Файл: Исследование лидерских качеств у женщин руководителей Студент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На предлагаемых тренингах женщин-руководителей необходимо учить находить баланс между профессиональной деятельностью и семейной жизнью.
Важным направлением тренингов женского лидерства должна стать работа по развитию организаторских способностей. От сформированности у женщин-руководителей таких способностей зависит эффективность работы всей организации, что в конечном итоге влияет на качество рабочего процесса в медицинском учреждении, на его результаты.
На тренингах женского лидерства важное внимание должно уделяться и развитию у женщин-руководителей коммуникативных способностей. И хотя, в процессе проведенного исследования у женщин-руководителей медицинских организаций был преимущественно высокий уровень развития коммуникативных способностей, это качество всегда важно совершенствовать.
Все выше упомянутые качества важно развивать у женщин-руководителей медицинских организаций, поскольку они обеспечивают возможность руководителя интегрировать деятельность коллектива как единой команды.
По данным проведенного исследования, способности к планированию, целеполаганию и принятию решений у женщин-руководителей медицинских организаций сформированы, преимущественно, на высоком уровне. Такие показатели являются хорошим результатом для женщин-руководителей, поскольку указанные способности являются одной из ключевых в управленческой деятельности руководителя медицинской организации.
На женских тренингах развития лидерских качеств важно уделить внимание развитию эмоционального интеллекта, поскольку его высокое развитие обеспечивает руководителю возможность проявления себя как эталона в коллективе. К таким качествам относят: способности к пониманию собственных и чужих эмоций, умение управлять собственными и чужими эмоциями. Результаты нашего исследования показали, что такой структурный компонент лидерских качеств, как «умение понимать собственные эмоции», у женщин-руководителей развит на среднем уровне. Женщины-руководители лучше распознают собственные эмоции и понимают их причины, чем эмоции окружающих. На первый взгляд, это закономерно, поскольку себя мы всегда знаем лучше, чем окружающих. Однако, для управления большим, коллективом, руководителю медицинской организации важно хорошо интерпретировать эмоции окружающих. Несомненно, умея правильно интерпретировать чужие эмоции, руководить людьми всегда легче и эффективнее, поэтому данное качество также рекомендовано развивать у женщин-руководителей дошкольных организаций на тренингах женского лидерства. Тем более, неумение управлять собственными эмоциями часто вызывает в обществе предвзятое отношение к женщинам-руководителям и порождает стереотипы, что руководство – не женское дело, поскольку требует высокой эмоциональной устойчивости. Также неумение управлять собственными эмоциями влечет и объективные проблемы – порождает конфликтные ситуации в коллективе и т. п.
Не менее важно для руководителя медицинской организации уметь управлять чужими эмоциями. Это объясняется тем, что коллектив таких организаций преимущественно женский, а женщины, как известно, в большинстве своем очень эмоциональны. Руководитель должен уметь управлять настроением членов женского коллектива, уметь создавать в группе благоприятную эмоциональную атмосферу, уметь разрешать конфликтные ситуации, возникающие споры и т. п. Поэтому на тренингах женского лидерства рекомендовано развивать у женщин-руководителей и это качество. Женщинам-руководителям медицинской организации важно работать над развитием у себя умений активизации необходимой эмоции у другого человека и умениями снижать интенсивность нежелательной эмоции у другого человека. У опытных руководителей эти способности должны быть хорошо развитыми, поскольку они крайне важны для создания благоприятной атмосферы в коллективе. При всей значимости упомянутого качества, именно оно оказалось меньше всего сформировано у женщин-руководителей.
Таким образом, у женщин-руководителей медицинских организаций рекомендовано развивать все качества, которые были отнесены в структуру лидерских качеств женщин-руководителей. Сам по себе факт занятия руководящей должности не гарантирует того, что у руководительниц будут высокоразвитыми нужные лидерские качества, их нужно развивать, и лучше всего это делать на тренингах женского лидерства под руководством опытного специалиста, знающего специфику руководства коллективом, в котором большинство сотрудников – женщины, как это есть в медицинских организациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию лидерских качеств у женщин-руководителей.
В первой главе проанализированы современные подходы в психологии, объясняющие феномен лидерства. Сделаны выводы, раскрывающие сущность лидерства с психологической точки зрения. Особое внимание уделено характеристике лидерских качеств руководителя и сформулировано определение лидерских качеств. Выявлены и охарактеризованы качества, которые складывают основу структуры лидерских качеств руководителей физкультурно-оздоровительных учреждений (эти качества в дальнейшем были диагностированы в рамках эмпирического исследования). Проанализировано соотношение понятий «лидерство» и «руководство». Выявлено значение лидерства для эффективного управления организацией.
Во второй главе охарактеризованы гендерные аспекты лидерства. Определены психологические особенности женщин-руководителей.
В третьей главе описаны процедура и результаты исследования по изучению лидерских качеств у женщин-руководителей. Исследование проводилось на примере ООО «ОВО». Сделаны выводы по результатам исследования и на их основе разработаны рекомендации по развитию лидерских качеств у женщин-руководителей сферы медицины.
Таким образом, цель исследования достигнута – выявлены отличительные особенности проявления лидерских качеств у женщин-руководителей в сравнении с женщинами-подчиненными. Так, у женщин руководителей более развиты такие лидерские качества, как: потребность в достижении цели, мотивация на достижение успеха, направленность на профессионализм; организаторские и коммуникативные способности; способности к целеполаганию, планированию и способности к принятию решений; способность понимания собственных и чужих эмоций. Способность управления собственными и чужими эмоциями оказались развиты меньше, чем другие исследуемые качества.
Первая гипотеза, что для женщин-руководителей в отличие от женщин-подчиненных характерно преобладание маскулинных качеств, не подтверждена. Результаты исследования показали, что маскулинные качества преобладают только у 3% женщин-руководителей, 97% женщин-руководителей свойственны андрогинные черты, но все же приближенные к маскулинности.
Вторая гипотеза подтверждена полностью – как и предполагалось, у женщин-руководителей, работающих в сфере дошкольного образования, в отличие от женщин-подчиненных в значительной степени преобладают следующие лидерские качества: потребность в достижении цели и мотивация успеха; уровень сформированности организаторских и коммуникативных способностей; уровень саморегуляции поведения; уровень сформированности эмоционального интеллекта. Результаты диагностики подтвердили, что у женщин-руководителей, работающих в образовательных организациях, сформированность лидерских качеств находится на более высоком уровне, чем у женщин-подчиненных.
В целом, сравнивая женщин-руководителей с женщинами-подчиненными, мы убедились, что у женщин-руководителей лидерские качества выражены, несомненно, лучше. Однако, если рассматривать проблему сформированности лидерских качеств отдельно по группе женщин-руководителей, то полученные результаты далеко не высокие. Поэтому, лидерские качества у женщин-руководителей нужно развивать. В связи с чем, и были предложены соответствующие рекомендации.
Перспективы дальнейших исследований видятся нам в дифференциальном исследовании лидерских качеств у женщин-руководителей. Так, например, можно сравнить лидерские качества у женщин-руководителей разного возраста, с разным стажем работы на руководящих должностях и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина, Ю.Е. Изучение гендерных ролей на производстве / Ю.Е. Алешина // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 2–5.
2. Алифанов, С.А. Гендерные аспекты исследования лидерства в психологии / С.А. Алифанов // Вопросы психологии. – 2020. – № 1. – С. 7-9.
3. Базарова, К.Т. Социально-психологические факторы развития лидерских качеств руководителя. – Автореф. дисс. … к.психол.н. 19.00.05. К.Т. Базарова. – М., 2020. – 24 с.
4. Бендас, Т.В. Гендерные исследования лидерства / Т.В. Бендас // Вопросы психологии. – 2020. – 1. – С. 87-95.
5. Бендас, Т.В. Психология лидерства / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2020. – 290 с.
7. Бланшар, К. Лидерство: к вершинам успеха / К. Бланшар. – СПб.:
Питер, 2019. – 368 с.
8. Вежевич, Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся / Т.Е. Вежевич. – Улан-Удэ, 2019. – 200 с.
9. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский. – М.: Гардарики,
2019. – 528 с.
10. Гапонюк, З.Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов / З.Г. Гапонюк. – М.: Военный университет, 2018. – 240 с.
11. Грачевская, М.В. Современные проблемы управления в смешанных коллективах: гендерный аспект / М.В. Грачевская. – Н.Новгород: Астель, 2019. – 65 с.
12. Дафт, Р.Л. Уроки лидерства / Р.Л. Дафт. – М.: Эксмо, 2019. – 480 с.
13. Джордж, Б. Как развить и укрепить лидерские качества / Б. Джордж, П. Симс. – М.: Манн, 2019. – 352 с.
14. Друкер, П.Ф. Эффективное управление предприятием /
П.Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2019. – 224 с.
15. Жилкин, Д.В. Влияние гендерана самореализацию женщин /
Д.В. Жилкин // Прикладная психология. – 2020. – №2. – С. 2–9.
16. Зазыкин, В. Г. Психология и акмеология лидерства: монография //
В.Г. Зазыкин, Е. А. Смирнов. – М.: ЭЛИТ, 2019. – 304 с.
17. Занковский, А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурноценностной парадигме. – М.: ИП РАН, 2020. – 296 с.
18. Зорина, А.В. Педагогические условия формирования лидерских
качеств у студентов вуза / А.В. Зорина. – Н.Новгород, 2019. – 250 с.
19. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и
женщин / Е.П. Ильин. – спб.: Питер, 2019. – С. 327.
20. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – 2-е изд., переизд. – спб.: Питер, 2019. – 300 с.
21. Келлерман, Б. Обновленное лидерство: политика и бизнес /
Б. Келлерман. – М. : Тренды, 2020. – 344 с.
22. Кипнис, М. Тренируем умение быть лидером / М. Кипнис. – М.:
АСТ, 2019. – 285 с.
23. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2018. – 542 с.
24. Кэ де Ври М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального
интеллекта / Кэ де Ври Манфред. – М.: Альпина Паблишерз, 2019. – 311 с.
25. Левкович, В.В. Лидерство в семье предпринимателей /
В.В. Левкович // Психологический журнал. – 2018. – №3. – С. 29-33.
26. Лунько, О.Е. Некоторые аспекты управления женским коллективом / О.Е. Лунько// Дошкольный педагог, 2019. – С. 89-92.
27. Манфред, Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Манфред Кэ де Ври. – М.: Альпина Паблишерз, 2019. – 311 с.
28. Образовательный менеджмент / под ред. Л.В. Даниленко,
Л.М. Карамушки. – К.: Школьный мир, 2020. – 400 с. – С. 167.
29. Осипов, Г.В. Энциклопедический социологический словарь /
Г.В. Осипов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИСПИ РАН, 2019. – 1120 с.
30. Оуэн, X. Призвание – лидер / X. Оуен, В. Ходжсон, Н. Газзард. – Днепр: БББ, 2019. – 384 с.
31. Пинтосевич, И. Семь заповедей лидера / И. Пинтосевич – М.:
Эксмо, 2018. – 288 с.
32. Почебут, Л.Г. Социальная психология / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2020. – 672 с.
33. Прихожан, А.М. Психологическиеаспекты взаимодействия женского коллектива / А.М. Прихожан // Вестник МГУ, 2019. – С. 112-115.
34. Психология лидерства: Хр. / К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2020. – 368 с.
35. Радина, Н.К. Психология лидерства / Н.К. Радина. – Н.Новгород:
НИМБ, 2018. – 100 с.
36. Разумникова, О.В. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии / О.В. Разумникова // Вопросы психологии. – 2019. –№ 4. – С. 76–83.
37. Райгородский, Д.Я. Практикум по общей психологии /
Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2019. – С. 120–137.
38. Рогожина, Е.М. Принципы и технологии политического лидерства в современной России / Е.М. Рогожина. – Н.Новгород: НГЛУ, 2019. – 299 с.
39. Роузнер, Дж. Женщина на руководящей должности // Психология менеджмента, 2020. – № 5. – С. 89 – 93.
40. Сай, Ц. Лидерство как отправная точка стратегии [Электронный ресурс] / ЦуньСай, Сара Йик.