Файл: Исследование лидерских качеств у женщин руководителей Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В России, как и во всем цивилизованном мире, наблюдается переход на новый эволюционный этап развития образовательных организаций, что актуализирует развитие новой корпоративной культуры учебного заведения – так называемых «лидерских организаций», в которых поощряется лидерство. Развитие лидерства на всех уровнях образовательных организаций – именно такая задача стоит и требует решения для обеспечения прогрессивного развития образования и, как результат этого, всего общества.

В ходе наблюдений за реальной практикой управления в образовательных организациях обнаружены следующие противоречия. С одной стороны, сегодня руководящие должности в образовательных организациях все чаще занимают женщины. В организациях дошкольного образования руководят преимущественно женщины. Поэтому данное исследование посвящено проблеме исследования лидерских качеств у женщин руководителей.

В основу нашего исследования легли работы психологов, исследующих проблему лидерства и лидерских качеств: Г.М. Андреева, С.А. Алифанов, Т.В.Бендас, A.Л. Журавлев, О.С. Виханский, Ю.Н. Косолапова, Е.В. Кудряшова, Б.Д. Парыгин, A.B. Петровский и др.

Также были использованы работы по психологии менеджмента и проблемам лидерства руководителей следующих авторов: Д. Адаир, К.Т. Базарова, П. Друкер, A.B. Карпов, А.И. Китов, Ю.Д. Красовский, Д. Максвелл, Д. Макгрегор, A.Л. Свенцицкий, Ф. Фидлер и др.

В исследовании гендерных аспектов лидерства мы опирались на работы: В.В. Абраменковой, Л.В. Бабаевой, Т.В. Бендас, И.Н. Логвинова, И.Н. Тартаковской, Т.А. Фоминой, И.В. Ходыревой, А.Е. Чириковой и др.

Анализ научной литературы показал, что в последнее время внимание научного сообщества к проблеме женского лидерства возрастает. За последние десятилетия, как за рубежом, так и в России было разработано значительное количество теорий, объясняющих феномен женского лидерства. Однако, проблема лидерских качеств у женщин-руководителей в сфере здравоохранения на сегодняшний день остается менее изученной по сравнении с другими сферами, поскольку больше внимания в науке уделено проблеме женского лидерства в бизнесе и личных отношениях. Чтобы заполнить существующие пробелы, данное исследование было проведено на примере изучения лидерских качеств у женщин-руководителей ООО «ОВО», а тема сформулирована следующим образом – «Исследование лидерских качеств у женщин-руководителей».

Цель исследования – выявить особенности проявления лидерских качеств у женщин-руководителей.


Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать современные подходы в психологии, объясняющие феномен лидерства.

  2. Проанализировать факторы, влияющие на формирование лидерских качеств у женщин-руководителей.

  3. Охарактеризовать специфику формирования лидерских качеств у женщин-руководителей.

  4. Определить цель и методы диагностики личностных качеств и лидерского потенциала.

  5. Провести общую характеристику объекта и процедуры исследования.

  6. Сделать выводы по результатам эмпирического исследования.

  7. Разработать программу развития лидерского потенциала женщин-руководителей.

  8. Провести анализ эффективности программы по развитию лидерского потенциала у женщин-руководителей исследуемой организации.

Объект исследования – лидерские качества женщин-руководителей.

Предмет исследования – особенности лидерских качеств женщин руководителей, работающих в сфере здравоохранения.

Гипотезы исследования:

  1. Мы предполагаем, что для женщин-руководителей в отличие от женщин-подчиненных характерно преобладание маскулинных качеств, формирующих их гендерный тип.

  2. У женщин-руководителей, работающих в сфере зравоохранения, в отличие от женщин-подчиненных в значительной степени преобладают следующие лидерские качества: потребность в достижении цели и мотивация успеха; уровень сформированности организаторских и коммуникативных способностей; уровень саморегуляции поведения; уровень сформированности эмоционального интеллекта.

Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, обобщение данных научной литературы; эмпирические:

1) опросник «Фемининность маскулинность» (С. Бем);

2) методика «Потребность в достижении цели» (Ю. Орлов);

3) «Методика диагностики мотивации на достижение успеха» (Т. Элерс);

4) «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» (И.Г. Сенин);

5) методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» (В. Синявский, Б.А. Федоришин);

6) методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова);

7) Методика измерения эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы студентами при подготовке к практическим и семинарским занятиям по гендерной психологии; при написании научно-исследовательских работ на тему женского лидерства. Также материалы исследования могут быть полезны психологам при подготовке курсов по развитию лидерских качеств у женщин-руководителей.


Структура исследования: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ

1.1 Сущность и структура лидерских качеств личности
В данном параграфе проанализированы существующие современные подходы к лидерских качеств личности в психологии.

Феномен лидерства осмысливается на протяжении всей истории человечества. Б. Басс и Р. Басс утверждают, что изучение феномена лидерства началось одновременно с возникновением цивилизации1. По их мнению, лидерство играет важнейшую роль на всех типах предприятий и в любых социальных движениях, а потому требует непрерывных исследований.

В научной литературе и словарях мы находим множество определений термина «лидерство». Приведем наиболее часто встречающиеся определения в современной научной литературе.

Лидерство – это процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы или коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой ее членов (энциклопедический социальный словарь)2.

Лидерство – это социально-психологический процесс, в ходе которого один член группы организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. Субъектом инициирования отношений лидерства являются не все члены группы, а лишь одно лицо, взявшее на себя роль лидера. Именно лидер чувствует необходимость в организации и интеграции определенной группы людей (словарь-справочник по социальной психологии под ред. В.Г. Крысько)2.

Лидерство – это партнерство, подразумевающее взаимное доверие между людьми, которые работают вместе для достижения общих целей (К. Бланшар)3.

Лидерство – это межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфических целей (П. Друкер)4.

Лидерство – это результат взаимодействия членов группы в конкретный временной промежуток, на который влияет наличие тех или иных качеств или их совокупности у членов группы, а также и их проявление в конкретной ситуации, взаимное влияние имеющихся качеств и конкретной ситуации (А.Л. Уманский)5.

Лидерство – это феномен групповой жизни людей, который проявляется в наделении одного или несколько индивидов правом осуществлять определяющее влияние на решение важных групповых задач и на поведение членов группы. Важно
признание группой такого права за этим индивидом, что приводит к обладанию им одним или несколькими видами власти и занятию центральной позиции в статусной иерархии группы (Т.В. Бендас)6.

Лидерство – это ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности (С.Р. Филонович)7.

Лидерство – это процессы доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (Н.К. Радина)8.

Лидерство – это навык влияния на людей, который включает в себя уверенность в своей цели и в праве на ее достижение (И. Пинточевич)9.

Лидерство – это полное, аутентичное самовыражение человека, который работает на достижение значимой цели, что положительно влияет на преобразование (Х. Оуэн)10.

Как видим, существует множество определений лидерства. Приведенный выше перечень определений лидерства далеко не полный. Однако уже из анализа приведенных выше определений можно сделать вывод, что лидерство – это личностное качество, направленное на достижение успеха в группе людей (в коллективе), преследующих единую цель. Лидер – это личность, которая занимает руководящую позицию. Лидер способен мотивировать группу (коллектив) на достижение общей цели (лидер не принуждает, а вдохновляет). Функции лидера заключаются в интеграции и целенаправленности коллектива. Лидер принимает непосредственное участие в деятельности коллектива, поэтому было определено, что лидер – это член группы, который своими непосредственными действиями интегрирует и нацеливает коллектив.

Психологи (В.П. Шейнов11), в свою очередь, определяют лидерство как процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, понимания друг друга. Это психологическая характеристика поведения членов группы, которая базируется на принципах свободного общения и добровольного подчинения». Важно отметить, что в этом случае такое влияние имеет характер позитивности, эффективности и успешности. При этом, лидерство содержит пять элементов:

1) группа, в которой происходит взаимодействие;

2) задача, которую группа пытается решить;

3) лидер – индивид с определенными лидерскими качествами, способностями и возможностями, ориентированными на достижение целей, значимых для группы;


4) последователи – члены группы со своими качествами и возможностями для достижения общих целей;

5) ситуации, характерные для взаимодействия в группе.

В менеджменте выделяют три основных стиля лидерства (таблица 1).

Таблица 1.1

Стили лидерства в психологии и менеджменте12



Понимание лидерства как процесса и результата взаимного влияния лидера и его последователей лежит в основе ряда теорий лидерства, в частности трансакционного (основоположник – М.Вебер) и трансформационного лидерства (Дж. Бернс, Б. Басс).

Транзакционное лидерство (другое название – управленческое) фокусируется на направлении внимания членов коллектива на цели и способы их достижения. Лидер контролирует и координирует процесс.

Трансформационное лидерство – это взаимодействие между двумя или более членами коллектива, которое часто включает формирование или переформирование ситуаций, восприятие членов коллектива и их ожиданий. Лидерство появляется, когда один член коллектива видоизменяет мотивацию или компетенции других. Действия лидеров влияют на других и влекут изменения больше, чем действия других членов коллектива. По мнению Б. Басса и Р. Басса, типы лидеров могут быть дифференцированы по определениям, и более часто по ролям и функциям, которые они выполняют или в зависимости от обстоятельств 13.

К. Бланшар определил, что лидерство – это не то, что делается для людей, а то, что делается с людьми в процессе партнерства. Это умение лидера получить согласие коллектива на использование того стиля лидерства, который соответствует уровню развития данного коллектива. То есть, стиль лидерства должен соответствовать специфическим особенностям мировоззрения подчиненных, соответствовать культурным особенностям коллектива и той ситуации, в которой лидер действует. Не имеет значения, лидер подстраивается под особенности мировосприятия своих подчиненных в выборе стиля лидерства или подчиненные принимают стиль, который использует лидер. В конечном итоге стиль, используемый лидером, должен быть уместным и эффективным. Эффективность стиля лидерства, по мнению К. Бланшара, можно оценить по результатам деятельности коллектива – с одной стороны, и по добровольному желанию коллектива работать на высокий результат – с другой стороны