ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Когда Дориан совершал злые, ужасные поступки, он не чувствовал вины, так как его душа осталась на портрете, который менялся в зависимости от вида нравственного преступления и его жестокости.
Особо тяжким преступлением для Дориана стало убийство художника Бэзила, который был очень привязан к юноше. Сцена преступления поражает читателя своей жестокостью, а пейзаж настораживает загадочностью, мистичностью: «В воздухе словно носится заразительная мания убийства. Должно быть, какая-то кровавая звезда подошла слишком близко к земле…» Смерть художника показывают нам ужасную хладнокровность главного героя, его равнодушие и абсолютный цинизм.
Автор показывает нам, как бессердечно Дориан совершил преступление и как этот случай ни капли не потревожил его душу: «Дориан спал мирным сном…Спал как ребенок, уставший от игр или занятий…Дориан открыл глаза с легкой улыбкой, словно еще не совсем очнувшись от какого-то приятного сна…А улыбался он потому, что молодость весела без причин,
– в этом её главное очарование».
Далее юноша решается на очередной низкий поступок
– с помощью своего бывшего друга и химических веществ уничтожить того, кто раньше был ему другом. Днем
Дориан исполняет ужасные вещи, но в «в тот же вечер, в половине девятого, Дориан Грей, прекрасно одетый, с большой бутоньеркой пармских фиалок в петлице» входит в гостиную леди Наборо.
Оскар Уайльд, описывая кошмарные преступления главного героя, тут же изображает его стильный наряд.
Поэтому, создается ощущение того, что эти две вещи – порок и красота – дополнение друг друга. В романе нестерпимая жажда жизни главного героя, его поиски новых ощущений, грехопадение и любовь к предметам искусства гармонично и парадоксально изображены рядом друг с другом.
К концу романа воспоминания о собственных сотворенных грехах становятся невыносимыми, страх быть раскрытым в преступлении заставляет Дориана прятаться повсюду и искать забвение в опиуме. Если ранее герой находит художественную ценность и красоту в каждом предмете, какой бы не оказывался в руках, то теперь Дориана окружают лишь призраки его прошлого, сожаления о содеянном и мысли о том, чтобы начать новую жизнь.
Порок, выражающийся в портрете Дориана, становится
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
явным. Праздная жизнь, которую вел Дориан, оставляла следы на портрете, в конце же порок превращает Дориана из прекрасного молодого человека в ужасного старика, которого практически невозможно узнать.
ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ,
КРАСОТА.
В.М. Шукшин «Чудик»
(соотношение внешнего и внутреннего, умение
чувствовать красоту мира, чувствительность,
ранимость, доброта)
Рассказ В. Шукшина «Чудик» – о тридцатидевятилетнем сельском механике Василии Егоровиче Князеве. «Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось»
– пишет о нем автор. Эта особенно ярко проявляется в двух ситуациях, описанных в рассказе: в городском магазине и на Урале у брата.
Увидев в магазине кем-то оброненную пятидесятирублевую бумажку, Князев не кинулся проверять свои карманы, что сделало бы большинство людей, а лихорадочно, чтобы никто не опередил, соображает, как бы поостроумнее сказать людям в очереди про эту бумажку: « – Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело.
– У нас, например, такими бумажками не швыряются!» Позднее он убедился, что это были его деньги, но зайти за ними в магазин постыдился. Пришлось возвращаться домой (а ехал он к брату, которого не видел 12 лет) – снимать деньги с книжки и вторично отправляться в путь.
Второй эпизод, где реализует себя Чудик,
– сцены пребывания в семье брата Дмитрия. Неожиданна для него неприязнь снохи, которая, как утверждает брат, заискивает перед людьми ответственными и презирает деревенских. Чудик хотел мира со снохой и, чтобы ее порадовать, разрисовывает детскую коляску, за что изгоняется из дома.
«Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?» Чудик едет домой и, только выйдя из автобуса и побежав по теплой мокрой земле, обрел душевное спокойствие.
Две ситуации, описанные в рассказе, раскрывают такие черты героя, как впечатлительность, ранимость, умение чувствовать красоту мира. Деревенского человека, близкого миру природы, автор противопоставляет мещанскому миру снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть в своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку. И сноха, и буфетчица уехали из деревни, однако они прижились в новом мире ценой утраты чего-то важного в себе.
Ю.Я. Яковлев «Багульник»
(внутренний мир человека и его поступки,
соотношение внешности человека и его душевных
качеств)
Внутренний мир человека раскрывается через его поступки. Отношение к живым существам, в частности, становится главным критерием доброты и сердечности.
Костя, главный герой рассказа Ю. Яковлева «Багульник», непонятный, молчаливый, замкнутый, ни с кем не считающийся индивидуалист, принес в класс цветы. Он берег их, каждый день менял воду в банке, хотя одноклассники смеялись и над прутиками багульника, и над Костей. Даже учительница посмеивалась над героем.
Но однажды «прутики покрылись маленькими светло- лиловыми цветами, похожими на фиалки»
– тогда все обрадовались и весело столпились около окна, где стоял букет. Только Костя был, как всегда, молчалив. Позднее выяснилось, что мальчик ухаживал за чужими собаками
(кормил и выгуливал их): одну хозяева, уехав, закрыли на балконе; хозяева другой были больны и поэтому не могли выйти с ней на прогулку; третья страдала по-собачьи преданно, ожидая оставивших ее людей. Поэтому Костя приходил в школу уставшим, у него просто не было сил на разговоры и баловство.
Писатель помогает нам таким образом увидеть, понять и, конечно, полюбить большое доброе сердце мальчика, богатую душу человека, кажущегося замкнутым и скучным.
И не случайно он, Костя, спаситель собак, оказывается таким мудрым ценителем красоты: ведь именно он принес и берег веточки багульника, когда те еще не расцвели. Проанализировав данное произведение, можно сделать вывод: очень часто мы ошибаемся в оценке человека, если судим о нем только по его внешности или поступкам, не вникая в суть, в смысл мотивов, побудивших, предопределивших то или иное действие.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(внутренний мир человека, сила характера)
Внутренний мир человека нельзя разглядеть за его внешностью. Когда Петр Гринев впервые увидел Машу, она ему не очень понравилась, поскольку Швабрин, к которому герой на тот момент прислушивался, описал ее
«совершенною дурочкою». Но когда Гринев узнал Машу лучше, то нашел в ней «благоразумную и чувствительную девушку», лишенную жеманства, умевшую даже самые пылкие признания выслушать «без притворной застенчивости, без затейливых отговорок». Позднее героиня проявляет и другие прекрасные душевные качества: доброту, отзывчивость, честность, верность, смелость. Первое впечатление о героине оказывается ошибочным, сменяется восхищением силой ее характера.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
(духовное омертвение, духовная деградация)
Н.В. Гоголь в «Мертвых душах», как и в «Ревизоре», создает абсурдный художественный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущность, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой.
Стремясь обнаружить в персонажах признаки омертвения, утрату одухотворенности (души), Гоголь прибегает к использованию предметно- бытовой детализации. Портрет заменяется интерьером, указывая на отсутствие духовности их владельцев. В этом смысле ключевое значение приобретает само название поэмы.
Дело не только в том, что мертвые души
– это «товар», который скупает Чичиков. Важнее метафорический смысл названия поэмы. Мертвые души – это помещики и чиновники, сам Чичиков.
Но Гоголь и им оставляет надежду на возрождение. Во втором и в третьем томах, по замыслу писателя, должны были возродиться к жизни не только Чичиков, но даже и
Плюшкин.
В поэме также существуют образы и живых душ. Те, кто живы физически, мертвы духовно, и, наоборот, лишь в образах купленных Чичиковым умерших крестьян автор находит воплощение живой народной души. Образ живой души воплощен и в образе автора, болеющего за Россию, видящего в своем литературном труде путь к улучшению нравов, наставлению сограждан, искоренению порока.
Таким образом, можно предположить, что Гоголь, включая образы «живых», напоминает нам о том, что нужно бороться с духовной деградацией, нужно заботиться не только о теле, но и о душе, развивать ее. Особенно важно не упустить момент, заметить в себе зачатки страшной болезни под названием
«духовное омертвение».
Ю.Я. Яковлев «Разбуженный соловьями»
(внутренний мир человека, чувство прекрасного, влияние
красоты на душу человека)
Рассказ Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями» помогает проникнуть в глубинный внутренний мир воспитанника пионерского лагеря Селюжонка, открыть то, что составляет суть его личности. В произведении дается точный портрет мальчика: крупная голова, большие, торчащие в разные стороны уши, худенькое тельце. Он не отличается хорошим поведением, норовит взять чужое.
Из-за того что он украл кусок пластилина, его даже хотят отправить домой. Непонятный для сверстников и воспитателей, не пытающийся кому-либо угодить, он раскрывается в умении почувствовать прекрасное.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ,
КРАСОТА.
В.М. Шукшин «Чудик»
(соотношение внешнего и внутреннего, умение
чувствовать красоту мира, чувствительность,
ранимость, доброта)
Рассказ В. Шукшина «Чудик» – о тридцатидевятилетнем сельском механике Василии Егоровиче Князеве. «Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось»
– пишет о нем автор. Эта особенно ярко проявляется в двух ситуациях, описанных в рассказе: в городском магазине и на Урале у брата.
Увидев в магазине кем-то оброненную пятидесятирублевую бумажку, Князев не кинулся проверять свои карманы, что сделало бы большинство людей, а лихорадочно, чтобы никто не опередил, соображает, как бы поостроумнее сказать людям в очереди про эту бумажку: « – Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело.
– У нас, например, такими бумажками не швыряются!» Позднее он убедился, что это были его деньги, но зайти за ними в магазин постыдился. Пришлось возвращаться домой (а ехал он к брату, которого не видел 12 лет) – снимать деньги с книжки и вторично отправляться в путь.
Второй эпизод, где реализует себя Чудик,
– сцены пребывания в семье брата Дмитрия. Неожиданна для него неприязнь снохи, которая, как утверждает брат, заискивает перед людьми ответственными и презирает деревенских. Чудик хотел мира со снохой и, чтобы ее порадовать, разрисовывает детскую коляску, за что изгоняется из дома.
«Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?» Чудик едет домой и, только выйдя из автобуса и побежав по теплой мокрой земле, обрел душевное спокойствие.
Две ситуации, описанные в рассказе, раскрывают такие черты героя, как впечатлительность, ранимость, умение чувствовать красоту мира. Деревенского человека, близкого миру природы, автор противопоставляет мещанскому миру снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть в своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку. И сноха, и буфетчица уехали из деревни, однако они прижились в новом мире ценой утраты чего-то важного в себе.
Ю.Я. Яковлев «Багульник»
(внутренний мир человека и его поступки,
соотношение внешности человека и его душевных
качеств)
Внутренний мир человека раскрывается через его поступки. Отношение к живым существам, в частности, становится главным критерием доброты и сердечности.
Костя, главный герой рассказа Ю. Яковлева «Багульник», непонятный, молчаливый, замкнутый, ни с кем не считающийся индивидуалист, принес в класс цветы. Он берег их, каждый день менял воду в банке, хотя одноклассники смеялись и над прутиками багульника, и над Костей. Даже учительница посмеивалась над героем.
Но однажды «прутики покрылись маленькими светло- лиловыми цветами, похожими на фиалки»
– тогда все обрадовались и весело столпились около окна, где стоял букет. Только Костя был, как всегда, молчалив. Позднее выяснилось, что мальчик ухаживал за чужими собаками
(кормил и выгуливал их): одну хозяева, уехав, закрыли на балконе; хозяева другой были больны и поэтому не могли выйти с ней на прогулку; третья страдала по-собачьи преданно, ожидая оставивших ее людей. Поэтому Костя приходил в школу уставшим, у него просто не было сил на разговоры и баловство.
Писатель помогает нам таким образом увидеть, понять и, конечно, полюбить большое доброе сердце мальчика, богатую душу человека, кажущегося замкнутым и скучным.
И не случайно он, Костя, спаситель собак, оказывается таким мудрым ценителем красоты: ведь именно он принес и берег веточки багульника, когда те еще не расцвели. Проанализировав данное произведение, можно сделать вывод: очень часто мы ошибаемся в оценке человека, если судим о нем только по его внешности или поступкам, не вникая в суть, в смысл мотивов, побудивших, предопределивших то или иное действие.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(внутренний мир человека, сила характера)
Внутренний мир человека нельзя разглядеть за его внешностью. Когда Петр Гринев впервые увидел Машу, она ему не очень понравилась, поскольку Швабрин, к которому герой на тот момент прислушивался, описал ее
«совершенною дурочкою». Но когда Гринев узнал Машу лучше, то нашел в ней «благоразумную и чувствительную девушку», лишенную жеманства, умевшую даже самые пылкие признания выслушать «без притворной застенчивости, без затейливых отговорок». Позднее героиня проявляет и другие прекрасные душевные качества: доброту, отзывчивость, честность, верность, смелость. Первое впечатление о героине оказывается ошибочным, сменяется восхищением силой ее характера.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
(духовное омертвение, духовная деградация)
Н.В. Гоголь в «Мертвых душах», как и в «Ревизоре», создает абсурдный художественный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущность, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой.
Стремясь обнаружить в персонажах признаки омертвения, утрату одухотворенности (души), Гоголь прибегает к использованию предметно- бытовой детализации. Портрет заменяется интерьером, указывая на отсутствие духовности их владельцев. В этом смысле ключевое значение приобретает само название поэмы.
Дело не только в том, что мертвые души
– это «товар», который скупает Чичиков. Важнее метафорический смысл названия поэмы. Мертвые души – это помещики и чиновники, сам Чичиков.
Но Гоголь и им оставляет надежду на возрождение. Во втором и в третьем томах, по замыслу писателя, должны были возродиться к жизни не только Чичиков, но даже и
Плюшкин.
В поэме также существуют образы и живых душ. Те, кто живы физически, мертвы духовно, и, наоборот, лишь в образах купленных Чичиковым умерших крестьян автор находит воплощение живой народной души. Образ живой души воплощен и в образе автора, болеющего за Россию, видящего в своем литературном труде путь к улучшению нравов, наставлению сограждан, искоренению порока.
Таким образом, можно предположить, что Гоголь, включая образы «живых», напоминает нам о том, что нужно бороться с духовной деградацией, нужно заботиться не только о теле, но и о душе, развивать ее. Особенно важно не упустить момент, заметить в себе зачатки страшной болезни под названием
«духовное омертвение».
Ю.Я. Яковлев «Разбуженный соловьями»
(внутренний мир человека, чувство прекрасного, влияние
красоты на душу человека)
Рассказ Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями» помогает проникнуть в глубинный внутренний мир воспитанника пионерского лагеря Селюжонка, открыть то, что составляет суть его личности. В произведении дается точный портрет мальчика: крупная голова, большие, торчащие в разные стороны уши, худенькое тельце. Он не отличается хорошим поведением, норовит взять чужое.
Из-за того что он украл кусок пластилина, его даже хотят отправить домой. Непонятный для сверстников и воспитателей, не пытающийся кому-либо угодить, он раскрывается в умении почувствовать прекрасное.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
В последнюю ночь перед исключением из лагеря герой проснулся от пения соловья, и вместо того чтобы кинуть в соловья камень, как он и планировал, мальчик остановился его послушать. Сосредоточившись, герой осознал,
насколько красиво пение птицы. Он решил взять украденный кусок пластилина и сделать из него соловья.
Эта история показывает, насколько сильно красота может повлиять на человека. Ведь если крепко спящего мальчика пробуждает пение соловья; если, увлекаемый соловьиной песней, он замирает в ночной темноте под деревом, забывая о страхе; если, заслушавшись, испытывает потребность вылепить воображаемую птицу и дарит ее воспитательнице, которая настаивала на исключении его из лагеря,
– значит, есть большой и чистый голос в его душе. Значит, есть в нем то доброе, высокое, что до сих пор не было разбужено. Ведь чувство красоты всегда соседствует с потребностью добра.
Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
(сущность красоты, соотношение внутреннего и
внешнего, духовная красота человека)
Вопросу о сущности красоты посвящено стихотворение
Н. А. Заболоцкого
«Некрасивая девочка». Поначалу перед читателем возникают отдельные, реалистичные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта:
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы.
Черты лица остры и некрасивы.
Собственно первая часть стихотворения и представляет своего рода портрет, жанровую зарисовку, незамысловатую сценку, действующие лица которой
–
«два мальчугана», гоняющие по двору на велосипедах, и их сверстница, «бедная дурнушка», в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя...».
Стремясь представить в воображении будущее
«некрасивой девочки», поэт выходит на новый уровень художественно-поэтического осмысления не только конкретной человеческой судьбы, которая
– он верит – в конечном счете сложится счастливо, но и приглашает нас задуматься о нравственных, человеческих ценностях, о сути прекрасного:
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Прелесть и обаяние этих стихов, раскрывающих «чистый пламень», который горит в душе «некрасивой девочки», в том, что Заболоцкий сумел показать и поэтически утвердить подлинную, духовную красоту человека.
Ю.Я. Яковлев «Собирающий облака»
(соотношение внешности человека и его душевных
качеств, уважение окружающих)
Над главным героем рассказа Ю. Яковлева «Собирающий облака» Малявкиным долго смеялись в классе, потому что не знали его по- настоящему. Учительница поставила возле его фамилии минус
– знак безнадежности. И другие взрослые не воспринимали Малявкина серьезно, даже родители не ждали от него ничего хорошего. Такое отношение было связано с поведением мальчика. А в нем между тем жила возвышенная потребность к подвигу, к большим, хорошим, полезным для окружающих поступкам. Когда вожатая объявила, что «стране нужна бумага», герой увидел возможность доказать, что он чего- то стоит. Коля вдохновенно собирал макулатуру без расчета на благодарность: его действиями руководили благородные побуждения. Поэтому так тяжело было мальчику узнать о том, что бумагу просто сожгли: «Он шел по улице, глядя себе под ноги. Ему казалось, что если он поднимет глаза, то увидит, как там, в голубом апрельском небе, плывут черные, обуглившиеся облака.
Он даже почувствовал горьковатый запах гари». Из этого описания мы можем сделать вывод: надо быть эмоциональным, иметь богатое воображение, чтобы так воспринять случившееся, ощутить несуществующий горьковатый запах гари, стыдиться смотреть в глаза стариков и старушек из-за чужой вины.
Стыдиться за подлость, совершенную другими, может только хороший, надежный человек, только человек с чистой совестью. Учительница оценила благородство Коли и отменила минус, который поставила напротив его фамилии. Так он перестал быть «малявкой» и стал Колей
Малявкиным, человеком, заслужившим уважение окружающих.
О. Генри «Последний лист»
(соотношение внешности и внутренних качеств
человека, богатый внутренний мир, сопереживание)
Иногда за внешней грубостью и циничностью скрывается тонко чувствующая душа, богатый внутренний мир. Так, поступок старого художника Бермана, героя рассказа О.
Генри «Последний лист», является подтверждением этой мысли. За маской «злого старикашки», не реализовавшего себя в профессии, издевавшегося над всякой сентиментальностью, скрывается добрый и чуткий человек, способный глубоко переживать чужое горе. Герой чувствует себя в ответе за двух молодых художниц, живущих рядом с ним, поэтому, когда одна из них заболевает, решается помочь девушке (Джоанна убеждена, что она умрет, когда наступит осень и с ветки за окном упадет последний лист). Зная это, Берман создает ради Джоанны шедевр на стене дома: он рисует ветку с листочком. Он хочет, чтобы она видела этот последний лист и не сдавалась. Ради этого художник рисует всю ночь и заболевает. Ценой собственной жизни
Берман спасает молодую художницу: его поступок вдохновляет девушку, дает ей силы бороться за жизнь.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
(истинная и мнимая красота)
Проблеме истинной и мнимой красоты посвящена
«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Царевна из сказки
– образец природной гармонии. Унаследовав от матери «белизну лица» и «чистоту души», она соперничает с мачехой во внешней красоте, но отличается от нее душевными качествами.
Девушка обладает внутренней силой: добротой, простотой, честностью.
Именно эти качества становятся «волшебными помощниками», которые приводят ее к счастью. Все попытки мачехи, отравленной эгоизмом, уничтожить соперницу терпят крах. Злоба, зависть, неспособность к милосердию обнаруживают внутреннее безобразие царицы.
Благодаря противопоставлению двух героинь мы понимаем, что внешняя привлекательность без внутренней красоты бесплодна, разрушительна и безнравственна.
Х.К. Андерсен «Снежная королева»
(внешняя и внутренняя красота)
В сказке «Снежная королева» Х. К. Андерсена противопоставлены внешняя и внутренняя красота. Когда
Каю в глаз и в сердце попадают осколки дьявольского зеркала, он утрачивает способность видеть красоту цветов и людей, перестает замечать доброту, милосердие, не понимает ценность любви и дружбы. Но ему открывается прелесть эстетического совершенства, арифметической и геометрической правильности. Кай рассматривает в увеличительное стекло снежинки, которые походят «на роскошный цветок или десятиугольную звезду». «Видишь, как искусно сделано!
– говорит он Герде.
– Это куда интереснее настоящих цветов!
И какая точность! Ни единой неправильной линии!» Да и саму Снежную королеву он видит теперь по- другому:
«Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить».
Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему «совершенством». Правильность,
СКАЧАНОНА
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 38
T.ME/EZY_EXAM
математическая выверенность в сказке являются символом злой, исключительно внешней красоты. Такое зло способна победить только чистая душа, полная добра и сострадания к людям. Поистине же красивой является
Герда, чье доброе сердце способно растопить лед.
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать? Когда следовать чувствам неразумно? Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда
– к чувствам? Возможно ли в жизни следовать только чувствам? Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума? Всегда ли следует доверять доводам разума? Когда разум может оказаться сильнее чувств? Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? Достижима ли гармония чувства и разума? К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
Над какими чувствами разум может быть не властен?
Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума? Какие чувства могут быть неподвластны разуму? Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами? Когда чувства мешают человеку поступить разумно? Когда разум и чувство борются в человеке? Как разум и чувства влияют на поступки человека? К каким последствиям может привести ревность? Когда нужно сдерживать душевные порывы?
Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом? Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума? Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? Всегда ли разумный поступок является нравственным? Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
Какие чувства нужно смирять, чтобы не навредить себе и окружающим? Можно ли выплёскивать чувства наружу? Какую роль в жизни человека играют чувства?
Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах? Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
Согласны ли Вы с утверждением старого князя
Болконского: «есть только две добродетели: деятельность и ум»? В чём смысл утверждения Ф.
Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
Всегда ли необходимо следовать наставлению:
«Учитесь властвовать собою…»?
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(конфликт разума и чувств)
Описывая Чацкого, многие исследователи отмечали рассогласованность его ума и чувств. А.С. Пушкин, например, не исключительности Чацкого, правильности его суждений, осуждал тот факт, что он метал бисер перед
«Репетиловыми», намекая на неспособность героя
«чувствовать» людей.
Гончаров же считал, что способность
«чувствовать, понимать» людей у героя имеется. Не собираясь изначально излагать свои взгляды в обществе
Фамусова и его гостей, приехав лишь затем, чтобы увидеть Софью, Чацкий оказывается уязвлен ее холодностью, затем задет требованиями ее отца и наконец психологически не выдерживает напряжения и начинает отвечать ударом на удар. Ум оказывается не в ладу с сердцем, и это обстоятельство приводит к драматическому столкновению. Ум Чацкого не подвергается сомнению, но вот способен ли умный человек держать свои чувства под контролем? Как показывает финал произведения, нет. Чацкий не смог сдержать свои чувства, его реакции желчны, что еще больше отдаляет его от Софьи. Безусловно, в состоянии бешенства человек не может рассчитывать на понимание.
Может быть, в этом и кроется причина того, что Софья отвергает его и нарекает «сумасшедшим».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
(конфликт разума и чувств)
Конфликт разума и чувств очень хорошо раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Еще в первой главе Автор отметил в Онегине
«резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин
– холодный, рассудочный, но вместе с тем и благородный, душевно тонкий человек, который сумел увидеть в Татьяне подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Однако его рассудочность не позволила ему даже мыслить об ответных чувствах.
Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Эта душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верил в любовь, потому не смог полюбить Татьяну. Попытки героя рационализировать любовь привели к тому, что саму любовь герой определил для себя как
«науку страсти нежной» и «домашний круг», ограничивающий свободу человека.
В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека
– он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви. Теперь уже разум был побежден
–
Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил / Или не сделался поэтом», не без иронии замечает Автор. Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулась новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. И в этом тоже видна некая дисгармония, столь резкий перепад не остался незамеченным Татьяной. Сменив холодность на страсть, он не обрел гармонии между разумом и чувствами, а лишь оказался на другом полюсе маятника.
В восьмой главе нет итогов духовного развития героя, в душе Онегина по- прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Пушкин оставляет его характер открытым, незавершенным, но способным к изменению, что дает читателю надежду на то, что Евгений когда- нибудь будет счастлив.
САМОПОЗНАНИЕ, САМООЦЕНКА, РАБОТА НАД СОБОЙ
Путь к самому себе: взлёты и падения. Каким путём человек идёт к самому себе? Что значит быть самим собой? Трудно ли всегда оставаться самим собой? Что значит «быть в ладу с самим собой»? Нужно ли стремиться понять себя? Что значит быть честным с самим собой? Можно ли обмануть самого себя? Когда человек нуждается в разговоре с самим собой? Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
Важно ли анализировать свои удачи и промахи? Важно ли осмысливать свои стремления и поступки?
Помогает ли разговор с собой понять других людей?
Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? Можно ли требовать от других того, на что не способен сам? Чем опасна заниженная самооценка?
Как нужно относиться к собственным слабостям? Что значит победа над самим собой? Что важно победить в самом себе? Что можно и нужно побеждать в самом себе? Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания? Нужно ли анализировать свои ошибки? Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу? Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить? Когда о человеке можно сказать, что он верен себе? Всегда ли измена своим убеждениям
– это измена самому себе?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Чему мешают и чему помогают сомнения? Что значит изменить себе? В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием?
Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского:
«Если хочешь победить весь мир, победи себя»? Как
Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»? Согласны ли Вы с Н.А.
Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»? Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Согласны ли Вы с мнением Пьера Безухова, что внешние трудности жизни углубляют внутреннюю душевную работу в человеке? Согласны ли Вы с мыслью автора романа
«Война и мир» о том, что воспитание души невозможно без падений и ошибок?
Что значит идти путём самосовершенствования?
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Герда, чье доброе сердце способно растопить лед.
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать? Когда следовать чувствам неразумно? Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда
– к чувствам? Возможно ли в жизни следовать только чувствам? Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума? Всегда ли следует доверять доводам разума? Когда разум может оказаться сильнее чувств? Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? Достижима ли гармония чувства и разума? К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
Над какими чувствами разум может быть не властен?
Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума? Какие чувства могут быть неподвластны разуму? Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами? Когда чувства мешают человеку поступить разумно? Когда разум и чувство борются в человеке? Как разум и чувства влияют на поступки человека? К каким последствиям может привести ревность? Когда нужно сдерживать душевные порывы?
Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом? Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума? Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? Всегда ли разумный поступок является нравственным? Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
Какие чувства нужно смирять, чтобы не навредить себе и окружающим? Можно ли выплёскивать чувства наружу? Какую роль в жизни человека играют чувства?
Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах? Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
Согласны ли Вы с утверждением старого князя
Болконского: «есть только две добродетели: деятельность и ум»? В чём смысл утверждения Ф.
Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
Всегда ли необходимо следовать наставлению:
«Учитесь властвовать собою…»?
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(конфликт разума и чувств)
Описывая Чацкого, многие исследователи отмечали рассогласованность его ума и чувств. А.С. Пушкин, например, не исключительности Чацкого, правильности его суждений, осуждал тот факт, что он метал бисер перед
«Репетиловыми», намекая на неспособность героя
«чувствовать» людей.
Гончаров же считал, что способность
«чувствовать, понимать» людей у героя имеется. Не собираясь изначально излагать свои взгляды в обществе
Фамусова и его гостей, приехав лишь затем, чтобы увидеть Софью, Чацкий оказывается уязвлен ее холодностью, затем задет требованиями ее отца и наконец психологически не выдерживает напряжения и начинает отвечать ударом на удар. Ум оказывается не в ладу с сердцем, и это обстоятельство приводит к драматическому столкновению. Ум Чацкого не подвергается сомнению, но вот способен ли умный человек держать свои чувства под контролем? Как показывает финал произведения, нет. Чацкий не смог сдержать свои чувства, его реакции желчны, что еще больше отдаляет его от Софьи. Безусловно, в состоянии бешенства человек не может рассчитывать на понимание.
Может быть, в этом и кроется причина того, что Софья отвергает его и нарекает «сумасшедшим».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
(конфликт разума и чувств)
Конфликт разума и чувств очень хорошо раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Еще в первой главе Автор отметил в Онегине
«резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин
– холодный, рассудочный, но вместе с тем и благородный, душевно тонкий человек, который сумел увидеть в Татьяне подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Однако его рассудочность не позволила ему даже мыслить об ответных чувствах.
Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Эта душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верил в любовь, потому не смог полюбить Татьяну. Попытки героя рационализировать любовь привели к тому, что саму любовь герой определил для себя как
«науку страсти нежной» и «домашний круг», ограничивающий свободу человека.
В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека
– он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви. Теперь уже разум был побежден
–
Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил / Или не сделался поэтом», не без иронии замечает Автор. Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулась новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. И в этом тоже видна некая дисгармония, столь резкий перепад не остался незамеченным Татьяной. Сменив холодность на страсть, он не обрел гармонии между разумом и чувствами, а лишь оказался на другом полюсе маятника.
В восьмой главе нет итогов духовного развития героя, в душе Онегина по- прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Пушкин оставляет его характер открытым, незавершенным, но способным к изменению, что дает читателю надежду на то, что Евгений когда- нибудь будет счастлив.
САМОПОЗНАНИЕ, САМООЦЕНКА, РАБОТА НАД СОБОЙ
Путь к самому себе: взлёты и падения. Каким путём человек идёт к самому себе? Что значит быть самим собой? Трудно ли всегда оставаться самим собой? Что значит «быть в ладу с самим собой»? Нужно ли стремиться понять себя? Что значит быть честным с самим собой? Можно ли обмануть самого себя? Когда человек нуждается в разговоре с самим собой? Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
Важно ли анализировать свои удачи и промахи? Важно ли осмысливать свои стремления и поступки?
Помогает ли разговор с собой понять других людей?
Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? Можно ли требовать от других того, на что не способен сам? Чем опасна заниженная самооценка?
Как нужно относиться к собственным слабостям? Что значит победа над самим собой? Что важно победить в самом себе? Что можно и нужно побеждать в самом себе? Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания? Нужно ли анализировать свои ошибки? Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу? Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить? Когда о человеке можно сказать, что он верен себе? Всегда ли измена своим убеждениям
– это измена самому себе?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Чему мешают и чему помогают сомнения? Что значит изменить себе? В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием?
Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского:
«Если хочешь победить весь мир, победи себя»? Как
Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»? Согласны ли Вы с Н.А.
Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»? Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Согласны ли Вы с мнением Пьера Безухова, что внешние трудности жизни углубляют внутреннюю душевную работу в человеке? Согласны ли Вы с мыслью автора романа
«Война и мир» о том, что воспитание души невозможно без падений и ошибок?
Что значит идти путём самосовершенствования?
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Каким может быть путь к познанию самого себя? Нужно ли странствовать по свету, чтобы найти дорогу к себе?
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(поиск смысла жизни, попытки понять себя, свои
сильные и слабые стороны)
Печорин
– рефлексирующий тип героя. На протяжении всего романа он пытается понять себя, причины своих поступков, анализирует своё прошлое, ищет ответы на самые сокровенные вопросы.
Ниже приведены важнейшие внутренние диалоги Печорина:
Печорин о чувствах к Мери и о Грушницком:
Герой задумывается о своём поведении по отношению к
Мэри: «Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому?
Бедняжка! он вовсе её не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего... <...> Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права,
– не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» Печорин осознаёт, что причина его поведения
– честолюбие, не более.
Спустя время, анализируя свои чувства, Печорин вдруг заметил, что ему
«чего- то недостает». Оказывается, ему не хватает Мери.
«Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!»
Когда Мери признаётся ему в любви, он не отвечает сразу, а на следующий день говорит: «Я вас не люблю».
Себе он объясняет поведение страхом перед женитьбой; к тому же в детстве ему была нагадана «смерть от злой жены». В своём дневнике Печорин размышляет о мотивах своего поведения:
«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе».
Печорин о своей роли в судьбах других людей:
Печорин грустно размышляет о том, что судьба приводит его к развязке чужих драм: «Я шёл медленно, мне было грустно... Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле
– разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»
Печорин о смысле своего существования:
Ночь перед дуэлью, на которую Печорин вызвал
Грушницкого, он не спал. В состоянии тайного беспокойства он с час ходил по комнате. Горькие мысли о бессмысленности существования обуревали его: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно. Я
– как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что ещё нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..
Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..
А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений
– лучший цвет жизни. <...> И, может быть, я завтра умру, и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие
– мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а всё живёшь
– из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!»
Печорин о любви к Вере:
Когда Вера (возможно, единственная, кого Печорин любил по-настоящему) оставила его, он «молился, проклинал, плакал, смеялся». При угрозе потерять её навеки Вера стала для него дороже всего на свете
–
«дороже жизни, чести, счастья!» Загнав коня, оставшись один в степи, не в силах идти пешком, Печорин упал на мокрую траву и «как ребёнок заплакал». Он плакал горько, душа его обессилела, но когда голова его освежилась от ночной прохлады, мысли пришли в обычный порядок, он понял, что «гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно», кроме того, «один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него только
<...> труднее будет расставаться».
Печорин о своих о судьбе, везении, сомнениях,
убеждениях:
В главе «Фаталист» Печорин захотел испытать судьбу и в одиночку решил поймать преступника. Тот выстрелил, но не попал в Печорина. Этот случай натолкнул Печорина на новые размышления о судьбе, везении, сомнениях:
«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает..., убежден ли он в чём или нет?.. И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера
– напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает.
Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!» Эти размышления отражают философию жизни Печорина, объясняя многие его поступки.
А.П. Чехов «Ионыч»
(душевная работа, духовная деградация)
«Ионыч» А.П. Чехова
– рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной
(страшной в своей обыденности) жизни, о реальных, не иллюзорных трудностях бытия.
Дмитрий Старцев с неизбежностью идет к превращению в
Ионыча, и в его судьбе Чехов показывает то, что может произойти с каждым. Но если Чехов показывает неизбежность деградации изначально хорошего, нормального человека с незаметным ходом времени, неминуемость отказа от мечтаний и представлений, провозглашаемых в молодости,
– значит, действительно он убивает надежды и призывает оставить их у порога жизни? И констатирует вместе с героем: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать- природа, как обидно сознавать это!» Так понять смысл рассказа можно лишь при невнимательном чтении, не дочитав текст до конца, не вдумавшись в него.
Разве не видно в последней главе, как все, что произошло с Ионычем, названо своими именами, резко, прямо? Жадность одолела. Горло заплыло жиром. Он одинок, живется ему скучно. Радостей в жизни нет и больше не будет. Вот и все, что можно сказать про него.
Очевидно, что писатель, на протяжении всего рассказа внимательно прослеживавший духовную эволюцию героя, дававший возможность понять его, здесь отказывается оправдать, не прощает деградации, ведущей к такому завершению.
Смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят следующим образом: мать-природа действительно нехорошо шутит над человеком, человек часто бывает обманут жизнью, временем, и трудно бывает понять степень его личной вины, но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано все для нормальной, полезной жизни.
Потому бороться с превращением в Ионыча должен каждый.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
(душевный конфликт и духовное исцеление)
Мармеладова Софья Семёновна (Соня)
– персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», дочь от первого брака титулярного советника Семёна Захарыча Мармеладова. Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной
Ивановной
–
«сумасшедшей от горя», «среди голодных детей, безобразных криков и попрёков» вынуждает Соню на отчаянный шаг
– пойти по «жёлтому билету». Соня считает себя «великой грешницей». «Приниженная, убитая,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM