Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 400
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА
АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ
Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ
ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ
Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ
НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ
Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Ь генной тренировки в целях активной терапии и профи-лактики сердечно-сосудистой патологии и заболеваний желудочно-кишечного тракта [Докторский Я. Р., 1978 ; Панов А. Г., Беляев Г. С, Лобзин В. С, Копылова И. А., 1980; Свядощ А. М., 1982; Телешевская М. Э., 1983; Kimmel H., 1981; Choi M., Steptoe A., 1982; Wo-lak К., 1982; Surwit R., Williams R., Shapiro D., 1982; Lacroix J., 1983; Bach O., 1983; Cordes J., Arnold W., Zeibig В., 1983; Konig W., di Pol G., Schaeffer G., 1983, и др.].
Однако было бы ошибкой считать это новым аспектом или новой областью применения аутогенной тренировки. Еще при создании своей методики I. Schultz в первую очередь исходил из потребностей именно соматической клиники, а его теоретические построения основывались на «организмическом» действии разработанных приемов. В то же время аутогенная тренировка получила широкое распространение и признание прежде всего в психоневрологической практике и лишь затем повторно начала внедряться в терапию психосоматических заболеваний. В значительной степени это обусловлено как углублением понимания этиопатогенеза многих заболеваний на основе принципов нервизма, так и многочисленными клиническими наблюдениями, которые показали, что практически не существует соматических заболеваний, при которых в той или иной степени не страдала бы нервно-регуляторная функция, а в ряде уже отмеченных случаев это страдание является первичным и лежит в основе заболевания. Так, Я. Р. Докторский, применяющий аутогенную тренировку при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, отмечает, что невротическая симптоматика наблюдается у 90% больных язвенной болезнью и у 95 % страдающих хроническим холециститом, причем в 80 — 90% случаев эта невротическая симптоматика была отчетливо выражена и требовала специальных психотерапевтических мероприятий. По преимущественному признаку автором выделяются следующие «сопутствующие» синдромы: неврастенический (47%), истерический (6%), ипохондрический (30%) и фобический (17%).
Многие представители клинической медицины отмечают, что те или иные психические нарушения обнаруживаются у значительного числа больных с кардиологической патологией, а астеноневротические состояния у них наблюдаются весьма часто. Рассматривая вопросы пограничной психиатрии в современной кардиологической клинике, Б. А. Лебедев (1983) особо подчеркивает, что личностные реакции на заболевание могут служить самостоятельной причиной расстройств в нейрогуморальной регуляции коронарного кровообращения и метаболизма миокарда, играющих важную роль в патогенезе ИБС. Этот факт заслуживает самого пристального внимания в плане профилактики и коррекции отрицательных личностных реакций как на интерперсональном, так и на интраперсональном уровне. Н. В. Эльштейн, анализируя общемедицинские проблемы терапевтической практики, пишет о росте числа пациентов, страдающих «маскированной, сома-тизированной депрессией», количество которых, по данным различных авторов, достигает 15 — 40 %. Далее автор отмечает, что «трудности диагностики усугубляются тем, что больные оказываются между терапевтом и психиатром, каждый из которых в отдельности не способен дать больному целостную оценку» [Эльштейн Н. В., 1983]. Такое положение должно быть преодолено. Девиз «лечить не болезнь, а больного» по-прежнему остается актуальным, хотя правильнее было бы сказать: «лечить и больного, и болезнь», потому что чем выраженнее изменение состояния человека, тем больше уровней (начиная с высших) вовлекается в патологический процесс и тем более широкий спектр терапевтических методов необходим для успешного лечения.
В комплексе современных терапевтических средств аутогенная тренировка имеет свои показания и свои задачи. Как справедливо отмечает С. С. Либих (1979), «аутогенная тренировка является техническим приемом, который может иметь разное клиническое содержание и разную направленность». Как правило, на первом этапе (обучающий курс) она носит характер симптоматического седативного средства и лишь затем приобретает черты корригирующей (личностной) |и активной (психосоматической) терапии, а в отдельных случаях, когда патогенетический фактор 1 является точно установленным, аутогенная тренировка [может стать каузальным методом. При психотерапии соматических заболеваний всегда следует учитывать |тот факт, что объективная картина заболевания практически никогда прямо не коррелирует с субъективным восприятием болезни, которое, в зави-симости от индивидуальных особенностей пациента, широко варьирует от полного безразличия до гиперболически-пессимистического отношения. От понимания не только нозологической формы, но и всего индивидуального проявления болезни в значительной степени зависит успех лечения.
При психотерапии соматических заболеваний вначале следует выделить тот психоневрологический синдром, который сопутствует основному заболеванию, определить методы, использование которых с учетом личности больного и этапа лечения будет наиболее успешным. Однако действие аутогенной тренировки при соматических заболеваниях не ограничивается только узкопсихотерапевтическими, точнее — психологическими, эффектами. Целенаправленное воздействие на физиологическое состояние органов и тканей, реализуемое преимущественно посредством вегетативно-сосудистой саморегуляции, составляет второй компонент активной психосоматической терапии с помощью аутогенной тренировки.
Как уже неоднократно отмечалось, лучшие показатели лечения достигаются при заболеваниях, сопровождающихся спастическими явлениями, т. е. протекающих с явной гиперактивацией симпатического отдела автономной нервной системы. Уже систематическое применение базисных упражнений аутогенной тренировки оказывает благоприятное терапевтическое действие при гипертонической болезни, стенокардитиче-ском синдроме, спастических заболеваниях органов желудочно-кишечного и мочеполового тракта. Эффективность применения аутогенной тренировки в лечении соматических заболеваний существенно повышается при использовании терапии «обратной связью», которую некоторые авторы выделяют в
самостоятельный терапевтический метод, разрабатываемый в рамках «поведенческой терапии»53.
