Файл: 1. Сравнительная характеристика трактовок сущности финансов как экономической категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3 группа финансовых рисков. К рискам, связанным с формой организации хозяйственной деятельности, относятся:

– авансовые

- оборотные риски.

Авансовые риски возникают при заключении любого контракта, если по нему предусматривается поставка готовых изделий против денег покупателя. Суть риска – компания – продавец (носитель риска) произвела при производстве (или закупки) товара определенные затраты, которые на момент производства ( или закупки ) нечем не закрыты, т.е. с позиции баланса рискодержателя могут закрываться только прибылью предыдущих периодов. Если компания не имеет эффективно налаженного оборота, то несет авансовые риски, которые выражаются в формировании складских запасов нереализованного товара.

Оборотный риск – предполагает наступление дефицита финансовых ресурсов в течение срока регулярного оборота: при постоянной скорости реализации продукции у предприятия могут возникать разные по скорости обороты финансовых ресурсов.
55. Характеристика типичных рисков в сфере корпоративных и личных и финансов и их минимизация.

В сфере корпоративных финансов под рисками принято понимать вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в ситуации неопределенности условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Подобные неблагоприятные последствия могут принимать формы потери дохода и капитала. Риски корпоративных финансов называются иначе корпоративными финансовыми рисками.

Риски корпоративных финансов поддаются множественной классификации по различным основаниям. Так, например, по видам корпоративных финансовых рисков принято выделять риски снижения финансовой устойчивости, риски неплатежеспособности, инвестиционные инфляционные, валютные и процентные риски, кредитные и депозитные риски, налоговые, структурные и криминогенные риски.

По совокупности исследуемых инструментов выделяют:

  • индивидуальные риски;

  • портфельные риски.

Первые характеризуют общий риск, который присущ отдельным финансовым инструментам. Вторые характеризуют общий риск, который присущ комплексу объединенных финансовых инструментов, соединенных в портфель (инвестиционный, кредитный и пр.).

В зависимости от источников возникновения корпоративные финансовые риски могут быть внешними и внутренними. Первые иначе называются рыночными или систематическими. Они не зависят от деятельности корпорации и предпринимаемых ею действий. Вторые иначе принято называть несистематическими или специфическими. Она, как раз-таки, зависят от деятельности корпорации и поддаются управлению с ее стороны.


По характеру своего проявления риски корпоративных финансов могут быть постоянными или временными.

В зависимости от уровня финансовых потерь выделяют допустимые, критические и катастрофические риски корпоративных финансов.

По своим последствиям риски могут привести к экономическим потерям, упущенной выгоде или повлечь за собой и то, и другое.

Наконец, в зависимости от возможности предвидения риски делятся на прогнозируемые и непрогнозируемые.

Помимо прочего корпоративные финансовые риски могут поддаваться или не поддаваться страхованию.

Последствия финансового риска невозможно однозначно предугадать. Его реализация может приводить как к негативным, так и к позитивным показателям результативности финансовой деятельности корпорации. В хозяйственной практике подобные риски характеризуются и измеряются посредством оценки уровня возможных неблагоприятных последствий.
56. Характеристика и классификация рисков в общественных финансах.

Финансы общественного сектора определяются как отношения по поводу системного перераспределения государственных, муниципальных финансов и ресурсов негосударственного некоммерческого сектора экономики, на основе противоречивой взаимосвязи интересов федерального, субфедерального, муниципального уровней управления и населения в целях достижения устойчивого социально-экономического развития общества. Критерием, позволяющим объединить общественные финансы в отдельную подсистему, является достижение единой цели – обеспечение производства и доставка потребителям общественных благ, т.е. товаров коллективного пользования, обладающих особыми свойствами, предоставление которых осуществляется либо государством (чистые общественные блага),либо государством, рынком и некоммерческим сектором (смешанные общественные блага). К финансам общественного сектора относятся: - государственные финансы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, государственный кредит, государственные внебюджетные фонды); - муниципальные финансы (местный бюджет, местные внебюджетные фонды органов самоуправления); - финансы некоммерческого сектора.

существенное ухудшение параметров внешнеэкономической конъюнктуры, что может повлечь за собой реализацию (проявление) риска в виде увеличения дефицита федерального бюджета, увеличения объема государственного долга и стоимости его обслуживания. Совокупным проявлением риска явится увеличение дисбаланса между потребностями в финансировании и входящими финансовыми потоками в различных токах системы общественных финансов. Дисбаланс может проявляться в объемном, структурном и временном аспекте. Кроме того, имеются риски использования при формировании документов стратегического планирования (в том числе государственных программ) прогноза расходов, не сбалансированного с прогнозом доходов федерального бюджета.


Наряду с рисками несбалансированности в общественных финансах проявляются риски снижения эффективности бюджетных расходов.
57. Финансовый контроль как функциональный элемент управления финансами, его содержание и значение.

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль имеет огромное значение в системе управления финансами, так как позволяет выявить резервы, ошибки, злоупотребления. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех этапах управления финансами.

В системе финансового контроля на практике и в теории различают внешний и внутренний контроль.

Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.

В современной России, как и в других странах, финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан.

Государственный финансовый контроль реализуется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Аудиторская деятельность как вид финансового контроля представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта разновидность финансового контроля рождена потребностями рыночной экономики и осуществляется в интересах участников рыночных отношений.

Согласно Бюджетному кодексу РФ органами государственного финансового контроля в РФ являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ. На практике государственный финансовый контроль в настоящее время осуществляют Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля и их территориальные органы), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Комитет РФ по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти всех уровней.


К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершаемых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.
58. Виды, формы и методы финансового контроля, их классификации.

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По контролирующим субъектам финансовый конт­роль может бытьгосударственным, внутрихозяйственным, финансо­во-кредитных органов, общественным и неза­висимым (аудиторским).

По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного вы­ражения и организации контрольных действий. В зависимости от време­ни совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.

Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной си­стемы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечисле­нии бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.


Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на местена пред­приятиях, в учреждениях и организациях.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в про­цессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогаетпредотвратить совер­шение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектомтекущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расхо­дованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществле­ния. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы: