Файл: Скачанонаt. MeEzy exam оглавление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
говорил, что зайцу он «жизнью обязан, благодарность оказывать должен», и доктор сдался. Заяц был спасен, а историю о нем узнал весь город. Позднее к деду даже обратился московский профессор, просил продать зверька, но он не согласился и написал в ответ:
«Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(смелость, стойкость, готовность прийти на помощь,
решительность)
Несмотря на то что героиню романа А. С. Пушкина
«Капитанская дочка» Марию Миронову называют
«трусихой», в трудных жизненных ситуациях она проявляет незаурядное мужество и стойкость. Маша готова умереть, но не покориться Швабрину. Именно Маша спасает
Гринева от ссылки так же, как он когда-то спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя виновницей случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Встреча
Маши и императрицы происходит как встреча частных людей.
Прогуливаясь по саду Царского Села, Маша встретила даму средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце» и внушало доверие. Дама, узнав, кто такая Маша, предложила ей свою помощь. Маша искренне поведала даме всю историю, объяснив, почему Гринев не стал оправдываться перед судом. Дама оказалась императрицей, которая помиловала Гринева. Она спасла своего любимого человека, но этого бы не случилось, не прояви Маша смелость и решительность.
В этой внутренней смелости она очень похожа на свою мать, робеющую под пулями мятежников, но не побоявшуюся убийцам мужа бросить в лицо обвинение, приняв за это от них смерть.
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные
жители»
(решительность, смелость)
Решительность человека
– это способность проявить смелость в критической ситуации, когда от тебя зависит жизнь другого существа. Именно так поступает герой сказки А. Погорельского «Черная курица». Добрый и отзывчивый мальчик Алеша совершает смелый поступок: бросается на шею кухарке, увидев, как она пытается убить его любимую курочку Чернушку. Алеша без колебаний расстается с драгоценным для него империалом, подаренным бабушкой. Мальчик оказывается способным быстро принять решение, ведь на кону
– жизнь. Только поистине решительный и смелый человек способен прийти на помощь нуждающемуся, не думая о том, чего ему это будет стоить.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(честность, доброта, скромность, мужество,
сердечность, сила духа)
Герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» капитан Миронов
– человек честный, добрый, скромный, лишенный амбиций, честолюбия. В повседневной жизни, описанной в главе «Крепость», Иван Кузьмич проявляет себя как чудак, целиком находящийся «под каблуком» у жены. С юмором описывает Пушкин бесполезные занятия Ивана Кузьмича с
«солдатушками». Однако в момент опасности Иван
Кузьмич проявляет мужество, героизм, верность присяге
(глава «Приступ»). Он смело руководит маленьким гарнизоном крепости, защищая ее от многочисленной толпы повстанцев, решается предпринять дерзкую вылазку. После захвата крепости он не соглашается присягать Пугачеву, смело обличает самозванца, мужественно встречает смерть. Чтобы совершить такой поступок, необходимо иметь твердую волю и силу духа.
Не менее сильным человеком оказывается его жена

Василиса Егоровна. Это строгая, но одновременно хлебосольная хозяйка, которая следит не только за своим домом, но и за всей крепостью. Василису Егоровну отличают душевная теплота, сердечность, гостеприимство. Но в минуту опасности героиня проявляет удивительное мужество и храбрость: после казни защитников крепости
Василиса Егоровна, оплакивая мужа, смело обличает
Пугачева и бесстрашно встречает смерть.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
(гуманизм, альтруизм, самоотверженность, героизм,
скромность, забота о ближнем)
Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
Андрей Соколов
– народный гуманист, абсолютно самоотверженный и начисто лишенный чего-либо похожего на любование собой. Его неизменный альтруизм, постоянные размышления о других заострены в рассказе.
Прощаясь с женой Ириной перед уходом на войну, он думает, что это его она
«заживо хоронит», однако сердце у него «на части разрывается» «от жалости к ней», а не к себе. В бою он не раздумывая гонит под артобстрелом грузовик со снарядами в самое пекло: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Захваченный в плен, запертый с другими в церкви, спасает от смерти незнакомого взводного, но восхищается врачом, помогающим раненым и контуженым: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал».
Когда в лагере после крамольных слов Соколову грозит расстрел, ему «что- то жаль стало Иринку и детишек», но тут, перед кульминационным героическим эпизодом, Шолохов художественно убедительно смещает акцент: «...а потом жаль эта ушла и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...» Кончилось, однако, не расстрелом, а буханкой хлеба и кусочком сала. Уходя от коменданта, Андрей думает: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей». Даже без «я».
Получил ли Соколов награду, обещанную за немецкого майора, остается неизвестным. Даже после войны обо всех своих бедах и подвигах он говорит просто, без приукрашиваний. Именно такого человека можно по праву назвать героем.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   38

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
(сила духа)
Мцыри
– сильный духом герой. Еще будучи ребенком, оказавшись в плену, заболев, герой не жаловался, отвергал пищу и «гордо» умирал. Его сила проявлялась в чувстве собственного достоинства, в нежелании сдаваться. Он проявил силу духа и когда бежал из постылого монастыря, и когда сражался с барсом, и когда умирал. В последней своей исповеди Мцыри рад
«словами облегчить» грудь, но не готов к покаянию.
Смысл его исповеди заключается в том, чтобы показать, что три дня, проведенные на свободе, милей его сердцу, чем вся жизнь, прошедшая в неволе.
Смирение не свойственно герою, ведь сила его характера не позволяет ему мириться с обстоятельствами, он принадлежит к числу тех, кто сам определяет, как ему жить и как умирать.
Х.К. Андерсен «Снежная королева»
(смелость, целеустремленность, доброта)
Решимость человека
– это смелость, способность принять решение в трудной ситуации. Героем, который обладает данным качеством, является Герда (персонаж сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева»). Образ
Снежной королевы
– это символ зла, завладевающего душой человека. Победа над ним оказывается возможной только благодаря смелости и решительности. Когда
Снежная королева увозит Кая в неизвестном направлении, хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы спасти своего друга. Она находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец Снежной Королевы.
Обыкновенная девочка Герда проходит сквозь льды и
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
бури, чтобы спасти дорогого ей человека. В ее поступках проявляется решительность, твёрдая воля и доброта.
А. Дюма «Три мушкетёра»
(решительность, смелость, отвага)
Д’Артаньян, главный герой трилогии Александра Дюма- отца «Три мушкетера»,
– человек действия, решительный, отважный. По замыслу автора д’Артаньян должен был быть второстепенной фигурой по сравнению с Атосом,
Портосом и Арамисом, но однажды появившись, он остается на первом плане. Обаятельный и предприимчивый герой прибывает в Париж из своей родной Гасконии, имея при себе лишь резвость, стремительность и честолюбие. Он рвется вперед и прислушивается лишь к своей интуиции. Каждый из трех его товарищей воплощает определенный тип, но о д’Артаньяне этого не скажешь.
Он остается находчивым авантюристом и в книге
«Двадцать лет спустя», хотя его и удручает рутина воинской службы, и в «Виконте де Бражелоне». В день своего триумфа, получив звание маршала Франции, он погибает. В эпоху обновления французского общества д’Артаньян стал символом смелости, отваги и решительности.
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
(сила духа, воля, упорство, целеустремлённость,
человечность)
«Робинзон Крузо» Д. Дефо – произведение о силе человеческого духа. Автор был убежден, что человек может и должен всего добиваться сам, поэтому наделил своего героя такими качествами, как воля и упорство.
Главный герой мог прожить благополучную и сытую жизнь на берегу, но решил отправиться навстречу приключениям.
К несчастью, во время плавания его корабль настиг шторм, и герой оказался выброшенным на необитаемый остров, где прожил 28 лет. Проведя годы в одиночестве, герой не сдался, а начал осваивать остров, поэтому смог выжить. Изучая местность, Робинзон добился многого и сделал важные открытия: он поделился с соотечественниками историями о быте туземцев и даже научил одного из них многому из того, что умел сам.
На примере жизни героя писатель показывает нам, что не обстоятельства управляют человеком, а человек
– обстоятельствами. Сколько раз на протяжении произведения Робинзон Крузо испытывал мрачные чувства, однако он не потерял душевного равновесия, не превратился в одичавшее существо, а сохранил способность к продуктивной, целенаправленной деятельности.
Книга Дефо стала великим памятником человеческой силе, бодрости, предприимчивости, изобретательности и энергии. Робинзон не стал приспосабливаться к той земле, куда его занесла судьба. Вместо этого он решил привести ее в соответствие со своими ценностями и представлениями. Сохранить человечность на
«необитаемом» острове, пронести через все неприятности и препятствия веру в лучшее, не потерять надежду на спасение способен только человек, сильный духом.
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
(умение быть благодарным, сочувствие)
Благодарность испытывает герой романа В. Гюго
Квазимодо по отношению к Эсмеральде. Когда его за провинность приковывают к позорному столбу, то единственным человеком, не издевающимся над ним и проявляющим к нему сочувствие, становится именно она.
Несчастный человек, обреченный на одиночество, никогда ранее не чувствовавший любви, Квазимодо копил в себе злобу, сторонился людей, но после доброго жеста девушки его душа оттаяла. Выйдя за рамки условностей, он превратился из «чудовища», которого все сторонятся, в героя. Он нашел потаенную радость в том, что стал стражем девушки: вырвал Эсмеральду из рук палачей, укрыл девушку в соборе, где защищал даже от Клода
Фролло, его покровителя.
Благодарность Квазимодо смешивается с любовью, и позже, когда Эсмеральда будет схвачена и повешена, он умирает над ее бездыханным телом в Монфоконе. Так мы видим, что один добрый поступок может повлиять на человека сильнее, чем все невзгоды и несчастья, происходившие с ним, а умение быть благодарным возвышает человека над злобой, обидой, делает его духовно богаче.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
М. Горький «Старуха Изергиль»
(гордыня, жестокость, эгоизм, равнодушие, высокомерие)
Эгоизм и гордыня неминуемо приводят человека к одиночеству. Подтверждением этой мысли является легенда из рассказа М. Горького
«Старуха Изергиль». Юноша Ларра
– герой легенды – исключительный индивидуалист, сын орла, воплощающего идеал силы и воли: «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе». Гордость и презрение к другим
– вот два начала, которые несет в себе Ларра. Естественно, это обрекает его на одиночество, но это желанное одиночество, вытекающее из невозможности найти на земле кого-то хоть в чем-то равного себе: «Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». Такая позиция заставляет героя вступить на путь эгоистического произвола, он не боится ни слов, ни действий людей, которые его окружают. Убив на глазах у старейшин девушку, которую он возжелал и которая отвергла его, герой так объясняет людям свою позицию: «Я убил ее потому, мне кажется,
– что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее».
Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не страшится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, но приговаривают к бессмертию, потому что смерть для него не является достаточным наказанием. Приговорив героя к смерти, люди лишь подтвердили бы его исключительность, выделенность из общего ряда, его право повелевать и говорить с ними как с рабами
– и свое бессилие и страх перед ним. Наказанный вечным существованием и одиночеством, то есть получив то, на что и претендовал с самого начала, юноша, получивший имя Ларра, что значит отверженный, выкинутый вон, обречен бессмертию вечного скитания. «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду,
– заканчивает свой рассказ
Изергиль.
– Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(гордыня)
Князь Андрей – персонаж романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который не может, пока он не отрешился от всего
«мирского», преодолеть свою гордость и аристократизм.
Денисов, знакомясь с ним, представляется:
«подполковник Денисов, более известный под именем
Васьки». Болконский же ни при каких обстоятельствах не позволяет себе подобной фамильярности. Решивший служить только в рядах действующей армии (отчего
«навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя»), любимый солдатами своего полка, он все же никогда не мог бы окунуться в пруду, где в жару купались они, и, обливаясь в сарае, вздрагивает «от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде». Болконский гибнет оттого, что не может себе позволить на глазах стоящих
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой, как сделал адъютант,
– это «стыдно». По словам
Наташи, сказанным княжне Марье, «он слишком хорош, он не может, не может жить...»
Зато граф Петр Кириллович Безухов может в ужасе бегать и падать на Бородинском поле, после боя, голодный, выдав себя за «ополченного офицера», подсесть к солдатскому костру и поесть «кавардачку»: солдат
«подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку», и он большими глотками ест незамысловатое кушанье,
«которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел». Потом его сиятельство вместе с пленными солдатами шлепает босиком по замерзшим лужам под конвоем. Вот он-то, по Толстому, и может жить и в конце концов жениться на любимой Наташе, потому что в нем нет одного из опаснейших пороков – гордыни.
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
(неуверенность в себе)
Неуверенным в себе человеком является герой повести Ф.
М. Достоевского
«Белые ночи». У данного персонажа даже нет имени, в произведении он назван «мечтателем». Рассказывая о себе, герой поясняет, что «мечтатель не человек, а существо среднего рода», которое селится «в неприступном углу», «таится», прячется от солнечного света, словно черепаха или улитка. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже
«на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей. Вечно чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничижения, мечтатель полностью соответствует характеристикам. Если бы не случайность, то он никогда не узнал бы, что такое любовь. Вряд ли герой мог поверить, что такого человека, как он, может кто-либо полюбить. Потому он так боится утратить способность мечтать, ведь без мечты герою придется столкнуться с реальной жизнью.
Неуверенность в себе не позволяет герою наслаждаться жизнью. Едва познакомившись с Настенькой, мечтатель признается ей, что уже боится ее потерять: «мне уж и страшно подумать о будущем
– опять одиночество, опять эта затхлая ненужная жизнь...» Он не верит, что достоин счастья, что его может ждать нечто особенное. Герой влюбляется, но эти чувства безответны: Настенька все еще тоскует по Жильцу. Он не может предположить, что станет лучшей партией для Настеньки, чем Жилец, потому и не старается бороться за любовь. Герой сознательно ограничивает свою жизнь мечтами, потому что в реальной жизни не верит в свои силы.
А.И. Солженицын «Матренин двор»
(жестокость, циничность, злопамятность)
В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя.
Этого героя зовут Фаддей.
Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и взяла в дом Матрену в качестве жены младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, но не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Вернувшийся Фадей не смог понять случившегося, его жестокости не было предела, он во всём винил бывшую невесту и брата.
Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Именно тогда Фадей и отдаёт Матрене на воспитание Киру, и именно он настаивает на том, чтобы героиня отдала горницу.
Даже на похоронах некогда любимой женщины Фаддей не прощает ей того замужества. Герой цинично делит скудное имущество погибшей. Его жестокость поражает и не находит никакого оправдания.
М. Горький «Бывшие люди»
(безразличие, пассивность, злоба, отчаяние)
Безразличие к себе, пассивность в отношении к собственной судьбе могут привести человека на «дно» жизни. Подтверждением этой мысли служат герои очерка
М. Горького «Бывшие люди». Героев объединяет социальное положение «бывших» людей, оказавшихся на дне жизни
– в ночлежке, которую держит такой же
«бывший» человек, ротмистр в отставке Аристид Кувалда.
Чтобы показать пассивное отчаяние героев, М. Горький реалистично показывает обстановку, которая их окружает: уродливость городской окраины; бедность, неяркость, замутненность цветовой гаммы,
– призваны создать ощущение захолустности и заброшенности среды обитания ночлежников: «Мутно-зеленые от старости стекла окон домишек смотрят друг на друга взглядами трусливых жуликов. Посреди улицы ползет в гору извилистая колея, лавируя между глубоких рытвин, промытых дождями. Кое-где лежат поросшие бурьяном кучи щебня и разного мусора».
Описание необитаемого дома купца Петунникова и ночлежки, расположившейся в бывшей кузнице, помогают понять обстоятельства, формирующие сознание героев.
Характер босяка в «Бывших людях» предстает во всей своей жалкой беспомощности перед жизнью, люди не могут противопоставить что-либо своей трагической судьбе. В отличие от героев-романтиков они не питают себя даже и романтической иллюзией. Они не несут в себе некоего идеала, который мог бы быть противопоставлен действительности. Поэтому, даже чуть приподнявшись, сделав шаг из ночлежки, они возвращаются обратно, просто пропив заработанное вместе с Аристидом
Кувалдой, бывшим интеллигентом, ныне нищим философом и хозяином их обители.
Горький не идеализирует такую жизнь. «Вообще русский босяк, – писал он в одном из писем,
– явление более страшное, чем мне удалось сказать, страшен человек этот прежде всего и главнейше – невозмутимым отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни».
Действительно, самое страшное обвинение, которое
Горький предъявляет обитателям ночлежки, – полное безразличие к самим себе и пассивность в отношении к собственной судьбе. «Я... бывший человек, – гордо заявляет о себе Аристид Кувалда.
– Мне теперь наплевать на все и на всех...».
Именно таким отношением к жизни, а не только социальным положением на ее «дне» объединены
«бывшие люди». Аристид Кувалда становится их идеологом: «Бывший интеллигент, он обладает еще одной особенностью,
– писал один из первых критиков очерка А.
Недолин,
– умеет формулировать те настроения, которые гнездятся в головах рядовых босяков, не находя себе выражения». Осознавая бессмысленность полного самоотрицания («Как бывший человек, я должен смирять в себе все чувства и мысли, когда-то мои... Но чем же я и все вы
– чем же вооружимся мы, если отбросим эти чувства?»), он, претендуя на роль философа ночлежки, осознает лишь смутную потребность в некой новой идеологии, сформулировать которую не в состоянии: «Нам нужно что-то другое, другие воззрения на жизнь, другие чувства... нам нужно что-то такое, новое... ибо и мы в жизни новость...». Но герои уже давно отчаялись, они ничего не могут противопоставить своему положению, не могут и не пытаются найти выход из своего положения.
Отчаяние же порождает только злобу, которая, не находя выхода, обрушивается на ближнего и приводит к еще большему ожесточению.
Очерк Горького показывает бесперспективность подобной жизненной позиции. Полное отсутствие какого- либо творческого начала, активности, внутреннего роста, динамики самосовершенствования, неспособность противопоставить действительности что-либо, кроме злобы, с неизбежностью приводит на «дно» и обращает эту злобу против самих же
«бывших» людей.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
(эгоизм, индивидуализм)
Лужин Пётр Петрович
– персонаж романа Ф.М.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM


Достоевского «Преступление и наказание», дальний родственник жены Свидригайлова, Марфы Петровны, адвокат, надворный советник, служащий в двух местах и планирующий открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору, представляет собой новый тип русской жизни, тип приобретателя, дельца, который не останавливается ни перед какими моральными препятствиями для достижения собственной цели.
В отношениях с людьми Лужин руководствуется теорией
«целого кафтана», которую он сам и разработал. Согласно этой теории, христианская мораль, основанная на бескорыстной любви к ближнему, ведёт на практике к тому, что человек, исполняя заповедь «возлюби», рвёт свой кафтан пополам, делится с ближним, и
– в результате
– оба остаются «наполовину голы».
«Наука» же предлагает человеку другую «заповедь»:
«возлюби прежде всех одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано». Возлюбив одного себя, человек сохранит в целости свой кафтан, обделает как следует свои дела, а «чем более в обществе устроенных частных дел... тем более устраивается в нём и общее дело». По мнению Раскольникова, если лужинскую теорию довести «до последствий», то выйдет, что и
«людей можно резать» ради собственной выгоды.
В душе Лужина совершенно атрофирована способность сердечно любить ближнего, её заменяет рациональный подход к человеку, расчёт.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
(лицемерие и жадность, отсутствие совести)
Персонаж романа Салтыкова-Щедрина «Господа
Головлевы» Порфирий Головлев, прозванный близкими
Иудушкой, воплощает лицемерие и жадность. Его единственная цель
– объединить в своих руках богатства матери и братьев, которых он потихоньку обирает. Его гнусная жадность заставляет его перешагивать через все чувства. Из-за полного отсутствия совести Порфирий впадает в «нравственное окостенение», как говорит автор. Но его самая заметная черта
– ошеломляющее лицемерие, которое является не просто расчётливым двуличием, но врождённым качеством, как если бы все моральные ценности сократились для него до благосостояния. Анализ лицемерия Иудушки составляет самые тонкие страницы романа. Автор даже объявляет, что вопрос лицемерия вообще не стоит: «Итак, Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов». Это сближает его с Тартюфом.
Душевный порок у Порфирия сопровождается внешней инертностью, которая полностью согласуется с разлагающей атмосферой семьи и даже целого класса общества – мелких провинциальных собственников.
Жизнь этого персонажа определяется упадком и даже
«унижением» средь запахов злоупотреблений. В конце – хотя уже и слишком поздно – совесть Головлева пробуждается, но это пробуждение лишь делает более трагичным и отчаянным высший момент его бесплодной жизни.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   38

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
(лицемерие, эгоизм)
В центре романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»
– жизнь двух подруг, их сложные взаимоотношения с окружающим миром. Бекки Шарп и Эмилия Седли противопоставлены как носительницы двух разных типов характера. Бекки, умная, расчётливая и беспринципная
– настоящая героиня в мире, существующем в соответствии с неписаными законами «ярмарки тщеславия», использует любые средства, чтобы занять видное место в обществе. Автор, анализируя причины поведения Бекки, говорит, что лицемерной её сделали «корысть, эгоизм и нужда», с которые она столкнулась ещё в детстве.
Героиня ни в ком не нуждается, ни к кому не привязана.
Единственным другом в её жизни является Эмилия
– кроткая доверчивая девушка, которую невозможно не полюбить. Сравнивая героинь, порой кажется, что рядом со своей незаурядной подругой Эмилия меркнет, ведь в ней нет того шарма, артистизма, тонкого ума, которым обладает Бекки. Автор наделяет её такими качествами, как отзывчивость, выдержка и самоотверженность. Однако в описаниях ангелоподобной девушки звучит нескрываемая ирония.
Эмилия не менее эгоистична, чем подруга, только эгоизм её проявляется иначе. Влюбившись в недостойного человека, она не замечает ничего вокруг: не видит любви
Уильяма Доббина, страданий родителей. Она полностью зависит от других людей: мужа, сына, даже подруги. На протяжении всего романа автор сравнивает поведение героинь в похожих ситуациях, но с разным итогом. Обе женщины не достигают подлинного счастья, хотя и происходит это по разным причинам. Бекки, всю жизнь охотившаяся за материальными благами, не испытывает удовлетворения от своей жизни, а Эмилия, потратив все свои душевные силы на человека, никогда не любившего ее, в конце концов выходит замуж за преданного ей
Доббина, однако к тому моменту она уже опустошена духовно.
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
(жестокость, эгоизм, равнодушие и цинизм, порочность)
Оскар Уайльд описывает нравственное падение главного героя романа
«Портрет Дориана Грея». В образе героя отражена идея писателя Дж. Рёскина о единстве нравственности и искусства, которая заключается в том, что «врожденная вульгарность подразумевает ужасающую бесчувственность, которая становится источником всевозможных животных привычек, делает человека способным совершить преступление без страха...и без сострадания».