Файл: Исследование лидерских качеств у женщин руководителей Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первая гипотеза, что для женщин-руководителей в отличие от женщин-подчиненных характерно преобладание маскулинных качеств, не подтверждена. Результаты исследования показали, что маскулинные качества преобладают только у 3% женщин-руководителей, 97% женщин-руководителей свойственны андрогинные черты, но все же приближенные к маскулинности.

Вторая гипотеза подтверждена полностью – как и предполагалось, у женщин-руководителей, работающих в сфере здравоохранения, в отличие от женщин-подчиненных в значительной степени преобладают следующие лидерские качества: потребность в достижении цели и мотивация успеха; уровень сформированности организаторских и коммуникативных способностей; уровень саморегуляции поведения; уровень сформированности эмоционального интеллекта. Результаты диагностики подтвердили, что у женщин-руководителей, работающих в медицинских организациях, сформированность лидерских качеств находится на более высоком уровне, чем у женщин-подчиненных.

Таким образом, цель эмпирического исследования достигнута, а именно – выявлены отличительные особенности проявления лидерских качеств у женщин-руководителей в сравнении с женщинами-подчиненными.

Во-первых, у женщин руководителей более развиты такие лидерские качества, как потребность в достижении цели, мотивация на достижение успеха, направленность на профессионализм. Так, высокий уровень «потребностей в достижении цели» диагностирован у 40% женщин-руководителей и только у 11% женщин-подчиненных. Такие результаты свидетельствуют о том, что у женщин-руководителей преобладают такие качества, как перманентное желание к новым достижениям. Им свойственен высокий уровень настойчивости в достижении целей, наличие развитого духа соперничества и притязаний, проявление положительных эмоций в процессе достижения цели.

Высокий уровень «мотивации на достижение цели» диагностирован у 33% женщин-руководителей и у 15% женщин-подчиненных. Такие результаты свидетельствуют о том, что у женщин-руководителей преобладает высокий уровень потребности самореализации в процессе профессиональной деятельности, четкая направленность на признание в общественной среде, наличие четко сформулированного положительного результата.

Высокий уровень «направленности на профессионализм» диагностирован у 60% женщин-руководителей и только у 20% женщин-подчиненных. Такие результаты свидетельствуют о том, что для большинства женщин-руководителей профессиональная деятельность имеет большое значение, при этом им свойственно стремление к непрерывному повышению уровня образованности и профессионального мастерства.


Лидерские качества, которые обеспечивают способность интегрировать деятельность группы как единой команды – организаторские и коммуникативные способности также лучше развиты у женщин-руководителей.

Организаторские способности на высоком уровне развиты у 60% женщин руководителей и у 32% женщин-подчиненных. Это говорит о том, что женщины-руководители более инициативны, социально активны, у них хорошо развиты способности к привлечению и активизации других.

Коммуникативные способности на высоком уровне развиты у 67% женщин руководителей и у 38% женщин-подчиненных. Это говорит о том, что женщинам-руководителям свойствен высокий уровень коммуникативной энергичности, пластичности, эмоциональности, а также социально-перцептивных способностей. Они общительны, легко вступают в контакты с коллегами любого служебного ранга. Легко управляют ситуацией.

Далее были продиагностированы лидерские качества, которые обеспечивают руководителю возможность определить целенаправленность коллектива в целом – это способности к целеполаганию, планированию и способности к принятию решений.

Способности к целеполаганию на высоком уровне сформированы у 47% женщин-руководителей и 21% женщин-подчиненных. Это говорит о том, что большинство женщин руководителей имеют большие способности к выдвижению цели, представлению моделируемого явления и его структурных элементов, а также к предвидению возможных вариаций решения проблемы.

Способности к планированию на высоком уровне развиты у 47% женщин-руководителей и только у 11% женщин-подчиненных. Это говорит о том, что женщины-руководители обладают большей сознательностью и склонностью к планированию деятельности для достижения цели, а само планирование характеризуется реалистичностью и иерархичностью.

Способности к принятию решений на высоком уровне сформированы у 67% женщин-руководителей и 25% женщин-подчиненных. Это говорит о том, что женщинам-руководителям более свойственна решительность в принятии решений, которые они принимают взвешенно, при необходимости корректируя их, адекватны в оценке результатов принятых решений и критичны к собственным ошибкам.

Далее были продиагностированы лидерские качества, которые обеспечивают способность руководителя к проявлению себя как эталона – это способность понимания собственных и чужих эмоций, способность управления собственными и чужими эмоциями.


Способности к пониманию собственных эмоций сформированы на высоком уровне у 47% женщин-руководителей и 24% женщин-подчиненных. Это говорит о том, что женщинам-руководителям свойственна более высокая способность к осознанию своих эмоций и их причин, они четко осознают влияние конкретной эмоции на свое поведение.

Способности к пониманию чужих эмоций сформированы на высоком уровне у 40% женщин-руководителей и 17% женщин-подчиненных. Это говорит о том, что женщины-руководители проявляют большую внимательность к проявлению эмоций другими, более способны к правильной интерпретации внешнего проявления эмоций окружающих, что проявляется в их коммуникативной активности с целью выявления эмоций других.

А вот умение управлять собственными эмоциями на высоком уровне развито только у 14% женщин-руководителей и у 12% женщин-подчиненных. Преимущественно данное качество сформировано на среднем уровне, как у женщин-руководителей (73%), так и у женщин-подчиненных (41%). Это свидетельствует о том, что у женщин-руководителей способности к контролю внешнего проявления собственных эмоций развиты также слабо, как и у других женщин, что, по нашему мнению, обусловлено общими психологическими особенностями женской психики. В этом плане, женщины-руководители имеют умеренный уровень способности к активизации, поддержанию или деактивизации собственной эмоции. И хотя результаты показали, что женщины-руководители могут лучше управлять собственными эмоциями, чем женщины-подчиненные, все же данное качество требует активного развития, поскольку неумение руководителя управлять собственными эмоциями порождает конфликтные ситуации в коллективе и вызывает другие проблемы.

Умения управлять чужими эмоциями сформированы на высоком уровне у 14% женщин-руководителей и у 5% женщин-подчиненных. Преимущественно это качество сформировано на среднем уровне, как у женщин-руководителей (73%), так и у женщин-подчиненных (36%). Полученные результаты говорят о том, что у женщин-руководителей умения управлять своими и чужими эмоциями развиты одинаково – преимущественно на среднем уровне. А женщины подчиненные лучше справляются с управлением собственных эмоций. Полученные результаты свидетельствуют об умеренной способности женщин-руководителей к активизации необходимой эмоции у другого человека и умеренных способностях к снижению интенсивности нежелательной эмоции другого человека. Поскольку данные качества особо важны для руководителей, так как эмоциональный интеллект – важная составляющая лидерских качеств, то развитию этих качеств у женщин-руководителей нужно уделить внимание.


Полученные результаты показывают, что опыт управленческой деятельности сам по себе не гарантирует высокого уровня сформированности лидерских качеств. Напомним, не смотря на то, что у женщин-руководителей лидерские качества развиты лучше в сравнении с женщинами-подчиненными, среди женщин-руководителей всего 20% представительниц с высоким уровнем сформированности лидерских качеств; у 55% из них – диагностирован средний уровень, а у 25% – низкий.

И хотя, уровень сформированности лидерских качеств у женщин-руководителей выше, чем у подчиненных, в целом большинство показателей женщин-руководителей находится на среднем уровне, поэтому у них нужно развивать лидерские качества, поскольку они сформированы не в полной мере.

Такие результаты подтверждают необходимость целенаправленной работы по развитию лидерских качеств у женщин-руководителей. Поэтому были разработаны рекомендации по развитию лидерских качеств у женщин-руководителей, которые представлены ниже.

Во-первых, для развития лидерских качеств у женщин-руководителей сферы здравоохранения необходимо создать соответствующие условия, стимулирующие, а не тормозящие развитие лидерских качеств. Для этого не только женщинам-руководителям, но и всему обществу необходимо избавиться от стереотипов, относительно того, что женщина – плохой управленец. Современная практика показывает, что женщины могут управлять крупными организациями. Для эффективного управления нужны профессионализм, ответственность и другие качества, которые принято называть «лидерскими». Эффективность женщины-руководителя возрастает, если она является признанным лидером в трудовом коллективе.

Во-вторых, высшему руководству при назначении лиц на руководящие и ответственные должности, особенно в медицинские организации, нужно руководствоваться исключительно профессиональными качествами претендентов. При этом, и женщины-кандидаты на руководящую должность должны проявлять большую активность и уверенность при выборе соответствующих руководящих должностей. Соревноваться нужно только в профессиональных качествах, которые нужны для эффективного управления на этой должности в соответствующей организации.

Для реализации на практике вышеприведенных рекомендаций, у женщин важно развивать лидерские качества. Если женщина будет профессионально компетентна, у нее будут хорошо развиты лидерские качества, она будет более уверенна в роли руководителя крупной организации.


Несомненно, сформированность лидерских качеств у женщин-руководителей медицинских учреждений значительно повышает эффективность деятельности всей организации. Это прямо влияет не только на отношения в коллективе, на слаженность его работы, но и в конечном итоге на качество обучения и воспитания детей. Следовательно, возникает вопрос, – как и какими средствами можно развивать лидерские качества у женщин-руководителей в сфере здравоохранения?

В современном цивилизованном мире (особенно центральная Европа, США) давно популярны различные психологические тренинги развития лидерских качеств у женщин-руководителей. К сожалению, в российском обществе подобные тренинги менее популярны, особенно среди представительниц старшего поколения. Сложившуюся ситуацию считаем неправильной, поскольку тренинги развития лидерских качеств уже доказали свою эффективность. Поэтому, рекомендуем прохождение женщинами-руководителями тренингов женского лидерства. Такие тренинги должны давать комплексное представление о женском лидерстве.

Такие тренинги должны чередовать информационные занятия с выполнением практических заданий. Обычно на тренингах по развитию женского лидерства используют следующие приемы-упражнения: участие в деловых играх, «мозговых штурмах», выполнение тематических кейсов, использование метода синемалогии (просмотра и анализа обучающего фильма), применение самоанализа и других действенных методов освоения материала.

Хотя женщины-руководители медицинских организаций продемонстрировали средний и высокий уровни такого качества, как потребности в достижении цели, его также следует развивать на тренингах. Это качество также входит в структуру лидерских качеств женщин-руководителей. Женщины-руководители должны четко знать цели, чего они хотят достичь, они не должны останавливаться на достигнутом результате, поскольку от их руководства зависит прогресс развития медицинской организации. Для этого у женщин-руководителей важно развивать настойчивость в достижении целей, стремление к профессиональной конкуренции, высокий уровень притязаний.

У женщин-руководителей был выявлен средний и высокий уровень мотивации на достижение успеха. У женщин-руководителей нужно развивать потребности самореализации в процессе профессиональной деятельности, направленность на признание в общественной среде и стремление к четко сформулированному положительному результату.