ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(отказ от человеческого достоинства, самоуничижение,
чинопочитание, самооценка)
Главный герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника» Червяков сознательно подвергает себя унижению, демонстрируя полный отказ от человеческого достоинства. Он сомневается в каждом поступке, оценивая его через призму общественного мнения и порядков. Герой доводит до абсурда невинную ситуацию, произошедшую в театре: Червяков случайно чихает на лысину генерала, начинает преследовать его с извинениями. Ему недостаточно слов генерала о том, что все в порядке, он так сильно переживает из-за случившегося, что умирает.
Его неуверенность в себе
– это неуверенность в своем праве быть человеком, достойным уважения, независимо от занимаемого положения. Зло представлено в рассказе не в образе генерала, который довёл человека до подобного состояния, напротив, генерал обрисован в произведении вполне нейтрально, он лишь реагирует на действия Червякова. Зло скрывается в чинопочитании и раболепии, которые настолько вошли в привычку героя, что он готов ценой жизни отстаивать своё право демонстрировать почтительность и ничтожество.
Червяков страдает не от унижения, а от того, что опасается неверной трактовки своих поступков, от того, что его могут заподозрить в неуважении к тем, кто выше рангом. «Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам…не будет…»
Таким образом, на примере судьбы главного героя мы учимся тому, что без самоуважения человек не способен выжить в обществе.
В.К. Железников «Чучело»
(формирование личности, сильная и слабая личность,
противостояние общественному мнению, устройство
коллектива, лидерство)
В центре повести В.К. Железникова «Чучело» – группа ребят, которые учатся в одном классе. Особенностью этого класса является то, что у них есть лидер
– уверенная в себе, принципиальная девочка, которую прозвали Железной Кнопкой. В коллективе есть красавица Шмакова, считающая себя королевой класса,
Лохматый, привыкший решать проблемы силой, Дима
Сомов, не подчиняющийся никому и имеющий свое мнение. Также есть вторая половина класса: Рыжий, над которым все смеются из-за цвета его волос,
Попов, ставший «рабом» Шмаковой, Васильев, по натуре добрый мальчик, тонко чувствующий несправедливость, но не осмеливающийся что-либо сделать и сказать. Эти ребята не могут противостоять сильной половине класса.
Так, Рыжий, чтобы не быть изгоем, смеется над собой вместе со всеми, а Васильев, понимая, что на его глазах происходит несправедливость, молчит, потому что боится бойкота. Их неуверенность в себе компенсируется тем, что они находятся в коллективе, в стае, там они чувствуют себя в безопасности. Такие порядки царят в классе до тех пор, пока не появляется Лена Бессольцева.
Лена
– добрая и честная девочка, которой предстоит пройти сложный путь воспитания в себе личности.
Поначалу она, как и Рыжий, смеется над собой вместе с классом, терпит обидное прозвище «чучело». Она не защищает себя, но вступается за Диму Сомова, единственного человека, который не обижал ее. Она проявляет истинную смелость и благородство, взяв его вину на себя. И в лишь к концу произведения она обретает уверенность: перестает бояться коллектива, не позволяет дать себя в обиду. В отличие от Васильева, который так и не смог побороть в себе робость, Леночка становится сильной личностью, способной влиять на души и умы окружающих. Потому в финале произведения ею восхищаются одноклассники.
Ф.М. Достоевский «Идиот»
(лишний человек в обществе)
Мышкин Лев Николаевич, главный герой романа Ф. М.
Достоевского «Идиот», в начале произведения находился на лечении в Швейцарии. Его мучила мысль, что на
«великом празднике» жизни он «всему чужой». Особенно тяжело почему-то было Мышкину со взрослыми, он не любил и не умел общаться с ними. Во всё время своего пребывания в швейцарской деревне он предпочитал сходиться и быть с одними детьми, потому что «через детей душа лечится».
Возвращаясь в Россию, Мышкин думает о том, что для него наступает новая жизнь: «Теперь я к людям иду...»
По опыту зная, что с людьми ему будет,
«может быть, скучно и тяжело», он полагает «быть со всеми вежливым и откровенным», «исполнить своё дело честно и твёрдо». Уже при первых встречах Мышкин привлекает людей своей искренностью и простодушием, а со временем завоёвывает репутацию честного и правдивого человека.
