Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
матизма Ч.С. Пирс (1839–1914), У. Джеймс (1842–1910), Дж. Дьюи
(1859–1952) и др.
VII. Отечественная философия ХIХ века и первой половины ХХ века
В ХIХ веке в России сформировались два противостоящих фило- софских лагеря:
славянофильство представляли А.С. Хомяков (1804–
1860), И.В. Киреевский (1806–1856), К.С. Аксаков (1816–1860) и другие.
Западничество представляли В.Г. Белинский (1811–1848),
А.И. Герцен (1812–1870) и другие. Славянофилы видели у России особый путь, содержащий ее религиозную и национальную самобыт- ность. В основании своеобразия России, согласно славянофилам, ле- жит христианство, сохранившееся в его естестве в русском правосла- вии. Основные идеи славянофилов — это соборность в виде учения о приоритетном положении всего общественного и коллективного над индивидуальным и ведущая роль православной религии в миро- воззрении россиян. Западники, напротив, подчеркивали приоритет индивидуального и отрицали важность религиозно-национальных моментов.
Философско-религиозная мысль в России получила развитие в произведениях русских писателей: Ф.М. Достоевского (1821–1881) и Л.Н. Толстого (1828–1910). Крупнейшим создателем философской системы стал
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900). Ему удалось преодолеть трудности противостояния западников и славянофилов, посредством идеи всеединства и Богочеловека. При этом характери- стикой русского человека он также считал принадлежность к христи- анству. В XX-м веке в России получил развитие
марксизм. Последо- вателями идей Маркса стали коммунисты во главе с В.И. Лениным
(1870–1924). После установления в России советской власти и до распада СССР марксистская философия доминировала в качестве единственно верного учения. В этом же периоде выдающими пред- ставителями
русской зарубежной философии конца были Н.О. Лосский
(1870–1965), С.Л. Франк (1877–1950), Л.П. Карсавин (1882–1952),
И.А. Ильин (1883–1954) и др. Русских зарубежных философов волно- вала судьба России, их труды можно отнести к религиозной филосо- фии.
1.5. ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА
Философия всегда оказывала и продолжает оказывать влияние на развитие медицины. «Отец медицины» Гиппократ говорил о том, что врач-философ подобен богу. Дело в том, что медицина — явление, тесно связанное с развитием человеческого общества. Её зарождение относится к тому времени, когда инстинкты самосохранения и облег- чения страданий, заложенные в человеке природой, были осознаны людьми. И это привело к попыткам волевого воздействия человека


24
на окружающую природу. Постепенно медицина становилась частью общечеловеческой культуры. Она начиналась как оказание практи- ческой помощи больному, как накопление практических сведений о растениях, с помощью которых можно лечить болезни. Медицина у первобытного человека имела дело только с отдельными симпто- мами, она не могла учитывать общую картину заболевания. Приёмы первой помощи и примитивные хирургические вмешательства пред- шествовали познанию строения и функций человеческого тела. Тем не менее уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности болезни. Из конкретных жизненных потребностей человека и возникла медицинская практика. Из практи- ки родилась медицинская теория.
Развитие медицинской теории, постепенное осознание истоков и закономерностей болезненных процессов отражало те условия жизни, в которых существовал человек. Представления о причинах и сущ- ности болезней возникли и развивались параллельно с расширением мировоззрения и функционально зависели от него, что, в свою оче- редь, оказывало непосредственное влияние на лечебные приёмы.
В многочисленных отечественных и зарубежных работах по исто- рии медицины раскрыта глубинная связь медицины (не только теоре- тической) с мировоззрением человека. И поскольку один из его типов представляет философия, то можно говорить о тесной связи медици- ны и философии. Современная медицина, тысячами нитей связанная с реальностями современной эпохи, не свободна от мировоззренче- ских оценок, которые она в силу своей специфики даёт на теоретиче- ском уровне, т.е. на поле философии.
В литературе существует много определений медицины. «Медици- на — это наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено» (Ибн-Сина. Канон врачебной науки).
«Самостоятельная область научного знания о социальных условиях воспроизводства здоровья и болезней человека» (В.Д. Жирнов. Про- блема предмета медицины). «Созвездие наук, теорий, эмпирических сообщений, практических приёмов и способов действий, целостных ориентации, мировоззренческих установок и т.д.». (В.Ф. Сержантов.
Задача построения медицины как комплексная научная проблема).
Можно привести много других определений медицины, но важно другое: среди них не встречается ни одного, где бы медицина рассма- тривалась либо только как наука, либо только как практическая дея- тельность. Именно, исходя из этой двойственности медицины, можно рассматривать её связь с философией.
Связь практической медицины с философией проявляется, глав- ным образом, через медицинскую деонтологию. А для теоретической


25
медицины, как и для любой другой научной дисциплины, философия представляет ту методологическую основу, опираясь на которую, она оказывается в состоянии плодотворно развиваться.
Цель изучения философии в вузе состоит прежде всего в повыше- нии общей культуры будущего специалиста. Можно также вести речь о формировании в процессе образования философской культуры лич- ности. Под философской культурой личности понимается овладение определённым кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной, профессиональной и общественной деятель- ности.
Это осуществимо через решение ряда задач, перечисленных ниже.
1. Задача расширения сознания. Сужение сознания — это посто- янная концентрация внимания исключительно на одном предмете или теме и рассмотрение всех других вопросов только с точки зрения того, какое они имеют значение для данного предмета или темы. Че- ловек не просто «зацикливается» на одном вопросе, но рассматривает всё остальное как подчинённое этому одному. Специфика профессии накладывает существенный отпечаток на духовный облик человека.
Суженное сознание позволяет человеку добиваться успехов в своей профессиональной деятельности. Но оно обедняет его внутренний мир, делает его односторонним и искажённым. И если для овладения профессиональными навыками оправдана известная суженность со- знания, то для общения, напротив, важна его широта.
2. Задача формирования навыков критического мышления. Ещё
Сократ, опираясь на древнее изречение «подвергай всё сомнению», настаивал на критичности как неотъемлемом свойстве всякого само- стоятельного размышления. Сомнение в том, что кажется хорошо из- вестным и естественным, может подвигнуть человека к более глубоко- му изучению данного объекта. Сомнение должно пробудить «полеми- ческий разум». Однако на этапе сомнения останавливаться не следует, необходимо двигаться дальше в поисках позитивного решения.
3. Задача формирования самобытной личности. Эта задача прямо связана с особенностями философского знания, в частности с его обра- щённостью к глубинам души человека и к духовным основам его бытия.
Контрольные вопросы
1. Какие проблемы человеческого существования называются
«вечными» и почему?
2. Назовите признаки мифологического мировоззрения, чем отли- чается от него мировоззрение религиозное?
3. Где и когда возникла философия?
4. Назовите общественные функции философии. В чем сущность критической функции философии?


26 5. Что общего у философии и религии, что их существенно различает?
6. В чем суть проблемы основного вопроса философии?
7. Чем отличаются обыденные значения слов «материалист» и
«идеалист» от аналогичных философских понятий?
8. Что означает термин «агностицизм»?
Вопросы проблемного характера
1. Существует два представления того, как зарождалась философия:
• Мифогенная концепция утверждает, что философия зарождает- ся из мифов. Считается, что миф — духовный источник фило- софии.
• Гносеологическая концепция утверждает, что философия воз- никает как совокупность научного знания.
Как вы считаете, какая из концепций более правильная, наиболее точно отражает процесс формирования философии? Каков статус фи- лософии на сегодняшний день?
2. Дано высказывание министра народного просвещения Российской империи П.А. Ширинского-Шихматова: «Польза от философии сомни- тельна, а вред весьма очевиден». Как вы считаете, что подразумевал ав- тор? Согласны ли вы с этим высказыванием, приведите аргументы.
3. Русский религиозний философ Н.А. Бердяев утверждал, что
«философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла». Какую функцию философии можно увидеть в данном высказывании? Как человек может раскрыть тайну бытия?
4. «Добро и зло — одно и то же. В самом деле, врачи, всячески ре- жущие и жгущие, требуют ещё сверх того платы, хотя её не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни». Этот фрагмент текста принадлежит Гераклиту.
• Согласны ли вы с точкой зрения философа по отношению к вра- чам? Аргументируйте.
• Борьба каких противоположностей представлена в отрывке?
5. Прочитайте отрывок из произведения античного философа Эпи- кура: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше уче- ние, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души.
Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».
• В чем различия между общепринятыми понятиями наслажде- ния и наслаждения в представлении Эпикура?
• Почему именно трезвое рассуждение способно поселить спо- койствие в душе?

