Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 432

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Однако только проблемами обучаемости не ис­черпываются все аспекты применения аутогенной тре­нировки в средней и, особенно, в высшей школе. Ана­лизируя заболеваемость студентов некоторых вузов, Б. А. Бараш (1983) пишет, что от 47 до 57 % академи­ческих отпусков приходится на «функциональные рас­стройства нервной системы и психические заболева­ния», преимущественными причинами которых являются выделяемые автором 4 типа типичных кри­зисных ситуаций: кризисы профессионального выбора, кризисы сексуальных отношений, кризисы зависимо­сти от семьи, кризисные ситуации в академической деятельности. Для ознакомившихся с предыдущими разделами настоящей книги целесообразность приме­нения аутогенной тренировки в этих случаях, по-види-мому, не вызывают сомнения. Проблемы «психологи­ческой службы вуза», неоднократно обсуждавшиеся на многочисленных конференциях, симпозиумах и съез­дах, конечно, требуют решения. Авторы данной книги считают, что преподавание основ саморегуляции в высшей и даже средней школе было бы весьма целесообразным.

Аутогенная тренировка как метод стимуляции спо­собностей и творчества. Всякому мыслящему ученому, которому приходилось решать малые или большие проблемы, знакомо состояние, когда какая-то интуи­тивно формирующаяся идея, решение задачи или даже интегральное выражение уже принятого решения ни­как не удается сформулировать, хотя реально присут­ствует специфическое ощущение, что вербальное выра­жение проблемы где-то уже «на пороге», что оно уже «созрело» и актуально присутствует в сознании. Так же знакомо, по-видимому, и ощущение, когда перед сном или пробуждением решение вдруг совершенно ясно формулируется, заставляя вскакивать с постели и записывать, пока «просветление» не угасло. К сожа­лению, отсутствие в современной науке обоснованных представлений о механизмах интуитивного творче­ства не позволяет пока излагать их иначе, как на опи­сательном уровне. В то же время в приведенном при­мере последний момент является чрезвычайно важным, так как он связан именно с релаксостимуля-цией механизмов вербализации интуитивных предста­влений. Дневная «направленность внимания» и огра­ниченность творческого поиска «пределами реально­го», как уже отмечалось, отступают в процессе релак­сации.

Вторым компонентом аутогенной стимуляции творчества является повышение под влиянием само­внушения веры в свои возможности и изменение само­оценки личности. В значительной степени эти приемы родственны методам «гипнотического внушения обра­за высокоталантливой личности», которые позволяют, как пишет Л. П. Гримак (1978), устранить защитные тенденции,
сковывающие творческие возможности, перестраивают мотивационную структуру, меняют установку и уровень притязаний, а также сам стиль мышления. Рассматривая способности как единство врожденных и приобретенных свойств личности, сле­дует подчеркнуть, что прежде, чем приступать к стимуляции тех или иных способностей, необходимо вна­чале установить их наличие и имеющийся уровень развития. Так, опыты В. Л. Райкова с внушением образа высокоталантливой личности, например вы­дающегося художника или музыканта, показали, что реализация внушения возможна только на основе вы­раженной мотивации к достижению успеха и наличия соответствующего уровня специфических навыков.

Стандартных приемов или рекомендаций для пре­одоления нежелательных воздействий тех или иных факторов труда или способов стимуляции физической и психической работоспособности не может быть принципиально, так как не только эти воздействия чрезвычайно вариабельны и часто действуют ком­плексно, но и их индивидуальная значимость необо­зримо широка. Десинхроноз полярников не идентичен десинхронозу летчиков или моряков-подводников; сен­сорная изоляция космонавта отлична от изоляции стоящего на посту часового; стимуляция мышления и памяти, предпринимаемая накануне зачета, несрав­нима с аналогичными явлениями при решении важных научных проблем и т. д. В каждом конкретном случае исследователь или врач, применяющий аутогенную тренировку, должен исходить из стоящих задач и ин­дивидуализировать применяемые методы. В качестве общего заключения по данной главе следует отметить, что области применения аутогенной тренировки у здо­ровых людей постоянно расширяются.

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК


Аутогенная тренировка, хотя и может применяться индивидуально, большинством авторов все же отно­сится к методам коллективной психотерапии. Однако ее отличительной особенностью от других коллективных методов является то, что, усваиваясь в процес­се групповых занятий, терапевтическое воздействие метода реализуется преимущественно в процессе инди­видуального применения.

Групповая аутогенная терапия в большинстве слу­чаев более эффективна за счет механизмов взаимоин­дукции и более экономична, так как позволяет одно­временно охватить лечебным воздействием несколько больных. Особенность гетерогенной тренировки как коллективной методики заключается в том, что суще­ственным компонентом терапии становится межлич­ностное воздействие. При этом не только врач влияет на больных, но и сами пациенты вступают во внутри-групповые отношения, влияя друг на друга и на врача, проводящего тренировки. Это взаимное влияние больных («эгротогения») может быть как положи­тельным, так и отрицательным (С. С. Либих и др.). Негативизм даже одного больного, особенно по отно­шению к руководителю занятий или к самой аутоген­ной тренировке, может приводить к существенному снижению эффективности и дискредитации метода. Поэтому при комплектовании групп необходимо в первую очередь учитывать такие факторы, как нали­чие или отсутствие антипатий между больными, дове­рие и чувство симпатии к руководителю тренировок, уровень мотивации к освоению метода. Последний ча­сто зависит от выраженности желания больного изба­виться от своего страдания. Достаточно хорошо из­вестно и уже отмечалось, что ряд симптомов в клинике истерии часто носит характер «условно же­лательных», а неосознаваемое ощущение «нетяжести» имеющихся расстройств не способствует успешной те­рапии, хотя в целом истероидные больные легко, но поверхностно усваивают метод. Лиц с низкой или не­определенной мотивацией к освоению аутогенной тре­нировки допускать к групповым занятиям нецелесо­образно.


При выявлении антипатии между двумя членами группы, которая часто проявляется лишь на невер­бальном уровне, не стоит пытаться сглаживать ее. В этом плане, по-видимому, следует признать, что, «увлекшись» второсигнальным взаимодействием, мы пока слишком мало знаем и мало изучаем проблемы физиологического взаимодействия между людьми. Лишь в последнем издании книги Г. С. Васильченко по частной сексопатологии (1983, II, 6) впервые вы­сказывается мнение о том, что «вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого безотчетную симпатию или антипатию». Эти данные, бесспорно, необходимо учитывать при комплектовании групп для гетерогенных тренировок.

Важной основой для комплектования групп является изучение личности больных и особенностей лич­ностных нарушений. Наши наблюдения показывают, что лежащие в основе невроза интерперсональные (межличностные) конфликты лучше поддаются психо­терапии при индивидуальной работе врача с пациен­том, а интраперсональные конфликты более эффектив­но купируются при групповом применении аутогенной тренировки. Клинические наблюдения и изучение от­клонений в нервно-эмоциональной сфере у здоровых людей позволяют высказать предположение, что суще­ствует два основных типа определенной индивидуаль­но обусловленной предрасположенности личности «продуцировать» преимущественно интраперсо­нальные или интерперсональные конфликты, независи­мо от характера воздействующего психогенного фак­тора. При этом, если в первом случае «агрессия» направлена на себя, наиболее часто реализуясь в виде депрессии, то во втором — отчетливо проявляется в нарушении межличностных отношений.

Совершение проступков, противоречащих ба­зисным социальным и, прежде всего, нравственным установкам личности, как показывает наш опыт, является одной из достаточно частых причин невроти­ческих нарушений. Такие проступки часто характери­зуются анонимностью ситуации их совершения и вы­сокой трудностью вербализации33. Поэтому изучение личности пациента и глубокое скрупулезное исследова­ние ее отношений составляет важнейшую задачу под­готовительного этапа. Изучение структуры конфликта, явившегося причиной болезненных нарушений, являет­ся другой самостоятельной задачей.

Группа аутотренинга может считаться, по класси­фикации С. С. Либиха, «временной», «замкнутой» (не меняющей своего состава), смешанной по характеру заболеваний, возрасту и полу. Не будучи склонными к формированию или
подбору специализированных групп, как это делают Н. Kleinsorge и G. Clumbies, мы полагаем, что группа должна быть все же достаточно однородной, чтобы все применяемые в процессе гете­рогенных тренировок методы не имели противопока­заний по отношению к каждому конкретному больно­му. Желательно, чтобы группа была в среднем однородной по образовательному и культурному уровню, а в случаях прикладного применения метода в условиях современного производства — и по иерар­хическому уровню обучаемых. Возрастная однород­ность не является обязательным условием, а половая однородность даже нежелательна. Каждая психотера­певтическая группа обычно имеет своего лидера, особый статус которого врач-руководитель трениро­вок должен умело и ненавязчиво поддерживать, одно­временно утверждая во «временном» коллективе ат­мосферу доброжелательности, сочувствия и доверия. Количественный состав группы варьирует в достаточ­но широких пределах. Мы с успехом применяли ауто­генную тренировку в группах из 5, 12, 15 и 25 — 30 че­ловек. I. Schultz, как уже упоминалось, в отдельных случаях применял метод в группах до 70 человек. Од­нако более удобными, оптимальными, с точки зрения межличностного взаимодействия (врач — больной, па­циент—пациент), являются малые группы (8 — 12 че­ловек).

С. С. Либих, разработавший схему показаний к коллективно-групповым методам воздействия при лечении неврозов, во избежание отрицательной взаи­моиндукции рекомендует комплектовать группы пре­имущественно из больных с различными синдромами и на разных этапах заболевания. Выполнение этих ре­комендаций не всегда возможно по вполне понятным объективным причинам, особенно в условиях стацио­нара, а в некоторых случаях и нецелесообразно. Нам неоднократно приходилось наблюдать выраженную положительную индукцию, когда хороший эффект аутогенной терапии у одного больного стимулировал мотивацию к методу и позитивные перемены в состоя­нии у другого, страдающего близким по характеру заболеванием. В то же время выделенные С. С. Либихом противопоказания для групповой психотерапии являются, бесспорно, обоснованными. Это — устано­вочное поведение и рентные тенденции, эксплозивное и асоциальное поведение; любые расстройства созна­ния и актуальные бредовые идеи; припадки органиче­ского генеза (эпилептические, эпилептиформные, диэнцефальные); гиперкинезы, тики и другие двигательные нарушения; резко выраженные физические недостатки; сложные полиобсессии с системой ритуалов; сомати­ческие заболевания в состоянии резкой декомпенса­ции;