едко ненавидеть своих «ближних»: «Одно новое непреодолимое ощущение овладевало им все более и более с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, гадки были их лица, походка, движения».
У героя невольно возникает желание уйти от всех, уединиться в себе и устроиться так, чтобы возвыситься и добиться полного господства над всем этим людским
«муравейником». Для этого можно и убить одну из этих
«гадких и зловредных вшей», и за это «сорок грехов простят». Тогда же герой и уходит в свою каморку, напоминающую «сундук», «шкаф» или «гроб», в свое духовное «подполье» и там вынашивает свою бесчеловечную теорию. Эта каморка
– тоже неотъемлемая часть Петербурга, особое духовное пространство, означающее мертвенность среды обитания героя, предопределяющая убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. «Я тогда, как паук, к себе в угол забился... А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как я ненавидел эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел!» Комната Сони была также уродлива, похожа на сарай, где один угол был чересчур острый и черный, а другой
– безобразно тупой, что символизирует изуродованность ее жизни. Окончательное философское завершение образ
«мертвящей комнаты» получает в зловещем видении
Свидригайлова, которому вся вечная жизнь представлялась как пребывание в закоптелой
«комнатке, наподобие деревенской бани» с пауками «по всем углам». Это
– уже полное отсутствие «воздуха», равно как и полное уничтожение времени и пространства.
То, что Раскольникову для жизни не хватает воздуха, вскользь говорят и Порфирий, и Свидригайлов, но в
Петербурге воздуха (в данном случае, это символ живой, непосредственной жизни) нет вообще, как это замечает
Пульхерия Александровна: «Ужас у него душно, а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!»
М. Горький «На дне»
(равноправие, помощь нуждающимся, ответственность
общество за каждого человека)
Несёт ли общество ответственность за каждого человека?
Почему общество должно помогать обездоленным? Что такое равноправие в обществе? Ответы на эти вопросы можно найти в пьесе М. Горького «На дне».
Равноправие в обществе должно касаться всех людей. К сожалению, в реальной жизни это недостижимо. Так, в пьесе
М. Горького «На дне» в центре внимания находятся люди, оказавшиеся «на обочине» жизни. Компания состоит из потомственного вора, карточного шулера, спившегося актёра и многих других. Эти люди по разным причинам вынуждены жить в ночлежке. Многие из них уже потеряли надежду на светлое будущее. Но вызывают ли эти люди жалость? Кажется, что они сами виноваты в своих бедах.
Однако в ночлежке появляется новый герой
– старик Лука, который проявляет сочувствие к ним, его речи производят сильный эффект на жителей ночлежки. Лука даёт людям надежду на то, что они могут сами выбирать свой жизненный путь, что ещё не всё потеряно. Жизнь в ночлежке меняется: актёр перестаёт пить и серьёзно задумывается о возвращении на сцену, Васька Пепел обнаруживает в себе стремление к честной работе, Настя и Анна мечтают о лучшей жизни. Вскоре Лука уезжает, оставляя несчастных обитателей ночлежки с их мечтами. С его отъездом связан крах их надежд, огонёк в их душе вновь угасает, они перестают верить в свои силы.
Кульминационным моментом становится самоубийство
Актёра, потерявшего всякую веру в иную, отличающуюся от этой, жизнь.
Конечно, Лука врал людям из жалости. Ложь, пусть даже во спасение, не может решить всех проблем, но его приход показал нам, что эти люди мечтают измениться, не они выбрали такой путь. Общество должно помогать тем, кто нуждается в помощи. Мы несём ответственность за каждого человека. Среди тех, кто оказывается на «дне жизни», есть множество людей, желающих изменить свою жизнь, им просто нужно немного помощи и понимания.
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
(самодержавие, крепостное право, последствия
несвободы, коррупция, чиновничий произвол)
Вершиной общественной мысли в России XVIII в. стала книга
А.Н. Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву». Писатель одним из первых не просто осудил самодержавие и крепостное право, но и связал эти явления с помещичьим и чиновничьим произволом. Неслучайно автор написал на титульном листе взятый из «Телемахиды»
Тредиаковского эпиграф:
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
В книге Радищев обстоятельно описал все проблемы, от решения которых, по его мнению, зависело будущее страны. Он первым выступил против крепостного права, называя его «зверским обычаем», присущим только
«диким народам». В связи с этим одной из главных задач его книги стала критика крепостничества. Позиция
Радищева основывалась на просветительской теории естественного права, согласно которой все люди родятся свободными. Поэтому лишение человека свободы является тяжким преступлением. Кроме того, писатель был убежден, что крепостное право мешает процветанию страны. Свободный человек делает все «с прилежанием, рачением, хорошо». А земледелец,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
(последствия равнодушия, поверхностность, эгоизм,
непонимание)
Ольга Ивановна, героиня рассказа А.П. Чехова
«Попрыгунья» – капризная, избалованная молодая девушка. Лучше всего её можно описать эпитетом
«равнодушная». Она поверхностно относится к своим увлечениям, даже не пытается понять, чем живёт её муж.
Ольгу Ивановну заботят только сиюминутные радости, новые платья и праздники. Её муж Дымов вынужден много работать, чтобы она могла позволить себе жить так, как ей хочется. Ольга Ивановна пользуется тем, что муж её очень любит и не понимает, какую жертву приносит
Дымов, чтобы сделать её счастливой
Вот как проявляется её безразличие к мужу: однажды
Осип Степанович приезжает поздно с работы на дачу, мечтая о покое и ужине, а она отправляет его за цветами в город. Показательна и другая ситуация из их семейной жизни: во время отпуска Ольга завела роман с художником Рябовским. Дымов со временем узнал об этом, но его любовь к жене и незлобивость не позволили ему устроить скандал. Однажды он пришёл домой весёлый и довольный, поскольку защитил диссертацию, и поспешил поделиться радостью с Ольгой, но наткнулся на стену безразличия. По его лицу было видно, что «если бы
Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей всё», но она даже не хотела понимать, насколько это достижение важно для Дымова, к тому же она спешила в театр.
Дымов умер от дифтерита, спасая заражённого мальчика, но по-настоящему его погубила болезнь под названием «равнодушие».
Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»
(жестокость и равнодушие общества)
Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х. К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил её, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл её туфлю, которая была не по размеру и упала с её маленькой ноги. Девочка мечтала только о тёплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы которой доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять её с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мёртвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Её убили не холод и нищета, а человеческое безразличие к бедам окружающих людей.
М. Горький «Старуха Изергиль»
(сила духа, самопожертвование, неблагодарность и
жестокость, яркая личность и толпа)
Силу духа проявляет Данко, герой рассказа М. Горького
«Старуха Изергиль».
Данко
– яркая, независимая личность, способная на самопожертвование ради блага других. Именно он вызывается вести свой народ через глухой лес, топи и тьму. Однако люди, измученные долгой дорогой, готовы растерзать отважного юношу. Тогда
Данко вырывает из своей груди пылающее сердце, чтобы осветить им путь.
Когда спаситель выводит людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, падает на землю, кто-то наступает на его горящее сердце. В произведении Данко противопоставлен толпе слабых духом людей, которые в любой момент готовы сдаться, которым неведомо чувство благодарности, которых пугает всё яркое, пылающее, героическое. При помощи иносказания М. Горький доносит до читателя мысль: без сильных духом людей, способных на самопожертвование и героизм, человечество обречено на гибель.
А.П. Платонов «Песчаная учительница»
(самоотверженность, сила духа, отзывчивость)
По-настоящему сильной духом можно назвать героиню рассказа А. П. Платонова «Песчаная учительница»
Марию Никифоровну Нарышкину. Читатель буквально становится свидетелем становления её личности. Любя свою героиню, сочувствуя ей, Платонов деликатно выстраивает ее характер, заражающий «крепостью», мужественностью, поражающий самоотверженностью без жертвенности. Учительница понимала, что жители пустыни
«пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески», обучит
«искусству превращать пустыню в живую землю».
Героиня не об этом мечтала, но она не могла быть равнодушной к боли других. Чужая боль была страшнее, сильнее личного горя, вызванного невозможностью делать свое дело, одиночеством, заброшенностью.
Желание помочь жителям села придало Марии
Никифоровне ту «молодую злобу», внутреннюю силу, благодаря которой она бесстрашно схватилась с кочевниками, вытаптывавшими все живое вокруг
Хошутова, где работала учительница. Она убедила крестьян всех до единого заняться посадками, и через два года зеленью «заютили неприветливые усадьбы». Рассказ учит нас тому, что сила духа одного человека может изменить мир, превратив пустыню в цветущий сад.
А.И. Солженицын «Матренин двор»
(самопожертвование, человеколюбие, сила духа,
непонимание)
Сила духа проявляется в способности противостоять тяготам жизни, умении не сгибаться под ударами судьбы.
Ярким примером человека, обладающего огромной силой духа, является главная героиня рассказа А.И.
Солженицына
«Матренин двор». В характере Матрёны мы видим черты русской женщины, крестьянки, которая «отдает» все без остатка другим людям. На долю Матрёны выпадает много несправедливостей жизни: разлука с мужем, смерть детей,
– и со всем этим она старается справляться, более того, помогает людям, которые её окружают. Ничего не жалея для родственников, соседей, чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения хозяйства. К сожалению, люди не оценивают по достоинству ее помощь, не видят душевное богатство женщины. Все ее усилия односельчане списывают на глупость. Героиня никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует от других, находит силы смириться с судьбой и жить дальше, отдавая себя работе.
В.Г. Распутин «Уроки французского»
(помощь)
В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин показал конец сороковых годов
– трудное послевоенное время, разруху и голод. Детям рано приходилось взрослеть, брать на себя обязанности взрослых. Так и герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
Благодаря молодой учительнице французского Лидии
Михайловне, мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Однако помощь, которую оказывает учительница, благотворно влияет не только на мальчика, но и на неё саму. Чувствуя себя нужной, она испытывает счастье. Авторская мысль заключается в том, что, помогая другим, мы помогает и себе. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
(помощь, сострадание, взаимовыручка, отзывчивость,
бескорыстие)
Помощь нуждающимся и слабым
– это необходимость, не привязанная к определенному историческому периоду.
Так, повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда» может быть полезна и современному подростку, так как учит состраданию, взаимовыручке, отзывчивости.
Писатель изобразил игру, которая отражала социальную психологию общества того времени и возрастную психологию детей, ставших героями повести. В годы создания произведения семьи, из которых мужчины уходили в армию, были менее защищенными.
Незащищенность таких семей стала еще болезненнее в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
Именно о таких семьях и заботились Тимур и его команда.
Тимуровское движение – это отклик чуткого сердца на боль общечеловеческого свойства, символ взаимопомощи.
Тимур, конечно, сын своего времени, своей страны, но он еще и образ, вдохновляющий на бескорыстные поступки в
XXI веке.
В. Гюго «Отверженные»
(взаимопонимание, взаимопомощь)
В романе «Отверженные» В. Гюго повествует о том, как добро, проявленное к человеку, может повлиять на жизнь многих людей, привести к нравственному перерождению.
Ограбив дом почтенного епископа Мириэля, бывший каторжник Жан Вальжан неожиданно получает прощение от своей жертвы. Этот случай становится началом нравственных изменений в душе Вальжана, и вскоре из озлобленного на весь мир преступника он превращается в благодетеля окружающих его людей. Укрывшись от преследующего его инспектора Жавера под личиной господина Мадлена, мэра небольшого, но процветающего
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
М. Горький «Старуха Изергиль»
(сила духа, самопожертвование, неблагодарность и
жестокость, яркая личность и толпа)
Силу духа проявляет Данко, герой рассказа М. Горького
«Старуха Изергиль».
Данко
– яркая, независимая личность, способная на самопожертвование ради блага других. Именно он вызывается вести свой народ через глухой лес, топи и тьму. Однако люди, измученные долгой дорогой, готовы растерзать отважного юношу. Тогда
Данко вырывает из своей груди пылающее сердце, чтобы осветить им путь.
Когда спаситель выводит людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, падает на землю, кто-то наступает на его горящее сердце. В произведении Данко противопоставлен толпе слабых духом людей, которые в любой момент готовы сдаться, которым неведомо чувство благодарности, которых пугает всё яркое, пылающее, героическое. При помощи иносказания М. Горький доносит до читателя мысль: без сильных духом людей, способных на самопожертвование и героизм, человечество обречено на гибель.
А.П. Платонов «Песчаная учительница»
(самоотверженность, сила духа, отзывчивость)
По-настоящему сильной духом можно назвать героиню рассказа А. П. Платонова «Песчаная учительница»
Марию Никифоровну Нарышкину. Читатель буквально становится свидетелем становления её личности. Любя свою героиню, сочувствуя ей, Платонов деликатно выстраивает ее характер, заражающий «крепостью», мужественностью, поражающий самоотверженностью без жертвенности. Учительница понимала, что жители пустыни
«пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески», обучит
«искусству превращать пустыню в живую землю».
Героиня не об этом мечтала, но она не могла быть равнодушной к боли других. Чужая боль была страшнее, сильнее личного горя, вызванного невозможностью делать свое дело, одиночеством, заброшенностью.
Желание помочь жителям села придало Марии
Никифоровне ту «молодую злобу», внутреннюю силу, благодаря которой она бесстрашно схватилась с кочевниками, вытаптывавшими все живое вокруг
Хошутова, где работала учительница. Она убедила крестьян всех до единого заняться посадками, и через два года зеленью «заютили неприветливые усадьбы». Рассказ учит нас тому, что сила духа одного человека может изменить мир, превратив пустыню в цветущий сад.
А.И. Солженицын «Матренин двор»
(самопожертвование, человеколюбие, сила духа,
непонимание)
Сила духа проявляется в способности противостоять тяготам жизни, умении не сгибаться под ударами судьбы.
Ярким примером человека, обладающего огромной силой духа, является главная героиня рассказа А.И.
Солженицына
«Матренин двор». В характере Матрёны мы видим черты русской женщины, крестьянки, которая «отдает» все без остатка другим людям. На долю Матрёны выпадает много несправедливостей жизни: разлука с мужем, смерть детей,
– и со всем этим она старается справляться, более того, помогает людям, которые её окружают. Ничего не жалея для родственников, соседей, чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения хозяйства. К сожалению, люди не оценивают по достоинству ее помощь, не видят душевное богатство женщины. Все ее усилия односельчане списывают на глупость. Героиня никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует от других, находит силы смириться с судьбой и жить дальше, отдавая себя работе.
В.Г. Распутин «Уроки французского»
(помощь)
В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин показал конец сороковых годов
– трудное послевоенное время, разруху и голод. Детям рано приходилось взрослеть, брать на себя обязанности взрослых. Так и герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
Благодаря молодой учительнице французского Лидии
Михайловне, мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Однако помощь, которую оказывает учительница, благотворно влияет не только на мальчика, но и на неё саму. Чувствуя себя нужной, она испытывает счастье. Авторская мысль заключается в том, что, помогая другим, мы помогает и себе. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
(помощь, сострадание, взаимовыручка, отзывчивость,
бескорыстие)
Помощь нуждающимся и слабым
– это необходимость, не привязанная к определенному историческому периоду.
Так, повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда» может быть полезна и современному подростку, так как учит состраданию, взаимовыручке, отзывчивости.
Писатель изобразил игру, которая отражала социальную психологию общества того времени и возрастную психологию детей, ставших героями повести. В годы создания произведения семьи, из которых мужчины уходили в армию, были менее защищенными.
Незащищенность таких семей стала еще болезненнее в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
Именно о таких семьях и заботились Тимур и его команда.
Тимуровское движение – это отклик чуткого сердца на боль общечеловеческого свойства, символ взаимопомощи.
Тимур, конечно, сын своего времени, своей страны, но он еще и образ, вдохновляющий на бескорыстные поступки в
XXI веке.
В. Гюго «Отверженные»
(взаимопонимание, взаимопомощь)
В романе «Отверженные» В. Гюго повествует о том, как добро, проявленное к человеку, может повлиять на жизнь многих людей, привести к нравственному перерождению.
Ограбив дом почтенного епископа Мириэля, бывший каторжник Жан Вальжан неожиданно получает прощение от своей жертвы. Этот случай становится началом нравственных изменений в душе Вальжана, и вскоре из озлобленного на весь мир преступника он превращается в благодетеля окружающих его людей. Укрывшись от преследующего его инспектора Жавера под личиной господина Мадлена, мэра небольшого, но процветающего
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
благодаря его стараниям городка, Вальжан добивается полного преуспеяния, но, узнав, что за его прошлые преступления собираются судить невинного человека, он добровольно отдает себя в руки закона. Совершив побег с каторжного судна, Вальжан возвращается в родной городок и берёт на попечение сиротку Козетту, мать которой он некогда несправедливо осудил. Однако жизнь беглого преступника не становится спокойнее
– его по- прежнему преследует Жавер и шантажирует злобный лавочник Тенардье. Вальжан принимает решение покинуть Францию, но узнаёт о любви Козетты к молодому бонапартисту Мариусу Понмерси. Возжелав смерти последнего, Вальжан отправляется искать его на баррикады, возведённые в Париже участниками
Июльской революции 1830. Кроме Мариуса, он встречает там и своего старинного врага Жавера. Оба оказываются во власти Вальжана, который, однако,
отказывается от мести и спасает жизнь обоим
– Жавера он избавляет от линчевания толпой разъярённых революционеров, а тяжело раненного Мариуса выносит на руках из-под огня и отправляет лечиться в дом родственников. Вновь встретившись с Жавером, Вальжан готовится отправиться в тюрьму, однако поражённый благородством старого каторжника инспектор отпускает его на все четыре стороны. В финале романа Мариус, считавший Вальжана вором и убийцей, узнаёт его подлинную историю и вместе с Козеттой отправляется навестить больного старика. Последний умирает под благословение молодых людей.
Гомер «Илиада»
(месть, неумение прощать, жестокость, причины
конфликтов)
Ахилл
– персонаж греческой литературы и мифологии, полубог, самый сложный и идеальный из греческих героев. В таком качестве он фигурирует в «Илиаде»
Гомера, где играет первостепенную роль. Оскорбленный
Агамемноном, который похитил у него прекрасную пленницу Брисеиду, доставшуюся ему при дележе добычи, Ахилл в гневе покидает поле сражения, чтобы отомстить, обрекая греков на верную смерть.
Он отвергает примирение, предложенное ему
Агамемноном; непреклонный в своем гневе, непримиримый в своей ярости, он глух к доводам и упрекам, не уступая даже своему старому учителю
Фениксу, которого любит и уважает. После смерти любимого друга Патрокла Ахилл испытывает невыносимую боль и, желая отомстить за друга, возвращается в бой, одним лишь своим криком сея панику среди троянцев. Своими действиями герой доказывает, что он не умеет прощать, смирение не свойственно ему.
Ахилл
– страстная натура, он гордый, импульсивный, порывистый, обладает незаурядной силой чувств, однако смирение и прощение ему недоступны. Он доходит до жестокости в своей мести, убивает огромное количество людей, не слыша мольбы о пощаде. Так, наряду со славными качествами, герой обнаруживает неспособность прощать, что безусловно, порождает жестокость. Если бы герой умел прощать, то можно было бы избежать столь масштабного кровопролития.
Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
(последствия потребительского отношения к людям)
В повести «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенс показывает, какое влияние могут оказать поступки одного человека на судьбы окружающих. В канун Рождества к бессердечному скупердяю Скруджу являются три святочных духа. Их цель
– показать герою все обиды, которые он принёс людям, всё зло, которое он причинил собственной душе. С призраками Скрудж путешествует по закоулкам своей жизни, встречается с людьми, которым он причинил зло, наблюдает последствия своих жестоких поступков.
Во время последнего путешествия
Скрудж видит тело только что умершего человека, а затем, никем не замеченный, остаётся на некоторое время в обществе людей, которые знали покойного, но не могли сказать о нём ни одного доброго слова. Более того, смерть этого человека обрадовала многочисленных бедняков, угодившим к нему в кабалу, и обогатила его верных слуг, растащивших добро хозяина, как только сердце последнего перестало биться. Когда
Скрудж понял, кто на самом деле был тем покойником, он уверился в порочности избранного им пути и полностью нравственно переродился.
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ (ПАТРИОТИЗМ)
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
(истинный и ложный патриотизм)
Н.В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мёртвые души» ставит вопрос об истинном и ложном патриотизме.
Истинный патриотизм состоит, с его точки зрения, не в том, чтобы выстроить для себя избу в русском вкусе, как это делают описанные им в одиннадцатой главе лжепатриоты: «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устраивая судьбу свою на счет других; но как только случится что-нибудь, по мнению их, оскорбительное для
Отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запуталась в паутине муха, и подымут вдруг крики: "Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это все, что ни описано здесь, это все наше
– хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе? Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?"»
Гоголь не может принять подобную позицию. Обрекая себя на неприятие
«лицемерно-бесчувственного современного суда», он избирает путь и судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь».
По мнению автора, настоящий патриот должен быть деятельным, он должен стараться во благо своей Родины, но для такого старания важно видеть проблемы общества и страны, нельзя замыкаться на своей жизни и думать только о себе, не замечая происходящего.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
(роль Родины в жизни человека, любовь к Родине, чувство
Родины)
Общечеловеческой страсти
– любви к свободе и потерянной родине
– посвящена поэма М.Ю. Лермонтова
«Мцыри». Еще ребёнком оказавшись на чужбине, герой сохранил в своей душе чувство Родины и тягу к родным местам, которую невозможно ни объяснить, ни осмыслить.
Герой испытывает чувство вины за то, что не пытался попасть домой столько лет. Он признается: «Да, заслужил я жребий мой», – ставя себе в пример могучего коня, который и без седока «на родину издалека /
Найдет прямой и краткий путь».
Родина тесно переплетена в поэме с «духом отцов», способностью человека к самоутверждению и самоидентификации, принадлежности к народу, месту жительства. Способность к такому самоутверждению была в нем изначально. Еще в ребенке «мучительный недуг / Развил тогда могучий дух
/ Его отцов», «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал, / Он знаком пищу отвергал / И тихо, гордо умирал». В монастыре молодой горец не утратил ни свободолюбия, ни мужества, ни памяти о родине, ни нежного, трепетного отношения к природе.
Развязка поэмы только подразумевается. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад. Там, среди природы, в виду Кавказа, он рассчитывает на «привет прощальный» с Родины, которой так и не достиг: «И с этой мыслью я засну, / И никого не прокляну!..»
Герою не было дано и несколько минут побыть «среди крутых и темных скал»,, но напоследок, чтобы уйти спокойно, ему нужно было хотя бы издали увидеть Кавказ.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
– его по- прежнему преследует Жавер и шантажирует злобный лавочник Тенардье. Вальжан принимает решение покинуть Францию, но узнаёт о любви Козетты к молодому бонапартисту Мариусу Понмерси. Возжелав смерти последнего, Вальжан отправляется искать его на баррикады, возведённые в Париже участниками
Июльской революции 1830. Кроме Мариуса, он встречает там и своего старинного врага Жавера. Оба оказываются во власти Вальжана, который, однако,
отказывается от мести и спасает жизнь обоим
– Жавера он избавляет от линчевания толпой разъярённых революционеров, а тяжело раненного Мариуса выносит на руках из-под огня и отправляет лечиться в дом родственников. Вновь встретившись с Жавером, Вальжан готовится отправиться в тюрьму, однако поражённый благородством старого каторжника инспектор отпускает его на все четыре стороны. В финале романа Мариус, считавший Вальжана вором и убийцей, узнаёт его подлинную историю и вместе с Козеттой отправляется навестить больного старика. Последний умирает под благословение молодых людей.
Гомер «Илиада»
(месть, неумение прощать, жестокость, причины
конфликтов)
Ахилл
– персонаж греческой литературы и мифологии, полубог, самый сложный и идеальный из греческих героев. В таком качестве он фигурирует в «Илиаде»
Гомера, где играет первостепенную роль. Оскорбленный
Агамемноном, который похитил у него прекрасную пленницу Брисеиду, доставшуюся ему при дележе добычи, Ахилл в гневе покидает поле сражения, чтобы отомстить, обрекая греков на верную смерть.
Он отвергает примирение, предложенное ему
Агамемноном; непреклонный в своем гневе, непримиримый в своей ярости, он глух к доводам и упрекам, не уступая даже своему старому учителю
Фениксу, которого любит и уважает. После смерти любимого друга Патрокла Ахилл испытывает невыносимую боль и, желая отомстить за друга, возвращается в бой, одним лишь своим криком сея панику среди троянцев. Своими действиями герой доказывает, что он не умеет прощать, смирение не свойственно ему.
Ахилл
– страстная натура, он гордый, импульсивный, порывистый, обладает незаурядной силой чувств, однако смирение и прощение ему недоступны. Он доходит до жестокости в своей мести, убивает огромное количество людей, не слыша мольбы о пощаде. Так, наряду со славными качествами, герой обнаруживает неспособность прощать, что безусловно, порождает жестокость. Если бы герой умел прощать, то можно было бы избежать столь масштабного кровопролития.
Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
(последствия потребительского отношения к людям)
В повести «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенс показывает, какое влияние могут оказать поступки одного человека на судьбы окружающих. В канун Рождества к бессердечному скупердяю Скруджу являются три святочных духа. Их цель
– показать герою все обиды, которые он принёс людям, всё зло, которое он причинил собственной душе. С призраками Скрудж путешествует по закоулкам своей жизни, встречается с людьми, которым он причинил зло, наблюдает последствия своих жестоких поступков.
Во время последнего путешествия
Скрудж видит тело только что умершего человека, а затем, никем не замеченный, остаётся на некоторое время в обществе людей, которые знали покойного, но не могли сказать о нём ни одного доброго слова. Более того, смерть этого человека обрадовала многочисленных бедняков, угодившим к нему в кабалу, и обогатила его верных слуг, растащивших добро хозяина, как только сердце последнего перестало биться. Когда
Скрудж понял, кто на самом деле был тем покойником, он уверился в порочности избранного им пути и полностью нравственно переродился.
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ (ПАТРИОТИЗМ)
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
(истинный и ложный патриотизм)
Н.В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мёртвые души» ставит вопрос об истинном и ложном патриотизме.
Истинный патриотизм состоит, с его точки зрения, не в том, чтобы выстроить для себя избу в русском вкусе, как это делают описанные им в одиннадцатой главе лжепатриоты: «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устраивая судьбу свою на счет других; но как только случится что-нибудь, по мнению их, оскорбительное для
Отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запуталась в паутине муха, и подымут вдруг крики: "Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это все, что ни описано здесь, это все наше
– хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе? Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?"»
Гоголь не может принять подобную позицию. Обрекая себя на неприятие
«лицемерно-бесчувственного современного суда», он избирает путь и судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь».
По мнению автора, настоящий патриот должен быть деятельным, он должен стараться во благо своей Родины, но для такого старания важно видеть проблемы общества и страны, нельзя замыкаться на своей жизни и думать только о себе, не замечая происходящего.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
(роль Родины в жизни человека, любовь к Родине, чувство
Родины)
Общечеловеческой страсти
– любви к свободе и потерянной родине
– посвящена поэма М.Ю. Лермонтова
«Мцыри». Еще ребёнком оказавшись на чужбине, герой сохранил в своей душе чувство Родины и тягу к родным местам, которую невозможно ни объяснить, ни осмыслить.