В «обществе» Мышкин чувствует себя «лишним», так как у него «нет жеста приличного, чувства меры нет». Он всегда боится своим «смешным видом скомпрометировать мысль и главную идею». Когда в первый раз в жизни его ввели в «свет», он был поначалу так «очарован», что лишился свойственной ему проницательности. Ему и в голову не приходило, что «всё это простосердечие и благородство, остроумие и высокое собственное достоинство есть, может быть, только великолепная художественная выделка».
Перипетии взаимоотношений, соперничества, страстей, интриги вокруг свалившегося как снег на голову
«миллионного» наследства... Всё это вряд ли выдержал бы человек и с более здоровой психикой. Потому финал князя печален: болезнь обострилась, он навсегда лишился рассудка.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(причины одиночества, подавление яркой личности,
потребность человека в обществе)
Печорин
– единственный главный герой романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени». Его одиночество в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих. Это история утраты героем могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.
Из монологов Печорина мы узнаем, что он испорчен светом, что ему с детства не верили, видели в нем несуществующие пороки, которые потому и появились.
Однако нельзя сказать, что Печорин отвергает общество.
По- своему он тянется к людям. Ему интересны жизнь и обычаи горцев, его влечет таинственный мирок «честных контрабандистов», он рад иметь хорошего приятеля
– доктора Вернера, поддерживает с другими порядочными людьми его «упавший кредит» и даже с Грушницким при встрече в Пятигорске обнимается, а потом, после того как
Грушницкий стрелял в него, безоружного, стоявшего на краю пропасти, готов сохранить ему жизнь, если тот откажется от своей клеветы: «Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено;
– вспомни,
– мы были когда- то друзьями...» Но всегда все складывается так, что лучшие порывы Печорина не находят ответа.
«За что они все меня ненавидят?
– думал я. За что?
Обидел ли я кого- нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?»- предположение Печорина недалеко от истины.
Лермонтовский драгунский капитан, призывающий
«проучить» на сей раз Печорина, заявляет: «Он думает,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
что он только один и жил в свете, оттого что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги». Компанию возмущает и его «надменная улыбка». Человек, который держится с достоинством, в самом деле одним своим видом «порождает недоброжелательство». Ярко одаренная личность обречена на непонимание и одиночество, а если ведет себя по «нормам» этого общества, то и на постепенное самоуничтожение.
Лермонтов увидел в этом страшную социально- историческую закономерность.
И проблема заключена, по мнению Лермонтова, не только в николаевской политической реакции, способствовавшей падению нравов, но вообще в наступлении «прозаической» действительности, нивелирующей людей, уничтожающей или извращающей ум и высокую духовность, подавляющей личную одаренность, тем более исключительность.
Лермонтов увидел в этом страшную социально- историческую закономерность.
И проблема заключена, по мнению Лермонтова, не только в николаевской политической реакции, способствовавшей падению нравов, но вообще в наступлении «прозаической» действительности, нивелирующей людей, уничтожающей или извращающей ум и высокую духовность, подавляющей личную одаренность, тем более исключительность.
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 38
А.П. Чехов «Хамелеон»
(влияние общественного мнения на поведение человека,
устройство общества, чинопочитание)
Общество, а точнее, устройство общества, играет решающую роль в поведении многих людей. Ярким примером человека, мыслящего и поступающего по стандарту, является герой рассказа А. П. Чехова
«Хамелеон».
Хамелеоном мы привычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные. Для главного героя в жизни существует самое важное правило: интересы власть имеющих превыше всего.
Главный герой, придерживающийся этого правила, попадает в комичную ситуацию. Став свидетелем нарушения, он должен принять меры, оштрафовать хозяина собаки, укусившей человека. В ходе разбирательств выясняется, что собака может принадлежать генералу. На протяжении рассказа пять или шесть раз меняется ответ на вопрос («чья собака»?), и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. Мы даже не видим в произведении генерала, но его присутствие ощущается физически, его упоминание играет роль решающего аргумента.
Действие власти, силы нагляднее обнаруживается в поведении фигур подчинённых. Они хранители этой системы. У Хамелеона есть убеждение, которое определяет все его действия, своё понимание «порядка», который нужно всеми силами оберегать.
Таким образом, можно сделать вывод, что общество оказывает огромное влияние на мнение человека, более того, человек, слепо верящий в правила такого общества, является кирпичиком системы, не даёт порочному кругу разорваться.
Е.И. Замятин «Мы»
(лишение индивидуальности, несвобода, личность в
тоталитарном обществе)
Герои романа Е. Замятина «Мы»
– люди, лишённые индивидуальности. В мире, описанном автором, нет места свободе, любви, искусству, семье. Государство, чтобы подчинить людей, лишает их всего.
Все жители Единого государства служат одной главной миссии
– послать космический корабль «Интеграл», чтобы рассказать об их «идеальном» мире. Механически выверенное искусство, свободная любовь лишают человека подлинных связей с ему подобными. Такой человек совершенно спокойно сможет предать любого, кто находится рядом с ним.
Главный герой романа Д-503 с ужасом обнаруживает страшную болезнь: у него образовалась душа. Он словно проснулся от долгого сна, полюбил женщину, захотел что- то изменить в несправедливом устройстве. После этого он стал опасным для тоталитарного государства, поскольку подрывал привычный порядок и нарушал планы
Благодетеля (главы государства).
Это произведение показывает трагическую судьбу личности в тоталитарном обществе и предупреждает о том, что индивидуальность человека, его душа, семья
– это самое важное в жизни каждого. Если человека лишить всего этого, то он превратится в бездушную машину, покорную, не знающую счастья, готовую умереть ради неприглядных целей.
Ф.И. Тютчев «Silentium!»
(недостижимость понимания в обществе)
Одиночество
– естественное состояние лирического героя многих произведений Ф.И. Тютчева. Причины этого одиночества коренятся не в социальной сфере, они не связаны с конфликтами типа «поэт
– толпа»,
«личность
– общество». Тютчевское одиночество имеет метафизическую природу, оно выражает смятение и тоску человека перед лицом непостижимой загадки бытия. Общение с другим, понимание другого в тютчевском мире невозможны в принципе: подлинное знание не может быть
«переведено» на обыденный язык, оно обретается в глубине собственного
«я»: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь» («Silentium!»).
С мотивом одиночества поэтому естественным образом связываются мотивы молчания, внутренней сосредоточенности, даже своеобразной скрытности или закрытости, герметичности («Молчи, скрывайся и таи / И чувства, и мечты свои <...>» («Silentium!»).
А.П. Платонов «Песчаная учительница»
(люди, способные изменить мир)
Говорят, что один человек не способен сделать мир лучше. Эту идею опровергает А.П. Платонов в рассказе
«Песчаная учительница».
Главная героиня произведения
– двадцатилетняя учительница, которая по распределению попала в пустынное село Хошутово. Когда Мария впервые увидела
Хошутово, ее охватила тоска: село было практически полностью занесено песком, она увидела «тяжкий и почти ненужный труд» крестьян, расчищавших улицы,
«молчаливую бедность и смиренное отчаяние» этих людей. Она увидела, как сила пустыни сломила дух бедных людей, которым оставалось только мечтать о переселении.
Однако трудности не испугали Марию Никифоровну. Она начала работать и вскоре поняла, что не может этого делать, поскольку невозможно научить чему-то голодных и больных детей. Так героиня нашла свое предназначение
– учить население борьбе с песками, поскольку надежды на помощь извне не было. Ее труды не оказались напрасными: спустя несколько лет Хошутово превратилось в островок оазиса, а ее школа была полна не только детьми, но и взрослыми, которые с интересом слушали о том, как жить в пустыне.
Героиня не мечтала о такой судьбе, но приняла ее гордо, не жалуясь. И лишь на мгновение, когда заведующий отделом народного образования предложил ей новое назначение
(учить оседлых кочевников бороться с песками), она подумала о личном счастье. Но в ту же минуту она вспомнила и о безысходной судьбе двух народов,
«зажатых в барханы песков», и уверенно согласилась. Ее решение удивило заведующего, и он произнес следующее: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой».
В этих словах заключена важнейшая идея произведения: один человек может изменить мир, если он верит в свое дело, любит людей, если людское благо для него важнее личного.
Подвиг героини сродни подвигу Данко из рассказа М.
Горького «Старуха Изергиль». Мария Нарышкина, как и
Данко, отдает сердце людям, отрекаясь от собственных целей и интересов. Пусть героиня выглядит и несколько романтизированной, но разве не благодаря таким романтикам мир становится лучше?
К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»
(противостояние личности и системы, свобода как
высшая ценность)
Роман К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» описывает
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
пациентов психиатрической клиники. Повествование ведётся от лица пациента-хроника Бромдена – сына индейского вождя, чей народ был загнан в резервацию. В больнице, куда помещён Бромден, царит идеальный, с точки зрения администрации, порядок: личности пациентов полностью подавлены, а опорой такого положения вещей служит старшая сестра мисс Гнусен.
Всё меняется, когда в отделении появляется Рэндл
Макмерфи – преступник,
притворившийся психически больным. Вольнолюбивый
Макмерфи протестует против местных нравов и яростно борется за элементарные права и свободы: смотреть бейсбольную трансляцию, получать увольнительные.
Противостояние Макмерфи и Гнусен накаляется час от часу, и, когда оно достигает критической точки, старшая сестра прибегает к радикальному методу: распоясавшегося, с её точки зрения, пациента подвергают лоботомии.
В финале романа Бромден, видя, во что превратили прежде столь жизнелюбивого Макмерфи, бежит из клиники. В контексте своего времени роман воспринимался как манифест свободной личности, протестующей против тоталитарной системы, и потому имел огромный общественный резонанс.
О. Генри «Мишурный блеск»
(влияние общественного мнения на человека)
Общество всегда диктовало свои правила и законы поведения. Иногда эти законы бывают просто дикими, как мы можем наблюдать в рассказе О. Генри
«Мишурный блеск». «Дикарь наших дней, рождённый и воспитанный в вигвамах племени манхэттенцев» мистер
Чендлер старался жить по законам общества, где главным критерием оценивания человека был его внешний вид и количество денег. В таком обществе каждый пытался показать другим, что он достоин находиться в высшем свете: бедность считалась пороком, а богатство
– достижением. Не имело значения, каким способом было достигнуто это богатство, главным было «пустить пыль в глаза». Притворство, тщеславие и лицемерие царили вокруг. Смехотворность таких законов общества провозглашает О. Генри, показывая «провал» главного героя. Он упустил возможность стать любимым прекрасной девушкой только потому, что пытался выдать себя за того, кем он не являлся.
А. Камю «Посторонний»
(разлад человека с обществом)
«Посторонний»
– роман А. Камю о разладе современного человека с миром. Живущий в Алжире мелкий французский чиновник Мерсо, человек инертный, безучастный и отстранённый от жизни, приезжает на похороны своей матери.
Это печальное событие нисколько его не трогает.
Он не плачет, в нём нет сочувствия и боли утраты. Столь же равнодушно Мерсо соглашается жениться на Мари, бывшей сослуживице: предстоящий брак никак не изменяет его внутренний мир. Однако вскоре вялое существование Мерсо прерывается: одним жарким летним днём, без явной причины, просто потому, что слишком сильно пекло солнце, а в кармане оказался револьвер, он убивает на пляже человека.
Вторая часть романа представляет собой судебное разбирательство, во время которого судьи безуспешно пытаются постичь мотив преступления, тогда как сам
Мерсо воспринимает процесс столь же отрешённо, как и предыдущие события. В результате героя объявляют бесчувственным негодяем и приговаривают к смертной казни. Кульминационным моментом романа становится последняя ночь в камере, когда безразличие покидает главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах.
Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и он.
Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.
А. Рекунова «Жизнь среди людей»
(становление личности в обществе, потребность
человека в общении, социализация)
Герой повести Алисы Рекуновой «Жизнь среди людей» страдает болезнью Аспергера, причём долго об этом не подозревает. До момента, как мы узнаём о диагнозе героя, он воспринимается как странный подросток, опережающий в развитии одноклассников. Он не хочет повторения отношений в прежней школе, где его считали «ботаном», и стремится во что бы то ни стало установить контакт с одноклассниками: «Я просто хочу быть как все. Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то.
Чего-то большего, чем я сам».
Естественная потребность в общении, дружбе, любви заставляет Алексея закрывать глаза на явно недружеское поведение новых одноклассников, пользующихся возможностью проводить время в его квартире. Однако, как бы герой ни старался «жить среди людей», он слишком отличается от других, чтобы не стать изгоем. Ситуация осложняется непониманием в семье. Мать слышать не хочет о диагнозе сына, отец не оказывает поддержки, бабушка называет внука «недоделанным», отчим считает избалованным и бьёт.
Повесть демонстрирует особенности мировосприятия и мышления аутиста, однако не это оказывается главным.
Отстранённость героя позволяет автору показать, как люди строят отношения друг с другом, увидеть неприглядную действительность, воспринимаемую как норму.
Оказывается, что любому герою-подростку есть что скрывать: семейное неблагополучие, неуспеваемость по школьным предметам, слабоволие. Становится понятным, что каждый проходит путь обретения своей идентичности в одиночку, методом «проб и ошибок», но все стремятся к одному
– «жить среди людей» и вместе с ними.
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
(потребность человека в обществе, в заботе, понимании,
одиночество)
Квазимодо, главный герой романа В. Гюго «Собор
Парижской Богоматери»,
– несчастный человек, обреченный на одиночество.
Сам себя герой воспринимает как «что-то ужасное»,
«уродливое». Герой хотел бы стать зверем, чтобы совсем не походить на человека. Таков крик отчаяния персонажа, крик души, которая замурована в безобразном теле.
Никто не любит героя, никто о нем не заботится, его наружность не вызывает в людях ничего, кроме проклятий, насмешек и отвращения. Его поднимают на смех, над ним издеваются, его отталкивают, а он копит в себе злобу.
Однако за внешней некрасивостью скрывается недюжинная сила, непомерная смелость и ловкость.
Поначалу можно подумать, что монах Клод Фролло, который нашел его ребенком и воспитал в сумрачных стенах Нотр-Дама, заботится о нем. Но мы понимаем, что это не так: для Клода Фролло «благодеяние» необходимо, чтобы возвысить свою персону. Настоящую заботу чувствует Квазимодо лишь тогда, когда встречается с
Эсмеральдой. Когда за провинность Квазимодо ставят к позорному столбу, он тщетно просит воды: окружающие проявляют равнодушие к его страданиям, смеются над ним. Неожиданно к несчастному поднимается девушка и дает ему напиться. Поступок Эсмеральды пробуждает в
Квазимодо молчаливую нежность, которая отныне будет освещать его жизнь.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(попытки избавиться от одиночества)
Автор, персонаж рассказа «Маленький принц» Антуана де
Сент-Экзюпери встречает Маленького принца в тысячах миль от человеческого жилья. Этот
«необыкновенный малыш» прилетел с далекой планеты – планеты детства. Об этом нетрудно догадаться:
Маленький принц обладает способностью удивляться, восхищаться, его отличает чистое восприятие, любознательный взгляд, повторение вопросов, которые на первый взгляд лишены логики, но на самом деле
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Всё меняется, когда в отделении появляется Рэндл
Макмерфи – преступник,
притворившийся психически больным. Вольнолюбивый
Макмерфи протестует против местных нравов и яростно борется за элементарные права и свободы: смотреть бейсбольную трансляцию, получать увольнительные.
Противостояние Макмерфи и Гнусен накаляется час от часу, и, когда оно достигает критической точки, старшая сестра прибегает к радикальному методу: распоясавшегося, с её точки зрения, пациента подвергают лоботомии.
В финале романа Бромден, видя, во что превратили прежде столь жизнелюбивого Макмерфи, бежит из клиники. В контексте своего времени роман воспринимался как манифест свободной личности, протестующей против тоталитарной системы, и потому имел огромный общественный резонанс.
О. Генри «Мишурный блеск»
(влияние общественного мнения на человека)
Общество всегда диктовало свои правила и законы поведения. Иногда эти законы бывают просто дикими, как мы можем наблюдать в рассказе О. Генри
«Мишурный блеск». «Дикарь наших дней, рождённый и воспитанный в вигвамах племени манхэттенцев» мистер
Чендлер старался жить по законам общества, где главным критерием оценивания человека был его внешний вид и количество денег. В таком обществе каждый пытался показать другим, что он достоин находиться в высшем свете: бедность считалась пороком, а богатство
– достижением. Не имело значения, каким способом было достигнуто это богатство, главным было «пустить пыль в глаза». Притворство, тщеславие и лицемерие царили вокруг. Смехотворность таких законов общества провозглашает О. Генри, показывая «провал» главного героя. Он упустил возможность стать любимым прекрасной девушкой только потому, что пытался выдать себя за того, кем он не являлся.
А. Камю «Посторонний»
(разлад человека с обществом)
«Посторонний»
– роман А. Камю о разладе современного человека с миром. Живущий в Алжире мелкий французский чиновник Мерсо, человек инертный, безучастный и отстранённый от жизни, приезжает на похороны своей матери.
Это печальное событие нисколько его не трогает.
Он не плачет, в нём нет сочувствия и боли утраты. Столь же равнодушно Мерсо соглашается жениться на Мари, бывшей сослуживице: предстоящий брак никак не изменяет его внутренний мир. Однако вскоре вялое существование Мерсо прерывается: одним жарким летним днём, без явной причины, просто потому, что слишком сильно пекло солнце, а в кармане оказался револьвер, он убивает на пляже человека.
Вторая часть романа представляет собой судебное разбирательство, во время которого судьи безуспешно пытаются постичь мотив преступления, тогда как сам
Мерсо воспринимает процесс столь же отрешённо, как и предыдущие события. В результате героя объявляют бесчувственным негодяем и приговаривают к смертной казни. Кульминационным моментом романа становится последняя ночь в камере, когда безразличие покидает главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах.
Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и он.
Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.
А. Рекунова «Жизнь среди людей»
(становление личности в обществе, потребность
человека в общении, социализация)
Герой повести Алисы Рекуновой «Жизнь среди людей» страдает болезнью Аспергера, причём долго об этом не подозревает. До момента, как мы узнаём о диагнозе героя, он воспринимается как странный подросток, опережающий в развитии одноклассников. Он не хочет повторения отношений в прежней школе, где его считали «ботаном», и стремится во что бы то ни стало установить контакт с одноклассниками: «Я просто хочу быть как все. Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то.
Чего-то большего, чем я сам».
Естественная потребность в общении, дружбе, любви заставляет Алексея закрывать глаза на явно недружеское поведение новых одноклассников, пользующихся возможностью проводить время в его квартире. Однако, как бы герой ни старался «жить среди людей», он слишком отличается от других, чтобы не стать изгоем. Ситуация осложняется непониманием в семье. Мать слышать не хочет о диагнозе сына, отец не оказывает поддержки, бабушка называет внука «недоделанным», отчим считает избалованным и бьёт.
Повесть демонстрирует особенности мировосприятия и мышления аутиста, однако не это оказывается главным.
Отстранённость героя позволяет автору показать, как люди строят отношения друг с другом, увидеть неприглядную действительность, воспринимаемую как норму.
Оказывается, что любому герою-подростку есть что скрывать: семейное неблагополучие, неуспеваемость по школьным предметам, слабоволие. Становится понятным, что каждый проходит путь обретения своей идентичности в одиночку, методом «проб и ошибок», но все стремятся к одному
– «жить среди людей» и вместе с ними.
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
(потребность человека в обществе, в заботе, понимании,
одиночество)
Квазимодо, главный герой романа В. Гюго «Собор
Парижской Богоматери»,
– несчастный человек, обреченный на одиночество.
Сам себя герой воспринимает как «что-то ужасное»,
«уродливое». Герой хотел бы стать зверем, чтобы совсем не походить на человека. Таков крик отчаяния персонажа, крик души, которая замурована в безобразном теле.
Никто не любит героя, никто о нем не заботится, его наружность не вызывает в людях ничего, кроме проклятий, насмешек и отвращения. Его поднимают на смех, над ним издеваются, его отталкивают, а он копит в себе злобу.
Однако за внешней некрасивостью скрывается недюжинная сила, непомерная смелость и ловкость.
Поначалу можно подумать, что монах Клод Фролло, который нашел его ребенком и воспитал в сумрачных стенах Нотр-Дама, заботится о нем. Но мы понимаем, что это не так: для Клода Фролло «благодеяние» необходимо, чтобы возвысить свою персону. Настоящую заботу чувствует Квазимодо лишь тогда, когда встречается с
Эсмеральдой. Когда за провинность Квазимодо ставят к позорному столбу, он тщетно просит воды: окружающие проявляют равнодушие к его страданиям, смеются над ним. Неожиданно к несчастному поднимается девушка и дает ему напиться. Поступок Эсмеральды пробуждает в
Квазимодо молчаливую нежность, которая отныне будет освещать его жизнь.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(попытки избавиться от одиночества)
Автор, персонаж рассказа «Маленький принц» Антуана де
Сент-Экзюпери встречает Маленького принца в тысячах миль от человеческого жилья. Этот
«необыкновенный малыш» прилетел с далекой планеты – планеты детства. Об этом нетрудно догадаться:
Маленький принц обладает способностью удивляться, восхищаться, его отличает чистое восприятие, любознательный взгляд, повторение вопросов, которые на первый взгляд лишены логики, но на самом деле
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM