Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

синдром клаустрофобии; значительное снижение или недоразвитие интеллекта и памяти.

Если аутогенная терапия включена в комплекс ме­тодов лечения в стационаре, целесообразно иметь 3 группы для занятий: начинающих обучение, продол­жающих и завершающих лечебный курс, т. е. целесо­образно осуществлять «ступенчатое» формирование «непрерывных групп». Используя уже сложившуюся структуру межличностных отношений, высокую значи­мость для новых членов группы информации об эф­фективности метода, поступающей от «старожилов» (по силе психотерапевтического и мотивациогенного воздействия эта информация многократно превосхо­дит влияние вводной лекции), можно существенно по­высить действенность групповых занятий. Как показы­вает опыт, весьма целесообразно включать в группу из 8 — 12 человек 2 — 3 пациентов из числа уже имею­щих навыки аутотренинга, у которых освоение заня­тий протекало с высокой эффективностью. Обычно это существенно повышает успешность обучения всей группы.

Основные принципы групповой психотерапии, сформулированные С. С. Либихом (1969), по существу, сводятся к следующим: 1) формирование психотера­певтической группы является самостоятельной важной клинической задачей, решаемой на основе глубокого изучения личности больного; 2) главная задача груп­повой психотерапии — перестройка отношений лично­сти больного путем сознательного само- и гетеровоздействия на основе перевоспитания; 3) коллективная психотерапия должна строиться с учетом тех клиниче­ских синдромов, которые обусловливают патологиче­ские изменения поведения; 4) применяемые методики (и формулы внушений и самовнушений) должны отражать их клиническую цель и направленность — патоге­нетическую и симптоматическую; 5) коллективная психотерапия качественно отличается от индивидуаль­ного метода и не может быть ему противопоставлена. Они должны сочетаться.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ


Нами уже неоднократно отмечалось, что большин­ство авторов считают аутогенную тренировку преиму­щественно коллективным методом психотерапии. Од­нако в одних случаях возможности групповых занятий ограничены, а в других — занятия в группе противопо­казаны.

К абсолютным противопоказаниям относятся те нозологические формы, при которых болезненные про­явления могут отрицательно влиять на других членов группы (физические уродства34, гиперкинезы различ­ного происхождения, мозжечковые нарушения, пар­кинсонизм, недержание кишечных газов и т. п.). Во вторую категорию противопоказаний следует отнести больных, у которых наблюдается усиление болезнен­ной симптоматики в присутствии посторонних лиц (исключение составляют логоневрозы, лечение ко­торых более эффективно в группе). Относительным противопоказанием к групповой психотерапии являют­ся случаи, когда больные в силу индивидуальных осо­бенностей характера или соображений престижа не склонны к лечению в группе.

У неврологических и соматических больных, нахо­дящихся на постельном режиме, и у больных с пареза­ми и параличами метод применяется индивидуально в связи с отсутствием возможности групповой психо­терапии. Основными целями применения аутогенной тренировки у данной категории часто являются обуче­ние биотоковому управлению, адаптивной саморегу­ляции и проведение идеомоторной восстановительной терапии методами обратной связи, которые будут из­ложены позднее. Существенно сужая комплекс психо­терапевтических факторов, входящих в аутогенную тренировку (эффекты гетеро- и взаимоиндукции в группе), внегрупповое использование метода одно­временно предоставляет широкие возможности для индивидуализации приемов воздействия с учетом лич­ности конкретного больного и имеющейся патологии. Эти особенности налагают отпечаток как на содержа­ние и объем вводной беседы, которая может прово­диться фракционно, перед каждым занятием сбольным, так и на последовательность и модифика­цию основных приемов применительно к их симпто­матической или синдромологической направленности., В целях экономии времени индивидуальное обучение аутогенной тренировке целесообразно проводить
, ис­пользуя магнитофонные записи. При этом первое за­нятие по каждому упражнению проводится врачом, а два-три последующих, направленных на усвоение конкретных навыков, — с помощью магнитофонных за­писей, подготовленных тем же врачом. Освоение каж­дого нового упражнения проводится при непосред­ственном участии врача.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ


Комплексная методика психофизиологической и лич­ностной саморегуляции (модификация авторов данной книги). Приступая к изложению собственной модифи­кации, следует кратко остановиться на причинах ее со­здания. Объединяя разнообразные приемы, разрабо­танные и апробированные нами в течение многолет­них исследований, а также учитывая эксперименталь­ный и практический опыт ряда других отечественных и зарубежных специалистов, мы стремились, прежде всего, преодолеть «узость» отдельных модификаций, в основе которых оказывались «преимущественно» то эффекты самовнушения, то релаксация, то сенсорная репродукция, и создать методику, в которой все ос­новные элементы (и, соответственно, механизмы) ау­тогенной тренировки, как мы их понимаем и излагаем в настоящей книге, были бы равно представлены. Этими основными элементами являются: тренирован­ная мышечная релаксация, самовнушение, активация рефлексивной функции сознания и развитие способности к сенсорной репродукции, на основе которых реализуют­ся все остальные эффекты аутогенного воздействия.

