Файл: Исследование лидерских качеств у женщин руководителей Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14.

Манфред Кэ де Ври пишет, что «лидер, идя впереди, показывает путь своим попутчикам». Описывая портрет лидера, автор выделяет характерные признаки его личности. Во-первых, лидер – это харизматическая личность, он умеет уверенно и достойно вести себя. В любой ситуации лидер владеет ситуацией, выглядит собранным и уверенно реагирует на непредвиденные обстоятельства. Лидер излучает успех, энергию и желание действовать, собственным примером вдохновляет других. Лидер владеет отличными риторическими способностями. Лидер отличается независимостью характера и наличием собственного мнения в любом вопросе 15.

Е.П. Ильин приводит такие обязательные свойства лидера:

  • лидер относится к коллективу, в котором занимает влиятельную и авторитетную позицию;

  • лидер способствует достижению целей и интересов коллектива своими личными действиями;

  • лидер берет на себя инициативу и ответственность в большей степени, чем другие члены коллектива;

  • лидер соответствующим образом влияет на всех членов коллектива, которые подчиняются его решению16.

Анализируя литературу в области менеджмента и психологии, приходим к выводу, что основные функции лидера – интеграция и целенаправленность коллектива. Лидера характеризует непосредственное участие в достижении поставленной цели, поэтому лидер – это член коллектива, который своими непосредственными действиями интегрирует и нацеливает ее.

В.Г. Зазыкин и Е.А. Смирнов выделяют следующие основные характеристики лидера:

  • инициативность и активность в решении задач коллектива;

  • глубокие и широкие знания о ситуации в целом, о решаемой задаче и о членах коллектива;

  • умение позитивно влиять на поведение остальных, вдохновлять их. З.Г. Гапонюк выделяет следующие качества лидера:

  • обще-профессиональные: глубокие теоретические знания, практический опыт, системность в решении профессиональных вопросов, умение легко адаптироваться к ситуации, способность к прогностической деятельности, надлежащее выполнение профессиональных обязанностей, умение управлять коллективом, выделять главное и второстепенное, правильно распоряжаться временем и распределять обязанности в коллективе;

  • творческие: широкий кругозор в отношении общих вопросов, творческий подход к работе, педагогическая и методическая подготовка, высокий уровень творческого мастерства;

  • социально-психологические: умение устанавливать межличностные контакты; создавать позитивную атмосферу в коллективе; находить индивидуальный подход к каждому члену коллектива; умение разбираться в людях и влиять на них; подавать собственный пример; вызывать доверие и располагать к себе; задавать темпы работы; убеждать в собственной правоте; уравновешенность; склонность к анализу и самоанализу; человечность;

  • социально-коммуникативные: умение общаться и налаживать профессиональные контакты; отстаивать собственные интересы и интересы всего коллектива; умение обеспечивать надлежащий контроль за рабочим процессом; стимулировать коллектив к работе; умение дружить и заводить друзей; доброжелательность; такт, честность и порядочность; ответственность; адекватное эмоциональное состояние и психологическая возбудимость; правильность артикуляции, хорошая постановка голоса и т. п.17


Таким образом, лидерские качества – это качества личности, которые обеспечивают эффективное лидерство, а именно: индивидуально-личностные и социально-психологические особенности личности, позитивно влияющие на группу и приводящие к достижению цели.

А.В. Зорина в структуре лидерских качеств руководителя выделяет: общительность, активность, инициативность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, организованность, самостоятельность, умение убеждать, решительность, эрудированность, уверенность в себе, эмоциональная привлекательность, умение наладить позитивную атмосферу в коллективе18.

Т.Е. Вежевич выделяет среди основных качеств, которые присущи лидеру интеллект, коммуникабельность, эмпатию, доброту. Т.Е. Вежевич формулирует три определяющих компонента, определяющих лидерскую личность:

  • общие личностные качества лидера, которые формируют его систему ценностей, отношение к людям и окружающему миру;

  • поведение лидера, предусматривающее взаимное понимание, восприятие, оценки и т. д;

  • ситуация, в которой приходится действовать лидеру, что определяет успешность его деятельности19.

О.С. Виханский и А.И. Наумов отмечают, что перечень потенциально важных лидерских качеств бесконечный, а потому невозможно создать «единственно верный» образ лидера20.

На основе анализа научной литературы и эмпирического исследования лидерских качеств командиров курсантских групп, В.Н. Кодин выделил обобщенную структуру лидерских качеств лидера.

1. Индивидуально-личностные качества

- Знание и чувствование себя. Лидеру необходимо хорошо знать себя, уметь прислушиваться к себе, своим чувствам и эмоциям. Чувствование себя, знание того, что человеку нравится и чего не хочется, являются важными элементами формирования адекватной Я-концепции, помогают ориентироваться на жизненном пути и понимать других людей. Эту идею развивал У. Беннис, отмечая, что знание своих сильных и слабых сторон и верность своим принципам являются важными качествами лидера.

- Уверенность в себе. Адекватно высокий уровень самооценки лидера в сочетании с уверенностью в себе повышают его решительность в критических ситуациях и помогают при необходимости идти на риск. Уверенность в себе позволяет лидеру раздвигать границы своих возможностей и приобретать новый опыт. Эту идею обосновывал Б. Басс, который в 1981 году проанализировал десять ведущих исследований лидерства и подтвердил, что чувство уверенности в себе, а также уровень самооценки у лидера значительно выше, чем у последователей.


- Активная жизненная позиция и стремление к лидерству. Активная жизненная позиция позволяет лидеру быть в центре событий, что необходимо для адекватной ориентации в ситуации. Стремление к лидерству и достижениям является фактором, необходимым для саморазвития и самосовершенствования лидера. Эту идею поддерживает Стивен Кови.

- Моральная нормативность, надежность, последовательность в поступках. Лидер является носителем норм и ценностей группы, поэтому его поведение и мировоззрение должны быть согласованы с нормами общечеловеческой морали -- справедливостью, честностью, ответственностью, надежностью и последовательностью в поступках. Б. Нанус это качество лидера называл как «высокая честность и цельность характера».

- Развитая лидерская Я-концепция. Мировоззрение лидера и характер его взаимодействия с последователями во многом определяется лидерской Я-концепцией, включающей в себя систему представлений о себе как лидере и собственной лидерской роли во взаимодействии с окружающими.

2. Организационно-управленческие качества

- Обращенность в будущее и видение перспективы. Для того чтобы лидер мог вести группу за собой, он сам должен знать, куда идти. Для этого ему необходимо видеть перспективы деятельности группы. Это качество У. Беннис назвал как «направляющее видение».

- Чувствительность к ситуации и гибкость поведения. Лидер часто является участником сложного процесса и находится на «арене», где действует огромное количество различных сил, многие из которых порой находятся за пределами его знания, понимания и контроля в настоящий момент. Поэтому чувствительность к ситуации, способность быстро в ней ориентироваться и принимать правильное решение необходимы организационному лидеру. Схожее качество Макс ДеПре называл «ситуативной проницательностью».

- Способность создавать команду. Важным качеством индивида, определяющим успешность его становления в роли лидера, является умение притягивать к себе других (созидательными программами, идеями, идеалами) и создавать команду единомышленников. Формирование корпоративных целей и ценностей, а также контроль приверженности к ним последователей являются одними из важнейших задач лидера. - Схожее качество лидера в более широком виде Б. Нанус назвал как «способность к построению организации».

- Способность организовывать группу на решение поставленной задачи. Это качество является одним из фундаментальных для организационного лидера. Оно включает в себя умение распределять функции между членами группы, способность мотивировать и
воодушевлять их на выполнение задачи, координировать работу и т. п.

- Способность контролировать результаты совместной деятельности, благодарить и поощрять. Это качество также обеспечивает успешность выполнения организационным лидером соответствующих управленческих функций.

- Готовность поддержать в трудную минуту. Нежелание лидера оказать последователю поддержку в тех случаях, когда она очень значима и он способен это сделать, как правило, лишает его лидерского статуса и последователей. Этот эффект является производным от феномена Ф. Хейдера, согласно которому, если лидер воспринимается как человек, способный достичь результата, но не делающий этого из-за очевидного безволия или нежелания, то он имеет больше шансов потерять последователей по сравнению с лидером, неспособным достичь желаемого, но предпринимающим явные усилия для достижения цели.

3. Социально-психологические качества

- Межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей. Лидерство является социальным феноменом и ориентировано на людей, поэтому видение других людей,чувствование их стремлений, проблем и забот, а также понимание взаимоотношений «лидер--последователи» во многом определяет успех организационного лидера. На значимость этого качества указывал Джеймс О'Тул.

- Коммуникативная компетентность. Умение быстро налаживать контакты с людьми, уверенно чувствовать себя в коллективе является важным качеством лидера и обеспечивает успешность его организационно-управленческой деятельности. Схожее качество Джон Гарднер называл «навыками работы с людьми».

- Умение создавать условия для самореализации последователей. Умение создавать условия для самореализации последователей является основой для формирования доверия к лидеру и готовности последователей следовать за ним.

- Справедливость. Лидер выступает координатором взаимоотношений в коллективе и - должен быть объективен и справедлив в оценке действий и поступков других людей.

- Способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за групповую деятельность. Лидер является представителем группы, поэтому способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за внутригрупповую деятельность является важным качеством организационного лидера. Необходимость лидеру схожего качества обосновывал Джон Гарднер.


4. Перцептивно-лидерские качества

- Наличие вышеперечисленных качеств составляет лидерский потенциал организационного лидера, но обладание ими не обязательно превращает индивида в лидера. Каждое из них может быть значимо и полезно как для руководителя, так и любого человека, стремящегося в жизни к успеху. На наш взгляд, качествами, которые можно считать исключительно лидерскими, являются те, которыми наделяет лидера группа. В соответствии с этим особое значение приобретают: восприятие индивида группой как лидера; признание его лидерского статуса и авторитета; наличие последователей, готовых следовать за лидером; наличие личных ожиданий у членов группы от деятельности лидера; делегирование членами группы части личной активности лидеру и т. п.

Можно утверждать, что если группа не наделяет индивида этими качествами, то лидером в этой группе он не является, что созвучно идеям, развиваемым в атрибутивных теориях лидерства.

Бросающиеся в глаза недостатки теории черт побудили к формированию нового подхода к феномену лидерства. Поскольку исследования различных групп не давали одинаковых результатов о чертах лидера, можно было предположить, что и характер лидеров таких социальных групп не может быть одним и тем же. Лидерство все чаще стало рассматриваться как функция ситуации.

Ситуационное направление в социальной психологии, первоначально развивавшееся бихевиористами, было подхвачено и неофрейдистами, и сторонниками интеракционизма. В эмпирических исследованиях лидер все больше начинает рассматриваться с точки зрения роли, которую он играет в группе.

Нельзя сказать, что ситуационизм полностью исключает представление об особенностях личности лидера, разработанное в теории черт. Некоторые исследователи полагают, что те или иные черты лидера просто варьируют в зависимости от ситуации. По А. Голдинеру, ситуационизм не отрицает, что качества личности играют большую роль, но считает, что лидерство «является продуктом ситуации в отдельных группах».

Ситуационисты указывают, что лидерство в группе будет различным в каждой ситуации, что в определенной ситуации один человек может стать лидером, в другой ситуации -- кто-либо другой.

Теория черт не удовлетворяет и другую группу социальных психологов. Они считают, что эта теория, фокусируя внимание на личности лидера, игнорирует вторую, по их мнению, более важную сторону отношений «лидер - ведомые». Группа сама выбирает лидера, который удовлетворяет ее интересы