Файл: Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Музыкальное сопровождение занятий на этом этапе начальной подготовки должно быть простым, понятным и доступным для детей 7- 8летнего возраста.

Успешное осуществление всесторонней физической подготовки юных акробатов во многом зависит от умелого подбора средств и методов на протяжении ряда лет в годичном цикле.

Специалисты отмечают, что в группах начальной подготовки необходимо большое внимание уделять общей физической подготовке, так как она способствует разностороннему развитию и повышению функциональных возможностей организма. Общая физическая подготовка должна осуществляться в течение всего года, изменяясь в объеме в зависимости от периода подготовки [6, 25].

Полноценная физическая подготовка акробатов включает общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка направлена на общее физическое развитие акробата, на гармоническое развитие всего организма, укрепление органов и систем организма и повышение его функциональных возможностей, улучшение способностей, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправления недостатков телосложения и осанки у юных спортсменов. Для юных акробатов средствами ОФП являются ходьба, бег, лазанье, упражнения для воспитания чувства равновесия, общеразвивающие упражнения с предметом и без него, упражнения с отягощением [25] . Значительное место в программе их занятий должно быть отведено подвижным играм, различным видам легкой атлетики, плаванию и прыжкам в воду.

Специальная физическая подготовка юных акробатов направлена на точное выполнение элементов в акробатике, отработке связок и комбинаций под музыку. Основной задачей СФП на начальном этапе подготовки у акробатов является развитие координационных способностей, умение выполнять движения как статического, так и динамического характера. Средствами СФП являются: акробатические элементы, связки, комбинации, танцевальные движения и др. [24]. Средствами специальной физической подготовки юных акробатов являются: соревновательные упражнения, специальные подготовительные упражнения и др.[24, 25]. Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена во всех видах годичного цикла – подготовительном, соревновательном и переходном, но соотношение и задачи меняются.

1 год обучения.

ОФП – строевые упражнения, лазание по гимнастической скамейке; легкоатлетические упражнения: бег – 20-60 м,, прыжки, кросс до 500 м. Подвижные игры: «День и ночь», «Ловишки», «Хвостики» и др.


СФП – упражнения для развития ловкости, упражнения для развития гибкости (махи, «лодочки», «наклоны из положения лежа и стоя», «шпагаты», упражнения на низком бревне и упражнения на скамейке и т.д.).

Техническая подготовка

Акробатические упражнения: разновидности группировок, перекаты, кувырки вперед и назад, стойки на лопатках, стойки на голове, произвольные упражнения по программе 3 юношеского разряда, обязательные упражнения по программе 2 юношеского разряда.

2 год обучения.

ОФП – строевые упражнения, разновидности бега и прыжков, кроссовый бег, прыжки в длину с места и с разбега. Подвижные игры: «Третий лишний», «Ловишки», «Хвостики» и др.

СФП – повторение программы 1 года обучения, упражнения для развития ловкости, упражнения для развития гибкости и координации, прыжки на скакалке, упражнения для развития силы и быстроты.

Техническая подготовка

Акробатические упражнения: разновидности группировок, перекаты, кувырки вперед и назад, стойки на лопатках, стойки на голове, произвольные упражнения по программе 3 юношеского разряда, обязательные упражнения по программе 2 юношеского разряда.

Хореографическая подготовка акробатов – важная часть спортивной подготовки юных акробатов. Включает в себя упражнения под музыку и элементы классической хореографии и танца. С юными акробатами занимается специальный педагог-хореограф. Он и составляет хореографические комбинации, которые будут включены в обязательную и произвольную программу спортивной подготовки.

Изучение акробатических упражнений осуществляется при помощи методов расчленно-конструктивного и целостного обучения. Более широкое применение имеет расчлененно-конструктивный метод. Сущность данного метода заключается в том, что изучаемый элемент разделяется на составные части, которые последовательно осваиваются юными акробатами.

Метод целостного обучения используется при изучении технически несложных элементов и соединений, а также в случаях, когда формируемый навык не поддается разделению без существенного искажения структуры действия. В практике нередки случаи, когда этот метод применяется в сочетании с расчленно-конструктивным. В этом случае вначале спортсмен пытается выполнить упражнение целиком в облегченных условиях (с помощью, в поролоновую яму, на батуте и т.п.), а затем постепенно переходит к обработке компонентов по индивидуальной программе [25, с.24].



Следует отметить, что существенно облегчает и ускоряет процесс формирования двигательного навыка использование подводящих упражнений, дополнительных ориентиров, варьирование условий и другие методические приемы [11].

Важно подчеркнуть, что при изучении элементов акробатики полезно выполнять упражнения на полу без ковра, а по мере овладения техникой исключать страховку и помощь. В качестве развития КС использовался игровой и соревновательный метод [17].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что спортивную тренировку на начальном этапе у акробатов следует проводить по принципу общей физической подготовки с перспективой на дальнейший рост, создавая большой двигательный опыт занимающихся и удовлетворяя двигательную активность детей данного возраста.



ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ АКРОБАТОВ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

2.1. Задачи исследования
Задачи исследования:

1.Определить содержательные характеристики спортивной акробатики как вида спорта, способствующего развитию координационных способностей.

2.Рассмотреть сущность понятия и виды «координационных способностей».

3.Провести исследование координационных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивной акробатикой в группах начальной подготовки.

2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

- анализ и обобщение литературных источников;

- педагогическое наблюдение;

- педагогическое тестирование;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

Анализ и обобщение научно-методической, педагогической и психологической литературы проводился нами с целью создания представления о координационных способностях, выяснения возрастных особенностей младших школьников, а также выявления средств и методов развития координационных способностей в спортивной акробатике.

Результатом данного анализа явилось выделение темы, объекта, предмета исследования. Анализ существующих программ по спортивной акробатике для групп начальной подготовки показал, что в них предлагаются в основном традиционные подходы к обучению.

Наряду с относительным падением качественных параметров учебного процесса, существенно снижается мотивация детей к занятиям спортивной акробатикой. Именно поэтому, возникает объективная потребность в новых методиках для детей 7-8 лет, занимающихся спортивной акробатикой на начальном этапе обучения. Поэтому, мы определили, что прыжки на батутах будут способствовать развитию координационных способностей в тренировочном процессе у юных акробатов.

Педагогическое наблюдение.

При проведении тестирования наблюдения проводились за юными акробатами, выполнявших тестовые упражнения. Обращалось внимание на правильное выполнение упражнений в соответствии с заданной регламентацией. Педагогическое наблюдение проводилось с целью получения более полной инди
видуальной педагогической характеристики и информации о физической подготовленности испытуемых.

Педагогическое тестирование проводилось с целью выявления исходного уровня развития координационных способностей у юных акробатов в контрольной и экспериментальных группах.

Педагогический эксперимент позволил нам проверить правильность выдвинутой гипотезы путем применения экcпериментальной методики, направленной на развитие координационных способностей в тренировочном процессе у юных акробатов в группах начальной подготовки.

Методы математической статистики.

Математическая обработка полученных данных в результате тестирования проводилась с вычислением средней арифметической величины, вычислением процентных показателей, сравнением средних арифметических величин с использованием пакета Exel для среды Windows. А достоверность различий между группами сравнивалась с помощью t -критерия Стьюдента.

2.3. Организация исследования
Программа нашего экспериментального исследования включала три этапа.

На первом этапе исследования для изучения координационных способностей у юных акробатов 7-8 лет, проводился литературный поиск по рассматриваемой теме. Проводился анализ педагогической и методической литературы. Определялся предмет, объект и задачи исследования. Разрабатывалась гипотеза и подбирались методы исследования. Изучался педагогический опыт тренеров, работающих в группах начальной подготовки с юными акробатами.

На втором этапе исследования мы провели педагогический эксперимент, тестирование и выполнили анализ полученных данных. Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Десна» по спортивной акробатике г.Брянска. Для организации нашего исследования, мы определили методику развития координационных способностей у детей 7-8 лет, занимающихся акробатикой в группах начальной подготовки.,

В исследовании приняли участие дети 7-8 лет – 10 человек, занимающиеся спортивной акробатикой в группах начальной подготовки. Нами были выделены 2 группы – контрольная и экспериментальная, в которых занимались равное количество детей (по 10 человек). Особенностью нашей выборки явилось то, что ее составили преимущественно девочки (100%).

Был проведен педагогический эксперимент, направленный на исследование координационных способностей у юных акробатов на начальном этапе спортивной подготовки.

На третьем этапе нашего исследования мы проанализировали полученные данные, выполнили выводы и обосновали заключение нашего исследования.