Герой испытывает чувство вины за то, что не пытался попасть домой столько лет. Он признается: «Да, заслужил я жребий мой», – ставя себе в пример могучего коня, который и без седока «на родину издалека /
Найдет прямой и краткий путь».
Родина тесно переплетена в поэме с «духом отцов», способностью человека к самоутверждению и самоидентификации, принадлежности к народу, месту жительства. Способность к такому самоутверждению была в нем изначально. Еще в ребенке «мучительный недуг / Развил тогда могучий дух
/ Его отцов», «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал, / Он знаком пищу отвергал / И тихо, гордо умирал». В монастыре молодой горец не утратил ни свободолюбия, ни мужества, ни памяти о родине, ни нежного, трепетного отношения к природе.
Развязка поэмы только подразумевается. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад. Там, среди природы, в виду Кавказа, он рассчитывает на «привет прощальный» с Родины, которой так и не достиг: «И с этой мыслью я засну, / И никого не прокляну!..»
Герою не было дано и несколько минут побыть «среди крутых и темных скал»,, но напоследок, чтобы уйти спокойно, ему нужно было хотя бы издали увидеть Кавказ.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Почувствовать боль Мцыри, как свою, понять мотивы его поступков способен, наверное, лишь человек, который по воле судьбы был «вырван» из родных мест. Лишенный
Родины, полноценной памяти о ней, герой не смог бы найти покой: в любой точке мира он ощущал бы эту пустоту и стремился бы ее заполнить, искал бы «бури», ведь для
«покоя» необходима опора
– Родина и семья.
Н.С. Лесков «Левша»
(любовь к Родине)
Любовь к родине
– одна из центральных тем в сказе Н. С.
Лескова «Левша». Показывая трагическую судьбу талантливого мастера из народа, писатель пытается понять, что значит «русская душа», что важно для русского человека, что он хранит в отдалённых уголках своей памяти. Самым важным качеством Левши является чувство безграничной любви к Родине. Для героя Россия является райским уголком, единственной обителью: «Мы к своей родине привержены, верно преданные». Он не готов забыть о родине, несмотря на её несправедливость и жестокость. Оказавшись на чужой земле, он тоскует, его душа стремится в «родное место». Левша даже жертвует своей жизнью ради блага и имени России.
А.Н. Толстой «Петр Первый»
(любовь к Родине, личные и общественные интересы)
Первые главы романа «Петр Первый» рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами – Милославскими и Нарышкиными,
представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь.
Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни народная судьба.
Однако не все герои произведения безразличны к будущему народа и страны. Оказавшиеся на разных полюсах, Василий Голицын и Петр Первый, преследуют одинаковые цели, имеют схожее представление о путях развития России.
Василий Голицын, в отличие от окружавших его бояр, понимает, как нужны России преобразования. В столкновении с боярами государственные интересы
Голицын ставит выше личных. «Не менее вашего о государстве болею»,
– говорит он, повышая голос и ударяя перстнями по кольчуге. Бояре же только ищут способ выкачать деньги из народа и предлагают наложить подать на лапти. Предложение бояр обескураживает Голицына.
С болью и гневом говорит он боярам: «Во всех христианских странах, – а есть такие, что и уезда нашего не стоят,
– жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей... Лишь мы одни дремлем непробудно...
Скоро пустыней назовут русскую землю!»
Этот умный, европейски образованный человек проповедует передовые для своего времени идеи. Ему больно видеть Россию нищей, темной, отсталой. Он считает необходимым облегчить положение народа, отобрать у помещиков земли и отдать их крестьянам
– в этом он идет даже дальше Петра. Он хочет видеть свою страну богатой, просвещенной, ведущей торговлю с другими государствами, развивающей свою промышленность. Эти планы преобразования отсталой, патриархальной Руси роднят его с Петром.
Семь лет он фактически правит страной, однако ни один из его проектов не воплощается в жизнь. Рисуя Голицына,
Толстой показывает, что не ему вести Россию вперед, по пути преобразований. Для этого нужно обладать другими качествами. Голицын изящен, красив, но безволен и слаб, непоследователен, ему во всем не хватает решительности, твердости, принципиальности: князь то издает указ, по которому должны наказать виновного, то
«по доброте» своей отменяет его. Порицая бояр за равнодушие к государственным делам, к тяжелому положению в стране, он в силу своей бесхарактерности, душевной слабости становится слугой этих
«монстров». Василий Голицын оторван от реальной жизни, далек от народа, ему не хватает энергии, воли, настойчивости в достижении целей, знания жизни, т. е. всего того, что нужно настоящему преобразователю и что присуще именно Петру.
Петр тверд и решителен, уверенно идет он к достижению цели, его не отличает мягкость характера, доброта, как
Голицына. Он не щадит ни себя, ни окружающих, ни народ во имя благосостояния государства.
Любовь к родине проявляется у Петра сначала в глубокой боли за свою страну: «Черт привел родиться царем в такой стране!»
– с горечью восклицает он, видя нищету, убожество, темноту своей огромной страны. Не раз задумывается Петр над причинами обнищания России, невежественности. Вот одно из высказываний Петра, свидетельствующее об этих раздумьях: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и
– нищие...».
Выход из этого положения Петр, как и Василий Голицын, видит в развитии промышленности, торговли, в завоевании берегов Балтийского моря. В отличие от безвольного мечтателя Голицына, Петр
– практический государственный деятель, решительно проводящий свои идеи в жизнь.
Не только экономическая отсталость страны беспокоит
Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, заниматься развитием культуры, науки, искусства. При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей из низших сословий учились литью, математике, фортификации и истории. России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. Это хорошо осознавал Петр.
Оба героя заботятся о судьбе свое страны, оба стремятся к преобразованиям, но именно Петр Великий становится человеком, изменившим Россию к лучшему.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 38
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(смелость, героизм, подвиг во имя Родины)
Тушин
– персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», артиллерийский офицер, штабс- капитан. Он встретился князю Андрею накануне Шенграбенского сражения: маленький, грязный, худой артиллерийский офицер, «который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках» встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно». Сопровождающий князя офицер упрекает Тушина за его вид:
«… вам бы, кажется, как артиллеристу, надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете».
Князь Андрей, в свою очередь, отмечает, что во внешности Тушина не было ничего военного. Однако, когда раздались взрывы, «в то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною набок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно». «Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом». Невзрачный, совсем «не военный»
Тушин своей храбростью и сметливостью решает исход
Шенграбенского сражения.
Толстой считает войну «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Однако, рисуя Шенграбенское сражение,
он показывает, как война в защиту родины может содействовать проявлению самых лучших качеств человека.
«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять», но этот обыкновенный человек совершил настоящий подвиг, которого никто от него не ждал. Образ Тушина можно назвать собирательным. Л. Н. Толстой показывает, что великие победы были возможны благодаря таким отважным людям, как Тушин. И таких людей в нашей истории было много.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА, УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
(разобщенность людей в большом городе, влияние
места жительства на характер человека, причины
ненависти, причины одиночества)
Главные впечатления от Петербурга Достоевского в
«Преступлении и наказании»
– невыносимая духота, становящаяся «атмосферой преступления»; темнота, грязь и слякоть, от которых развивается отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим. Приехавшие в
Петербург из провинции быстро перерождаются, поддаваясь его
«цивилизующему», разлагающему и опошляющему влиянию, как Раскольников, Миколка, Мармеладов,
Катерина Ивановна.
Для Достоевского существует прежде всего не Петербург барокко и классицизма, дворцов и садов, а Петербург
Сенной площади с ее шумом и торговцами, грязных переулков и доходных домов, кабаков и «домов увеселения», темных каморок и лестничных клеток. Это пространство наполняется неисчислимым количеством людей, сливающихся в безликую и бесчувственную толпу, сквернословящую, хохочущую и безжалостно топчущую всех ослабевших в жестокой «борьбе за жизнь».
Петербург создает контраст крайней скученности людей при крайней их разобщенности и чуждости друг другу, что порождает в душах людей по отношению друг к другу враждебность и насмешливое любопытство. Весь роман наполнен бесконечными уличными сценами и скандалами: удар кнута, драка, самоубийство
(Раскольников видит однажды, как бросается в канал женщина с желтым, «испитым» лицом), задавленный лошадями пьяница
– все становится пищей для насмешек или пересудов. Толпа преследует героев не только на улицах: Мармеладовы живут в проходных комнатах, и при всякой скандальной семейной сцене из разных дверей
«протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками, в ермолках» и «потешно смеялись». Та же толпа появляется как кошмар во сне Раскольникова, невидимая и оттого особенно страшная, наблюдающая и злобно смеющаяся над лихорадочными стараниями обезумевшего героя довершить свое злополучное преступление.
Именно здесь должно было сложиться у главного героя представление о людях как о надоедливых и злобных насекомых, поедающих друг друга, подобно запертым в тесной банке паукам. Раскольников начинает едко ненавидеть своих «ближних»: «Одно новое непреодолимое ощущение овладевало им все более и более с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, гадки были их лица, походка, движения».
У героя невольно возникает желание уйти от всех, уединиться в себе и устроиться так, чтобы возвыситься и добиться полного господства над всем этим людским
«муравейником». Для этого можно и убить одну из этих
«гадких и зловредных вшей», и за это «сорок грехов простят». Тогда же герой и уходит в свою каморку, напоминающую «сундук», «шкаф» или «гроб», в свое духовное «подполье» и там вынашивает свою бесчеловечную теорию. Эта каморка
– тоже неотъемлемая часть Петербурга, особое духовное пространство, означающее мертвенность среды обитания героя, предопределяющая убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. «Я тогда, как паук, к себе в угол забился... А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как я ненавидел эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел!» Комната Сони была также уродлива, похожа на сарай, где один угол был чересчур острый и черный, а другой
– безобразно тупой, что символизирует изуродованность ее жизни. Окончательное философское завершение образ
«мертвящей комнаты» получает в зловещем видении
Свидригайлова, которому вся вечная жизнь представлялась как пребывание в закоптелой
«комнатке, наподобие деревенской бани» с пауками «по всем углам». Это
– уже полное отсутствие «воздуха», равно как и полное уничтожение времени и пространства.
То, что Раскольникову для жизни не хватает воздуха, вскользь говорят и Порфирий, и Свидригайлов, но в
Петербурге воздуха (в данном случае, это символ живой, непосредственной жизни) нет вообще, как это замечает
Пульхерия Александровна: «Ужас у него душно, а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!»
М. Горький «На дне»
(равноправие, помощь нуждающимся, ответственность
общество за каждого человека)
Несёт ли общество ответственность за каждого человека?
Почему общество должно помогать обездоленным? Что такое равноправие в обществе? Ответы на эти вопросы можно найти в пьесе М. Горького «На дне».
Равноправие в обществе должно касаться всех людей. К сожалению, в реальной жизни это недостижимо. Так, в пьесе
М. Горького «На дне» в центре внимания находятся люди, оказавшиеся «на обочине» жизни. Компания состоит из потомственного вора, карточного шулера, спившегося актёра и многих других. Эти люди по разным причинам вынуждены жить в ночлежке. Многие из них уже потеряли надежду на светлое будущее. Но вызывают ли эти люди жалость? Кажется, что они сами виноваты в своих бедах.
Однако в ночлежке появляется новый герой
– старик Лука, который проявляет сочувствие к ним, его речи производят сильный эффект на жителей ночлежки. Лука даёт людям надежду на то, что они могут сами выбирать свой жизненный путь, что ещё не всё потеряно. Жизнь в ночлежке меняется: актёр перестаёт пить и серьёзно задумывается о возвращении на сцену, Васька Пепел обнаруживает в себе стремление к честной работе, Настя и Анна мечтают о лучшей жизни. Вскоре Лука уезжает, оставляя несчастных обитателей ночлежки с их мечтами. С его отъездом связан крах их надежд, огонёк в их душе вновь угасает, они перестают верить в свои силы.
Кульминационным моментом становится самоубийство
Актёра, потерявшего всякую веру в иную, отличающуюся от этой, жизнь.
Конечно, Лука врал людям из жалости. Ложь, пусть даже во спасение, не может решить всех проблем, но его приход показал нам, что эти люди мечтают измениться, не они выбрали такой путь. Общество должно помогать тем, кто нуждается в помощи. Мы несём ответственность за каждого человека. Среди тех, кто оказывается на «дне жизни», есть множество людей, желающих изменить свою жизнь, им просто нужно немного помощи и понимания.
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
(самодержавие, крепостное право, последствия
несвободы, коррупция, чиновничий произвол)
Вершиной общественной мысли в России XVIII в. стала книга
А.Н. Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву». Писатель одним из первых не просто осудил самодержавие и крепостное право, но и связал эти явления с помещичьим и чиновничьим произволом. Неслучайно автор написал на титульном листе взятый из «Телемахиды»
Тредиаковского эпиграф:
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
В книге Радищев обстоятельно описал все проблемы, от решения которых, по его мнению, зависело будущее страны. Он первым выступил против крепостного права, называя его «зверским обычаем», присущим только
«диким народам». В связи с этим одной из главных задач его книги стала критика крепостничества. Позиция
Радищева основывалась на просветительской теории естественного права, согласно которой все люди родятся свободными. Поэтому лишение человека свободы является тяжким преступлением. Кроме того, писатель был убежден, что крепостное право мешает процветанию страны. Свободный человек делает все «с прилежанием, рачением, хорошо». А земледелец,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
вынужденный работать на своего поработителя, будет выполнять свой труд «оплошно, лениво, косо и криво».
Яркой иллюстрацией к этой мысли служит глава
«Любани». Крепостное право приводит к сокращению населения, ослабляет могущество государства, наносит обществу тяжелый моральный ущерб, воспитывая в помещиках наглость и жестокость, а в зависимых от них людях
– страх и покорность.
Кроме того, проблемы России автор видел в государственном устройстве. Радищев считал, что власть должна избираться и контролироваться народом, ведь правительство, наделенное бесконтрольной властью, неизбежно выродится в деспотию. В «Путешествии»
Радищев поставил перед собой задачу развеять тот ложный ореол, которым на протяжении многих веков был окружен царский престол. В главе «Спасская полесть» описан аллегорический сон путешественника, построенный по принципу просветительского
«прозрения», когда герой от заблуждения переходит к правильному взгляду на мир. Человек, наслаждающийся властью, пренебрегает народом. И это правило касается не только главы государства, но и всех начальников. Таков чиновник, не пожелавший спасать утопающих в Финском заливе («Чудово»), таков наместник, посылающий за
«устерсами» на казенный счет бесчисленных курьеров
(«Спасская полесть»), таков и еще один наместник
(«Зайцово»), защищающий на суде помещичий произвол.
Говоря о двух главных сословия общества
– дворянстве и крестьянстве
– писатель отвергает официальную позицию государства о том, что дворянство
– цвет нации, ее гордость и украшение. Дворяне, по глубокому убеждению Радищева, не цвет, не гордость нации, а паразитическое сословие, незаконно присваивающее себе плоды чужого труда (главы
«Любани», «Зайцово», «Вышний Волочок»). Автор приходит к мысли о полной бесполезности и даже ненужности «благородного» сословия.
Главной опорой русского общества, «источником государственного избытка, силы, могущества» (глава
«Пешки») Радищев называет крестьянство. Он восхищается гражданскими и семейные добродетелями крестьян, а пороки связывает с крепостническими порядками. Образ крестьянина-пахаря, кормильца и созидателя, является уже в начале книги, в главе
«Любани». От него веет спокойной уверенностью в своих силах. Эта тема будет продолжена и в главе «Вышний
Волочок», и в «Пешках», в ряде других глав. Крестьянин выступает в «Путешествии» и как защитник родины, ее главная военная сила («Городня»). Труд, близость к природе сохраняют здоровье и красоту сельских жителей.
Превосходство крестьян над дворянами автор видит в их нравственных достоинствах, в способности правильно понимать искусство («Клин»). Самым веским доказательством одаренности простого народа является для Радищева судьба М.В. Ломоносова, которому посвящена последняя глава, как бы венчающая всю книгу.
Крестьянам Радищев противопоставляет помещиков, которые в произведении изображены как люди, утратившие не только чувственность, но элементарные человеческие качества. Их развратили праздность, высокомерие и привычка повелевать. Неслучайно по отношению к ним писатель часто употребляет эпитет
«жестокосердый» («Зайцово»,«Городня»).
Таким образом, описывая проблемы общества, Радищев сосредоточил внимание не только на социальных и политических проблемах крепостнического государства, но и на моральных качествах людей.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
(взяточничество, беззаконие, власть, социальные пороки)
Сила художественного воздействия настолько велика, что может послужить нравственному перевоспитанию общества. Именно такую задачу ставил перед собой Н. В.
Гоголь, работая над комедией «Ревизор». Неслучайно писатель отказался от положительного героя. Персонажи пьесы живут в провинциальном мирке, показанном гиперболически, гротескно. Самодурство, честолюбие, мотовство, чванство героев не знают предела.
Реалистическая достоверность характеров подкрепляется яркой и точной бытовой речью. Единственным честным участником событий «Ревизора» следует считать авторский смех, обличающий преступления и пороки.
«Над кем смеетесь? Над собой смеетесь»,
– заключает автор устами городничего. Немая сцена в конце
«Ревизора» позволяет увидеть в комедии глубокое философское обобщение извечной русской проблемы «А судьи кто?», ранее гениально воплощенной Грибоедовым.
Главные герои комедии представляют основные слои российского губернского дворянско-чиновничьего общества
– от всевластного городничего до свободных от службы помещиков
Бобчинского и Добчинского. В качестве эпизодических персонажей появляются полицейские, купцы, мещане.
В основе комедии лежит анекдотическая ситуация.
Городничего предупреждает письмом о возможном приезде ревизора его столичный родственник. Тем самым писатель говорит о существовании своеобразного общероссийского клана чиновников, связанных родственными отношениями и корпоративными интересами. Мнимый ревизор Хлестаков
– мелкий столичный чиновник. Выходец из провинции, он как бы объединяет высшие и низшие, столичные и провинциальные круги чиновничества. Его можно принять за важного начальника лишь в глухом уездном городишке. В столичной иерархии он пока в самом низу, но нравы и порядки среды, в которой он вращается, ему и знакомы, и понятны. Тем самым в комедии создается связь с системой высшей государственной российской власти. Почувствовав это, Николай I после премьеры спектакля, на которой он присутствовал, сказал: «Ну и комедия! Всем досталось, а мне
– больше всех».
Досталось же российскому служилому люду за то, что, имея возможность практически бесконтрольно осуществлять власть на местах, он в значительной своей части употребляет эти возможности во вред обществу, для удовлетворения личных потребностей, страстей, прихотей. Взятка правит миром
– это главная тема, которую герои в тех или иных аспектах обсуждают на всем протяжении пьесы. Берут все и везде, разворовываются казенные средства, дело подменяется показухой. Здесь особенно яркий пример
– отношение городничего и Земляники к больнице и больным. В городе царят беззаконие и произвол, полиция же занимается лишь тем, что поддерживает удобное и выгодное для властей положение. О методах работы полиции достаточно выразительно свидетельствует ставшая нарицательной фамилия одного из полицейских
–
Держиморда.
Важнейшим лицом комедии Гоголь считал Хлестакова. С ним связана стихия комического, и в то же время он невольно, в силу простодушной искренности, естественности своего поведения, становится едва ли не главным разоблачителем российской действительности. Хлестаков не вполне традиционный герой социально-сатирической комедии. Это не обычный плут и мошенник. На ловкую интригу, сознательный, продуманный обман он не способен хотя бы в силу данной ему интеллектуальной характеристики
–
«пустейший». Ничтожный «елистратишка» по стечению обстоятельств оказывается принят за «значительное лицо» и начинает вести себя соответственно. Для него быть значительным
– это прежде всего много брать. Чем выше взлетает в своих мечтах Хлестаков, тем больше денег он просит «взаймы» у приходящих искать его благосклонности, впрочем, удовлетворяясь и малым. Для
Хлестакова и в этом случае главное не нажива, а игра в значительность. Эта роль ему очень нравится, и исполняет он ее самозабвенно. Характерно, что
Хлестаков, подсчитывая полученные деньги, мечтает не преумножить капитал, а поскорее сыграть на них в карты.
Хлестаков
– артист в мире, где правит опытный, огрубевший и мрачноватый городничий Сквозник-
Дмухановский. Этот мелкий чиновник готов играть любую роль, предлагаемую обстоятельствами: ревизора,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Яркой иллюстрацией к этой мысли служит глава
«Любани». Крепостное право приводит к сокращению населения, ослабляет могущество государства, наносит обществу тяжелый моральный ущерб, воспитывая в помещиках наглость и жестокость, а в зависимых от них людях
– страх и покорность.
Кроме того, проблемы России автор видел в государственном устройстве. Радищев считал, что власть должна избираться и контролироваться народом, ведь правительство, наделенное бесконтрольной властью, неизбежно выродится в деспотию. В «Путешествии»
Радищев поставил перед собой задачу развеять тот ложный ореол, которым на протяжении многих веков был окружен царский престол. В главе «Спасская полесть» описан аллегорический сон путешественника, построенный по принципу просветительского
«прозрения», когда герой от заблуждения переходит к правильному взгляду на мир. Человек, наслаждающийся властью, пренебрегает народом. И это правило касается не только главы государства, но и всех начальников. Таков чиновник, не пожелавший спасать утопающих в Финском заливе («Чудово»), таков наместник, посылающий за
«устерсами» на казенный счет бесчисленных курьеров
(«Спасская полесть»), таков и еще один наместник
(«Зайцово»), защищающий на суде помещичий произвол.
Говоря о двух главных сословия общества
– дворянстве и крестьянстве
– писатель отвергает официальную позицию государства о том, что дворянство
– цвет нации, ее гордость и украшение. Дворяне, по глубокому убеждению Радищева, не цвет, не гордость нации, а паразитическое сословие, незаконно присваивающее себе плоды чужого труда (главы
«Любани», «Зайцово», «Вышний Волочок»). Автор приходит к мысли о полной бесполезности и даже ненужности «благородного» сословия.
Главной опорой русского общества, «источником государственного избытка, силы, могущества» (глава
«Пешки») Радищев называет крестьянство. Он восхищается гражданскими и семейные добродетелями крестьян, а пороки связывает с крепостническими порядками. Образ крестьянина-пахаря, кормильца и созидателя, является уже в начале книги, в главе
«Любани». От него веет спокойной уверенностью в своих силах. Эта тема будет продолжена и в главе «Вышний
Волочок», и в «Пешках», в ряде других глав. Крестьянин выступает в «Путешествии» и как защитник родины, ее главная военная сила («Городня»). Труд, близость к природе сохраняют здоровье и красоту сельских жителей.
Превосходство крестьян над дворянами автор видит в их нравственных достоинствах, в способности правильно понимать искусство («Клин»). Самым веским доказательством одаренности простого народа является для Радищева судьба М.В. Ломоносова, которому посвящена последняя глава, как бы венчающая всю книгу.
Крестьянам Радищев противопоставляет помещиков, которые в произведении изображены как люди, утратившие не только чувственность, но элементарные человеческие качества. Их развратили праздность, высокомерие и привычка повелевать. Неслучайно по отношению к ним писатель часто употребляет эпитет
«жестокосердый» («Зайцово»,«Городня»).
Таким образом, описывая проблемы общества, Радищев сосредоточил внимание не только на социальных и политических проблемах крепостнического государства, но и на моральных качествах людей.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
(взяточничество, беззаконие, власть, социальные пороки)
Сила художественного воздействия настолько велика, что может послужить нравственному перевоспитанию общества. Именно такую задачу ставил перед собой Н. В.
Гоголь, работая над комедией «Ревизор». Неслучайно писатель отказался от положительного героя. Персонажи пьесы живут в провинциальном мирке, показанном гиперболически, гротескно. Самодурство, честолюбие, мотовство, чванство героев не знают предела.
Реалистическая достоверность характеров подкрепляется яркой и точной бытовой речью. Единственным честным участником событий «Ревизора» следует считать авторский смех, обличающий преступления и пороки.
«Над кем смеетесь? Над собой смеетесь»,
– заключает автор устами городничего. Немая сцена в конце
«Ревизора» позволяет увидеть в комедии глубокое философское обобщение извечной русской проблемы «А судьи кто?», ранее гениально воплощенной Грибоедовым.
Главные герои комедии представляют основные слои российского губернского дворянско-чиновничьего общества
– от всевластного городничего до свободных от службы помещиков
Бобчинского и Добчинского. В качестве эпизодических персонажей появляются полицейские, купцы, мещане.
В основе комедии лежит анекдотическая ситуация.
Городничего предупреждает письмом о возможном приезде ревизора его столичный родственник. Тем самым писатель говорит о существовании своеобразного общероссийского клана чиновников, связанных родственными отношениями и корпоративными интересами. Мнимый ревизор Хлестаков
– мелкий столичный чиновник. Выходец из провинции, он как бы объединяет высшие и низшие, столичные и провинциальные круги чиновничества. Его можно принять за важного начальника лишь в глухом уездном городишке. В столичной иерархии он пока в самом низу, но нравы и порядки среды, в которой он вращается, ему и знакомы, и понятны. Тем самым в комедии создается связь с системой высшей государственной российской власти. Почувствовав это, Николай I после премьеры спектакля, на которой он присутствовал, сказал: «Ну и комедия! Всем досталось, а мне
– больше всех».
Досталось же российскому служилому люду за то, что, имея возможность практически бесконтрольно осуществлять власть на местах, он в значительной своей части употребляет эти возможности во вред обществу, для удовлетворения личных потребностей, страстей, прихотей. Взятка правит миром
– это главная тема, которую герои в тех или иных аспектах обсуждают на всем протяжении пьесы. Берут все и везде, разворовываются казенные средства, дело подменяется показухой. Здесь особенно яркий пример
– отношение городничего и Земляники к больнице и больным. В городе царят беззаконие и произвол, полиция же занимается лишь тем, что поддерживает удобное и выгодное для властей положение. О методах работы полиции достаточно выразительно свидетельствует ставшая нарицательной фамилия одного из полицейских
–
Держиморда.
Важнейшим лицом комедии Гоголь считал Хлестакова. С ним связана стихия комического, и в то же время он невольно, в силу простодушной искренности, естественности своего поведения, становится едва ли не главным разоблачителем российской действительности. Хлестаков не вполне традиционный герой социально-сатирической комедии. Это не обычный плут и мошенник. На ловкую интригу, сознательный, продуманный обман он не способен хотя бы в силу данной ему интеллектуальной характеристики
–
«пустейший». Ничтожный «елистратишка» по стечению обстоятельств оказывается принят за «значительное лицо» и начинает вести себя соответственно. Для него быть значительным
– это прежде всего много брать. Чем выше взлетает в своих мечтах Хлестаков, тем больше денег он просит «взаймы» у приходящих искать его благосклонности, впрочем, удовлетворяясь и малым. Для
Хлестакова и в этом случае главное не нажива, а игра в значительность. Эта роль ему очень нравится, и исполняет он ее самозабвенно. Характерно, что
Хлестаков, подсчитывая полученные деньги, мечтает не преумножить капитал, а поскорее сыграть на них в карты.
Хлестаков
– артист в мире, где правит опытный, огрубевший и мрачноватый городничий Сквозник-
Дмухановский. Этот мелкий чиновник готов играть любую роль, предлагаемую обстоятельствами: ревизора,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM