Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Фактическое полное бесправие личности во всех сферах жизни общества. Несмотря на то, что права и свободы могут быть государством декларированы, нормативно закреплены, реально воспользоваться ими и реализовать их личность не может.

- Для тоталитарного режима характерно господство одной политической партии, при этом происходит сращивание партийного и государственного аппарата и подмена государственного управления партийным руководством. Все ключевые вопросы государственной и общественной жизни решаются не органами государственной власти, а высшими партийными органами.

- Тоталитаризм характеризуется идеологическим однообразием, господством одной идеологии. Такая идеология, как правило, является догматичной (принимаемой на веру).

- Жестко, даже жестоко, подавляется всяческое инакомыслие, причем не только политическое инакомыслие, но и экономическое, социальное, культурное и др.

- Милитаризация практически всех сфер жизни общества, и, в первую очередь, экономической сферы.

- Тоталитарное государство всегда находится в постоянном поиске врага, как внутреннего, так и внешнего. Наличие такого объявленного врага позволяет тоталитарному государству переключить внимание общества и объяснить все свои просчеты и ошибки происками врага.

- В тоталитарном государстве резко возрастает роль репрессивно-карательного аппарата. Этот аппарат осуществляет массовые репрессии, в том числе и против собственного народа. Карательные органы выведены из-под контроля государства.

- Для тоталитарного режима характерно формирование культа личности вождя. Все решения этого вождя признаются верными и непогрешимыми.

Тоталитаризм, как социально политическое явление, является порождением двадцатого века. Впервые тоталитарный режим был официально установлен в 1925 г. в фашисткой Италии (Муссолини). Также примерами тоталитарных государств являлись нацистская Германия в 1933-1945 гг., СССР в период с конца 20-хгодов до 1955г.

 Авторитарный режим – это такие способы осуществления государственной власти, при которых эта власть реализуется в интересах одного лица, либо в интересах узкой группы лиц.

Для авторитарного режима характерно:

- Фактическое бесправие личности, но только лишь в политической сфере, при этом допускается определенная степень свободы личности в социальной и экономической сфере.


- Авторитаризм характеризуется жестким идеологическим единообразием, господством одной политической идеологии. В политической сфере авторитарный режим допускает возможность существования нескольких политических партий, но при условии, что все эти партии придерживаются единой общегосударственной идеологии. При авторитарном режиме жестко подавляется только политическое инакомыслие, репрессии осуществляются только по политическим мотивам.

- Для авторитаризма, как правило, характерна милитаризация общественной жизни и гиперболизация репрессивно-карательного аппарата.

Авторитарные режимы появляются, в частности, тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить революцию сверху (например, переход в Италии от фашистского к демократическому режиму, начатая в СССР в 1985 году перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).

 Политический режим авторитарного типа, как правило, является промежуточным, переходным между тоталитарным и демократическим режимами. При этом переход может произойти как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный характер этого режима определяет нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма и демократизма.

11 вопрос. Понятие механизма государства и ее основные элементы.

Механизм государства - это система взаимодействующих государственных органов, организаций, учреждений и предприятий, сформированных и действующих на основе норм права, и осуществляющих функции государства.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства ("материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговая полиция и т.п.);



3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников). В зависимости от полномочий они делятся на: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи, преподаватели, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

На механизм государства оказывают влияние внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности) и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет включать сложную структуру механизма государства; в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; и т.д

12 вопрос. Политическая система общества. Государство в политической системе общества

Политическая система общества - универсальная управленческая система государственно-организованного общества, составные части которой связаны политическими отношениями.

Для того, чтобы охарактеризовать политическую систему необходимо обозначить элементы
.

1. Институциональный компонент (отражается из каких институтов состоит политическая система):

- собственно-политические организации, которые стремятся к власти, либо уже ею обладают (политические партии, государственные органы);

- несобственно-политические организации, которые формируются для активной деятельности в различных сферах, но при этом оказывают влияние на политику государства (мальчику петарда попала в глаз на одном из спортивных матчей, таким образом, впоследствии - обезопасили, сделали ограждение);

- организации с незначительным политическим аспектом (клуб отцов-одиночек: материнский капитал переименован в родительский). Также к институциональной политической системе следует относить: СМИ, религиозные организации, органы МСУП, профсоюзы.

2. Нормативный компонент (нормы, с помощью которых упорядочиваются общественные отношения):

- правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание (Конституция РФ, ФЗ «О политических партиях в РФ»);

- корпоративные нормы;

- правовые обычаи, традиции, правила политической этики.

Через нормативную подсистему политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов и поведение граждан.

3. Функциональный компонент (характеризует основные направления деятельности политической системы). Это методы политической деятельности, способ осуществления власти. Функциональная подсистема связана с политическим режимом, образует основы политического режима, деятельность которого направлена на осуществление функционирования, преобразование и защиту механизма осуществления власти в обществе. Состав: способы и средства воздействия на политическую жизнь общества:

- политическое руководство обществом;

- интеграционная функция, призванная объединить различные элементы политической системы;

- регламентация политического поведения и политических отношений в обществе;

- осуществление политико-идеологической функции.

ПСО – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом (государство, политические партии, СМИ , религиозные организации, ОМСУ и др.)


Государство является полновластной организацией на территории страны, это часть политической системы, ее особый элемент, который в отличие от других:

- объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории;

- выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

- определяет основные направления развития и функционирования общества;

- вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

- обладает государственным суверенитетом, т.е. верховенством и независимостью от какой-либо иной власти;

- является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

- располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

- располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

13 вопрос. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы:

1) основные права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы;

7) правовые нормы, устанавливающие статус;

Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Обязанность - это объективно необходимое