Файл: Исследование лидерских качеств у женщин руководителей Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, лидер, в сущности, не более чем инструмент группы, утверждают они. Поэтому «тайна лидера» не в нем самом, а в запросах его последователей. «Именно последователь воспринимает лидера, ситуацию и в конечном итоге принимает или отвергает лидера», - замечает Ф. энфорд.

Из всего сказанного вполне очевидно, что различные подходы к проблеме лидерства лишь в ограниченной степени могут быть приложимы к группам и к ситуациям педагогического воздействия (если угодно - взаимодействия). Хотя в последние годы ушедшего века и появились работы, посвященные руководству и лидерству в сфере воспитания и образования, их авторы, как правило, вольно или невольно придерживаются того или иного подхода, сложившегося в изучении лидерства в политической, военной, индустриальной сфере.

Соглашаемся с критикой теории лидерских качеств лишь частично. Действительно, установить полный перечень лидерских качеств, которые присущи всем лидерам, невозможно (получится практически бесконечно длинный перечень качеств). Однако, можно выделить качества, которые будут необходимы специалисту в определенной профессиональной деятельности или специфические качества лидера по гендерному аспекту. Например, качества лидера-женщины (подробнее данный пример будет раскрыт в следующей главе данного исследования).

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволяет нам определить, что лидерские качества – это совокупность индивидуально-личностных и социально-психологических свойств личности, позволяющих исполнять роль лидера в коллективе.

Из всего сказанного вполне очевидно, что различные подходы к проблеме лидерства лишь в ограниченной степени могут быть приложены к группам и к ситуациям педагогического воздействия (если угодно – взаимодействия). Хотя в последние годы ушедшего века и появились работы, посвященные руководству и лидерству в сфере воспитания и образования, их авторы, как правило, вольно или невольно придерживаются того или иного подхода, сложившегося в изучении лидерства в политической, военной, индустриальной сфере.

1.2 Факторы, влияющие на формирование лидерских качеств у женщин-руководителей

Тема развития женщин, их карьерного пути становится в настоящий момент все более актуальной по ряду причин. Первая из них – демографическая: в России мы наблюдаем доминирование женского населения. А доля работающих женщин в экономике России, по данным Всемирного Банка, составляла в 2018 году 55,9%
21.

Трансформация российского общества потребовала разработки новых технологий формирования лидеров среди женщин в различных сферах общества. Здесь особое место занимает исследование факторов, влияющих на формирование женского лидерства. В этом отношении формирование потенциала будущих руководителей (лидеров) находится в центре внимания как со стороны государства, так и современного бизнеса.

В настоящее время, когда социально-экономическая среда отличается нестабильностью, успешные управленческие решения руководителей становятся залогом эффективной деятельности организации. А последнее зависит от профессионального потенциала лидера. В связи с этим выявление факторов, влияющих на лидерство и определение их границ, становится актуальной задачей.

Существуют различные подходы к анализу факторов, воздействующих на формирование женского лидерства. Наиболее распространенными факторами, влияющими на формирование лидерских качеств в условиях переходного общества, являются:

  • уровень образования, принятый в данном сообществе (в частности, бизнес-образование, интеллектуальное или фундаментальное, инженерно-техническое и др.), связанный с освоением новых технологий и техник, сферы услуг, промышленности и др.;

  • перспективы быстрого профессионального роста;

  • возможности использования полученных в ходе обучения знаний;

  • востребованность лидеров в разных структурных элементах социальной иерархии и их исключительная мобильность;

  • динамика использования нетрадиционных методов управления лидерами (решающими становятся личные устремления, а не бюрократическое регулирование);

  • усиление влияния роли группы лидеров на социальную жизнь[3]; изменение системы ценностей; получение высоких доходов в качестве результата своей деятельности и др.

Однако границы слоя лидеров не могут расшириться до уровня социума. В частности, доступность информационной техники и технологий приводит к тому, что все более расширяющийся круг лидеров получает возможность индивидуального производства информационных продуктов.

Нам представляется возможным разделение факторов, воздействующих на формирование лидерства на объективные и субъективные. Объективные факторы не зависят от воли и желаний личности и определяют основу стиля лидерства, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Объективные факторы формирования лидеров включают в себя: 
факторы глобализации, исторические, политические, экономические, правовые, экологические, социокультурные, информационно-технологические и др. Исходя из задач нашего исследования, мы ограничимся общей характеристикой факторов.

Факторы глобализации связаны с интеграцией мировых финансово- экономических систем, бурным развитием информационных и коммуникационных систем, цивилизационными социокультурными изменениями, связанными с экспансией западных корпораций и компаний в страны Востока и бывшего советского блока. Данные процессы привели к осознанию неприменимости западных моделей в других культурных контекстах, тогда как приход восточных компаний на западные (по большей части американские) рынки вызвал необходимость изменения и упрощения организационных структур с целью повышения конкурентоспособности. В то же время происходит усиление взаимовлияния и взаимообогащения стилей, методов, технологий и приемов управления, перераспределения власти и лидерства в командах.

Процесс формирования женского лидерства связан с определенными историческими и политическими факторами, в которых функционирует и взаимодействует руководитель в организации. Сюда относятся характер и содержание соответствующего исторического этапа развития общества, особенности политического режима, поскольку данный режим является залогом появления авторитарных или демократических лидеров, а также определяет возможность появления лидеров оппозиции и основные способы рекрутирования в элиту. Наконец, лидерство может быть определено доминирующим вектором развития общества: форсированное, революционное развитие общества, как правило, приводит к складыванию авторитарных тенденций в руководстве, а эволюционный путь - демократических.

Классические формы подготовки лидеров были основаны на социальном заказе и не обязательно основывались на непрофессиональных знаниях. Это стало основой для депрофессионализации, снижения значимости профессионалов, в результате появилось противоречие в обществе переходного периода. А разрешение этого противоречия требует исследования технологий становления лидеров – профессионалов нового типа; организация этого процесса как актуальная проблема становится предметом нашего исследования.

Таким образом, вышеперечисленные исторические и политические факторы влияют на деятельность и поведение лидера и формируют определенный стиль управления, адекватный изменениям в транзитивном обществе, с учетом особенностей как внешней, так и внутренней среды.


К числу экономических факторов, влияющих на формирование лидерского потенциала среди женщин, относятся: существующие в обществе экономические отношения, способ производства, характер собственности, ее распределение, экономический потенциал. Важное значение в условиях перехода к инновационной экономике приобретает фактор инвестиций в человеческий капитал, поскольку более качественные и длительные инвестиции способствуют улучшению качественных и количественных характеристик человеческого капитала (объем знаний, уровень квалификации, состояние здоровья, корпоративные и духовные ценности) почти в течение всей трудовой жизни человека. Сегодня лидером в процессе экономической деятельности становится тот, кто приобретает последователей и умеет строить крепкие отношения с ними, пользуется уважением и авторитетом благодаря качествам, имеющим наивысшую ценность для команды, профессионализму, компетентности, способности к нестандартному продуктивному мышлению и видению стратегии развития, честности, интеллекту, эрудированности, энергичности, устойчивости взглядов и уверенности в себе, стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию, заботе о постоянном профессиональном росте персонала.

Именно на этом уровне следует оценивать лидерское влияние на результаты работы по планированию, развитию и сохранению человеческого капитала через систему качественных и количественных показателей лидерского потенциала, в частности, таких как индекс лидерства (доля лидеров в общей численности работников), индекс эффективности (доля эффективных лидерских решений в общем числе принятых управленческих решений); прирост рыночной капитализации предприятия, его деловой репутации; доля расходов на совершенствование в общей сумме расходов на инновационные и информационные технологии; количество введенных инновационных проектов и ноу-хау.

К основным социально-демографическим факторам, которые непосредственно влияют на лидерство, относятся: поляризация в доходах основных групп населения; положение социальных групп и слоев населения, социальная декомпозиция (различия в социальных статусах людей), степень открытости социальной стратификации и мобильности общества. Отдельного внимания требует определение демографических факторов, оказывающих влияние на формирование лидеров. Плотность населения, средняя продолжительность жизни, рождаемость, общая смертность населения, естественный прирост (убыль) населения; интенсивность миграции и эмиграции - эти и другие факторы ускоряют или замедляют процессы формирования лидерского потенциала.


Известно, что сущность демографической политики заключается в формировании в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения. Это подразумевает сохранение или изменение тенденций в области динамики и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Поэтому в анализе демографической ситуации важно определить, насколько основные направления демографической политики связаны с регулированием отдельных демографических процессов и лидерским воздействием на жизнедеятельность различных социально-демографических групп. Это позволит создать благоприятные условия для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снизить заболеваемость и смертность населения, увеличить продолжительность жизни людей, регулировать миграционные процессы.

Определенное влияние на формирование лидеров оказывают образ жизни и условия жизнедеятельности населения, включающие занятость населения и ее структуру, уровень безработицы как соотношение числа официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, уровень образования и культуры, уровень общественной и личной безопасности граждан, уровень развития социальной инфраструктуры (обеспечение жильем и жилищно-коммунальными услугами, состояние бытового обслуживания, содействие занятости населения, экологическая безопасность, развитие сферы образования, культуры и искусства, транспортное обслуживание, состояние благоустройства территории); состояние окружающей среды.

Таким образомформирование профессионального потенциала будущих руководителей является актуальным объектом социологических исследований. В частности, для нашего эмпирического исследования ключевую роль играет вторая группа факторов - субъективные (единичные), на основе изучения которых будут выявлены основные характеристики будущих руководителей с помощью конкретных методик. Социальные технологии будут разрабатываться на основе результатов эмпирического исследования.

В настоящее время происходит трансформация понимания феномена лидерства, меняются его качественные характеристики, экономическое поведение. Следовательно, для социологического анализа в изменяющемся обществе необходимо рассматривать лидерство как институт, его генезис и факторы, влияющие на формирование лидерства.

Аналитическое разграничение исследовательских подходов во взаимосвязи: личностный, поведенческий, ситуационный, атрибутивный, обменный, нравственно-ценностные, социально-психологические отечественные школы к изучению феномена лидерства - является основой выявления факторов, влияющих на лидерство и представлений о его генезисе.