Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



При анализе жалоб больных истерией так же, как и при изучении дневников-самоотчетов о влиянии за­нятий, следует учитывать чрезвычайно частую при этой форме заболевания патологическую лживость па­циентов. Указывая на эту особенность истероидных личностей, К. Леонгард пишет (1981): «Сознательная ложь связана со смущением, иногда с замешатель-ством; нередко лжец заливается краской. То ли дело истерики;! Они лгут с невинным выражением лица, го­ворят с собеседником дружелюбно, просто и правди­во. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной». Постоянно помня об этом ком­поненте в структуре истероидной личности, врач в то же время не должен допускать даже намека на недове­рие к рассказу пациента, проявляя особое внимание к его нюансировке и содержанию, которое чаще всего отражает аффективное прошлое субъекта. В от­дельных случаях весьма успешным является метод ау­тогенной терапии памяти.

Невроз навязчивых состояний. Во введенном И. М. Балинским (1858) термине «навязчивые состоя­ния» подчеркивается «чуждость» возникающих нару­шений по отношению к сознанию. Подобным образом трактуются эти состояния и в зарубежной практике («compulsion» — англ., «принуждение» — в США; ob­session — англ., «наваждение» — в Англии и т. д.). Явления навязчивости могут встречаться как изолиро­ванно, так и в сочетании с другими психоневрологиче­скими нарушениями. Навязчивые явления могут транзиторно появляться и у здоровых людей при устало­сти, неуверенности, чувстве боязни. Б. Д. Карвасарский (1980) приводит следующее определение феноме­на навязчивости". «Это внезапное появление мысли, представления и других явлений, не связанных в данный момент с содержанием сознания и поэтому воспринимаемых больными как чуждые, эмоциональ­но неприятные, однако с пониманием того, что все это его собственное, а не навязанное извне». В этом поло­жении одновременно заключается и чрезвычайно важный дифференциально-диагностический признак. Если при психозах осознание болезни присутствует (не всегда) иишь на начальных стадиях, то при неврозах осознание болезни входит в структуру самого заболе­вания, а иногда является его ведущим симптомом. Со­хранение критического отношения к проявлению забо­левания определяет положительные перспективы пси­хотерапевтического воздействия.

Полезность применения корригирующей тренировки в щелях терапии невроза навязчивости подчеркивалась многими авторами. В то же время А. М. Свядощ (1982) отмечает, что «тяжелые, годами длящиеся навязчивые состояния редко поддаются лечению аутогенной трени­ровкой».


Надо признать, что аутогенная терапия навязчивых состояний действительно имеет определенные трудно­сти. Они в первую очередь связаны с личностными особенностями больных, на почве которых и разви­вается именно эта форма невроза: как правило, у них снижена общая способность к ярким образным пред­ставлениям, выявляется выраженная инертность мыш­ления, педантичность. В то же время последняя черта обусловливает тот факт, что отсев из психотерапевти­ческих групп этой категории больных не превышает 1 %. Индивидуальными особенностями объясняется и устойчивость результатов лечения навязчивостей, от­мечаемая многими авторами. Способствует эффектив­ности терапии и моносимптоматичность заболевания. Как отмечает К. Леонгард (1981): «Бывает, что чело­век не решается выйти из дому на улицу, боясь сразу «свалиться замертво», и в то же время он, не обнару­живая и тени торможения, садится в машину, которую вдобавок сам же ведет».

При навязчивых страхах и мыслях хорошее дей­ствие оказывают методы отвлечения, психологической десенсибилизации при их длительном — в течение 1—3 мес — применении. Наиболее низкой курабель-ностью методами аутогенной тренировки обладают навязчивые действия и ритуалы, хотя в некоторых слу­чаях замена болезненного симптома условно по­лезным может оказывать положительное влияние. С учетом возникающих при освоении метода «ауто­генных разрядов» и условий проведения обучающего курса аутогенную тренировку следует считать проти­вопоказанной при дисморфофобиях. (страх изменения своего тела), клаустрофобиях (боязнь закрытых мест) и страхах людных мест.

ПСИХОПАТИИ


В своей классификации пограничных состояний I. Koch выделил конституциональные варианты патоло­гических личностей, которые не претерпевают на про­тяжении всего индивидуального развития и жизни су­щественных изменений, обозначив их как «психопати­ческие» личности. Современные данные о распростра­ненности личностных аномалий показывают, чтопсихопатии выявляются у 5 — 15% взрослого населения [Vailant G., Perry J., 1980]. В отличие от неврозов, где соотношение больных мужчин и женщин составляет в среднем пропорцию 1 :2, при психопатиях наблю­дается противоположное отношение (2 :1), а у мальчи­ков-подростков, по данным А. Е. Личко (1979), психо­патии диагностируются в 3 раза чаще, чем у девочек. Большинство авторов считают аутогенную трени­ровку и вообще групповую психотерапию противопо­казанной при психопатиях. Отсев этой категории больных из психотерапевтических групп составляет от 20 до 60%. В то же время практический опыт показы­вает, что при разумном сочетании индивидуального (рационального и гипносуггестивного) воздействия с сеансами гетеро- и аутотренинга эффективность те­рапии психопатий существенно повышается. Основны­ми при этой форме патологии являются приемы само­воспитания, самовнушения качества, рационализация эмоциональных реакций. В зависимости от особенно­стей и выраженности клинических проявлений, а также мотивации к коррекции собственных характерологиче­ских отклонений, успешность аутогенной тренировки при патологических развитиях личности весьма раз­лична. По нашим данным, метод более эффективен при астенической, истероидной и в меньшей мере при эксплозивной форме психопатии. Сочетая психотера­пию с применением психотропных препаратов, следует помнить, что у данной категории больных крайне бы­стро развивается лекарственная зависимость. При те­рапии данной категории больных рекомендуется ис­пользовать императивно окрашенный тон суггестии как при гетерогенном обучающем курсе, так и в про­цессе аутогенных упражнений.

ТОКСИКОМАНИИ


Алкоголизм. В настоящее время термин «токсико­мании» включает не только клинические, но и медико-юридические и социальные характеристики [Баба­ян Э. А., 1979; Морозов Г. В., Рожнов В. Е., Бабаян Э. А., 1983; Снежневский А. В., Шум-ский Н. Г., 1983]. Одной из наиболее распростра­ненных токсикомании является алкоголизм. В клини­ческой практике приходится чаще сталкиваться с поня­тием «хронический алкоголизм», включающим совокупность нарушении, определяемых длительным при­емом алкоголя.


Развитию хронического алкоголизма, как правило, предшествует той или иной длительности бытовое пьянство, характеризующееся эпизодическим или от­носительно регулярным употреблением малых доз ал­коголя. В начальной стадии хронификации ведущее место начинает занимать патологическое влечение, увеличение доз и повышение толерантности к алкого­лю, исчезновение защитного рвотного рефлекса (А. А. Портнов), к которым в дальнейшем присоеди­няются влечение к состоянию опьянения и алкоголь­ные палимпсесты (забывание отдельных событий и поведения в состоянии опьянения). Вторая стадия характеризуется развитием алкогольного абстинентно­го синдрома, некоторыми изменениями личности и по­ведения (злобность, агрессивность), часто выраженной амнезией всего, что происходило в состоянии опьяне­ния. Влечение, в отличие от первой стадии, приобре­тает характер непреодолимого, и больной полностью пассивно подчиняется ему. Переход хронического ал­коголизма в третью стадию определяется по призна­кам развития токсической энцефалопатии.

Уже во второй стадии личностные изменения («ал­когольная деградация») больных чрезвычайно выра­жены, в отдельных случаях приобретая характер не­обратимых, что определяет необходимость начала лечения на стадии бытового пьянства или при его переходе в начальную стадию. Г. В. Зеневич и С. С. Либих, отмечая, что у больных алкоголизмом снижаются волевые качества личности («гипобулия»), считают, что терапия заболевания должна включать тренировку самых различных сторон психики. В целях терапии алкоголизма авторы рекомендуют достаточно длительные курсы аутогенной тренировки — до 12 нед, одновременно указывая, что «уже выполнение первых двух упражнений (расслабление мышц и сосудов ко­нечностей) вызывает у большинства больных легкое гипноидное состояние (дремота, сонливость), во время которого можно перейти к терапевтически направ­ленным самовнушениям». Учитывая, что коллективная психотерапия алкоголизма в значительной части слу­чаев проводится по методике эмоционально-стрессо­вой гипнотерапии, на начальных этапах аутогенные тренировки действительно могут вызывать «гипноид-ное состояние». Однако по мере достижения ремиссии целесообразно переходить к активным формам ауто­тренинга, «целью которых, — как пишет В. Е. Рожнов (1983),—является подавление возникающего влечения к алкоголю и переключение стремлений и интересов, мобилизация волевых усилий, закрепление отвращения к вкусу и запаху алкогольных напитков, выработанно­го в сеансах гипносуггестивного лечения».


По литературным данным, позитивное влияние ау­тогенной тренировки при алкоголизме обусловливает­ся нормализацией вегетативных нарушений, сниже­нием эмоционального напряжения, закреплением вы­работанных в процессе терапии условнорефлекторных связей. Однако, как подчеркивают большинство спе­циалистов, без специально адаптированной техники и содержания занятий аутогенная тренировка не пре­пятствует рецидивам, а эффективность аутогенных упражнений обратно пропорциональна степени зависи­мости от спиртного.

Для борьбы с алкоголизмом требуется воссоздать или развить (а чаще и то, и другое) разрушенные забо­леванием свойства личности, прежде всего такие, как уверенность в себе и своих силах противостоять болез­ненному влечению, упорство и настойчивость в дости­жении позитивных жизненных целей. Особенно важна аутогенная «поддержка» на начальном этапе болезни, когда еще не утрачена критика и пациент активно стремится к избавлению или предотвращению разви­тия заболевания, а также при социальной реадаптации и реабилитации, завершающей стационарное лечение.

Формулы самовнушений во всех случаях носят яр­ко выраженный индивидуальный характер, однако всег­да следует рекомендовать их индифферентную окраску и интонацию, внушая не отрицание алкоголя, а без­различие к нему («Вино мне совершенно безразлич­но»), одновременно с поддержкой положительного на­строя на трезвенность («Воздержание приносит ра­дость и покой»), хотя, как уже отмечалось, формулы самовнушений часто весьма индивидуальны. Один из наших пациентов использовал формулу: «Никогда не буду как...» (далее шла фамилия одного из бывших со­бутыльников, полностью деградировавшей личности). Аутогенная терапия при алкоголизме обязательно тре­бует полного обучающего курса, иногда повышенной интенсивности и длительности, так как на фоне, как правило, предшествующего курса эмоционально-стрес­совой гипнотерапии активные приемы самовоздей­ствия усваиваются значительно труднее. Наиболее по­казанными являются методы самовоспитания и от­влечения на базе аутогенной тренировки в сочетании с поддерживающими (1 раз в 7 — 10—15 дней) гетеро­генными курсами, преимущественно рациональной психотерапии. Таким образом, как отмечают А. В. Снежневский и Н. Г. Шумский (1983), «психотерапевти­ческое воздействие постепенно переходит в систему психагогики».