27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ГЛАВА 2
ОНТОЛОГИЯ
2.1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ И ЕГО ФОРМАХ
Онтология изучает мир в целом, вселенную, универсум. Мир пред- стает перед нами как совокупность вещей и существ. Все это когда-то возникает, существует какое-то время, после чего исчезает. Помимо преходящих вещей и существ есть нечто непреходящее, вечное, мир в целом, то, что в философии называют бытие. Бытие это самое ши- рокое и предельное понятие, охватывающее физические события, ве- щи, объекты, а также телесные и психические события, духовные ак- ты. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через существование. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целост- ность и делает его объектом философского размышления.
Впервые термин «бытие» в философию ввёл античный философ Пар- менид. Представители элейской школы (VI–V вв. до н.э.) считали, что бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. Небытие — это ничто, пустота или хаос. Но как можно говорить о небытии, если несуществующее не существует, что можно ска- зать о несуществующем? Платон разрешает этот вопрос диалектически: единое, абсолютное, чистое бытие разделяется на несколько уровней, ко- торые оказываются в довольно сложных отношениях друг с другом; небы- тие перестает быть некой пустотой, а истолковывается как инобытие, как один род бытия, несоединимый с другим. Переход в небытие есть унич- тожение данного вида бытия и превращение его в иную форму. Небытие есть понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет.
Можно выделить четыре обобщенные точки зрения на проблему бытия.
1. Материализм — учение, которое доказывает, что бытие является свойством материи. Мир материалиста — это множество материаль- ных тел, составляющих единственную реальность.

28 2. Субъективный идеализм — это учение, которое полагает, что бы- тие равно сознанию. Реальность субъективного идеалиста состоит из мыслей, чувств и переживаний человека. Телесная оболочка человека для субъективного идеалиста — это инструмент души.
3. Объективный идеализм видит как истинную реальность метафи- зическую (надприродную, сверхфизическую) Идею, Мировой Разум.
В идеальном мире есть трансцендентные совершенные образцы, а ма- териальный мир является копией, подобием, в которых несовершен- ные вещи множатся, тиражируются в пространстве и времени.
4. Мистический реализм утверждает, что бытием является абсолют.
Мистики считают мир порождением Бога, а человека его образом и по- добием. Свои убеждения религиозные философы обосновывают ми- стическим опытом и священными текстами определенной конфессии.
Слово «бытие» может быть синонимом слов «существование», «су- ществующее» и «сущее». Бытие — это основа и первоначало мира, его вечная субстанция. Субстанцией в философии называют то, что не нуждается ни в чем для своего существования. Субстанции принадле- жат акциденции, которые существуют не самостоятельно. Это, напри- мер, свойства, состояния, отношения и действия, иначе говоря все, что существует внутри целого мира.
Выделяют три основные позиции по проблеме структуры бытия.
1. Монизм (моно — одно) — учение в котором существует только одна субстанция. Материалисты считают, что единственная субстан- ция — материя. Мистики — единый Бог или абсолют. Субъективно- идеалистический монизм — одно сознание, а объективно-идеалисти- ческий монизм — трансцендентная идея.
2. Дуализм (ду — два) — учение, которое признает, что мир состоит из двух субстанций — это материя и душа, пространство и время и т.д.
Например, протяженная и мыслящая субстанции Декарта.
3. Плюрализм (плюрал — множество) — учение, в котором призна- ется множество субстанций. Например, монады Лейбница.
2.2. ОНТОЛОГИИ МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА
Онтология материализма. Изучение материального мира осуществля- ется при помощи органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Мы наблюдаем, как вещи возникают и исчезают. Возникает во- прос: откуда рождаются и куда исчезают все тела? Ответ предполагает варианты: либо источник Ничто, либо материя. Впервые в европейской философии эту проблему подняли древние греки, которых принято на- зывать натурфилософами. Источником порождения вещей они считали первостихии. Так, основатель Милетской школы — Фалес Милетский
(ок. 624–546 гг. до н.э.) считал, что все произошло из воды. Однако эмпирическая, чувственно-конкретная, вода — это одно из состояний