Применение аутогенной тренировки при органических заболеваниях нервной системы. Терапия органических заболеваний нервной системы так же, как и других соматических заболеваний, безусловно, должна быть комплексной. Однако следует отметить, что острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания, снижением интеллекта и памяти, исключают применение аутогенной тренировки. В подостром периоде и при хронических заболеваниях метод часто бывает полезным дополнением к медикаментозной терапии. Аутогенная тренировка, бесспорно, является показанной в процессе восстановительной терапии и психосоциальной реабилитации больных после сосудистых поражений головного мозга. Стимуляция восстановительных процессов, коррекция личностных нарушений, блокирование и рационализация болезненных переживаний составляют общетерапевтическую задачу. Естественно, что в зависимости от особенностей личности больного, выраженности и формы органического синдрома применяемая техника психотерапии и ее отдельные приемы должны быть индивидуализированы. При органических заболеваниях нервной системы в силу их специфических особенностей более продуктивными, как правило, оказываются индивидуальные занятия, особенно при компенсации функциональных нервно-мышечных дефектов, часто входящих в клиническую картину исхода заболевания. В последнем случае наиболее показанными являются идеомоторные тренировки с использованием обратной связи, в частности через электромиограмму. В этом плане заслуживают внимания наблюдения J. Andrews, изложенные в работе «Нервно-мышечное восстановительное обучение при гемиплегии с помощью обратной связи». При лечении 20 больных, страдающих гемиплегией, у которых все традиционные способы восстановления нервно-мышечной функции оказались безуспешными, автор применил процедуру обучения с обратной связью через ЭМГ, после чего все больные смогли произвольно вызывать мышечные сокращения в парализованных конечностях. Аналогичный метод был позднее применен Н. Johnson и W. Garton у 10 больных с гемиплегией, при лечении которых традиционными способами в течение года не было выявлено признаков улучшения. Авторы отмечают, что уже через 16 нед применения идеомоторных тренировок с обратной связью выраженное улучшение наблюдалось у 50% больных; у остальных улучшение было не столь явным, но тем не менее достаточно ощутимым. Обучение саморегуляции при эпилепсии с помощью обратной связи, обеспечиваемой ЭЭГ, по-лучило наибольшую известность. Сущность предложенного М. Sterman метода состоит в том, что пациенты обучаются произвольно повышать частоту и амплитуду ритма (12 — 16 Гц), регистрируемого с сенсомоторной коры. Многие исследователи, повторившие эти опыты, подтверждают, что таким образом удается уменьшить частоту возникновения судорог [Finley W., Smith H., Etherton M., 1975; Lubar J., Bah-ler W., 1976]. В большинстве приведенных работ сигналами обратной связи являлись непосредственно патологические формы биоэлектрической активности мозга. Н. В. Черниговской (1978) в опытах, проведенных на базе нейрохирургического отделения Ленинградской областной клинической больницы, в качестве сигналов обратной связи использовалось «отрицательное управляющее воздействие — электрокожная стимуляция и сигналы информационного значения — звук и свет». Автор отмечает, что, уже начиная с третьего сеанса, наблюдалось значительное уменьшение частоты и интенсивности эпилептиморфной активности как в процессе обучения методу саморегуляции, так и в фоновых (между сеансами) исследованиях.
Не анализируя здесь подробно общеневротические симптомы, терапия которых с помощью аутогенной тренировки излагалась в предыдущих главах, отметим, что релаксирующие упражнения являются также показанными и дают позитивный результат при шейном и поясничном остеохондрозе, ангиодистонических нарушениях, тиках и спастических состояниях мышц лица, глотки и гортани. В неврологической клинике аутогенная тренировка может также с успехом применяться в целях терапии вегетативно-сосудистых расстройств, достаточно часто встречающихся у больных этого профиля.
Применение аутогенной тренировки в хирургической практике. Важность учета предоперационного психического состояния больного, необходимость выявления и коррекции невротических реакций, в особенности тревоги и страха за исход операции, а также депрессивных тенденций для предупреждения постоперационных психических расстройств, подчеркивалась рядом авторов. Применительно к таким сложным хирургическим вмешательствам, как операции на сердце, некоторые исследователи отмечают, что предоперационные нервно-эмоциональные нарушения могут
существенно ухудшать прогноз и повышать постоперационную летальность. Несмотря на достаточно длительные в ряде случаев периоды предоперационной подготовки (операции на легких, сердце, почках, желудке), психотерапевтическое воздействие в клиниках хирургического профиля часто ограничивается лишь беседой и приемами ободрения больного. Простота и доступность психотерапевтических приемов аутогенной тренировки, а также их достаточная эффективность позволяют рекомендовать метод к широкому использованию как при подготовке больных к хирургическому лечению, так и в постоперационном периоде.
Получившая в последние годы у нас в стране распространение реимплантация конечностей после травматической ампутации определяет второй важный аспект применения аутогенной тренировки в хирургической практике — это идеомоторная восстановительная терапия с использованием обратной связи. По-видимому, этими двумя аспектами далеко не исчерпываются возможности применения аутогенной тренировки в хирургии, требующие специальных исследований и серьезного клинического обоснования.