Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 483
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА
АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ
Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ
ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ
Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ
НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ
Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Другие (неалкогольные) токсикомании. В настоящее время выделяется несколько десятков разновидностей токсикомании. В зарубежной практике наркомания, особенно среди молодежи, стала одной из наиболее серьезных медицинских и социальных проблем (P. Kielholz, J. Harvey). У нас в стране распространенность наркоманий невелика и отмечается преимущественно у лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями при систематическом приеме наркотических средств [Бабаян Э. А., Гонопольский М. X., 1981]. В качестве одной из самостоятельных форм токсикомании, борьба с которой в настоящее время проводится как в медицинском, так и в социальном аспекте, можно выделить и табакокурение.
Злоупотребление барбитуратами. Пристрастие к тем или иным препаратам чаще наблюдается у лиц, страдающих хроническими заболеваниями, особенно сопровождающимися нарушениями сна. Однако у юношей и подростков побудительными мотивами в анамнезе могут быть любопытство, подражание, дурной пример в сочетании с доступностью наркотических препаратов, а также определенные конституциональные и приобретенные аномалии характера и личности: эмоциональная незрелость, истероидно окрашенная «разочарованность», частые ситуационные депрессии и т. п. Длительный прием наркотических препаратов барбитурового ряда так же, как и все другие наркомании, характеризуется тенденцией к увеличению доз и постепенному формированию психологической, а затем и физиологической зависимости от препарата. В последнем случае уже не стремление к облегчающему воздействию препарата, а страх перед мучительными последствиями абстиненции становится ведущим симптомом заболевания.Иногда пациенты используют снотворные препараты в качестве «дневных» успокаивающих средств, в связи с чем «снотворные» дозы существенно возрастают, нередко оказывая при этом эйфоризирующее действие и тем самым усугубляя «лекарственную зависимость». Абстиненция при лишении привычных доз барбитуратов в запущенных случаях протекает чрезвычайно тяжело и, как правило, требует лечения в специализированном стационаре [Пятницкая И. Н., 1975]. В связи с этим аутогенная тренировка эффективна лишь на ранних стадиях формирования зависимости от препаратов барбитурового ряда, а также в целях профилактики (замены фармакологического воздействия приемами аутотренинга, облегчающими засыпание) и психологической реабилитации после лечения в стационаре. В отдельных случаях выраженный се дативный эффект аутотренинга и нормализация функции сна позволяют вначале снизить принимаемые дозы препарата (в условиях стационара — постепенно перевести пациента на плацебо), а затем отменить его совсем.
Мы уже отмечали, что страх ожидания бессонницы является одним из самых неблагоприятных симптомов, своеобразным проявлением «невроза ожидания». Общий прогноз применения аутогенной тренировки при барбитуратовой наркомании в ее начальной стадии положительный, так как при этом глубоких личностных нарушений у пациентов обычно не наблюдается, а нормализация функции сна под влиянием аутогенной тренировки способствует иногда самостоятельному отказу больных от приема снотворных препаратов. В своей монографии I. Schultz писал: «После успокоения главной и наиболее благодарной областью применения аутотренинга является самообучение сну». В качестве вспомогательных средств могут использоваться методы отвлечения, самовнушения замедления хода времени и другие приемы облегчения засыпания на базе аутогенной тренировки.
Злоупотребление транквилизаторами. Транквилизирующие препараты в последние годы чрезвычайно часто и не всегда с достаточными на то показаниями назначаются многими интернистами. Во всяком случае сейчас уже трудно встретить больного, которому были бы незнакомы такие препараты, как мепробамат, седуксен, тазепам, триоксазин, элениум и пр. Однако, если открыть любой рецептурный справочник, то в графе «фармакологическое действие» по поводу каждого из названных препаратов можно прочесть не более двух строчек: «успокаивает нервную систему, снижает эмоциональное напряжение, обладает миорелаксирую-щим эффектом» [Машковский М. Д., 1983; Клюева М. А., Бабаян Э. А., 1979, и др.]. Возможно, кому-то покажется, что это те же позитивные сдвиги, которые наблюдаются и при воздействии аутотренинга. Нет, не те же. Привыкание к транквилизаторам не всегда приводит к физической зависимости, но психическая зависимость формируется довольно быстро, а при длительном употреблении указанных препаратов постепенно нарастают все характерные для токсикомании психопатологические изменения.
«Вряд ли найдется медикамент из группы транквилизаторов, о котором бы не писалось, что он якобы излечивает чуть ли не 70 — 80% больных неврозами...,— отмечает А. М. Свядощ(1982).— Однако одного применения этих медикаментов при всей их ценности самих по себе в огромном большинстве случаев недостаточно для наступления выздоровления, если при этом не применяется психотерапия». К этому вполне справедливому мнению можно добавить, что применение этих препаратов «само по себе» не только недостаточно, но и вредно, так как только переводит заболевание из одной нозологической формы в другую (была тревожная мнительность — стала привычная токсикомания). В нашей практике неоднократно встречались пациенты, которые, начав (по рекомендации врача) принимать элениум, постепенно переходили к аминазину и т. п.
Результативность аутогенной тренировки при злоупотреблении транквилизаторами достаточно высока. Уже в процессе обучающего курса более 80% пациентов могут отказываться или воздерживаться от приема транквилизирующих препаратов, замещая их аутогенными упражнениями и методами самовоздействия. Лица, применяющие транквилизаторы, всегда имеются как в лечебных группах аутотренинга, так и в группах здоровых лиц. Поэтому, начиная с вводной беседы и объяснения механизмов действия метода, необходимо постоянно и целенаправленно проводить разъяснительную работу, а фактически — рациональную психотерапию в бодрствующем состоянии, на-правленную на сознательный и добровольный отказ пациентов от медикаментозной зависимости в любых ее формах.
Никотиномания. Табакокурение — самый распространенный вид токсикомании, частота которого, в силу его относительной социальной «приемлемости», несмотря на широкий масштаб проводимых профилактически-пропагандистских мероприятий, продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Эффективность аутогенной тренировки при лечении табакокурения весьма различна и зависит в значительной степени от мотивации пациента к избавлению от вредной привычки. Как правило, такая мотивация формируется при наличии хронических заболеваний и при длительном злоупотреблении табакокурением, когда на первый план выступает астеноневротическая симптоматика — вялость, головная боль, снижение работоспособности, одышка при нагрузке, раздражительность и т. п. Аутогенная тренировка, естественно, не является в данном случае патогенетической терапией, она лишь способствует активации волевых усилий пациентов и облегчает переходный период к здоровому образу жизни. Так же, как и при терапии алкоголизма, рекомендуется самовнушение безразличного отношения к курению («Сигареты безразличны», «Я свободен от своей привычки», «Эта свобода приносит мне радость и здоровье» и т. п.). Н. Lindemann (1980), считающий, что зарифмованные и ритмичные формулы самовнушений оказываются более эффективными, приводит, например, такой вариант самовнушения:
Бу — ду — жить — без — си — га — рет.
Бу — ду — жить — без — си — га — рет.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Каждый врач, стоящий на позициях нервизма, при терапии любого заболевания не может не учитывать патогенетических нейропсихологических механизмов, которые лежат в основе или косвенно содействуют (или сопутствуют) развитию заболевания. Прежде всего, это относится к кортико-висцеральным (психосоматическим) заболеваниям, таким, как гипертоническая, язвенная, ишемическая болезнь, в этиологии которых роль нервного фактора была убедительно показана
в ряде работ отечественных ученых. Вопросы терапии кортико-висцеральных заболеваний и тесно с ней связанные проблемы их психопрофилактики никогда так остро не стояли перед практической медициной, как в наши дни, когда заболевания сердечно-сосудистой системы стали проблемой номер один для здравоохранения всех развитых стран, а распространенность таких страданий, как язвенная болезнь, гастриты, нарушения обмена веществ, не только не уменьшается, но постоянно растет, приобретая, как отмечал И. Т. Кур-цин, характер своеобразных эпидемий. И тем непонятнее все еще встречающееся пренебрежительное отношение врачей-интернистов к проблемам психотерапии и к психопрофилактике в самом широком социально-медицинском аспекте теперь, когда практически для всех стало очевидным, что в этиопатогенезе указанных заболеваний решающее и определяющее значение имеет нервный фактор, а именно — перенапряжение высших отделов центральной нервной системы и кортико-висцеральные нарушения [Лебедев Б. А., 1983; Кор-кина М. В., Марилов В. В., 1983].
В работе «Теоретические основы психосоматической медицины» И. Т. Курцин (1973) вводит понятие «триггерный механизм психогенного стресса», сущность которого состоит в том, что симптомы невроза или кортико-висцерального заболевания появляются у человека не сразу вслед за психической травмой, а чаще всего после определенного преморбидного периода, иногда достигающего «поразительно больших величин». Далее автор отмечает, что величина латентного периода объясняется силой и функциональными возможностями защитно-приспособительных механизмов, их тренированностью, а также физическим и душевным состоянием человека в момент травмы. Это положение определяет первый, психопрофилактический аспект применения аутогенной тренировки в целях предотвращения соматической патологии. Активная психопрофилактика и психосоматопрофилактика составляет основу того неуклонно возрастающего интереса к методу, который проявляется врачами-интернистами и специалистами по профессиональной патологии и профилактике как у нас в стране, так и за рубежом. Только за последние годы появились десятки работ, в которых предлагается использование ауто-