Предлагаемая методика включает обучающий (обязательный) курс и специальные (лечебные и при­кладные) упражнения и методы индивидуальной пси­хогигиены и психокоррекции на базе аутогенной тре­нировки, применяемые дифференцированно по показа­ниям. Последние (специальные методы) включают в себя многие элементы того, что обычно называют «АТ-2» (высшие ступени аутогенной тренировки по Schultz), однако в их рациональном, лишенном неко­торых оттенков мистицизма, понимании. Вопреки ши­роко распространенному, в том числе и среди от­дельных специалистов, мнению, что освоение АТ-1 уже само по себе вызывает многочисленные положи­тельные результаты, мы считаем, что базисные упражнения аутогенной тренировки в значительной степени только развивают способность и создают воз­можности для целенаправленного самовоздействия, играя роль «инструмента», которым нужна еще на­учить пользоваться. По-видимому, для большинства психотерапевтов, практикующих применение аутоген­ной тренировки в лечебных и прикладных целях, ска­занное не является чем-либо новым. Таким образом, комплексная методика включает обучающий курс и специальные методы на базе аутогенной тренировки.


Перед началом занятий пациентам в доступной форме сообщают о роли психической деятельности и коры головного мозга в регуляции деятельности мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной и других (в зависимости от нозологической представленности в группе) систем организма, после чего объясняют фи­зиологические и психологические основы метода и его направленность в соответствии с решаемыми задача­ми клинического или профилактического применения. С учетом чистого «лекционного» времени и обычно следующих за этим многочисленных вопросов вводная лекция (беседа) длится 1 — 1 гч-

После небольшого перерыва, в зависимости от ка­чественного состава группы, условий проведения тре­нировки и времени суток, обучаемым предлагается принять одно из следующих положений (рис. 12):

1. Положение сидя — поза «кучера на дрожках». Обучаемый сидит на стуле, голова слегка опущена, предплечья свободно лежат на передней поверхности бедер, кисти свешены и расслаблены, ноги удобно расставлены.



2. «Пассивная поза» (поза «полусна в кресле», поза «полулежа в кресле») — пациент сидит в мягком кресле с прямой или (лучше) слегка отклоненной высокой спинкой. Затылок и спина удобно и мягко опираются о спинку кресла, руки расслаблены, лежат на подло­котниках, ноги немного расставлены.

3. Положение лежа на спине — пациент лежит на спине на мягкой кушетке или на постели, голова слег­ка приподнята на низкой подушке, руки свободно ле­жат вдоль туловища, несколько согнуты в локтевых суставах, ладонями вниз, ноги вытянуты и немного разведены носками кнаружи. Иногда для удобства под колени подкладывается мягкий валик. В условиях ста­ционара упражнения можно выполнять лежа и на обы­чной больничной койке.

Во время всего обучающего курса на групповых за­нятиях целесообразно использовать какую-то одну изпредложенных поз, так как со стандартным исходным положением аутогенных упражнений «рефлекторно связывается и весь заучиваемый процесс». В дальней­шем, после того, как обучающий курс закончен, мож­но выполнять самостоятельные упражнения и в иных позах, адекватных обстановке. В частности, при трех­разовых ежедневных упражнениях работающие па­циенты могут использовать в обеденное время позу сидя, а утром и вечером — лежа.

Общая схема и этапность групповых занятий.
Наи­более часто обучающий курс проводится в форме гетеротренинга, осуществляемого под руководством владеющего методом врача. Коллективные, обучаю­щие гетерогенные тренировки проводятся, как прави­ло, через день, желательно в одно и то же, лучше ве­чернее, время, в специально оборудованном помеще­нии. Самостоятельное повторение занятий (собственно аутотренинг) в процессе обучающего курса рекомен­дуется проводить ежедневно не менее 3 раз в день. 7а-ким образом, обучающий курс является коллективно-индивидуальным. Основная задача обучающего курса состоит в постепенном развитии у пациентов навыков самовоздействия. Обучение по нашей методике осу­ществляется в течение 24 — 30 дней, при условии прове­дения трех-четырех гетерогенных тренировок в неде­лю (общий курс — 12 занятий).

В процессе коллективных занятий осваиваются ба­зисные упражнения аутогенной тренировки и форми­руются основные навыки самовоздействия, преимуще­ственно на эмоционально-вегетативную и мышечную сферы. Этим целям служат, прежде всего, упражнения в тренированной мышечной релаксации и упражнения вызывания тепла в конечностях с последующей генера­лизацией ощущений. Являясь базисными, эти упраж­нения применяются с первого занятия до последнего при постепенном сокращении формул гетеро- и ауто­суггестии. Например, если на первом занятии (и по­следующих трех) упражнения общего успокоения со­держат пять развернутых формул самовнушения35 с суггестивным подкреплением, то, начиная с пятого занятия, опускается суггестивное подкрепление и ос­тается пять «задающих» формул, а с девятого — необходимые ощущения вызываются с помощью только одной («ключевой») формулы самовнушения. Для наглядности продемонстрируем трансформацию формул самовнушения общего успокоения:

Упражнения, направленные на общее успокоение:

1—4-е занятия:

1. Я совершенно спокоен...

Вспомните чувство приятного покоя, когда-либо Вами испытанное.

2. Меня ничто не тревожит...

Вспомните чувство приятного, безмятежного покоя, ког­да после напряженной работы Вы приходите домой и ло­житесь отдыхать.

3. Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха... Почувствуйте это расслабление. Сделать это легко. Удоб­ная поза сама по себе приводит к расслаблению мышц. По­чувствуйте это расслабление.

4. Все мое тело полностью отдыхает...

Вспомните чувство приятного отдыха и расслабления, ког­да Вы лежите в теплой ванне.